Раздел IV
Философские и психолого-педагогические науки
УДК 364 © Т. А. Черкасова
Т. А. Черкасова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Cтатья посвящена вопросу социально-психологического сопровождения выпускников учреждений интернатного типа. Автор приходит к выводу, что социально-психологическое сопровождение должно сопровождаться рядом важных мероприятий.
Ключевые слова: школа-интернат, социально-психологическое сопровождение, социальная защищенность.
Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
Большая часть детей-сирот воспитывается в детских учреждениях интернатного типа - в школах-интернатах, детских домах. Проходит время, и юноша или девушка выходит из стен детского дома во взрослую жизнь. В данный период происходит социализация и адаптация выпускников в современном обществе.
Актуальность проблемы социализации и адаптации выпускников учреждений интернатного типа к условиям современного общества всегда значима, и требует глубокого исследования данного вопроса.
Сиротство - проблема, которая приобрела национальные масштабы. К исследованию и решению подключились специалисты различных ведомств - это и медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики.
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности [1].
В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т. д.
В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
В первую очередь выпускники сталкиваются со множеством таких проблем, как отсутствие жилья, выбор профессии и, в целом, как выжить в условиях современного общества. Для решения всех этих проблем в детских домах России разрабатываются множество методик помощи, создаются государственные программы поддержки, выпускникам помогают решить вопросы социальной адаптации, определиться с учебой и работой. Педагоги и психологи детских домов и образовательных учреждений делают все возможное в главном - помочь юному человеку, попавшему в тяжелые жизненные условия, понять, кто он в этом мире, определить себя как личность, устроиться в жизни и понять её ценность и многогранность.
Устройству выпускников интернатов во взрослой жизни, их социальной адаптации и профессиональному ориентированию стали уделять внимание относительно недавно -только с конца 90-х годов XX века. На данный момент сама система и инфраструктура постинтернатной адаптации ещё только складывается. Сейчас получают развитие различные формы сопровождения выпускников в постинтернатный период.
В Омском регионе в начале 2006 года создан Комитет защиты прав выпускников детских домов при Омской конфедерации труда, а также организовано неформальное движение бывших детдомовцев «Союз отверженных».
Комитет решает вопросы, связанные с жильем выпускников учреждений интернатного типа, которые оказались в сложных жизненных ситуациях, а также с возможностью переобучения востребованной профессии на рынке труда и трудоустройством.
По всей России ведется активная работа (в первую очередь социальными педагогами, государственными патронатными, общественными организациями) по профессиональному устройству юношей и девушек, всесторонней помощи и поддержке при поступлении в учебные учреждения, в адаптации в обществе.
Для выпускников интернатов и детских домов нет такого многообразия выбора учебных заведений, который есть у большинства детей, воспитывающихся в семьях, таким образом, выпускники учреждений интернатного типа вынуждены поступать в те образовательные учреждения, с которыми у интерната заключен договор.
В связи с этим у воспитанников учреждений интернатного типа очень рано складывается полное представление о своей будущей специальности, тем самым не дает возможности выпускнику профессионально самоопределиться и принять самостоятельное решение.
В интернате у подростков наблюдается расхождение между их стремлениями, связанными с поиском, утверждением себя и неизменным положением воспитанника данного учреждения, что свойственно подростковому возрасту. Тем самым у ребят появляется желание вырваться за рамки повседневной школьно-интернатской жизни, в какую-то иную, значительную, самостоятельную. К сожалению, часто другой жизнью становится бродяжничество, наркотизация, алкоголизация, преступность.
Во многих регионах распространены такие формы сопровождения выпускников, как наставничество, переписка, телефонные звонки, правовое консультирование, профориентационное консультирование, психологическая помощь, материальная помощь, оказание помощи в трудоустройстве, обучении, посещение педагогическими работниками выпускников, создание центров постинтернатной адаптации.
Выпускник учреждения для детей-сирот, который по юридическому и социальному статусу является сиротой или оставшимся без попечения родителей, приравненный по льготам, имеет право на «особую защиту и помощь, предоставленные государством».
В связи с увеличением срока пребывания молодых людей в детском доме до 18 лет становится необходимым их сопровождение в период социально-профессиональной адаптации. Это очень сложный период для человека, в это время происходит приспособление учащегося к будущей профессии, к условиям учебного заведения и труда, осмысление влияния профессионального выбора на всю дальнейшую жизнь.
Детям, выросшим в условиях детского дома, очень трудно адаптироваться, после того, как они покидают стены заведения. Чаще всего это проявляется в социальной неготовности детей взаимодействовать с окружающим миром во время развития личности и определения жизненных целей. Особенно остро эти проблемы стоят в юношеском возрасте, когда ребенок становится перед выбором профессии, входит в мир новых отношений в учебном заведении и первом трудовом коллективе [2].
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством [3]. В Российской Федерации задачей государственной важности является
создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.
Таким образом, необходимо комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Библиографический список
1. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. - Ярославль, 1997.
2. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. - М.: 1992.
3. Конвенция о правах ребенка. - Статья 20. «Защита ребенка, лишенного семьи».
SOCIO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT TO THE GRADUATES OF RESIDENTIAL INSTITUTIONS
Tamara A. Cherkasova,
Deputy Dean of the faculty of distance learning, Siberian Institute of Business and Information
Technologies
Abstract. The article is devoted to the issue of socio-psychological support of graduates of residential institutions. The author comes to the conclusion that a social and psychological support must be accompanied by a number of important events. Keywords: boarding school, socio-psychological support, social security.
Сведения об авторе:
Черкасова Тамара Алексеевна - заместитель декана факультета заочного обучения Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 10.06.2013.