КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ
1 2 3
Алексеева О.А. , Елизарова Ю.Г. , Журавлев А.Д.
'Алексеева Ольга Алексеевна - кандидат педагогических наук, методист опытно-экспериментальной работы;
2Елизарова Юлия Геннадьевна - кандидат педагогических наук, директор школы;
3Журавлев Артур Дмитриевич - аналитик опытно-экспериментальной работы,
Школа № 522, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье описываются результаты проведенного анкетирования обучающихся с задержкой психического развития и их родителей. В статье отслеживается динамика готовности к профессиональному обучению и изменений взглядов на профессии подростков и их родителей с 6 по 9 классы. Выделяются такие проблемы как неспособность подростков адекватно оценивать свои возможности, неспособность многих родителей адекватно оценивать возможности своих детей, крайне низкая осведомленность и подростков и их родителей о содержании распространенных профессий и пр.
Ключевые слова: профессиональный выбор, области трудоустройства, престижные профессии, дети с задержкой психического развития.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, основа его дальнейшей успешной социализации. В условиях постоянно меняющегося рынка труда проблема выбора профессии становится особенно трудной. Многие выпускники выбирают будущую профессию неосознанно, по совету родителей или друзей, по некоторым второстепенным, несущественным качествам, не анализируя собственные желания и возможности. Исследователи и практики отмечают, что, даже если старшеклассник, выбирая содержание будущей профессии, делает упор на свои интересы и склонности, то, как правило, не учитывает при этом собственных возможностей: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности [2, 3, 4, 5].
Такой подход особенно характерен для выпускников с задержкой психического развития (далее ЗПР). Очень многие из них не имеют реального представления о выбранной профессии и о своих возможностях. Низкий познавательный интерес, отсутствие желания учиться и «синдром беспомощности» у выпускников с ЗПР способствует тому, что необдуманно приобретенное в свое время профессиональное обучение, остается единственным, отрицательно влияя на качество жизни.
По мнению многих исследователей, готовность к профессиональному обучению включает в себя осознание трех аспектов: два из них психо-физические (интересы и желания, способности и возможности) и третий - социальный (требуемые профессии на рынке труда).
Работая с детьми с ЗПР, мы встречаемся с целым рядом проблем.
Познавательные интересы, эмоционально-волевая сфера сформированы у учащихся недостаточно, поэтому у детей нет стойкого интереса к какой-либо из областей знания. При возникновении трудностей, как правило, интерес пропадает. Это проявляется в том, что подростки постоянно меняют свои решения. («Я хотела быть воспитателем, но меня отговорили, сказали, что это очень тяжело».)
Дети часто не знают своих истинных способностей. Более, чем в 70% случаев они имеют неадекватную самооценку (заниженную или чаще - завышенную), что мешает верно оценить, например, возможности получения высшего образования.
Обучающиеся часто не понимают своих особенностей, свои сильные и слабые стороны, возможности своей когнитивной деятельности, темперамент, характер и пр., т. е. то, что необходимо учитывать при выборе профессии, поскольку каждая из профессий накладывает на личность определенные требования.
Обучающиеся очень мало знают о современных профессиях: какие профессии пользуются большим спросом; какие профессии являются более престижными; чем занимаются люди той или иной профессии; где можно получить информацию о той или иной профессии; где получают то или иное образование и т. д.
Для того чтобы понять в какой мере дети с ЗПР готовы к профессиональному самоопределению, мы провели большую работу по анализу следующих типов анкет подростков и их родителей (анкеты для детей были нами адаптированы с учетом ограничений в речевом развитии учащихся с ЗПР).
1. Анкета профессионального самоопределения - для обучающихся 6-9 классов
2. Анкета «Что ты знаешь о профессиях» - для обучающихся 6-9 классов
3. Карта готовности к профессиональному самоопределению - для обучающихся 9 классов
4. Анкета «Вы и Ваш ребенок» - для родителей обучающихся 6-7 классов
5. Анкета для родителей выпускников - для родителей обучающихся 8-9 классов
Анкетирование выявило уровень знаний обучающихся о профессиях и
профессиональных желаниях детей и их родителей. Данные анкет профессионального самоопределения и анкет для родителей сравнивались для определения совпадения или не совпадения ожиданий детей и родителей.
Всего было опрошено 7 классов: 62 ученика (35 обучающихся 6-7 классов и 27 обучающихся 8-9 классов) и 49 родителей (28 родителей обучающихся 6-7 классов и 21 родитель обучающихся 8-9 классов).
Результаты анкетирования:
В 6-7 классах 63% обучающихся и 75 % их родителей, а в 8-9 классах 78% обучающихся и 89% их родителей ответили, что в их семье обсуждался вопрос о выборе профессии. Т. е. процент заинтересованности к концу обучения закономерно, но несущественно вырос (рис. 1)
Родители назвали различные профессии, всего более 30, которые они хотели бы посоветовать своим детям. Располагаем названные профессии от более популярных к менее популярным: инженер, программист, повар, медсестра, педагог (воспитатель), массажист, ветеринар, водитель, пожарный, юрист, психолог, врач, артист, палеонтолог, картограф, тренер, преподаватель физкультуры, продавец, кондитер, пекарь, кинолог, военный, машинист, полицейский, артиллерист, спасатель, работник метрополитена, «морской флот», краснодеревщик, монтажник дверей, «ремонтные работы», строитель. Курсивом выделены те профессии, которые предполагают наличие у специалиста высшего образования, следовательно, поскольку наши выпускники крайне редко оканчивают ВУЗы, можно говорить о том, что родители в ряде случаев завышают оценку способностей и возможностей своих детей.
Для проведения анализа данных перечисленные профессии были распределены по областям трудоустройства.
Рассмотрим данные анкетирования учащихся 6-7 классов и их родителей. В таблице 1 представлена популярность областей трудоустройства у детей 6-7 классов и их родителей.
Таблица 1. Популярность областей трудоустройства
№ Область трудоустройства дети Родители
1 Техника, производство, материальные технологи 11% 14%
2 Информационные техника и технологии 26% 11%
3 Медицина 11% 25%
4 Строительство 6% 14%
5 Транспорт 11% 14%
5 Торговля 0% 0%
7 Сервис, обслуживание населения, услуги 6% 11%
8 Педагогика 3% 18%
9 Экономика, организация и управление 4% 0%
10 Армия, полиция 12% 25%
11 Право, юриспруденция 3% 4%
12 Психология 9% 4%
13 Искусство 11% 4%
14 Литература, история 6% 4%
15 Другое, не определился, не знаю 37% -
Итого 35чел 28чел
Среди учеников 6-7 классов еще велик процент неопределившихся.
К видно из таблицы, в этом вопросе между детьми и родителями существуют определенные расхождения. Так, у подростков 6-7 классов наибольшей популярностью пользуются такие профессиональные области как информационные техника и технологии - (уточняющая беседа показала, что большинство детей не видят разницы между игрой и работой на компьютере). Армия, полиция - на втором месте, на третьем месте - техника, производство, материальные технологи; медицина, транспорт и искусство.
У родителей же на первом месте медицина, армия, полиция; на втором-педагогика; на третьем (как и у детей) - техника, производство, материальные технологи; транспорт, строительство. Возможно, такой выбор родителей в некоторых случаях связан с возможностью получать высокие стабильные заработки или иметь карьерный рост, а в некоторых - с желанием подобрать профессию, соответствующую возможностям детей.
На вопрос «какую бы Вы хотели предложить профессию своему ребенку?» в среднем 65% родителей либо поставили прочерк, либо написали: «не знаю пока», «на его усмотрение», «пусть выбирает сам». Если соотнести эти ответы с другими данными анкеты, например, с прочерком в ответе на вопрос «о каких профессиях Вы уже говорили с ребенком?», то с большой уверенностью можно предположить, то, что подобные ответы обозначают скрытое или явное нежелание родителей заниматься этой проблемой.
В таблице 2 представлены факторы, которые обучающиеся 6-7 классов считают наиболее важными при выборе будущей профессии (должности, места работы).
№ Факторы % детей
1 Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная — физическая; опасная — безопасная; творческая — монотонная и др.) 23%
2 Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, напряженность рабочего графика и др.) 14%
3 Возможность постоянного повышения квалификации 6%
4 Возможность профессионального роста, успешной карьеры - 11-31% 31%
5 Востребованность на рынке труда 3%
6 Достаточная престижность профессии- 17%
7 Достойный уровень оплаты труда 37%
8 Ничего, просто нравится такая профессия 29%
Полученные результаты подтверждают, что в 29% случаев обучающиеся выбирают профессию неосознанно, не проанализировав ее достоинства: «Ничего, просто нравится такая профессия».
Анализ данных говорит о том, что при выборе профессии учащиеся 6-7 классов в первую очередь ориентируются на достойный уровень оплаты труда и возможность профессионального роста, успешной карьеры, что говорит о традиционном подходе к выбору будущей профессии.
Теперь рассмотрим данные анкетирования учащихся 8-9 классов и их родителей.
В анкете для родителей задавался вопрос «в чем Вы видите помощь школы при выборе профессии своему ребенку?»
Родители обучающихся традиционно видят помощь школы в информировании, совместном поиске учреждения, в посещении дней открытых дверей, в приучении к конкретному труду. У детей нет четких предпочтений технических, гуманитарных, естественно-научных циклов. Родители также не выделяют какие-то особые способности детей в определенных областях знаний. Наблюдается интересный факт: только в одном случае из 21 - родители хотели бы, чтобы их ребенок продолжил семейное дело, но боятся, что тот не сможет. В подавляющем большинстве случаев по тем или иным причинам родители не удовлетворены своей профессией и мечтают дать детям другое образование.
В таблице 3 представлена популярность областей трудоустройства у учащихся 8-9 классов и их родителей.
Таблица 3. Популярность областей трудоустройства
№ Область трудоустройства Дети родители
1 Техника, производство, материальные технологи 11% 33%
2 Информационные техника и технологии - 26% 43%
3 Медицина 15% 4%
4 Строительство - 7% 14%
5 Транспорт - 22% 14%
6 Торговля - 7% 10%
7 Сервис, обслуживание населения, услуги 15% 19%
8 Педагогика 11% 4%
9 Экономика, организация и управление - 7% 10%
10 Армия, полиция 22% 4%
11 Право, юриспруденция 7% 10%
12 Психология - 4% 10%
№ Область трудоустройства Дети родители
13 Искусство - 11% 4%
14 Литература, история - 4% 0
15 спорт 4% 4%
16 Другое, не определился, не помню 22% 14%
итого 27 21
Из таблицы видно, что наибольшей популярностью у обучающихся 8-9 классов и их родителей пользуются: информационные техника и технологии. При этом и дети и родители, как уже отмечалось, часто путают компьютерные игры с работой на компьютере: «Да, он все время сидит за компьютером, наверное, программистом будет». На втором месте у детей - транспорт, у родителей - техника, производство, материальные технологи. На третьем - у детей - армия, полиция и медицина, сфера обслуживания, у родителей: сервис, обслуживание населения, услуги. По результатам видно, что у детей существенно меньшей популярностью пользуется техническая сфера деятельности, чем у родителей, дети отдают предпочтение сфере обслуживания. В таблице 4 представлены факторы, которые обучающиеся 8-9 классов и их родители считают наиболее важными при выборе будущей профессии (должности, места работы).
Таблица 4. Степень влияния факторов на выбор будущей профессии
№ Факторы Дети % Родители %
1 Характер работы, соответствующий характеру человека (умственная — физическая; творческая — монотонная и др-) 51% 35%
2 Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, напряженность рабочего графика и др.) 37% 30%
3 Возможность постоянного повышения квалификации 30% 40%
5 Возможность профессионального роста, успешной карьеры 41% 50%
6 Востребованность на рынке труда 15% 50%
7 Достаточная престижность профессии 41% 25%
8 Достойный уровень оплаты труда 48% 35%
9 Ничего, просто нравится такая профессия 15% 25%
Если сравнивать обучающихся 6-7 и 8-9 классов, то видно, что у старшеклассников увеличился процент осознанного подхода к выбору профессии. Так, фраза «ничего, просто нравиться такая профессия» была отмечена только у 15% обучающихся 8-9 классов по сравнению с 29% обучающихся 6-7 классов. Больше, чем в 2 раза, увеличился процент выпускников, для которых ведущим фактором выбора профессии стал характер работы, соответствующий характеру человека. Что говорит о более вдумчивом отношении подростка к профессиональному выбору и попытке разобраться в собственных особенностях.
Для обучающихся 8-9 классов достойный уровень оплаты труда стоит на втором месте после «характера работы, соответствующий характеру человека», для родителей - на третьем месте после возможности успешной карьеры и востребованности на рынке труда. Мы предполагаем, что это результат систематических психологических занятий, где дети учатся понимать свой характер, свои возможности, склонности, желания.
Обучающиеся всех классов отметили, что основную информацию о профессиях они получают от родителей, в школе и из интернета. Однако в 8-9 классах на выбор профессии заметно больше влияет мнение родителей и школы. Процент влияния
интернета по сравнению с 6-7 классами снизился (рисунок 1). Возможно, это связано, с одной стороны, с большим доверием к родителям именно в судьбоносные периоды жизни, с другой стороны, - с развитием большей критичностью к информации, помещенной на сайтах.
Рис. 1. Степень влияния источников информации на выбор профессии
На вопрос: «Что повлияло на ваш выбор области будущей профессиональной деятельности?» более трети обучающихся 6-7 классов отметили советы родителей или родственников, чуть меньше - собственный практический опыт профессиональной работы и школьные предметы. В 8-9 классах на первом месте остаются советы родителей или родственников, а в остальном - картина существенно меняется: более трети выпускников отметили, что на выбор области будущей профессиональной деятельности повлияло желание обучаться или работать вместе с друзьями (что вполне естественно для этого возраста) в конкретном профессиональном учебном заведении. Это говорит также о том, что у части выпускников выбор уже сделан и, скорее всего, связан не с содержанием профессии, а с нежеланием расставаться с одноклассниками. Мы видим также, что к окончанию обучения роль школы, за исключением службы дополнительного образования, в профессиональном самоопределении выпускника несколько снижается (таблица 5).
Таблица 5. Факторы, влияющие на выбор профессии
№ Факторы 6-7 класс 8-9 класс
1 Школьные предметы, которыми бы вы хотели углубленно заниматься 20% 15%
2 Собственный практический опыт профессиональной работы 29% 26%
3 Рекомендации учителей, школы 17% 15%
4 Примеры и опыт друзей, знакомых 11% 26%
5 Советы родителей или родственников 37% 44%
6 Профессии родителей или родственников 17% 19%
7 Желание обучаться в конкретном профессиональном учебном заведении 11% 30%
8 Дополнительное образование (кружки, секции) 12% 22%
9 Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ 17% 15%
10 Обучаться или работать вместе с друзьями 9% 33%
11 Обучаться или работать рядом с домом 14% 11%
12 Пока ничего не повлияло, выбор не сделан 11% 7%
После окончания девятого класса почти половина обучающихся 6-7 классов собирается продолжить обучение в колледже, техникуме или училище, 20% -работать и 20% «еще не знают», 14% продолжить обучение в другой школе. В 8-9 классах вполне закономерно еще более увеличивается процент желающих продолжить обучение в колледже, техникуме и училище или продолжить обучение в другой школе (10-11 класс), несколько уменьшается процент желающих работать и тех, кто «пока не знает» ( таблица 6).
Таблица 6. Планы на ближайшее будущее
Содержание деятельности 6-7 классы 8-9 классы
продолжить обучение в другой школе 14% 22%
учиться экстерном 0% 0%
учиться в вечерней школе 9% 4%
продолжить обучение в колледже, техникуме или училище 49% 67%
работать, на работе овладеть профессией 20% 15%
выйти замуж (жениться) 11% 11%
заниматься собственными детьми 6% 7%
заниматься домашним хозяйством 0% 11%
никогда не работать 0% 0%
0 пока не знаю 20% 15%
1 другое 11% 0%
На вопрос, который был задан обучающимся 6-7 классов «считаете ли вы себя готовым сделать выбор профиля обучения?» 34% ответили «да»; 43% - не уверены; 9% ответили - «нет». В 8-9 классах: 30% ответили «да»; 59%- не уверены, начали сомневаться; 11% ответили «нет». По этим результатам видно, что к концу обучения у выпускников появилась большая неуверенность в своем выборе, что, вероятно, указывает на более серьезное отношение к дальнейшим жизненным планам или разочарование в своих прежних выборах (рисунок 2).
8-9 класс
6-7 классы
Рис. 2. Количество учащихся, определивших свою будущую профессию
Особого внимания заслуживают данные об информированности обучающихся о содержании профессий. Так учащимся с 6 по 9 классы известно всего около 40
профессий. Многие подростки назвали профессии, которые они постоянно встречают в жизни: продавец, водитель грузчик, учитель, кассир, строитель, повар, актер, дворник (рисунок 3).
Рис. 3. Профессии, наиболее знакомые обучающимся
В единичном варианте в анкетах присутствовали следующие профессии: врач, рабочий, сварщик, монтажник, автомеханик, полицейский, пожарный, медсестра, «нянька», «спецназ», дворник, банкир, «инкосатор», переводчик, биолог, военный, режиссер, инженер, журналист, химик, физик, художник, экономист, регулировщик, официант, «стиптизеры» тракторист, агроном, доярка.
Обучающимся также предлагалось ответить на вопрос: «Какие профессии ты считаешь престижными?»
К престижным «профессиям» учащиеся чаще всего относили: «деректор», бизнесмен, телезвезда, знаменитость, «призедент», топ менеджер, блогер, гугл, мэр. Реже встречались «профессии»: актер, военный, программист, машинист, пилот, строитель, полицейский, экономист, банкир, охранник, «уборщица в богатом доме», секретарь, «килир», модельер, доктор, «паталогонатом», «владелец», генерал армии.
Анализ результатов показывает, что обучающиеся имеют слабые знания о профессиях и во многих случаях путают профессии
• со специальностью (таксист, хирург, машинист метро, «шавермечник»)
• с должностью ( «деректор», «призедент», «мер», академик, консультанты, «прараб», начальник)
• с организациями, видами деятельности и пр. (служба спасения, скорая помощь, спецназ, гугл, производители, бизнесмен, знаменитость, биржевые продажи)
Само понятие «престижность профессии» многим не знакомо. Отдельные подростки полагают, что это: хороший коллектив, доброта, много друзей, красный диплом, ум, скорость, машина, дом, свой участок, дача, справки для семьи, бесплатные обеды, завтраки. Основными показателями престижности профессии некоторые справедливо считают деньги и уважение. Были также немногочисленные ответы: «достяжения», власть над людьми, статус.
В задании составить список профессий, специалисты которых участвуют в строительстве жилого дома, распространенными ответами были: «таджики», «стройщики», «пожарники», «ремонтник», «дизанер». В задании составить список профессий, специалисты которых участвуют в производстве мебели присутствовали следующие «профессии»: деревья, маляр, сварщик, слесарь, «дезайнер», «трудовики» модельер, гробовщик, стулья, диваны, машины.
73
В 6-7 классах в этом задании треть обучающихся (31%) ограничивалась упоминанием только одной профессии, 48% обучающихся назвали 2-3 профессии, 21% - более трех профессий.
Данный опрос показал, что, к сожалению, дети очень слабо представляют элементарные этапы производства, смежные специальности и пр. Однако результаты, полученные в 8-9 классах, существенно улучшились: - 13% назвали 1 профессию, 35% - 2-3 профессии, существенно вырос процент обучающихся (52%), назвавших более 3 профессий (рисунок 4).
Рис. 4. Знания обучающихся о конкретных профессиях
Обучающимся было также предложено заполнить таблицу, в которой требовалось соотнести профессии по областям: человек-человек, человек-природа, человек-знак, человек-техника, человек-художественный образ и определить требования, предъявляемые этой областью профессий к способностям человека.
В 6-7 классах в 48 % случаев таблица оказалась не заполнена, в 38% частично заполнена. Полностью заполненная таблица имелась только у 14 % обучающихся. В 8-9 классах незаполненных таблиц нет, заполнили таблицу неполностью17%, полностью заполнили таблицу 83% обучающихся (рисунок 5).
Рис. 5. Знания содержания профессий разных областей
Таким образом, мы наблюдаем некоторую положительную динамику в знаниях о профессиях обучающихся от 6-го к 9-му классу. Однако качество этих знаний
остается низким: мы не получили ни одной верно заполненной таблицы. Ниже мы приводим примеры характерных ответов и типичных ошибок (таблица 7, 8).
Таблица 7. Пример заполнения таблицы учеником 7 класса
Предмет труда Примеры профессий (ответы обучающихся) Требования, предъявляемые профессией к способностям человека (ответы обучающихся)
человек учитель Умный, грамотный, подвижный
природа лесник Живет рядом с лесом
техника Водитель «афтомеханик» Имеет хорошее зрение - ловкий
знак ГИБДД Работать с людьми
художественный образ художник -Умеет рисовать, не отвлекаться - краски и кисточки - «вантазия» - «хоризмы»
Таблица 8. Пример заполнения таблицы учеником 9 класса
Предмет труда Примеры профессий (ответы обучающихся) Требования, предъявляемые профессией к способностям человека (ответы обучающихся)
человек учитель Знать материал
природа циркач Уход за животными
техника Инженер Ремонтник Взаимодействовать с механикой - Знать все гвозди, «шурубы»
знак программист математик Знать коды - «трудолюбивость»
художественный образ актер Радость приносить
Выводы:
Родители во многих случаях неадекватно оценивают психофизические возможности своих детей.
У старшеклассников и у их родителей в целом наблюдается крайне низкая осведомленность о содержании распространенных профессий. К выпускному классу знания обучающихся о профессиях растут, однако остаются недостаточными.
К выпускному классу увеличивается растерянность подростков в выборе профессии, способствующая принятию ошибочных решений.
Наблюдается недостаточная профориентационная работа в семьях. Несмотря на то, что дети нуждаются в родительском участии при выборе профессии, родители в половине случаев не способны оказать реальную помощь. В таких условиях создание специальных условий для систематической профориентационной работы в школе необходимо. Данная работа предполагает комплексный подход все специалистов, участвующих в работе как в школе, так и за ее пределами: подробное теоретическое и практическое ознакомление обучающихся и их родителей с основными рабочими профессиями, с СПО, где можно получить эти профессии, и работодателями.
Список литературы
1. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. 128 с.
2. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н. В. Афанасьевой. — СПб: Речь, 2008. 366 с.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: «Академия», 2007 503 с.
4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 496 с.
5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. М., Генезис,.2000. 128 с.
6. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Пособие для учителя / С.Н.Чистякова. П.С. Лернер, Н.Ф.Родичев и др. (Под ред. С.Н.Чистяковой). - М: Педагогический университет, 2005. 162 с.
7. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / [П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко,. А. В Прудило и др.] под ред. С.Н. Чистяковой, М: Просвещение,: 2010. 80 с.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ Барабонина А.А.
Барабонина Анна Андреевна - студент, кафедра логопедии,
Первый московский гсударственный медицинский университет им. И.М. Сеченова,
учитель-логопед, Школа 1362, г. Москва
Аннотация: в статье представлен теоретический анализ дисграфии. Отражена профилактика и коррекция дисграфии. Нами будут рассмотрены пять форм дисграфии. Даны упражнения и рекомендации по коррекции дисграфии. Ключевые слова: дисграфия, коррекция, профилактика, фонематическое недоразвитие, расстройство письма.
Дисграфия (греч.) - это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при построении письменной речи человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.
Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном мозге человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами психических процессов [1,2].
Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.