Научная статья на тему 'Характеристика сформированности социальных умений у детей с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах (в процессе рисуночной деятельности)'

Характеристика сформированности социальных умений у детей с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах (в процессе рисуночной деятельности) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ / РИСУНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ / CHILDREN WITH DISABILITIES / BOARDING HOMES FOR CHILDREN WITH SPECIAL PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT / SOCIAL SKILLS / DRAWING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Былино М. В., Обухова Т. И.

В статье дается характеристика сформированности социальных умений у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, проживающих в домах-интернатах (по результатам педагогического эксперимента в процессе рисуночной деятельности). Рассматривается классификация социальных умений, определяются уровни их сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Былино М. В., Обухова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the characteristic of social skills of children with moderate and severe intellectual insufficiency, living in boarding houses (according to the results of the pedagogical experiment in the process of drawing activity), the characteristics of social skills and the levels of their formation are given.

Текст научной работы на тему «Характеристика сформированности социальных умений у детей с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах (в процессе рисуночной деятельности)»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376 - 056.24 : 74

М. В. Былино, Т. И. Обухова

Характеристика сформированности социальных умений у детей с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах (в процессе рисуночной деятельности)

В статье дается характеристика сформированности социальных умений у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, проживающих в домах-интернатах (по результатам педагогического эксперимента в процессе рисуночной деятельности). Рассматривается классификация социальных умений, определяются уровни их сформированности.

The article describes the characteristic of social skills of children with moderate and severe intellectual insufficiency, living in boarding houses (according to the results of the pedagogical experiment in the process of drawing activity), the characteristics of social skills and the levels of their formation are given.

Ключевые слова: дети-инвалиды, дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, социальные умения, характеристика социальных умений, рисуночная деятельность, уровни сформированности социальных умений.

Key words: children with disabilities, boarding homes for children with special psychophysical development, social skills, drawing activities.

Л W W

С целью успешной социализации детей, находящихся в условиях домов-интернатов для детей с инвалидностью необходимо формировать у них определенные социальные умения и навыки. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам социализации личности и формирования социальных умений (Н. Ф. Голованова, Н. В. Калинина, И. С. Кон, Дж. Мид, А. В. Мудрик, В. А. Сластёнин и др.) показал, что в науке нет единого мнения в отношении сущности понятия «социальные умения». Это понятие исследователями рассматривается через социальные роли, социальные ситуации, социальные компетентности, социальное взаимодействие.

В 2011 г. был принят Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс), в котором вопросы получения образования лицами с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) регламентированы по всем видам и уровням образования.

© Былино М. В., Обухова Т. И., 2019

Дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, проживающие в семье, получают образование в специальных дошкольных учреждениях, в классах второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), в группах и классах интегрированного обучения и воспитания. Дети этой же категории находятся и в детских домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. После введения в действие Кодекса Республики Беларусь об образовании с 2011 г. образовательный процесс для получения специального образования в доме-интернате для детей-инвалидов с ОПФР организуется учреждениями образования. До этого времени обучение и воспитание детей-инвалидов организовывалось и осуществлялось педагогическими работниками учреждений социального обслуживания.

Кодекс предписывает организацию образовательного процесса в домах-интернатах учреждениям образования, что соответствует положениям Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 г., подписанной в 2015 г. Республикой Беларусь, ратифицированной в 2016 г.

В десяти домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития Республики Беларусь проживают дети в возрасте от 4 до 18 лет и старше, имеющие выраженные нарушения развития: умеренную, тяжелую или глубокую интеллектуальную недостаточность, тяжелые множественные нарушения.

Образовательный процесс для лиц с ОПФР домов-интернатов организуется не в учреждениях образования, а непосредственно по месту их проживания. Исключение возможности организовать получение специального образования для детей-инвалидов в домах-интернатах в этом случае будет являться прямым ущемлением их права на образование. В соответствии с инструкцией обучающиеся домов-интернатов включаются в численность обучающихся учреждения образования, организующего образовательный процесс для них (вне зависимости от наличия показаний или противопоказаний для получения образования).

Рисуночная деятельность выступает одним из средств отражения и накопления социального опыта детей, в процессе которой они овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира и сферы человеческих чувств. Рисуночная деятельность является наиболее эффективным, доступным и продуктивным видом отражения окружающей действительности с целью формирования социальных умений у детей 8-14 лет с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, находящихся в закрытых социальных условиях: государственных учреждениях социальной защиты (домах-интернатах для детей с особенностями психофизического развития).

В современном педагогическом словаре умения определены как освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, которые могут быть как практическими, так и умственными [7]. В отличие от навыков, умение может образовываться и без специальных упражнений при выполнении каких-либо действий. В этих случаях действие опирается на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. Социальные умения в предлагаемом исследовании понимаются как освоенные субъектом общественно заданные способы действий, обеспечивающие ему успешное взаимодействие с другими людьми для выполнения социально значимой деятельности. Содержание социальных умений определяется потребностями детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью и включает готовность к выполнению действий, направленных на более успешное социальное взаимодействие. Социальные умения включают навыки и вита-генные знания, действия и операции, способствующие накоплению и обогащению социального опыта.

Формирование социальных умений осуществляется с учетом следующих принципов: индивидуализации, обеспечивающей учет возраста, общего состояния обучающегося; наглядности, предполагающей демонстрацию реальных предметов, способов действий с ними, результатов рисуночной деятельности, способов выполнения задания; доступности, зависящей от уровня психофизического развития ребенка; оздоровительной направленности, стимулирующей двигательную активность детей и укрепление психологического здоровья; безоценочности, безусловного принятия, безопасности и поддержки; исследовательской позиции, предоставляющей детям возможность самостоятельно найти приемлемое решение.

Социальные умения помогают понять других людей и быть понятыми ими, устанавливать контакт и паритетные отношения с окружающими, чувствовать себя комфортно в различных ситуациях. Педагоги и психологи рассматривают социальные умения как необходимое условие для достижения эмоционального комфорта. Формирование у детей социальных умений рассматривают как один из компонентов социального воспитания и условий, необходимых для полноценной социализации ребенка.

Таким образом, социализация определяется как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Это процесс вхождения ребенка в социальную среду, овладение им навыками

практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности; процесс включения индивида в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Основной целью образования детей с особенностями психофизического развития является социализация личности, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.

Для выявления сформированности социальных умений у детей 814 лет с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях домов-интернатов проводились специально организованные наблюдения, в ходе которых были определены виды и содержание социальных умений, формируемых в процессе рисуночной деятельности:

Первое социальное умение - осуществлять выбор предметов и средств рисования. Показатели сформированности: самостоятельно выбирать из предложенных предметов, средств рисования.

Второе - воспринимать словесную инструкцию. Показатели сформированности: смотреть на собеседника, не перебивать его, поощрять его речь вербальными или невербальными способами.

Третье - следовать полученной инструкции. Показатели сформированности: воспринимать инструкцию, адекватно ее воспроизводить в последующей деятельности.

Четвертое - обращаться за помощью. Показатели сформированности: готовность признать: «Сам не могу справиться, необходима помощь другого человека», демонстрация доверия к окружающим, готовность принять не только их согласие помочь, но и отказ или отсрочку в оказании помощи.

Пятое - выражать благодарность. Показатели сформированности: отмечать и замечать положительное отношение к себе со стороны других людей, знаки внимания и помощь, благодарить разными вербальными и невербальными способами.

Шестое - предлагать помощь. Показатели сформированности: уметь видеть ситуации, в которых другие люди нуждаются в помощи, выяснить, чем можно помочь, и предложить свою помощь.

Седьмое - заявлять о своих потребностях. Показатели сформированности: уметь сообщать о своих потребностях окружающим в социально приемлемой форме, не мешая другим продолжать деятельность.

Восьмое - делиться. Показатели сформированности: свободно и спонтанно отдавать, делиться тем, что принадлежит тебе.

Девятое - спрашивать разрешения. Показатели сформированности: уметь спросить у другого разрешения воспользоваться тем, что необходимо, поблагодарить или адекватно отреагировать на отказ.

Десятое - дарить свою работу. Показатели сформированности: уметь определить значимость рисунка как подарка, подарить другому (взрослому, ребенку).

Одиннадцатое - адекватно реагировать (проявлять эмоции) на оценку выполненной работы. Показатели сформированности: уметь выражать положительные эмоции при оценке своей работы взрослым или другим ребенком.

Двенадцатое - выполнять коллективный рисунок. Показатели сформированности: уметь взаимодействовать, не мешать друг другу, договариваться.

Критериями и показателями сформированности социальных умений у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью выступили: количество сформированных социальных умений, самостоятельность проявления социальных умений, продолжительность сохранения интереса к рисуночной деятельности, отражающей социальный опыт.

Показатели количества сформированных социальных умений у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в рисуночной деятельности: больше половины, половина, меньше половины выделенных нами социальных умений.

Показатели самостоятельности проявления социальных умений у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в рисуночной деятельности: ребенок самостоятельно инициирует, нуждается в помощи экспериментатора, не проявляет социальных умений.

Показатели продолжительности сохранения интереса к рисуночной деятельности, отражающей социальный опыт у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью: сохранение интереса на всем протяжении выполнения задания, только наполовину, на одну треть.

На следующем этапе исследования были определены уровни сформированности социальных умений у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в рисуночной деятельности в условиях домов-интернатов, который проходил на базе пяти государственных учреждений социальной защиты - домах-интернатах для детей с ОПФР.

Всего приняли участие в эксперименте 100 детей в возрасте от 8 до 14 лет, из них 63 мальчика и 37 девочек: 34 ребенка с синдромом Дауна, 17 детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, самостоятельно не передвигаются, один ребенок с нарушением слуха.

С умеренной интеллектуальной недостаточностью - 50 чел. и 50 чел. с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, кроме 18 % детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в возрасте 13 и 14 лет, достаточно хорошо могли оречевлять свои действия.

Были выделены три уровня сформированности социальных умений у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в рисуночной деятельности: выше базового, базовый, ниже базового.

К уровню выше базового сформированности социальных умений детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в рисуночной деятельности отнесено от 67 до 100% сформированности социальных умений от общего количества выделенных: самостоятельное проявление социальных умений, сохранение интереса к рисуночной деятельности, отражающей социальный опыт на всем протяжении выполнения задания.

К базовому уровню сформированности социальных умений детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в рисуночной деятельности относится от 34 до 66% сформированности социальных умений от общего количества выделенных: проявление социальных умений по подсказке экспериментатора (например, «Попроси желтую краску у соседа»), сохранение интереса к рисуночной деятельности, отражающей социальный опыт наполовину выполнения задания.

К уровню ниже базового сформированности социальных умений детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в рисуночной деятельности относится от 1 до 33% сформированности социальных умений от общего количества выделенных социальных умений, выполняют их совместно с экспериментатором (например, «Давай вместе попросим», «Я поблагодарю, и ты скажешь "спасибо"»), сохранение интереса к рисуночной деятельности, отражающей социальный опыт на одну треть.

Результаты исследования показали, что такие социальные умения, как «осуществлять выбор предметов и средств рисования», «следовать полученной инструкции», «обращаться за помощью», «заявлять о своих потребностях», «делиться», «предлагать помощь», «спрашивать разрешение», занимают самые низкие позиции в сформированности и без специально организованной коррекционно-педаго-гической работы в специально созданных педагогических условиях у данной категории детей самостоятельно не возникают.

В результате сформированности социальных умений выделены уровни:

К уровню выше базового по всем показателям сформированности социальных умений не был отнесен ни один ребенок с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. По количеству сформированных социальных умений у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 8 до 11 лет также не было ни одного случая отнесения, только в возрасте от 12 до 14 лет - 16 %. Показатель «самостоятельность» в сформированности социальных умений возрастает от 4 % в возрастной группе от 8 до 14 лет, до 12% в возрастной группе от 12 до 14 лет. Такое же возрастание наблюдается и по показателю «сохранение интереса»: от 8 % (8-11 лет) до 16 % (12-14 лет).

На базовом уровне сформированности социальных умений по показателю «количество сформированности социальных умений» не оказалось ни одного случая у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в возрастной группе от 8 до 11 лет, а к 12-14 годам этот показатель составил 16,6 %. По количеству сформированных социальных умений у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 8 до 11 лет этот показатель равен 25%, в возрасте от 12 до 14 лет возрастает до 58,3%. По показателю в обеих группах детей (умеренная и тяжелая степень) наблюдается устойчивая тенденция к увеличению: с 36 % (8-11 лет) до 52 % (12-14 лет) - умеренная степень; с 8 % (8-11 лет) до 12 % (12-14 лет) - тяжелая степень. Такое же возрастание наблюдается и по показателю «сохранение интереса»: от 32 % (8-11 лет) до 48 % (12-14 лет) - умеренная степень, незначительное возрастание от 12 % (8-11 лет) до 16 % (12-14 лет) - тяжелая степень интеллектуальной недостаточности.

Таким образом, можно констатировать, что большинство детей, принимавших участие в эксперименте, находилось на уровне ниже базового по сформированности социальных умений. Так, по показателю «количество сформированных социальных умений» все дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в возрастной группе от 8 до 11 лет находились на уровне ниже базового и 83,3% в возрасте от 12 до 14 лет. В группе детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью результаты по данному показателю распределились следующим образом: 75 % (8-11 лет) и 41,6 % (12-14 лет). По показателю «самостоятельность проявления социальных умений» в группе детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью наблюдается значительное снижение: с 60 % (8-11 лет) до 36 % (12-14 лет), тогда как у детей с тяжелой степенью по данному показателю снижение лишь на 4 %: с 92 % (811 лет) до 88 % (12-14 лет). По показателю «продолжительность сохранения» у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью наблюдается устойчивое снижение: с 60 % (8-11 лет) до 36 % (1214 лет) и незначительное снижение у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: с 88 % (8-11 лет) до 84 % (12-14 лет).

Приведем некоторые наиболее характерные примеры выполнения задания на уровне ниже базового:

Анастасия Р., 11 лет, тяжелая интеллектуальная недостаточность, двигательные нарушения, передвигается с помощью инвалидной коляски. Девочка с помощью жестов выражала желание к рисуночной деятельности, стучала пальцами по столу, улыбалась. На вопросы экспериментатора приветливо улыбалась. Удерживала фломастеры в правой руке, рисовала прямые и ломаные линии. Во время работы демонстрировала положительные эмоции, улыбалась, произносила звуки. После выполнения рисунка взяла лист в руку, показала результат своей работы, радовалась. Показывала, что хочет за него получить конфету.

У Анастасии Р. были выявлены следующие социальные умения: устанавливать контакт со взрослым, воспринимать словесную инструкцию, следовать полученной инструкции, адекватно реагировать (проявлять эмоции) на оценку выполненной работы, заявлять о своих потребностях.

Таким образом, общим для обучающихся, которые выполнили задания на уровне ниже базового, выступает возможность эпизодически проявлять такие социальные умения, как понимание и выполнение действий по инструкции, эмоционально положительная реакция на процесс взаимодействия со взрослым и результативность собственной рисуночной деятельности, желание довести начатое дело до конца.

Примеры выполнения заданий на базовом уровне:

Олег А., 13 лет, умеренная интеллектуальная недостаточность, двигательные нарушения, передвигается с помощью инвалидной коляски. Выбрал из предложенных предметов яблоко (оно лежало на парте перед ребенком). Правильно определил и назвал зеленый цвет, правильно взял кисть. Начал рисовать яблоко круглой формы, затем его раскрашивать. При самостоятельной работе стал рисовать полосу зеленого цвета. На вопрос экспериментатора «Что ты нарисовал?» ответил: «Новый год». Девочка за партой произнесла: «Елка», Олег подтвердил: «Да, елка». После рисования остался играть фигурками животных. Выстраивал их в ряд, называл, считал. На просьбу экспериментатора нарисовать кого-нибудь выбрал тигра, но не назвал. На уточняющий вопрос экспериментатора «Это заяц?» ответил: «Нет, не заяц». Тут же обратился за помощью к девочке, которая сидела за партой: «Вика, подскажи, кто это?» Обращаясь, дотронулся рукой до ее плеча несколько раз. Повторил за ней слово «тигр», согласился его рисовать. На вопрос «Каким цветом будем рисовать?» опять обратился к девочке за партой: «Вика, подскажи, каким цветом?». Повторил слово «оранжевый» и самостоятельно выбрал банку с оранжевым цветом из восьми предложенных. Самостоятельно не стал рисовать, а обратился к мальчику (Артему Д., 13 лет), который уже выполнил рисунок и ходил по классу: «Артем, помоги!», Артем взял у Олега кисть с оранжевой краской, нарисовал посередине листа оранжевый овал - тело тигра. После этого Олег попросил мальчика: «Хватит, не надо больше». Вступает активно в контакт, отвечает на вопросы, самостоятельно просит о помощи: «Помоги, дай, подскажи мне». У Олега А. были выделены следующие социальные умения: осуществлять выбор предметов и средств для рисования воспринимать словесную инструкцию, следовать полученной инструкции, обращаться за помощью, адекватно реагировать (проявлять эмоции) на оценку выполненной работы, заявлять о своих потребностях, дарить свою работу.

Таким образом, общим для обучающихся, выполнивших задания на базовом уровне, выступает сформированность таких социальных умений, как умения осуществлять выбор предметов и средств для рисования, воспринимать словесную инструкцию, следовать полученной инструкции, обращаться за помощью, адекватно реагировать (проявлять

эмоции) на оценку выполненной работы, заявлять о своих потребностях, дарить свою работу.

На уровне выше базового задание выполнили немногие дети, принимавшие участие в эксперименте. Приведем примеры.

Владимир Г., 13 лет, умеренная интеллектуальная недостаточность, двигательные нарушения, передвигается с помощью инвалидной коляски. (уровень нарушений взят из личного дела детей, определен медико-психолого-педагогической комиссией). Ожидая задания от экспериментатора, спрашивал: «Когда мне дадут лист? Что мы будем рисовать?», поэтому ему не предложили выбрать предмет, а спросили: «Володя, а свою мечту можешь нарисовать? Что нарисуешь?». Мальчик ответил: «Да, нарисую. Дом. Мне надо простой карандаш». Мальчику предложили набор карандашей. Выбрал красный. Использовал коробку карандашей вместо линейки. Располагал коробку в разных направлениях. Самостоятельно нарисовал большой дом на всем пространстве листа. Рисунок содержал все детали дома: дверь с ручкой, два окна, труба с дымом. Около двери нарисован человек (на лице глаза, нос, рот-улыбка, по 5 пальцев на руках). На вопрос экспериментатора «Кого ты нарисовал?» Владимир указал на мальчика рядом за партой: «Друг. Денис». Денис заулыбался. В углу листа - солнце с лучами. Затем мальчик попросил экспериментатора гуашь и кисточку. Самостоятельно выбирал цвет, открывал баночку с гуашью, правильно пользовался кистью. Детали дома раскрашивал разными цветами. На вопрос «Какую часть дома раскрашиваешь?» отвечал правильно: «Крышу». Задавали вопрос: «А из чего крыша, из какого материала?» - «Из металла», - отвечал мальчик. Владимир раскрасил половину дома, после чего сказал: «Я устал», положил кисточку, оставался в классе. Спустя некоторое время спросил: «Я могу идти?» У Владимира Г. были выделены следующие социальные умения: осуществлять выбор предметов и средств для рисования, воспринимать словесную инструкцию, следовать полученной инструкции, адекватно реагировать (проявлять эмоции) на оценку выполненной работы, заявлять о своих потребностях, выражать благодарность, спрашивать разрешение, дарить свою работу.

Общим для обучающихся, выполнивших задания на уровне выше базового, выступает сформированность таких социальных умений, как умения осуществлять выбор предметов и средств рисования, воспринимать и следовать словесной инструкции, обращаться за помощью, адекватно реагировать (проявлять эмоции) на оценку выполненной работы, заявлять о своих потребностях, выражать благодарность, спрашивать разрешение, дарить свою работу.

Можно констатировать наличие социальных умений у обучающихся всех вышеуказанных групп, отличающихся по степени проявления самостоятельности и частотности применения как в процессе рисуночной деятельности, так и в повседневной жизни.

Выявленное состояние позволило установить, что социальные умения помогают понять других людей и быть понятыми ими, устанавливать доброжелательные отношения, налаживать контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. Формирование у детей социальных умений можно рассматривать как один из компонентов социального воспитания и как одно из условий, необходимых для полноценной социализации ребенка. Специально организованная рисуночная деятельность отражает социально-эмоциональные потребности ребенка, влияет на становление личностных качеств и социальную компетентность. У детей с особенностями психофизического развития, как известно, отмечается своеобразие социального и культурного развития, затруднен процесс как усвоения, так и переноса социально-общественного опыта. Отсюда следует необходимость поиска обходных путей и альтернативных способов коррекционно-педагогического воздействия, что и повлекло за собой разработку нами педагогических условий, способствующих формированию социальных умений у детей в возрасте 8-14 лет с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, находящихся в домах-интернатах.

Список литературы

1. Былино М. В. Социальная направленность рисуночной деятельности в работе с детьми-инвалидами в условиях домов-интернатов (по результатам анкетирования) / М. В. Былино // Вестн. Казах. гос. пед. ун-та им. А. Абая. Сер. «Специальная педагогика». - 2017. - № 3 (50). - С. 29-34.

2. Зорина Е. В. Дети с выраженной умственной отсталостью: коррекционная работа в ходе изобразительной деятельности: практ. пособие / Е. В. Зорина. -Н. Новгород, 2014. - 134 с.

3. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 300 с.

4. Лисовская Т. В. Организация обучения детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, на основе межпарадигмального диалога (опыт Республики Беларусь) / Т. В. Лисовская // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии: материалы IX Междунар. теоретико-методолог. семинара, Москва, 16 марта 2017 года. - М.: МГПУ, 2017. - С. 234-241.

5. Логинова Е. Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью: моногр. / Е. Т. Логинова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 175 с.

6. Маллер А. Р. Содействие самореализации и интеграции инвалидов с интеллектуальными нарушениями / А. Р. Маллер // Методист. - 2015. - № 10. - Приложение: мастер-класс. - С. 37-42.

7. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

8. Царев А. М. Система педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития (в условиях лечебно-педагогического центра): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / А. М. Царев. - СПб., 2005. - 19 с.

Статья поступила: 23.04.2019. Принята к печати: 07.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.