Научная статья на тему 'Модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1659
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЫПУСКНИКИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / МОДЕЛЬ / ПОДХОДЫ / КОМПОНЕНТЫ / POST-RESIDENTIAL SUPPORT / BOARDING SCHOOL GRADUATES / MODEL / APPROACHES / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плохова Ирина Анатольевна, Бибикова Надежда Вячеславовна, Гринева Елизавета Алексеевна

Отмечается необходимость разработки научно-методологического обоснования социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлена структурно-функциональная модель постинтернатного сопровождения данной категории детей. Обоснована авторская подпрограмма «On’line Клуб Навигатор», которая составила практическую значимость исследования и позволила обеспечить ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плохова Ирина Анатольевна, Бибикова Надежда Вячеславовна, Гринева Елизавета Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the necessity of development of scientific and methodological basis of social support of orphans and children without parental care. The structural and functional model of post-residential support of this category of children is represented in the article. The authors describe theprogramme“On line Club Navigator”, which contributed to the practical significance of the study and ensured its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

6. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashhenija: 20.05.2017).

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija obucha-jushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov'ja [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71254376/ (data obrashhenija: 20.05.2017).

8. Furjaeva T.V. Antropologicheskij podhod kak metodologicheskaja ramka sravnitel'nyh issledovanij // Pedagogika. 2015. № 3. C. 22-28.

9. E.M. Safronova, L.S. Beylinson, N.V. Zolotykh, T.Yu. Shevchenko. Gratefulnessasa Life Principle: Essenceand Diagnostics (Blagodarnost' kak zhiznennyj princip: sushhnost', diagnostika) [Electronic resource] // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Iss. 16. URL: http://www. ijese.net/makale/1139 (data obrashhenija: 20.05.2017).

Perechen' mul'tfil'mov

Neblagodarnyj kozlik [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=m_ssYePeR5A (data obrashhenija: 19.05.2017).

Pouchitel'nyj mul'tfil'm o tom, kak vazhno umet' byt' blagodarnym [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=8v5YcLBfNQM (data obrashhenija: 19.05.2017).

Olen' i volk. [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=BMn_Hoy-8M4 (data obrashhenija: 19.05.2017).

Blagodarnost'. Detskaja ploshhadka [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=N-ca9bpy0aM (data obrashhenija: 19.05.2017).

Developing a sense of gratitude

as the way of "healing" disabled students

The article deals with the research results re-gardingthe educational standards for students with disabilities and the analysis of the relevance of developing a sense of gratitude as the characteristics of moral education of a person. It specifies the essence of the phenomenon of "gratitude" as one of the learning results. The author describes the components and characteristics of its development, as well asthe original diagnostic material. The experience in the design and implementation of the educational project "Animation as a means of developing a sense of gratitude"is proposed and described in the article.

Key words: education, gratitude, morality, sense, ability, diagnostics, design.

(Статья поступила в редакцию 24.05.2017)

И.А. ПЛОХОВА, Н.В. БИБИКОВА,

Е.А. ГРИНЕВА

(Ульяновск)

модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Отмечается необходимость разработки научно-методологического обоснования социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлена структурно-функциональная модель постинтернатного сопровождения данной категории детей. Обоснована авторская подпрограмма «Оп'Нпе Клуб Навигатор», которая составила практическую значимость исследования и позволила обеспечить ее эффективность.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, выпускники интернатных учреждений, модель, подходы, компоненты.

Вопросы сопровождения различных категорий населения на современном этапе является актуальной темой в связи с тем, что до сих пор в цивилизованных странах остается распространенным такое явление, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. В рамках данной статьи рассматривается одна из проблем функционирования системы сопровождения - научно-методологическое обоснование постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В системе социальной работы России складывается особая культура поддержки и помощи выпускнику интернатного учреждения - сопровождение. Термин «сопровождение» в психологии, социальной педагогике, социальной работе употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Сопровождение означает идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности. Оно используется по отношению к тому, кому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей. В ходе развития человека сопровождение обеспечивает социальное взаимодействие с окружающи-

© Плохова И.А., Бибикова Н.В., Гринева Е.А., 2017

ми людьми в разнообразных личных и социальных ситуациях [6].

Современная трактовка понятия «сопровождение» позволяет уточнить специфику отношений между выпускниками детских домов и школ-интернатов и субъектами их постинтернатного сопровождения. Как показывает анализ литературы, чаще всего под сопровождением понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих вхождение воспитанников интернатных учреждений в социальную жизнь. Постинтернатное сопровождение также рассматривается как форма воспитания и оказания социальной помощи и поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся выпускниками учреждений интернатного типа, во время обучения по очной форме в образовательных учреждениях после окончания получения профессионального образования до достижения возраста 23 лет на условиях договора [7].

В процессе анализа были выделены следующие базовые основания обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников детских домов:

1) реализация государственных гарантий по обеспечению прав подростков на социальную адаптацию в обществе;

2) формирование единой государственной системы постинтернатной адаптации выпускников детского дома;

3) ориентирование адаптационных мероприятий в интересах и во благо несовершеннолетнего;

4) адресность адаптационных мероприятий с учетом личностных особенностей выпускников [9].

Процесс организации сопровождения -это не хаотичное (время от времени) взаимодействие субъектов сопровождения. Этот процесс имеет свою логику и временные континуумы. Ядром процесса сопровождения является сама цель - адаптация выпускника в социуме, а структурными компонентами служат диагностический, программно-методический, технологический и организационный компоненты. каждый из них направлен на решение конкретных задач сопровождения.

- Диагностический компонент отражает процедуры, которые необходимы для выстраивания процесса сопровождения. Специалисты опираются на результаты мониторинговых исследований, показывающие, какие объективные и субъективные факторы в определенный период влияют на результативность процесса сопровождения.

кие науки -

- Технологический компонент служит для обеспечения технологичности процесса сопровождения. Наличие определенных технологий предполагает, что у специалиста есть возможность ориентироваться при реализации процесса сопровождения, выбирая технологии, которые обусловливают успешность адаптации именно той группы выпускников, которую он опекает. Это позволяет специалисту осуществлять оценку эффективности своих усилий.

- Организационный компонент необходим для обеспечения взаимодействия всех участников процесса сопровождения. Структура управления процессом сопровождения дает представление об устойчивости, ресурс-ности, а также динамике процесса сопровождения [4].

- Программно-методический компонент предполагает научную обоснованность реализуемых программ, включение в процесс сопровождения новых инновационных технологий, повышение профессионализма и компетентности работающих с выпускниками специалистов.

Технология постинтернатного сопровождения детей-сирот включает следующие этапы:

1) подготовительный - собирается вся информация о выпускнике, составляется карта социально-поддерживающей сети выпускника, индивидуальная программа сопровождения;

2) адаптационный - предусматривает оказание помощи выпускникам при решении актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием медицинской и юридической помощи;

3) постинтернатное сопровождение по индивидуальной программе - использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем [3].

в процессе проведения исследования была предпринята попытка уточнить сущность и содержание понятия «постинтернатное сопровождение». Постинтернатное сопровождение -это поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая заключается в выстраивании оптимальных социальных отношений; в оказании помощи данной категории детей в решении личностных проблем; в преодолении трудностей социализации на протяжении острого адаптационного периода.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот призвано создать условия, способству-

известия вгпу

ющие актуализации проблемы обретения смысла жизни и прогнозирования жизненных перспектив, а также формированию компетенций, необходимых для принятия ответственного решения и самореализации в соответствии с ним. Оно позволяет отследить жизнь воспитанника после выхода из детского дома, оказать различную помощь в решении текущих проблем, тем самым способствуя становлению личности.

в практике деятельности социальной работы неоднократно были предприняты попытки разработки и реализации модели постинтернатного сопровождения различных сфер жизнедеятельности выпускников детских домов. Под моделью понимается искусственно созданное для изучения явление, аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или невозможно. Модели зачастую выступают аналогами изучаемых объектов исследования, являются сходными с ними, но не равнозначными им [1].

С помощью моделей значительно облегчится возможность преодоления различных трудностей, возникающих на жизненном пути воспитанников детских домов. Можно выделить несколько моделей сопровождения выпускников интернатных учреждений: постинтернатный патронат; семейный патронат, модель семейного центра; стационарные отделения, центры временного пребывания, социальные гостиницы и пр.; предварительная подготовка на базе детского дома (интерната) и последующее сопровождение; сопровождение на базе учреждений начального и среднего профессионального образования; клубы выпускников интернатных учреждений; смешанная модель, предполагающая сочетание элементов из нескольких моделей [7].

таким образом, несмотря на многообразие моделей постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений, все их объединяют следующие особенности: во-первых, создание специальной социально-педагогической, социально-психологической комфортной, социально-правовой защитной среды; во-вторых, обеспечение индивидуальности сопровождения выпускника; в-третьих, мониторинг процесса адаптации выпускника и проведение необходимой коррекции.

До сих пор нет универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это вызывает потребность в создании эффективной модели постинтернатного сопровождения выпускников. В ходе иссле-

дования мы попытались создать структурно-функциональную модель постинтернатного сопровождения.

При разработке авторской модели были учтены две составляющие: теоретическое исследование сущности постинтернатного сопровождения и практическая реализация данного процесса.

Апробация модели проходила на базе областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -Ульяновского специального (коррекционно-го) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» - Центра по развитию семейных форм устройства и сопровождению семей и детей с участием (далее - ульяновский детский дом «Гнездышко») детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

на основе анализа результатов диагностического исследования было получено целостное представление об исследуемом феномене и построена модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. рис. 1 на с. 25). Рассмотрим и обоснуем составляющие части представленной модели.

разработанная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя следующие компоненты:

1) целевой;

2) теоретико-методологический;

3) организационно-технологический;

4) содержательный;

5) результативный.

1. Компонент целеполагания является главным и системообразующим звеном модели, отвечающим потребностям современного общества и отражающим социальный заказ. Определение цели как главного компонента исследования является важным моментом, т.к. она выступает по отношению к остальным компонентам модели в качестве управляющей инстанции, имеющей образ будущего результата. В данном случае - разработка и реализация современной универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальный заказ обусловлен потребностью общества в развитии системы социальной адаптации и жизнеустройства воспитанников после выпуска из детского дома на основе инновационных форм.

педагогические науки

Рис. 1. Модель постинтернатного сопровождения (составлено авторами)

Создание модели постинтернатного сопровождения выпускников детского дома продиктовано социальным заказом на:

- успешную социализацию выпускников учреждений государственной поддержки детства;

- предотвращение дублирования социального сиротства выпускниками детских домов;

- их профессиональное и личностное самоопределение, успешную конкуренцию на рынке труда.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновском детском доме «Гнездышко» строилось на основе внедрения программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ульяновского детского дома «Гнездышко» «Поверь в себя». Целью программы является обеспечение успешной социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Задачи программы - совершенствование системы социально-педагогической поддержки выпускников детских домов; обеспечение их непрерывного профессионального сопровождения и успешной социальной адаптации; обеспечение развивающей среды для выпускников; формирование правовой грамотности и психологической устойчивости; взаимодействие детского дома, органов опеки и попечительства, учреждений профессионального образования по обеспечению прав и социальных гарантий выпускников; развитие форм взаимодействия и общения выпускников.

2. Следующим по значимости в данном процессе является теоретико-методологический компонент модели, содержащий в себе системный подход. Данный подход позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. Критериями системного подхода к решению этой проблемы являются:

- реализация социально-педагогической поддержки лиц в возрасте до 23 лет, находившихся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, в рамках государственно-общественной системы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- внедрение новых моделей постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов;

- оказание комплексной и систематической социально-педагогической помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот с участием в этом процессе государственных, общественных структур.

Системный подход включает в себя ряд иных подходов.

- Личностный подход понимается как опора на личностные качества. рассматриваются направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.) не позволяют объективно оценить уровень подготовленности выпускников. ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. однако только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

- Деятельностный подход утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности; ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира; позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности. В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, которым он наполняет эти виды деятельности [2].

- Информационный подход следует рассматривать как сложную систему процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно, как с использованием информационно-коммуникационных технологий, так и без них.

- Компетентностный подход предполагает не усвоение человеком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, формирование личностного ответственного отношения к результатам выполняемой деятельности (учебной, поисковой, проектной и т.д.).

3. Организационно-технологический компонент предусматривает поэтапное теорети-

Рис. 2. Сравнительная диагностика уровней (по блокам) до и после эксперимента (составлено авторами)

12 10 5 6 4 2 Сравнительная диагностика

11

9 10

6

5 5

Социально-психологический блок Социально-правовой блок Социально-бытовой блок

«а До 5 5 6

Н После 11 9 10

ческое и графическое моделирование в данной работе. На подготовительном этапе были изучены теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опыт работы по постинтернатному сопровождению; проведен анализ моделей постинтернатного сопровождения, мониторинг банка данных выпускников; анкетирование с целью сбора и систематизации информации о проблемах выпускников. В процессе организационно-деятельностного этапа была реализована подпрограмма «On line Клуб Навигатор» программы «Поверь в себя».

Аналитический этап включал анализ результатов исследования, проверку эффективности подпрограммы «On'line клуба Навигатор». Проводилась оценка изменения исследуемых индикативных показателей - уровней правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков.

4. Содержательный компонент представлен программой «Поверь в себя». Данная программа включает в себя сопровождение выпускников Ульяновского детского дома «Гнездышко» при переходе на независимое положение; поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; содействие в улучшении их социального статуса.

В процессе исследования проводилась работа по повышению правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков с помощью интернет-технологий. Выделены следующие индикативные показатели:

1) уровень правовой грамотности, необходимый для поддержания или изменения право-

вого статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов;

2) уровень психологической устойчивости, направленный на содействие в улучшении психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности;

3) уровень социально-бытовых навыков, направленный на поддержание или обеспечение жизнедеятельности в быту.

Подпрограмма «Online Клуб Навигатор» программы «Поверь в себя» была представлена в сети Интернет (в социальной сети «Вкон-такте»). Подпрограмма организована в виде виртуальной группы, которая функционирует в настоящее время и носит открытый характер, т.е. любой человек может вступить в нее и принять участие в ее развитии и совершенствовании, а также в непосредственном общении между участниками.

On'line Клуб предусматривает две формы общения: онлайн и анонимное. Специальное приложение предоставляет возможность задать любой интересующий вопрос анонимно [10]. Очевидное преимущество приложения состоит в том, что ответы на вопросы могут видеть все участники группы, а значит, могут найти что-то полезное и интересное для себя. On'line Клуб представляет собой сбор структурированной, отобранной, полезной информации в виде картинок, видеороликов, аудиофайлов и кратких заметок.

5. Итоги целенаправленной и систематической работы представлен в результативном компоненте в виде разработанной и реализованной универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и де-

тей, оставшихся без попечения родителей. Для определения эффективности реализуемой подпрограммы была проведена контрольная диагностика, которая выявила положительную динамику в повышении уровня правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков выпускников интернатного учреждения (см. рис. 2 на с. 27).

Как показало проведенное исследование, разработанная и реализованная модель имеет значение для решения социальных и психологических проблем постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у выпускников интернатных учреждений.

список литературы

1. Бибикова Н.В. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты развития творческой личности // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. 2015. № 1(31). С. 213-217.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гринёва Е.А., Макаров Д.В., Давлетши-на Л.Х. [и др.]. На пути к новой России: духовно-нравственный аспект социально-экологического образования молодежи: кол. моногр. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2015.

3. Курилко Л.В. Постинтернатный патронат -современная форма социализации выпускников детских домов // Социальная работа. 2008. № 3. С. 52-57.

4. Лугина Е.Н. Жизнеустройство и сопровождение в постинтернате московских выпускников: метод. пособие. Пенза, 2012.

5. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-10.

6. Плохова И.А. Социальное сопровождение: понятие и классификация // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2015. С. 386-393.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожнико-ва Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: метод. пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

9. Шмидт В. Модели сопровождения выпускников интернатных учреждений // Беспризорник. 2008. № 1. С. 10-14.

10. On'line Клуб «Навигатор» [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/klub_navigator (дата обращения: 15.01.2017).

* * *

1. Bibikova N.V. Social'no-psihologicheskie i duhovno-nravstvennye aspekty razvitija tvorcheskoj lichnosti // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2015. № 1(31). S. 213-217.

2. Grinjova E.A., Makarov D.V., Davletshina L.H. [i dr.]. Na puti k novoj Rossii: duhovno-nravstvennyj aspekt social'no-jekologicheskogo obrazovanija molo-dezhi: kol. monogr. Ul'janovsk: FGBOU VPO «UlGPU imeni I.N. Ul'janova», 2015.

3. Kurilko L.V. Postinternatnyj patronat - sovre-mennaja forma socializacii vypusknikov detskih do-mov // Social'naja rabota. 2008. № 3. S. 52-57.

4. Lugina E.N. Zhizneustrojstvo i soprovozhdenie v postinternate moskovskih vypusknikov: metod. po-sobie. Penza, 2012.

5. Mardahaev L.V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie i podderzhka cheloveka v zhiznennoj situacii // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 6. S. 4-10.

6. Plohova I.A. Social'noe soprovozhdenie: po-njatie i klassifikacija // Social'no-pedagogicheskij kon-tekst obrazovanija: problemy i tendencii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Ul'janovsk, 2015. S. 386393.

7. Rozhkov M.I., Bajborodova L.V., Sapozhni-kova T.N. Vzaimodejstvie sub#ektov postinternat-nogo soprovozhdenija detej-sirot: metod. posobie. Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010.

9. Shmidt V. Modeli soprovozhdenija vypuskni-kov internatnyh uchrezhdenij // Besprizornik. 2008. № 1. S. 10-14.

10. On'line Klub «Navigator» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://vk.com/klub_navigator (data obra-shhenija: 15.01.2017).

Model of post-residential support of orphans and children without parental care

The article deals with the necessity of development of scientific and methodological basis of social support of orphans and children without parental care. The structural and functional model of post-residential support of this category of children is represented in the article. The authors describe theprogramme"On line Club Navigator", which contributed to the practical significance of the study and ensured its effectiveness.

Key words: post-residential support, boarding school graduates, model, approaches, components.

(Статья поступила в редакцию 13.06.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.