УДК 369 ББК 65.272.5 Т 32
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
(Рецензирована)
Темирова Заира Денилбековна,
преподаватель кафедры экономики и управления Российского государственного гидрометеорологического университета, г. Туапсе. Тел.: (861) 672 51 30, e-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению обязательного социального страхования как элемента рыночной экономики. Социальное страхование следует признать не только естественным, но и экономически обусловленным элементом рыночной экономики, а страховые средства и выплаты по нему перераспределением необходимого продукта.
Ключевые слова: социальное страхование, социальное государство, социальная защита, государственное социальное обеспечение.
OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE AS ELEMENT OF MARKET ECONOMY
Temirova Zaire Denilbekovna,
teacher of department of economy and management of the Russian state hydrometeorological university, Tuapse. Ph.: (861) 672 51 30, e-mail: [email protected]
Summary. This article is devoted to consideration of obligatory social insurance as element of market economy. It is necessary to recognize social insurance not only the natural, but also economically caused element of market economy, and insurance means and payments for him as redistribution of a necessary product. Keywords: social state, social insurance, social protection, state social security.
Впервые понятие «социальное государство» встречается в трудах немецкого ученного Л. Фон Штайна (конец 19 века). В работе «Настоящее и будущее правовой научно-государственной системы» он писал: «Социальное государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Таким образом, определение «социальное» в сочетании «социальное государство» служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для демонстрации новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства, для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ. Такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение опреде-
ленного уровня благосостояния всех граждан, поддержку социально уязвимых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Однако социальное государство не ставит перед собой задачу достижения абсолютной социальной справедливости, оно призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возможность социальных конфликтов вследствие неравномерного распределения ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной изоляции определенных социальных групп. Первоочередная задача социального государства - не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий [1].
В странах с развитыми отношениями всякий разумный предприниматель в индивидуальном порядке страхует собственный капитал, а в солидарном порядке участвует в страховании работников в качестве носителей рабочей силы. Исходя из сказанного, социальное страхование следует признать не только естественным, но и экономически обусловленным элементом рыночной экономики, а
Научный вестник ЮИМ №1' 2016
Трибуна молодого ученого
страховые средства и выплаты по нему перераспределением необходимого продукта.
Социальное страхование следует отличать от социального обеспечения. Если первое экономическое понятие связано с анализом рисков, то второе
- в большей степени отражает меры государственной политики в сфере выравнивания доходов с той или иной точки зрения ущемленных групп населения. В то время как основным инструментом анализа результативности и эффективности социального обеспечения можно рассмартивать анализ "затраты
- результативность", "затраты - выгода" или "затраты - полезность", то для оценки мероприятий в сфере социального страхования сущетсвует целый ряд дополнительных методов, подробно отраженных в российской и зарубежной социально-экономической литературе.
Социальное страхование являеся элементом социальной защиты. Но существенно отличается от социального обеспечениия по кругу охватываемых лиц и источникам финансирования [2].
Как известно национальный доход распадается на стоимость воспроизводства рабочей силы и прибавочную стоимость. Определение границы между ними крайне сложный теоретический вопрос. Но видимые формы этих политэкономических категорий: выплаты работникам и прибыль, остающаяся у предпринимателя, которые отражают соотношение спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда, определяемое соотношением объема капитала и массы наемных работников, приводящих его в движение, а также спроса и предложения на товарном рынке дают представление об источниках средств, из которых формируется страховые фонды социального страхования.
Все что входит в себестоимость продукции есть текущие расходы предпринимателя на ее производство и реализацию. И, несмотря на то, что подобные платежи влияют на его конкурентоспособность, они никак не могут быть признаны налоговыми как бы формально такие элементы не назывались и даже администрировались.
При налоговом подходе к формированию страховых фондов возникает ряд теоретических и практических вопросов. В принципе страховые взносы носят не фискальный как налоги (индивидуальный безвозмездный платеж), а компенсационный (возвратный) и строго целевой характер, то есть является отложенной частью оплаты труда работающих граждан для пенсионного обеспечения по старости, инвалидности, в связи с потерей работы, болезнью и т.д. Пенсии и пособия в рамках социального страхования предоставляется по праву застраховано-го, а условия и гарантии определяются законами и нормативными актами. То есть по своей социаль-
но-экономической природе страховые взносы не носят налогового характера, страховые средства аккумулируются и направляются на страховые выплаты на основе внутренних закономерностей функционирования рыночной экономики.
В международной практике затраты работодателей на рабочую силу принято называть ценой рабочей силы или труда. Социальное страхование, как механизм и сегмент рыночной экономики, представляет собой вторую по значимости, после заработной платы, часть затрат на рабочую силу, которая предназначена для выплат в случае наступления периодов нетрудоспособности или утраты работы.
В проекте Концепции совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации прямо указывается на то, что по всем канонам экономической науки и устоявшимся представлениям, в системе социального страхования ( включая правовую практику всех развитых стран и положения конвенций МОТ), страховые платежи являются резервируемой частью заработной платы работников, которая предназначается на случаи наступления для них социальных рисков.
«... социальное страхование позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества - личной ответственности и солидарной взаимопомощи. Оно находит соответствующие сферы реализации их потенциалов на основе принципа субсидиарности: все, что отдельный человек или профессиональная группа работников могут достичь в сфере социальной защиты собственными силами, поощряется; в случаях, когда требуется солидарная взаимопомощь, она оказывается.
Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей. Его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости» [3].
Авторы Концепции указывают даже на размер такого резервирования. Страховые платежи «. представляют собой часть резервируемой заработной платы, которая должна быть достаточно большой по объему - около 30-50 % от величины выплачиваемой работнику заработной платы - и формироваться с учетом видов социальных рисков и периодов выплат по ним ( для пенсий это несколько десятилетий), а так же уровня замещения (отношение размера пенсий и пособий к заработной плате), который находится в диапазоне 50-70% от средней заработной платы квалифицированных рабочих» [3].
Таблица 1
Сравнительные характеристики социального страхования с двумя крайними формами социальной
защиты
Категория сравнения Отдельные составляющие социальной защиты
Государственное социальное обеспечение (в рамках социальной помощи) Социальное страхование Личное страхование
Предмет Законодательно определенные состояния граждан, обусловливающие государственную социальную помощь Законодательно определенные социальные риски, связанные с потерей трудового дохода или возникновением жизненно важных расходов Любые риски, которые носят страховой характер и связаны с имущественными интересами граждан
Объект Граждане Наемные работники и их иждивенцы Любые физические лица
Цель Защита населения от нищеты Защита наемных работников от утраты самодостаточности Страховая защиты от рисков личного характера
Финансовый механизм Государственное бюджетное финансирование Обязательное страхование в силу закона Добровольное страхование по договору
Источники финансирования Налоги и другие бюджетные поступления Страховые взносы работодателей, работников, исполнительных государственных органов Страховые взносы любых юридических и/или физических лиц
Организация и управление Находится в ведении государства Находится в ведении государства или независимых организаций под государственным контролем Осуществляется страховыми организациями, лицензированными на данный вид страхования
Принцип возмещения ущерба Принцип всеобщей солидарности Сочетание солидарности и частичной эквивалентности Принцип эквивалентности
Право на пособия Согласно закону Согласно закону Согласно договору
Целевая функция этой резервируемой части заработной платы состоит в воспроизводстве рабочей силы. Поэтому ее экономическая и правовая природа определяет безальтернативную трактовку вопроса собственности (на страховые взносы) - это собственность застрахованных работников (и их иждевенцев), право на которую они реализовывают при наступлении страховых случаев.
При таком понимании собственности страховых средств роль государства состоит в том, что в качестве страховщика получает эти средства в обмен на обязательство предоставить страховое обеспечение по наступлению страхового случая. Ниже приведены сравнительные характеристики социального страхования с этими двумя крайними формами социальной защиты.
Приведенные в таблице характеристики демонстрируют принципиальное отличие страхования от государственного социального обеспечения и социального страхования.
Социальное страхование отличается от государственного обеспечения частичным использова-
нием принципа эквивалентности между взносами в соответствующие фонды и выплатами из них. При этом в разных странах в разные исторические периоды соотношение солидарности и эквивалентности изменяется в пользу то одного, то другого элемента. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аналитический вестник Аналитического Совета Федерации. - 2005. - № 13 (265). - С. 7.
2. Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом. Учебное пособие. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2000. -С. 30.
3. Роик В.Д. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? - СПб.: Питер, 2014. - С. 40.