УДК 369
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Коокуева Виктория Владимировна,
доцент, кандидат экономических наук Калмыцкий государственный университет, г. Элиста, Россия kookueva. vv@gmail. com
В статье отражаются институциональные особенности социального страхования, определены его слабые и сильные стороны, принципы организации. Отмечается важность обязательного социального страхования в реализации социальных прав граждан.
Ключевые слова: социальное страхование, внебюджетные фонды, социальная защита, социальные гарантии.
THEORETICAL ASPECTS OF SYSTEM OF SOCIAL INSURANCE
Kookueva Victoria,
the senior lecturer, Cand.Econ.Sci.
Kalmyk state university, Elista, Russia kookueva. vv@gmail. com
In article institutional features of social insurance are reflected, defined its weak and strengths, organization principles. Importance of obligatory social insurance in realization of the social rights of citizens is marked
Keywords: social insurance, off-budget funds, social protection, social guarantees.
Социальное страхование и социальная помощь принципиально различны. Социальное страхование в классическом понимании - это система ослабления социального риска от известной опасности, финансируемая совместно участниками процесса общественного производства. Социальная помощь - это деятельность государственных органов по устранению угрозы снижения уровня жизни любых категорий населения более, чем это определено обществом в качестве минимально допустимого, путем предоставления денежной или натурально-вещественной помощи. В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.
Социальная помощь имеет общебюджетный характер, где круг обеспечиваемых ею - все нуждающиеся. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самым страхующимся и органами государственного управления из бюджетных средств, где круг обеспечиваемых - застрахованные лица.
Базовым институтом социальной защиты выступает система обязательного социального страхования, позволяющая не только существенно смягчить важней-
шие виды социальных рисков, ведущих к потере жизни, здоровья, трудоспособности, дохода, но и предпринять меры по их предупреждению и снижению.
Под обязательным социальным страхованием понимают систему экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах. [1]
Система обязательного социального страхования является важным элементом социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечивающим непрерывность процесса общественного воспроизводства, способствующим решению государственных социальных проблем, участвующим в процессе формирования внутренних инвестиционных ресурсов. От состояния и эффективности функционирования национальной системы обязательного социального страхования во многом зависят социальная стабильность общества и темпы экономического роста.
В России система обязательного социального страхования в современном ее виде формируется на протяжении последних 18 лет. Механизмы и институты, доставшиеся ей в наследство от советской системы (основной формой социальной защиты в СССР было государственное социальное обеспечение), в условиях рыночной экономики потребовали серьезной модернизации.
Становление российской системы обязательного социального страхования началось в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда Российской Федерации (в рамках реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР») и Фонда социального страхования. В 1992 году были введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости РФ и Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования соответственно.
Таким образом, в начале 90-х годов XX столетия в России законодательным путем была создана новая система обязательного социального страхования, охватывающая основные социальные риски. Проведенные преобразования системы обязательного социального страхования отвечали заложенным в Конституции РФ принципам социальной справедливости.
Институциональными характеристиками социального страхования являются:
ресурсы социального страхования, представляющие собой часть резервируемой заработной платы, которая должна быть достаточно большой по объему, около 30— 50% от величины выплачиваемой работнику, и формироваться с учетом видов социальных рисков и периодов выплат по ним, а также уровня замещения (размера пенсий и пособий к заработной плате), который находится в диапазоне 50-70% от средней заработной платы квалифицированных рабочих;
пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками, типичными для которых являются соотношения: 2/3 ее величины приходится на работодателей и 1/3 — на работников; в отдельных странах государство дотирует некоторые виды социального императивные требования эффективного функционирования социального страхования автономность бюджетов фондов социального страхования от государственных бюджетов всех уровней;
тесная увязка размеров страховых выплат (пенсий, пособий) с размерами заработной платы и страховых тарифов, а также страховым периодом (периодом накопления страховых прав).
Следует отметить и другие сильные стороны института социального страхования, который выгодно отличается от других институтов страховой защиты:
• социальное страхование более надежно и стабильно функционирует по причине масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством;
• общая финансовая нагрузка не столь обременительна, так как обязательный по закону характер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений;
• нормы страховой защиты обеспечивают широкий круг профилактических и реабилитационных услуг.
При этом социальное страхование позволяет приблизить сферу социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, придать ее регулированию рыночный характер, обладает уникальным качеством социального стабилизатора общества. Это достигается с помощью активного участия персонала и работодателей в управлении социальным страхованием, что жизненно важно для преодоления весьма непродуктивного, но все еще широко распространенного в нашей стране авторитарно-командного стиля управления в сфере социальной защиты, который был унаследован от советского прошлого.
Можно без преувеличения сказать: доверие и сотрудничество в деле организации системы социального страхования — это не роскошь, а необходимое условие для эффективно функционирующей экономики.
К институциональным недостаткам существующей системы социального страхования можно отнести следующие моменты.
1. Низкий уровень страховой защиты, не обеспечивающий достойную жизнь в старости, в случае болезни, инвалидности и утраты кормильца. Значительная часть пенсионеров, инвалидов, лиц, утративших кормильца, получают пенсии и пособия, которые ниже прожиточного минимума. Особенно обострена эта проблема в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
2. Преобладание перераспределительных подходов и механизмов в ущерб страховым, когда до 30- 40% финансовых средств используется для целей социальной помощи в пользу лиц, не имеющих прав на страховые выплаты, что в два, а то и в три раза превышает аналогичные пропорции в развитых странах.
Столь высокие доли перераспределения ресурсов присущи системам социальной помощи и государственного социального обеспечения, но никак не социального страхования. Такая деформация в организации социального страхования нарушает принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объема накопленных страховых и, прежде всего, пенсионных прав для работников со средним и высоким уровнем заработной платы и тем самым не способствует формированию их мотивов к зарабатыванию достойных пенсий и пособий. Коэффициенты пенсий и пособий (отношение пенсий к предшествующим размерам заработной плате) составляют всего 10—20%, что нельзя признать справедливым способом организации социального страхования.
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено обязательное социальное страхование. 386
Современная система обязательного социального страхования России включает четыре области:
- обязательное пенсионное страхование;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное социальное страхование;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таблица 1
Элементы обязательного социального страхования [2]
Виды обязательного социального страхования
Обязательное социальное страхование Обязательное страхование от несчастных случаев Обязательное пенсионное страхование Обязательное медицинское страхование
Страховые социальные риски
Смерть, временная нетрудоспособность, материнство, инвалидность Смерть и нетрудоспособность от производственных травм и профзаболеваний Достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца Расходы на медицинское обслуживание
Страховщики
Фонд социального страхования Фонд социального страхования Пенсионный фонд Фонд обязательного медицинского страхования
Страхователи
Хозяйствующие субъекты Хозяйствующие субъекты Федеральные органы власти, хозяйствующие субъекты Хозяйствующие субъекты, местные органы власти
Застрахованные
Наемные работники и некоторые категории неработающие Наемные работники Работающее население Все население
Фонды обязательного социального страхования имеют специфические черты, отражающие их функциональное назначение.
1. Путем формирования и использования фондов обязательного социального страхования определенная часть национального дохода превращается в личные доходы граждан и оказываемые им услуги.
2. Четко прослеживается граница первичного и вторичного распределения. Первичное распределение характерно для фазы образования фондов за счет обязательных взносов работодателей. Привлечение средств государственного бюджета и последующее расходование фондов обязательного социального страхования относится в области перераспределения доходов.
3. Функционирование системы обязательного социального страхования регулируется государством. Перечень страховых фондов, их назначение, область применения, источники формирования и направления использования средств определяются государственными нормативными актами.
4. Финансовым механизмом формирования фондов обязательного социального страхования является страхование.
5. Фонды обеспечивают частичное инвестирование аккумулированных средств в экономику. [1]
Организация обязательного социального страхования в России базируется на следующих принципах:
1) Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;
2) Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
3) Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от страховых рисков и исполнение обязательств независимо от финансового положения страховщика;
4) Государственное регулирование системы обязательного страхования;
5) Участие представителей субъектов обязательного страхования в органах управления;
6) Обязательность уплаты страхователями страховых взносов и налогов;
7) Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
8) Обеспечение надзора и общественного контроля;
9) Автономность финансовой системы обязательного страхования.
По мнению В.Д. Роика следует выделять системообразующее ядро принципов, в которое включаются: 1) личная ответственность; 2) солидарная взаимопомощь; 3) оптимальная поддержка «сверху» (субсидиарность); 4) взаимная ответственность за исполнение нормативных обязательств («реципрокность»). [3]
Принцип личной ответственности в теории «социального рыночного хозяйства» считается основным в построении и развитии национальных систем социального страхования. Он воплощается в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников, т.е. они должны делать взносы. Резервируя часть заработной платы, работники чувствуют себя причастными и ответственными за формирование лично-коллективной системы социальной защиты.
Принцип солидарной взаимопомощи означает, что индивидуальная ответственность сама по себе не гарантирует стразовую защиту. Например, страховое событие может наступить на ранних этапах трудовой деятельности, когда застрахованный еще не накопил достаточных страховых прав. В этом случае необходима взаимная солидарная помощь.
Принцип субсидиарности предполагает передачу функций государству, другим участникам. Вмешательство государства необходимо лишь в тех сферах, в которой профессиональные группы или общественные структуры не могут выполнять свои обязанности. Основная функция государства состоит в координации деятельности этих структур и надзор за ними.
Принцип взаимной ответственности по исполнению субъектами страховых отношений установленных законом обязанностей («Рецикпроности») вытекает из публично-правового характера института обязательного социального страхования.
Каждый вид социальных рисков имеет особенности и по-разному проявляется, поэтому по мнению В.Д. Роика задачами построения эффективного социального страхования являются: 1) определение источников финансирования, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты; 2) оптимизация распределения финансового бремени между основными субъектами страхования; 3) нахождение оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме «взносы - выплаты») и солидарной взаимопомощи.
Системы социального страхования - одно из главных выражений социальной солидарности на общенациональном уровне. Объективный, массовый характер социальных рисков и уязвимость всех субъектов трудовых отношений детерминируют заинтересованность в солидарных действиях всех общественных и государственных организаций по созданию институтов соответствующей защиты, прежде всего института социального страхования.
В число важнейших системных препятствий на пути формирования социального страхования в России специалисты и ученые, а также эксперты Международной организации труда включают:
отсутствие национальной доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
сохранение правового закрепления собственности средств обязательного социального страхования за государством, что деформирует весь массив правоотношений в этой сфере, лишает работников и членов их семей законного, юридически закрепленного права на этот ключевой ресурс их социальной защиты, понижает их статус, превращая собственников этих средств в получателей пособий; применение архаичной практики социалистического прошлого, когда значительная часть средств внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;
слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы, а также в том, что системы реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной) находятся фактически в зачаточном состоянии.
Кроме того, все еще не обрел законодательной формы ряд видов социального страхования: страхование досрочных пенсий за работу в районах Крайнего Севера, профессиональных пенсий за работу в особо опасных производствах (шахтеры), пенсий за выслугу лет; страхование работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, самозанятых работников.
Так, по экспертным оценкам, около 15—18 млн. человек трудоспособного
возраста в малом и среднем бизнесе фактически не охвачены обязательным пенсионным страхованием, еще 6—8 млн. человек, прежде всего занятых в сельском хозяйстве, при существующих условиях не смогут обрести прав для получения пенсий, размеры которых были бы равны прожиточному минимуму пенсионера. Это означает, что уже через 5—10 лет около четверти (а по некоторым оценкам до 40%) получателей пенсий могут рассчитывать только на социальную пенсию, которая составляет всего около трети прожиточного минимума пенсионера.[3]
Таким образом, действующая в России система социальной защиты еще в крайне недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования, для которых в значительной степени характерно применение принципов социального обеспечения и социальной помощи.
Литература
1. Алехина Е.С. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития// Финансы и кредит.-2009.-№4.-.с.73
2. Социальное страхование: Учебник/ Под ред. Кричевского.-М.: «Дашков и К», 2009.-с.35
3. Роик В.Д. Становление системы социального страхования в России: достигнутые рубежи, ключевые проблемы и пути их решения.// Российский экономический журнал.-2007.-№3.-.с.86
УДК 553.041+339.54(470+510)
РАЗВИТИЕ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ
Коржубаев Андрей Геннадьевич,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН; заведующий отделом темпов и пропорций промышленного производства Института экономики и организации промышленного производства СО РАН; заведующий кафедрой политэкономии экономического факультета
Новосибирского государственного университета; Уполномоченный СО РАН по вопросам сотрудничества с Китаем Филимонова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, академик РАЕН; старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, старший научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики, заместитель заведующего кафедрой политической экономии экономического факультета Новосибирского государственного университета Соколова Елена Геннадьевна, аспирант Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук EderL V@yandex. т
В статье рассматривается нефтегазовый комплекс России в мировой системе энергообеспечения, анализируются международные цены на газ, рас-