Научная статья на тему 'Страхование - социальный институт в системе социально-трудовых отношений'

Страхование - социальный институт в системе социально-трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
529
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куканова Е. В.

В данной статье анализируются сущность, принципы и функции социально-трудовых отношений. Социальное страхование рассматривается как механизм стабилизации и придания устойчивости социально-трудовым отношениям, а также раскрывается роль социального страхования в системе социальной защиты населения, в обеспечении социальных и профессиональных защитных мер от возможных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страхование - социальный институт в системе социально-трудовых отношений»

ные варианты, совместные чаепития, раздачу небольших пакетов с достаточно символической поддержкой. Однако основная задача этих встреч — помочь ребятам научиться самостоятельно решать проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций.

В целях лучшей социализации, социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни могут создаваться центры по социальной адаптации выпускников. Такие, например, как созданный на базе Сенненской общеобразовательной средней школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Витебской области экспериментальный дом по социально-бытовой адаптации подростков. По словам директора центра, дом, расположенный на территории школы-интерната, рассчитан на одновременное проживание в нем 6 подростков.

Поступила 13.05.10.

Здесь группы из девушек и юношей старших классов поочередно, на протяжении месяца-двух, ведут фактически самостоятельный образ жизни. Ребята сами готовят, убирают, ведут хозяйство (приусадебный участок), рассчитывают имеющиеся доходы (зарплата за изготовленную продукцию, средства, выделяемые государством на питание) на определенное время. За преподавателями остаются только контролирующие и корректирующие функции.

Таким образом, роль социальных служб в успешной социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот велика. Порой только сотрудники социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются основным источником получения детьми социальных знаний, умений, навыков, образцом культуры, образа жизни, примером для дальнейшего подражания в будущем.

ЙОВАО I ДА Г Ё А — N I ОЁАЁО Г иЁ Ё Г ЙОЁОСО А ЙЁЙОА1 А N I ОЁАЁи Г I -ОВСА I ДиО 1ОМ 0АГЁЁ А. Д. Ёбеамаа

А ааТТТе поаоиа аТаёёдеЭо^опу пошТпои, ТЭёТОёТй ё ббТёоёё пТоёаёиТТ-оЭоаТайо ТоТТ0аТёё. ЫТоёаёиТТа поЭаоТааТёа ЭапШ аоЭёаааопу ёаё ТаоаТёд! поааёёёдаоёё ё ТЭёааТёу бпоТё+ёаШё пТоёаёш Т-оЭбаТай! ТоТТ0аТёу1, а оаёжа ЭапёЭйаааопу ЭТёи пТоёаёиТТаТ поЭаоТааТёу а пёпоаТа пТоёаёиТТё дайёои ТапаёаТёу, а Т аапТа^а-Тёё пТОёаёиТйо ё ТЭТбаппёТТаёиТйо дайёоТйо 1аЭ То аТдИжТйо ЭёпёТа.

Международный опыт свидетельствует, что для обеспечения социального мира и удержания возникающих конфликтов в приемлемых для гражданского общества рамках необходимы социальные институты и механизмы достижения социального согласия и сотрудничества. Институты социального согласия становятся органической частью не только экономической, но и политической системы, налаживая и поддерживая прямые и обратные связи между государством и гражданским обществом, между различными общественными и профессиональными объединениями.

С точки зрения содержания, категории социологии — социальные процессы, соци-

альные институты, действующие в гражданском обществе, относятся к категории объективности [1, с. 13]. Они конкретизируют сущность и содержание времени, в котором функционирует индивидум гражданского общества. Именно при помощи этих категорий возможны описание и анализ таких процессов, как согласование тех или иных форм общественной жизни, форм политической власти, взаимодействие граждан с государством, особенности социально-трудовых отношений и т. п.

Как известно, система социально-трудовых отношений (СТО) есть совокупность взаимосвязанных организаций и институтов, представляющих интересы определенных со© А. А. ЁбёаТТаа, 2010

циальных общностей (социальных групп, слоев, классов). Субъектами СТО являются государство, работодатели, работники, у каждого из которых имеется своя, вполне определенная совокупность ценностей, интересов, своя стратегия поведения в различных ситуациях. Социально-трудовые отношения конкретизируются и формализуются посредством выявления их основных целей и принципов взаимодействия.

Анализируя социально-трудовые отношения, можно констатировать, что основными их целями являются:

— обеспечение гражданам (индивидам) гражданского общества нормальных условий существования (прожиточного минимума);

— поддержание определенного уровня занятости граждан в различных отраслях экономики;

— последовательное повышение уровня жизни индивидов гражданского общества;

— стабилизация экономики, обеспечение правовых гарантий в обществе и т. д.

При этом основные принципы социальнотрудовых отношений базируются на взаимном уважении и учете интересов сотрудничающих сторон (субъектов СТО) и, что немаловажно, заинтересованности сторон в стабильном и развивающемся сотрудничестве. Существенным является также добровольность принятия субъектами СТО обязательств на основе взаимного согласования и, несомненно, обязательность исполнения достигнутых договоренностей.

Важнейшая роль в формировании и развитии системы социально-трудовых отношений принадлежит государству. Причем статус и роль государства в этом процессе двоякие: с одной стороны, оно является одним из основных субъектов СТО, с другой — оно выступает центральным политическим институтом, регулирующим все стороны жизни общества. Без государственного регулирования современное общество существовать не может, так как в этом заинтересованы различные классы и социальные слои. В регулировании экономики и производства заинтересованы преимущественно работодатели, в определенной степени также и наемные работники. В государственном регулировании заинтересовано и само государство, в первую очередь бюрократия и чиновничество. В социально-политической стабильности заинтересованы все — как трудящиеся, так и экономически господствующий класс.

Одним из определяющих субъектов системы социально-трудовых отношений являются работодатели, под которыми, как известно, понимаются организации, физические

лица, использующие чужой наемный труд на основании трудового договора и зарегистрированные в качестве плательщиков обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой объединения работодателей (предпринимателей) имеют большой опыт участия в формировании и проведении как экономической, так и социальной политики, представлении интересов своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и государством. Эти объединения формируются на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Основными функциями объединений работодателей, как показывает практика, являются выработка стратегии совместных экономических действий, достижение компромиссов в собственной предпринимательской среде, определение (выстраивание) согласованных позиций в отношениях с наемными работниками, представительство и лоббирование интересов работодателей в отношениях с государством.

Другим важнейшим субъектом системы социально-трудовых отношений выступают профессиональные союзы и другие представительные институты и организации наемных работников. Часто профессиональные союзы, а также добровольные организации и ассоциации граждан определяют как демократические институты гражданского общества.

Правовую основу социально-трудовых отношений образуют нормы и принципы, содержательная сторона которых зависит от уровня демократичности общественного строя, исторических и культурных особенностей страны. Принципы и нормы СТО направлены на осуществление следующих системных функций:

— функция выявления, координации и гармонизации интересов социальных общностей, слоев и групп, или функция представительства интересов. От того, насколько точно представлены интересы субъектов СТО, во многом зависят ее стабильность, динамика развития;

— функция социального контроля реализуемой политики — сбор и распространение информации о текущем состоянии социально-политических и экономических проблем; внесение, принятие и реализация законодательных инициатив; критический анализ тенденций правительственной политики в области социально-трудовых отношений;

— функция участия в разработке, принятии и реализации социально-экономических программ представляет собой также непосредственное участие и в распределении

материальных ценностей, создаваемых в гражданском обществе;

— функция участия в ускорении научнотехнического прогресса, повышении производительности и эффективности общественного труда реализуется путем комплексного воздействия на процесс и технологию получения материальных ценностей, удовлетворяющих потребности гражданского общества;

— функция развития самоуправления, совершенствования демократического гражданского общества реализуется путем многостороннего участия представителей работников работодателей и государства в управлении производством, формировании соответствующих социально-трудовых отношений, а также создания фондов социального обеспечения и страхования;

— функция, связанная с повышением благосостояния работников путем последовательных действий за социальную справедливость, т. е. обеспечение для каждого гражданина определенной совокупности социальных благ, включая минимальный жизненный уровень, независимо от его возраста, пола, социального статуса и рода занятий;

— функция формирования благоприятного климата в гражданском обществе основывается на самом широком учете интересов и потребностей субъектов СТО, на взаимном доверии и уважении.

Осуществление примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых конфликтов и противоречий осуществляется путем привлечения к решению возникающих проблем примирительных и арбитражных органов на трехсторонней основе. Социальная защита граждан является объективной общественной потребностью. Необходимые и достаточные средства для социальной защиты должны обеспечиваться в ходе общественного воспроизводства, составляя определенную часть стоимости и цены рабочей силы, издержек производства, фонда потребления, стоимости жизни и т. п. Здесь весьма существенным моментом является определение различных социальных рисков, их масштабов, сравнительной остроты, и для возможного их демпфирования необходимо определить способы социальной защиты, соответствующие степеням рисков, в том числе и в социально-трудовых отношениях.

Важно также рассмотреть возможности организации гражданами самозащиты путем использования различных форм добровольного страхования для обеспечения возможности объединения усилий субъектов гражданского общества на поприще социальной защиты и самозащиты на основе социальной

солидарности. При этом наиболее существенным, на наш взгляд, является необходимость определения факторов риска, присущих социально-трудовым отношениям; субъектов, подвергающихся риску; управление риском при рассмотрении профессиональных рисков и, как следствие, профессиональных заболеваний из-за необеспечения безопасных условий труда.

Актуальность рассмотрения профессиональных рисков, которыми характеризуется практически каждое производство, определяется становлением страховых механизмов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и формированием обязательных профессиональных пенсионных систем. Профессиональный риск в социально-трудовых отношениях сопряжен с неопределенностью и случайными (вероятными) характеристиками объектно-субъектных взаимосвязей и зависит он от:

— проявления сложного комплекса взаимосвязанных факторов условий труда и трудового процесса;

— биологического состояния человека (работника) и его здоровья (остроты восприятия рисков);

— развитости механизмов и институтов защиты работника от рисков (охраны и медицины труда, социального страхования и реабилитационного обеспечения).

Объектом изучения профессиональных рисков служит рабочее место работника. Он выполняет конкретную операцию технологического процесса, где проявляет себя рисковая ситуация как взаимодействие вероятностных характеристик трех компонентов: факторов риска, субъекта риска, управления риском.

Анализ профессиональных рисков социально-трудовых отношений должен проводиться в следующих направлениях:

— комплексная оценка условий труда на основе анализа факторов производственной среды, а также гигиенических психофизиологических критериев факторов риска;

— оценка последствий проявления профессиональных рисков на основе анализа медико-статистических показателей повреждения здоровья работника из-за профессиональной заболеваемости и степени утраты им трудоспособности;

— оценка результатов биологического мониторинга, а также мониторинга состояния производственной среды.

Здоровье человека, его жизнь и профессиональная способность к труду — это определяющие моменты социальной справедливости, которые служат основным критерием

страховой защиты работников от профессиональных рисков. В этих условиях важнейшими функциями института обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости являются профилактические (организационные, технические и технологические) действия по минимизации рисков, а также лечебно-реабилитационные — в тех случаях, когда риск предотвратить не удалось и требуется обеспечить комплекс мер по скорейшему возвращению пострадавшему способности к труду.

Особая роль в системе социальной защиты населения, как известно, принадлежит социальному страхованию, направленному на обеспечение социальных и профессиональных защитных мер от рисков. Для изучения отношения работников к практике социального страхования было проведено социологическое исследование, основными задачами которого явились:

— изучение рынка страховых услуг на основе экспертных оценок и данных социологических опросов;

— изучение оценки различными категориями работников, а также экспертами проводимой государством политики в области социального страхования;

— выявление основных нерешенных проблем, мешающих работникам пользоваться в полной мере всеми социальными услугами;

— определение действенных направлений совершенствования системы социального страхования.

На сегодняшний день социальная защита представляет комплекс мер правового, социально-экономического характера, которая гарантируется и реализуется в основном государством. Однако государство не в состоянии полностью обеспечить социальную защиту граждан по всем направлениям. Требования времени связаны с оказанием адресной социальной помощи нуждающимся слоям населения. В этой связи представляет интерес анализ структуры мер социальной защиты, в которой прежде всего нуждаются работники.

Респондентам был задан вопрос: «Укажите, в каких мерах социальной защиты Вы нуждаетесь прежде всего?». В полученной структуре мер первое место занимает медицинская реабилитация (43 %). С небольшим разрывом далее идет позиция «представление целевых дотаций на лечение» (40 %). Такое распределение свидетельствует о распространенности среди работников убеждения о том, что социальная защита больше всего связана с деятельностью медицинских учреждений. Значительное место уделяется позициям «пре-

доставление социальных льгот наиболее уязвимым слоям населения» (35 %) и «защита от профессиональных рисков» (36 %).

В условиях, когда в стране пока не удается сформировать действенную государственную систему социальной защиты, актуальным может оказаться использование возможностей института страхования, который можно рассматривать также как эффективный механизм самозащиты как работников, так и в известной мере работодателей. Для успешной реализации этого, на наш взгляд, необходимо сформировать систему приоритетов и ограничений, предусматривающих:

— обоснование целесообразных границ и методов применения страхования с позиций социальной защиты и самозащиты страхователей;

— установление допустимых форм и видов социальной направленности страховой деятельности;

— определение возможных диапазонов варьирования границ страховых премий и страховых рисков, обеспечивающих функции самозащиты страхователей;

— обоснование размеров выплат по страховым случаям, гарантирующим социальную защиту страхователей.

Всесторонне взвешенное решение этих вопросов, очевидно, требует более подробного рассмотрения находящейся в процессе формирования системы страхования в РФ. Для согласования задач, ценностей, интересов, а также правил поведения субъектов СТО в целях обеспечения социального мира и удержания возникающих конфликтов в цивилизованных рамках необходимы не только соответствующие институты и механизмы социального согласия и сотрудничества, согласованные правила и приемы разрешения возникающих разногласий, но и инструменты, в том числе и финансовые, для придания этой системе определенной устойчивости.

И в этих условиях важным становится формирование в стране эффективной системы страхования, которая наряду с дальнейшей разработкой правовых основ и совершенствования механизма регулирования социально-трудовых отношений, правил взаимодействия субъектов СТО может оказаться социальным институтом со своим механизмом функционирования, содействующим стабилизации системы социально-трудовых отношений, обеспечивая определенной страховой защитой все субъекты. Таким образом, формирующаяся сегодня в стране развитая система страхования может рассматриваться как многофункциональная система защиты интересов работников, предприятий и организа-

ций различных форм собственности, государства и является важным элементом социально-экономической системы гражданского общества.

Рассматривая механизм стабилизации и придания социальной устойчивости СТО в результате страхования различных направлений деятельности ее партнеров, целесообразно выделить следующие проблемы:

1) обоснование места и механизма страхования в функционировании сторон системы социально-трудовых отношений: государство — работодатели, государство — работники, работодатели — работники;

2) формирование функций, места и форм страхования деятельности субъектов системы СТО: государства, работников, работодателей.

В связи с этим одним из условий создания цивилизованного рынка страховой деятельности наряду с демократическим государственным устройством, частной собственностью на землю, рыночной координацией выбора экономических субъектов и рыночным поведением потребителя является также наличие эффективно действующей системы СТО, в которой в качестве одного из социальных институтов выступает страхование.

В общем случае страхование можно рассматривать как социальный институт гражданского общества, представляющий собой организационную систему связей, объединяющую значимые общественные ценности и процедуры, а также удовлетворяющий и гарантирующий в известном смысле основные потребности индивидов гражданского общества.

Придерживаясь трактовки Ж. Т. Тощен-ко, что категории социологии — это предельно универсальные, фундаментальные понятия, характеризующие уровень осмысления и обобщения основных представлений об общественной жизни, о социальной реальности, которые имеют априорное значение и помогают систематизации и организации опытного знания, рассмотрим отдельные характеристики и функции страхования как социального института гражданского общества. Применительно к системе социально-трудовых отношений страхование как социальный институт, на наш взгляд, регулирует или упорядочивает социально-экономические отношения индивида (работника) гражданского общества или группы индивидов (объединения работников в лице профсоюзов) при их взаимодействии с окружающей (рыночной) средой или соседними по СТО сообществами в лице работодателей или их объединений, а также государством в лице его соответствующих институтов. Эти отношения облечены в определенные формы и организации, наделены инстру-

ментами контроля и выполняют определенные функции.

Характеристиками страхования как социального института могут являться:

— установки и соответствующие образцы взаимного поведения страхователей и страховщиков, где в качестве страхователей могут выступать как наемные работники, так и работодатели;

— договор о страховании, который можно рассматривать как письменный кодекс взаимоотношений между страхователем и страховщиком, формализующий и регулирующий возможные страховые случаи;

— соответствующая идеология в виде страховой защиты субъектов СТО (работники, работодатели, государство), содействующая установлению определенного понимания и согласия в гражданском обществе;

— действия страховых компаний, которые осуществляются с позиций осознания своих действий и реализуются не в узких корпоративных производственных понятиях, а в широком социальном смысле.

Функции страхования как социального института в системе социально-трудовых отношений, на наш взгляд, должны включать социальное регулирование взаимоотношений в системе путем использования определенных видов страхования различных действий субъектов, обеспечивающих оптимальное распределение финансовых средств и целевую направленность этих потоков. Весьма важным является регулятивная составляющая, упорядочивающая взаимоотношения между страховщиком и страхователями (между субъектами СТО) с целью достижения эмоционального удовлетворения, которое возникает в результате построения определенной (страховой) системы, обеспечивающей соответствующую самозащиту страхователей в СТО. С другой стороны, страхование как экономический социальный институт можно рассматривать как специфическую форму организации самозащиты работников в гражданском обществе.

Таким образом, страхование в настоящих условиях является одной из форм взаимоотношения субъектов социально-трудовых отношений. Это прежде всего относится к наемным работникам, а именно: их определенной целенаправленной самозащиты в условиях рыночной экономики.

Самозащиту в условиях гражданского общества в рамках социально-трудовых отношений можно рассматривать как один из множества «инструментов», с помощью которых воспроизводится и совершенствуется механизм функционирования гражданского

общества. У данного «инструмента», а именно страховой самозащиты, можно выделить следующие показатели (грани): организационные; диагностические; предупредительнопрофилактические; медицинские; социальнопсихологические.

Применительно к работникам в СТО это:

1) диагностические показатели, характеризующие индивидуальные условия труда и безопасности жизнедеятельности работников при реализации конкретных операций производственного процесса;

2) предупредительно-профилактические показатели, характеризующие совокупность мероприятий, направленных на совершенствование условий труда и повышение его эффективности;

3) социально-медицинские и социальнопсихологические показатели, устанавливаемые в результате мониторинга как самих работников, участвующих в производственном процессе, так и условий окружающей среды или безопасности жизнедеятельности;

4) организационные показатели, способствующие созданию соответствующей правовой и финансовой системы, обеспечивающей эффективную самозащиту работников.

Анализ показывает, что процессы самозащиты могут реализоваться за счет перестройки существующих и образования новых специфических страховых связей между субъектами социально-трудовых отношений. Отличительной особенностью процессов самозащиты работников является их целенаправленный, но вместе с тем и естественный характер как вынужденная реакция на ужесточение социально-экономических условий, в том числе и социально-трудовых отношений, а также на ухудшение условий среды обитания граждан, в частности, экологии, безопасности труда и жизнедеятельности и т. д.

Самозащита, естественно, может быть как индивидуальной, так и коллективной. Одним из основных инструментов самозащиты граждан выступает добровольное страхование, представляющее совокупность самостоятельных добровольных решений, направленных на создание мер, гарантирующих условия и охрану труда в производстве и материальное обеспечение при наступлении страховых случаев, а также при наступлении нетрудоспособности по старости или иных предусмотренных законодательством случаев.

Можно сказать, что основной целью индивидуальной самозащиты путем страхования является гарантирование достигнутого уровня благосостояния, а в ряде благоприятных случаев и его увеличения. Это достигается в результате добровольного сотрудниче-

ства с различными страховыми компаниями, а также добровольным и осознанным вступлением в общества взаимного страхования. При этом достигаются (гарантируются) соответствующие виды и размеры социальной помощи путем страхового возмещения, определяемые по выбору страхователем и закрепляемые индивидуальным страховым договором между страхователем и страховщиком.

Понятие «коллективная самозащита» означает, что работники добровольно, посредством уплаты страхового взноса, формируют необходимые финансовые средства и осуществляют таким образом страхование друг друга (взаимно страхуются) против определенных, ими же установленных рисков (таких как безработица, потеря трудоспособности, профессиональные заболевания, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и т. п.).

Существенным здесь является взаимопомощь (например, проводя регулярную аттестацию рабочих мест; обеспечение условий уменьшения влияния на работника производственных факторов: загазованности, вибрации, шума и т. д.) и всемерное содействие в реабилитации работников при возникновении у них профессиональных заболеваний. Все это направлено в итоге на совершенствование социально-трудовых отношений.

Следует заметить, что основной целью общества взаимного страхования как эффективного инструмента коллективной самозащиты работников является не извлечение прибыли для собственников-акционеров, а достижение социально значимого результата для всех его членов. Взаимное страхование как институт самозащиты работников в определенной степени ликвидирует антагонизм между работодателем и работником, страховщиком и страхователем, содействует установлению социального согласия, социальной стабильности в системе социально-трудовых отношений, поскольку страхование осуществляется за счет личных средств всех участников общества взаимного страхования (ОВС) и ответственность за наступление страховых событий распределяется между всеми работодателями и работниками в равной мере, так как член ОВС является и страховщиком и страхователем одновременно.

История свидетельствует, что страхование есть составляющая социальной структуры, и оно интегрируется в формирующуюся сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы. Поэтому совершенствование деятельности обществ взаимного страхования на основе комплексного использования достижений науки и практики следует рассматривать как вполне определенный социальный процесс.

1. Тощенко Ж. Т. О понятийном аппарате социологии / Ж. Т. Тощенко // Соц. исследования. — 2002. — № 9. — С. 3—16.

Поступила 26.03.10.

ГАОхГіА 1А1ймААГЁА N і ОЁАЁи Г і -ТЙЁО і Ё і АЁхАЙЕ і Ё ВАА і ои N А тїЁОА Г ГЁОА! Ё 0Е і Ё-Ё ГСАВ ГАС і А ї і ЕіВВАЕОЁЁ Ё ВАдАЁСЁ Р 1 АСАВЁ ГЙЕ і Ё ЙОАВи

Г .А.ОааоеТаа

Ыоаоиу ТаїепаТа ЇТ ТаоаЭеаёа! УЭТаёоа «ОаоПёТаёу пТоёаёш Т-тёОТёТаё+апёТё ЗааТои п аТт'ёоаиёоаТё ёТоаЭТаоТйо о+ЗажааТёё „ЕТЗЗаёоёу ё Эадаёоёа ТаоаЭёТ-пёТё пбаЗй"», ЗадЗааТоаи ТаТ ё ЗааёёдОаТТаТ IпёТапёё! ТаёапоТй! ТоааёаТёа! ТайаЭШёёпёТаТ ТайатиамТаТ аёааТоаТЗёоаёш ТаТ бТТаа «ОТппёёпёёё ааопёёё бТТа» 'Зё бёТаШаТё тТйё ОПаа 'ТаааЗжёё ааоаё, ТаОТауйёОпу а оЭоаТТё жёдШ т і ё пёооаоёё 1 ё т ёпоазпоаа дазаа 11 оза тат ёу ё п і оёаёи т і а і Задаёоёу о і ппёё ('ЗТоТёТё дапаааТёу ''ЗааёаТёу бТТаа То 4 ё^Ту 2009 а. 1 6).

А поаоиа Запп!аоЗёаааопу ''ЗТаёаТа ''ТааШаёё аааОиаё, аТт'ёойаа^йёОпу аТа па-1иё ёёё «пёааиТё» таоазутё, ё Тоааопоаампо таоазётпоао, ёдёааа^опу гао-нТ-іа-оТаТёТаё+апёёа ТпГТай пТоёаёи ГТ-''пёОТёТаё+апёТё ЗааТои п аТтеоаГГёОа!ё 0ёТё-ёГоаЗГаоТа, ГаОаёаГГТё га '''ЗТбёёаёоёёО пТОёаёиТТаТ пёЗТопоаа.

Актуальность проблемы материнства. В

настоящее время только на территории Псковской области функционируют 20 интернатных учреждений, в которых воспитываются около 3 000 детей, из них 785 девушек в возрасте от 13 до 18 лет. Ежегодно вне семьи в Псковской области остаются около 1 000 детей (за 12 месяцев 2008 г. выявлено 975 детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. 411 девочек). За редким исключением, все они являются сыновьями и дочерьми «слабых» (катастрофических) матерей. Если не применять меры профилактики социального сиротства, то ожидать оздоровления ситуации не приходится. Однако коррекционно-профилактическая работа по повышению эффективности материнства требует научного обоснования.

Специфику проблемы составляют особенности: а) подросткового и юношеского возраста; б) гендерной социализации девочек, имеющих «катастрофических» матерей; в) развития материнской сферы девочек, воспитывающихся вне семьи; в) организации социально-

психологической работы с воспитанницами школ-интернатов по профилактике социального сиротства.

Само понятие «материнство» является широким. Оно может быть раскрыто с помощью трех составляющих его моделей: 1) модель развития взрослого члена отдельно взятого общества в каждую конкретную эпоху его существования (в современных условиях российской действительности — это свободный, самореализующийся, независимый индивид); 2) модель материнства (идеальная и реальная модели каждого отдельно взятого общества в каждую конкретную эпоху его существования плюс идеальная и реальная модели материнства каждой отдельно взятой женщины — его представителя); 3) путь к модели (модель гендерной социализации девочки плюс модель гендерной социализации мальчика плюс подготовка женщин к материнству, способных воспитать новое поколение в соответствии с заданной идеальной социальной моделью развития взрослого члена общества).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Г. А. оааоёТаа, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.