Научная статья на тему 'Теоретические аспекты и приоритеты развития социального страхования в современной России'

Теоретические аспекты и приоритеты развития социального страхования в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1560
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / СОЛИДАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чапаев Н.М., Гаджиясулов М.М.

В статье отмечается, что создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования одно из основных средств развития социальной сплоченности общества. Анализируются понятие, сущность и цели социального страхования, его роль и место в системе социальной защиты населения. Выявляются проблемные вопросы организации социального страхования в России и приоритетные направления его развития на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты и приоритеты развития социального страхования в современной России»

Страхование

Удк 368

теоретические аспекты и приоритеты развития социального страхования в современной россии

Н. М. ЧАПАЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и моделирования

экономических процессов Е-mail: Chapaev71@mail.ru

м. м. гаджиясулов,

аспирант кафедры информационных технологий и моделирования

экономических процессов Е-mail: pfr-makhach@bk.ru Дагестанский государственный университет

В статье отмечается, что создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования -одно из основных средств развития социальной сплоченности общества. Анализируются понятие, сущность и цели социального страхования, его роль и место в системе социальной защиты населения. Выявляются проблемные вопросы организации социального страхования в России и приоритетные направления его развития на современном этапе.

Ключевые слова: социальная защита, социальное страхование, общество, солидарность.

В современном мире социальное страхование выступает одной из форм социальной защиты населения. В основе социального страхования лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования [3]. Процесс воспроизводства человека подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. Социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую

компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме [4].

В национальных системах социальной защиты социальное страхование в настоящее время играет ключевую роль. Так, в странах Европейского Союза объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16—25 % ВВП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы. Столь значительный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованных. Размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65—75 % от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений [9]. Круг проблем, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих данный

институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах [2].

Система социального страхования — это одно из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В связи с этим создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества.

Для отечественной науки исследования в сфере социального страхования и социальной защиты в целом нельзя назвать традиционными, так как в настоящее время только начинает складываться научное направление, для которого характерно комплексное изучение вопросов организации, финансирования и управления системой социальной защиты в условиях нашей страны. Россия только недавно вступила на путь построения тех социальных институтов гражданского общества, которые имеют весьма важное значение в развитых странах мира. С одной стороны, столь длительное отставание в реализации гуманных демократических ценностей ставит нашу страну в сложное положение аутсайдера, которому приходится в спешном порядке осваивать общемировые достижения и наверстывать упущенные годы. С другой стороны, Россия может избежать многих серьезных просчетов и ошибок, допущенных развитыми странами, поскольку в ее распоряжении находится весь накопленный мировой опыт организации социальной защиты населения. Причем, как показывает практика США, Японии, Великобритании и других стран, социальные реформы наиболее эффективны именно в то время, когда они сопровождают важные экономические преобразования [7].

Институт социального страхования возник в результате сочетания двух подходов к управлению рисковыми событиями: социального регулирования и страхования. Однако в процессе своего развития социальное страхование в результате взаимопроникновения двух составляющих трансформировалось в самостоятельную социально-экономическую систему, отличную как от чисто страховой, так и сугубо социальной системы.

Классическое понимание социального страхования как механизма, обеспечивающего получение социальных выплат при наступлении определенных событий в обмен на периодически производимые отчисления из заработка работника, впервые было изложено У. Бевериджем в 1942 г. в работе «Social Insurance and Allied Services» [5].

Современную систему социального страхования можно определить как совокупность отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании из страховых взносов физических и юридических лиц специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода застрахованных лиц вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.

Цель функционирования системы социального страхования — в обеспечении надежной и качественной социальной защиты граждан с помощью их триединого набора:

— создания экономических и правовых условий для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40—50 % заработной платы, пособий — не менее 50-85 % и т. д.;

— создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;

— создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами [9].

Уникальность социального страхования заключается в том числе и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе казалось бы полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный механизм его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в

него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты населения.

Первоначально институт социального страхования включал в свою орбиту только работающих граждан. В дальнейшем его сфера была распространена на семьи работников и на весь цикл жизни человека, т. е. практически на большинство населения страны. Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество - не роскошь, а необходимое условие для эффективно функционирующей экономики. Социальное страхование без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного организма, чутко реагирующей на его потребности в защите.

При этом социальное страхование позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества - личной ответственности и солидарной взаимопомощи. Оно находит соответствующие сферы реализации их потенциалов на основе принципа субсидиарности: все, что отдельный человек или профессиональная группа работников могут достичь в сфере социальной защиты собственными силами, поощряется, а в случаях, когда требуется солидарная взаимопомощь, она оказывается. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей, его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости [2].

Социальное страхование может осуществляться как в обязательной форме, так и в добровольном порядке.

Действующая система обязательного социального страхования в России включает в свою сферу следующие его виды:

— пенсионное страхование работающих от социальных рисков - старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды). Страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;

— страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «соци-

альное страхование»). Страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

— социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

— медицинское страхование. Страховщики -федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

При этом в обязательном социальном страховании в России можно выделить две организационно-правовые формы:

1) централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования, определяющую субъектов страхования, социально-страховые риски и основные параметры финансово-экономических отношений;

2) децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами и указанными в них лицами в качестве страхователей и застрахованных и другими условиями страховой защиты граждан.

В добровольном социальном (личном) страховании можно рассматривать также две организационно-правовые формы (с соответствующими экономическими отношениями):

1) корпоративно-коллективную форму социального (личного) страхования;

2) индивидуальную форму социального (личного) страхования [6].

Между добровольным личным и обязательным социальным страхованием имеются существенные различия. Так, в случае добровольного личного страхования страховые взносы рассчитываются для каждого застрахованного в соответствии с вероятностью наступления риска, а страховые выплаты ориентированы на размер взносов согласно принципу индивидуальной эквивалентности. В основе же обязательного социального страхования лежит модифицированный принцип индивидуального страхования: взносы в социальном страховании не рассчитываются исходя из вероятности риска для каждого застрахованного. Например, они не зависят от возраста или семейного положения, кроме того, в некоторых случаях неработающие члены семьи, не уплачивающие страховые взносы, могут иметь право на страховые выплаты.

Следовательно, предоставляемые в рамках социального страхования выплаты не находятся в прямой зависимости от предыдущих взносов.

Возможность социальной модификации принципа эквивалентности основывается на том, что данный принцип сочетается с принципом объединения рисков и общественной солидарности. Общественно значимый характер фондов социального страхования предполагает обязательный характер участия в системе социальной защиты.

Особенностью обязательного социального страхования в отличие от добровольного личного является также перераспределение доходов через систему социального поручительства в пользу менее финансово обеспеченных членов. Социальная защита и социальное выравнивание достигается в результате того, что люди с большей вероятностью социального риска не исключаются, а наоборот, в отличие от добровольного личного страхования страхуются вне зависимости от уровня их дохода. Кроме того, финансирование социального страхования может частично осуществляться не только за счет взносов работников и работодателей, но и за счет дотаций или кредитов государства.

Следует отметить, что в реальной практике определяющей формой социальной защиты населения является обязательное социальное страхование. Это прежде всего обусловлено тем, что снижение социальных рисков путем добровольного личного страхования невозможно для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы. В отличие от добровольного личного обязательное (государственное) социальное страхование охватывает большинство населения с разным уровнем доходов [1].

Таким образом, обязательное социальное страхование является наиболее удобным и гибким инструментом для быстрого возмещения ущерба и потерь, возникающих в социальной сфере жизнедеятельности.

Сознательное использование страхования в обществе обусловило создание специальных правовых норм, регулирующих поведение основных участников страховых отношений. Правовой основой функционирования обязательного социального страхования в нашей стране являются федеральные законы и нормативные правовые акты, важнейшими из которых являются:

- Федеральный закон от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» -своего рода «рамочный закон»;

- Закон РФ от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от

несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»;

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

- федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Правовая основа социального страхования базируется и на международных правовых актах. В их число помимо документов ООН входят конвенции и рекомендации Международной ассоциации социального обеспечения и Всемирной организации здравоохранения. Перечень конвенций и рекомендаций, посвященных вопросам организации национальных систем социального страхования, включает более 20 наименований. Среди них особое место занимает Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в ст. 22-й и 25-й которой фиксируется право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Кроме того, Россия как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права [9].

Таким образом, на протяжении последних пятнадцати лет законодательная база социального страхования в России в основном была сформирована. В то же время многие эксперты отмечают и многочисленные «откаты» назад в ходе создания системы социального страхования: например, введение «единого социального налога», применение которого было признано неэффективным, ликвидация Государственного фонда занятости населения РФ и ряд других малоконструктивных решений [2].

Следует также отметить наличие существенных пробелов в законодательной базе сферы социального страхования. До настоящего времени не приняты федеральные законы: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности», «О Фонде социального страхования РФ», «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ». Также не утверждены законодательно порядок, процедуры, источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий.

Недостатки в сфере правового регулирования системы социального страхования во многом обусловлены неразвитостью экономических отношений в данной сфере. В СССР социальное страхование в силу идеологических установок и организации экономической жизни играло незначительную и вспомогательную роль. После распада СССР в России на повестке дня среди наиболее крупных вопросов государственной социальной политики встала стратегическая задача по модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования. Сформированные с начала 1990-х гг. финансовые инструменты и механизмы социального страхования позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сфер страны предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, и привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи.

Однако затем практика пошла фактически в обратном направлении. Действующая до недавнего времени система социальной защиты являлась страховой главным образом по своему названию. Так, в 2001 г. был ликвидирован Государственный фонд занятости населения РФ, осуществлявший страхование в связи с безработицей. Затем при повышении ставки подоходного налога с 12 до 13 % были отменены страховые отчисления работников в Пенсионный фонд России, а накопленные по этому источнику пенсионные права работников ликвидированы без сохранения каких-либо обязательств со стороны государства перед застрахованными. Страховые взносы работодателей (в пользу работников) в государственные внебюджетные фонды были заменены в 2001 г. на единый социальный налог (ЕСН), придав тем самым данному виду платежей налоговый характер, что противоречило самому духу и сути социального страхования [9]. Данное противоречие было устранено с отменой ЕСН и возвратом к системе страховых платежей с 01.01.2010.

Согласно новому законодательству, максимальный размер отчислений на страховые взносы для компаний вырос с 26 до 34 %. Из них 26 % -обязательный пенсионный взнос. Благодаря внесенным в законодательство изменениям к концу 2010 г. планировалось увеличение базовой части трудовой пенсии на 37,1 %, а страховой - на 15,6 %. В результате размер социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Отмена ЕСН и увеличение размера отчислений на страховые взносы вызвало массу дискуссий в научных и общественных кругах. Многие эксперты опасаются, что столь значительное усиление нагрузки на средние зарплаты может привести к тому, что заметная их часть снова уйдет в тень. Следовательно, пока остается большим вопросом, пойдет ли проведенная реформа на пользу экономическому развитию общества и бизнесу в частности.

Социальное страхование, которое является одним из важнейших механизмов социальной сплоченности и социальной защиты населения в современных условиях, пока в нашей стране не состоялось, а его нормативная база обладает рядом существенных недостатков.

Для повышения эффективности и обоснованности организации социального страхования необходимо прежде всего разработать и осуществить национальную программу мер по регулированию системы доходов населения и формированию системы институтов обязательного социального страхования, а в качестве первоочередных мер -ратифицировать Конвенцию Международной организации труда (МОТ) № 102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения» и Европейский кодекс социального обеспечения.

Кроме того, формирование системы обязательного социального страхования в нашей стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба, важнейшими среди которых являются:

— определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования;

— разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;

— разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

— определение 4—6 базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев и обес-

печение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;

— определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб [8, 9].

Социальное страхование на протяжении последних ста лет является основной формой социальной защиты в промышленно развитых странах и будет играть ключевую роль по крайней мере еще столетие. Оно вне всякого сомнения является достижением индустриального этапа развития общества и достоянием всего человечества. При этом тенденции развития системы социального страхования, отражая существенное влияние различного рода субъективных и объективных факторов, обуславливают необходимость построения страховой формы защиты населения от социальных рисков с учетом исторически сложившейся практики, зарубежного опыта и современных требований рыночных отношений.

Список литературы

1. Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах

европейского союза // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.

2. Роик В. Д. Социальная сплоченность и социальное страхование // Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 1.

3. Социальное страхование: учеб. пособие. Ростов н/Д: Наука-Спектр. 2010.

4. Страхование: учебник / под ред. Т. А. Федоровой. М.: Магистр. 2008.

5. Страхование: учебник / под ред. Л. А. Орла-нюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. М.: Юрайт. Высшее образование. 2010.

6. Шихов А. К О природе и социальном интересе, субъектах и объекте социального страхования (к вопросу развития теории социального страхования). URL: http://www.finanal.ru/004/ o-prirode-i-sotsialnom-interese-subektakh-i-obekte-sotsialnogo-strakhovaniya-k-voprosu-razvitiya.

7. Янова С. Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ. 2000.

8. Яшин С. Н. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России // Безопасность и охрана труда. 2007. № 2.

9. Яшин С. Н. Проблемные вопросы развития системы обязательного социального страхования // Безопасность и охрана труда. 2007. № 3.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет Лицензия АА 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ * ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.