Научная статья на тему 'Методы формирования муниципального рынка знаний'

Методы формирования муниципального рынка знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ЗНАНИЙ / VOCATIONAL ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / MARKET KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталия Александровна

В статье рассмотрена проблема несоответствия образовательных, профессиональных устремлений молодёжи с потребностями регионального рынка труда. Обозначена задача интеллектуального развития человеческого капитала, необходимость формирования профессионально значимых качеств личности. Показаны стороны, заинтересованные в профессиональном самоопределении подростков и решении кадровой проблемы региона - это предприятия, подростки и их родители, профессиональные учебные заведения и школы. В статье даётся анализ результатов эксперимента по предпрофильной и профильной подготовке в муниципальных образовательных учреждениях Кадуйского района Вологодской области. Высказываются предложения по формированию муниципального рынка знаний адекватного потребностям рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of forming municipal market knowledge

The problem of the disparity of educational, professional aspirations of young people with the necessities of the regional labour market is considered in the article. The task of intellectual development of human capital, the necessity of forming professional qualities of an individual is emphasized. The sides that are interested in the professional self-determination of teenagers and the solution of a regional staff problem are described. The interested sides are enterprises, teenagers and their parents, professional educational establishments and schools. The analysis of the experiment results concerning pre-type and type training in municipal educational establishments in the district of Kaduy of the Vologda region is given in the article. Proposals concerning the forming of a municipal knowledge market which will meet the demands of the labour market are made.

Текст научной работы на тему «Методы формирования муниципального рынка знаний»

Методы формирования

муниципального рынка знаний

Н.А. Иванова,

ассистент кафедры экономики и технологии производственных процессов

факультета промышленного менеджмента Вологодского государственного технического университета

vognema@mail.ru

1

В статье рассмотрена проблема несоответствия образовательных, профессиональных устремлений молодежи с потребностями регионального рынка труда. Обозначена задача интеллектуального развития человеческого капитала, необходимость формирования профессионально значимых качеств личности. Показаны стороны, заинтересованные в профессиональном самоопределении подростков и решении кадровой проблемы региона — это предприятия, подростки и их родители, профессиональные учебные заведения и школы. В статье дается анализ результатов эксперимента по предпрофильной и профильной подготовке в муниципальных образовательных учреждениях Кадуйского района Вологодской области. Высказываются предложения по формированию муниципального рынка знаний, адекватного потребностям рынка труда.

Ключевые слова: профориентация школьников, рынок образовательных услуг, рынок знаний.

Проблемой современного российского рынка труда является необходимость преодоления противоречия между существующей потребностью инновационной экономики в адекватной, сбалансированной структуре кадров и сложившимися субъективными профессиональными, образовательными устремлениями молодежи.

В решении данной проблемы заинтересованы несколько субъектов рынка труда и услуг. Прежде всего, это предприятия, успешное развитие которых напрямую зависит от обеспечения высококвалифицированными профессиональными кадрами, адекватно реагирующими на запросы инновационного развития промышленного производства.

От современного специалиста требуются не только знания, умения, но и целый ряд профессионально значимых качеств.

первая группа качеств, характеризующая инновационную готовность человека к работе, включает:

1) интеллектуальное развитие и быстроту овладения знаниями;

2) профессиональную компетенцию, потребность не отставать от жизни;

3) творческий, инициативный подход к работе, изобретательность и разносторонность;

The problem of the disparity of educational, professional aspirations of young people with the necessities of the regional labour market is considered in the article. The task of intellectual development of human capital, the necessity of forming professional qualities of an individual is emphasized. The sides that are interested in the professional self-determination of teenagers and the solution of a regional staff problem are described. The interested sides are enterprises, teenagers and their parents, professional educational establishments and schools. The analysis of the experiment results concerning pre-type and type training in municipal educational establishments in the district of Kaduy of the Vologda region is given in the article. Proposals concerning the forming of a municipal knowledge market which will meet the demands of the labour market are made.

4) способность к разработке программ повышения качества продукции, роста производительности, снижения затрат;

5) стремление к рационализации процесса труда;

6) способность к самообразованию и саморазвитию.

Вторая группа характеризует инновационно-мотивационные качества работника:

1) самостоятельность и внутренний характер мотивов к труду, инициативу, чувство долга;

2) желание на деле проверить свои способности в разрешении проблем;

3) критический склад ума и высокую степень любознательности;

4) энергичность и эффективность труда;

5) стремление выполнить работу лучше, чем от него ожидают.

Третья группа характеризует инновационное отношение к труду:

1) ориентацию на высокие стандарты качества труда;

2) творческое отношение к работе;

3) уверенность и последовательность при реализации нововведений;

4) готовность к неожиданным решениям и новым установкам;

5) гибкость и восприимчивость ко всем переменам на производстве.

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

Четвертая группа характеризует личностные качества работника-новатора:

1) знание своих слабых и сильных сторон;

2) стремление постоянно набираться опыта;

3) наличие здоровых амбиций и стремления к профессиональному росту;

4) стремление обмениваться идеями и опытом [1].

Качества работников являются той частью инструментария, посредством которого создается инновационная продукция, формируются нематериальные активы предприятия и корпоративные компетенции.

Выделяют три области, где может быть сконцентрировано знание:

1) Человеческий капитал. Он включает в себя квалификацию, опыт и навыки сотрудников, их интеллект, а также такие качества, как лояльность, мотивация, умение работать в команде.

2) Внутренний структурный — организационный капитал включает в себя политику, культуру компании, внутренние бизнес-процессы, способности компании, отличающие ее от других фирм и увеличивающие ее ценность.

3) Внешний структурный капитал состоит из лояльности клиентов к продукции компании, рыночные доли, брэнды, торговые марки [2].

4) Интеллектуальный капитал — это инструментарий организации, определяющий ее творческие возможности по созданию и реализации инноваций.

одна из основных задач в области управления предприятием — создание условий для того, чтобы человеческий капитал увеличивал интеллектуальный капитал. Данный процесс возможен, если интеллектуальный компонент человеческого капитала способен к развитию.

Интеллектуальный

капитал

Человеческий капитал

Знания сотрудников. Навыки. Компетентность. Творческие способности. Моральные ценности. Корпоративная культура.

Инт елл ектуаль ный компонент

Структурный капитал

Организационный капитал

Техническое и программное обеспечение. Нематериальные активы (патенты, лицензии). Организационная структура предприятия.

Стратегия управления.

£

<

Потребительский капитал

Связи с клиентами. Информация о клиентах. История взаимоотношений с клиентами.

Деловая репутация (гудвилл). Бренд (узнаваемость, лояльность отношения).

Рис. 1. Инновационное предприятие

Таким образом, человек — главный ресурс инновационной экономики.

Закономерным становится поиск новых форм подбора специалистов не только обладающих про-

фессиональными знаниями, но и способных к инновационному труду.

В условиях ухудшения демографической обстановки, старения экономически активной части населения, наличия дефицита рабочих кадров, наряду с имеющейся безработицей и снижением престижа рабочих профессий, особенно актуальной становится кадровая работа предприятий с молодежью.

В решении кадровой проблемы заинтересованы не только предприятия, но и молодежь. Возросшие требования современных работодателей к уровню подготовленности кадров актуализируют проблему качественного и востребованного профессионального образования.

Личность, благодаря образованию, приобретает определенный социальный статус.

огромное значение в процессе профессионального самоопределения подростка имеют знания и опыт родителей, которые должны помочь ребенку соотнести его интересы (чего хочу?); способности, личностные особенности, внутренние ресурсы и внешние — материальные (что могу?); условия рынка труда, потребность общества (надо). Важно оградить детей от основных ошибок при выборе профессии: ориентация на престижность; увлечения внешней стороной профессии; выбор «за компанию»; категоричности выбора; перенос отношения к человеку, представителю данной профессии, на саму профессию; отождествления учебного предмета с профессией; незнания и недооценки своих физических противопоказаний. к сожалению, не все родители способны на такую помощь.

заинтересованы в решении кадровой проблемы и профессиональные учебные заведения. Инновационное развитие экономики требует сотрудничества университетов с предприятиями региона в области разработки учебных программ, в технологиях преподавания, в деле подготовки студентов по новым профессиям. Необходим переход со «знаниевой» концепции подготовки специалистов на «компетентностный подход» в образовательной модели, позволяющий развивать профессионально значимые качества личности.

В настоящее время наблюдается усиление конкуренции учебных заведений за привлечение потенциальных студентов. По мнению экспертов, вопрос о трудоустройстве студентов-выпускников становится приоритетным при выборе школьниками образовательного учреждения.

Большее значение приобретает комплекс маркетинговых коммуникаций. традиционных средств, таких как реклама в СМИ, справочники для поступающих, проведение дней открытых дверей — недостаточно для привлечения молодежи. необходимо более детальное знакомство потенциальных абитуриентов с профессиональным учебным заведением, его программами и инфраструктурой, условиями обучения и конкурентными преимуществами.

Решать кадровую проблему обязана и общеобразовательная школа. В 2002 году Минобразования

России утвердило Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования. Поставлена задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе, с учетом реальных потребностей рынка труда <...>, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

профильное обучение направлено на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории [3, с. 5-22].

Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений, навыков, но и развитие ключевых компетенций школьника, его профессиональной мотивации, необходимой для успешной адаптации на рынке труда.

Обучающиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к профессиональному самоопределению.

С сентября 2005 года в Кадуйском районе Вологодской области проводится эксперимент по внедрению предпрофильного обучения девятиклассников. 72 часа учебного времени отводится на специально организованные курсы по выбору. Содержание и форма организации этих курсов ориентированы на формирование способности школьника к самоопределению относительно профиля обучения в старшей школе. 30 часов в год рекомендовано отводить на информационную работу профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование 9-классников.

Эксперимент показал, что школы ориентируют подростков на выбор углубленного изучения предметов в профильных классах, а не на выбор профессии.

Анкетирование обучающихся 9-11 классов трех средних общеобразовательных школ поселка Кадуй в 2007 году показало, что, несмотря на предпрофиль-ное обучение, школьники затрудняются в выборе профессии и места работы (рис. 2).

профессий, представление о которых ассоциируется с тяжелым, низкооплачиваемым трудом. Такое мнение поддерживается жизненным опытом родителей школьников. Молодые люди хотят работать в хороших условиях, гордиться своим профессиональным статусом, зарабатывать большие деньги (рис. 3).

другие

музыкант переводчик учитель военный

медик

программист

юрист

инженер

экономист

дизайнер психолог

Рис. 3. Профессиональный выбор обучающихся 9-11 классов трех школ поселка Кадуй

профессиональные намерения старшеклассников показывают, что большинство сориентированы на поступление в высшие учебные заведения.

В 2006 году школы п. Кадуй перешли к профильному обучению. В Кадуйской средней общеобразовательной школе №3 были сформированы два класса: физико-математический и социально-экономический.

при высококвалифицированном педагогическом коллективе (93% коллектива — учителя высшей и I категории) выпускники реализовали свои образовательные цели (рис. 4).

Поступили в ВУЗ платно 34%

Рис. 4. Поступление выпускников МОУ «Кадуйская средняя общеобразовательная школа №3» в 2008 году

ЧГУ

34%

ВУЗы

Не сделали выбор Выбрали профессию ч ВоГТУ Санкт-Петербурга 54%

ч. 46% • 47% ^ 4 — 4 12% ^

, '

Выбрали профессию и место работы 7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Профессиональное определение обучающихся 9-11-х классов трех школ поселка Кадуй

В результате опросов было выяснено, что 85% родителей желают, чтобы их дети получили высшее образование. Опросы школьников показывают незаинтересованность молодых людей в получении рабочих

Рис. 5. Выбор профессиональных учебных заведений выпускниками МОУ «Кадуйская средняя общеобразовательная школа №3» в 2008 году

В профессиональном выборе школьники ориентировались на успешность в изучении предмета, советы родителей, доступность получения образования (местоположение, материальные возможности) и

ИННОВАЦИИ //Специальный выпуск//Январь, 2009

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

личные представления о будущей сфере деятельности (рис. 5).

Молодежь поступила на факультеты: компьютерных технологий, оптико-информационных систем, технологии исследования материалов, биотехнологии, метрологии, гражданского и промышленного строительства, природопользования, а также на электроэнергетический, лесохозяйственный, металлургический, радиофизический, экономический, юридический, библиотечно-информационный факультеты.

Сложно сказать, будут ли востребованы специалисты этих направлений на региональном рынке труда через 5-6 лет. В настоящее время в Вологодской области существует спрос на квалифицированные рабочие кадры. В структуре вакансий их доля более 80% (рис. 6).

Здравоохранение

Образование

Строительство '

Транспорт и связь

1ьА Ё^ГУ^адНННННЮИНННННННННН*^" ~ '

■а?-""411 ■■■■ ■

Промышленность

Рис. 6. Число вакансий по видам экономической деятельности г. Череповец 2007 год

Мониторинг, проводимый Управлением занятости Вологодской области, показывает, что трудоустройство в 2007 году по полученной в учебном заведении профессии среди выпускников высшего профессионального образования составило 48%, среднего профессионального — 45%, начального профессионального — 69%. Таким образом, почти каждый второй трудоустроенный выпускник получает работу, не соответствующую профессии по диплому [4].

В этой ситуации необходима система мероприятий, помогающих молодежи уже в школьные годы сориентироваться в сложном мире профессий, на первичном этапе построения профессиональной карьеры.

Решение проблемы видится в создании информационных условий, позволяющих выстраивать индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию личности, адекватную способностям человека и потребностям рынка труда.

Актуальным становится сопровождение профильных школ, профильных классов профессиональными учебными учреждениями и предприятиями.

Эффективным будет участие в преподавании курсов предпрофильной подготовки работниками начального, среднего и высшего профессионального

образования, а также инженерно-техническими кадрами предприятий.

В рамках проведения профориентационной работы необходимы рекламно-агитационные материалы о профессиональных учебных заведениях и предприятиях с использованием современных информационных и коммуникационных технологий (Интернет, DVD-диски, дистанционные формы сотрудничества).

Работникам предприятий и профессиональных учебных заведений желательно организовывать экскурсии для обучающихся старших классов школ и беседы о престижности и преимуществах профессий. такие встречи эффективнее других методов профориентации.

Расширение и усложнение профориентациониых связей позволит сформировать у молодежи представление о «построении карьеры».

Партнерство в решении кадровой проблемы представляет собой взаимодействие личности со всеми субъектами рынка труда и услуг, региональными органами управления, направленное на достижение целей всех заинтересованных сторон (рис. 7).

Рис. 7. Схема взаимодействия субъектов рынка труда и услуг

Литература

Баранова А.В. Уровень образования персонала как один из факторов развития инновационного потенциала предприятия [Электронный ресурс] // Развитие университетского комплекса как фактора повышения инновационного и образовательного потенциала региона: сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (7-9 февраля 2007 г.). Оренбург, 2007. URL: http://www.orenport.ru/ docs/174/mat_conf/html/4.pdf

Гапоненко А.Л. Интеллектуальный капитал организации — ключ к развитию и росту экономики [Электронный ресурс] // Сборник материалов научной конференции. М., 2004. URL: http://www.koism.rags.ru/publ/articles/25.php Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. 2002. № 4. С. 5-22. Департамент занятости населения Вологодской области. Из материалов информационного бюллетеня [Электронный ресурс] // Биржа труда. 2008. № 3. URL: http://www.szn.vologda. ш/ЬШ803.Мт!

Иванова Наталия Александровна — областью научных интересов является: управление образовательными, профессиональными устремлениями молодежи в соответствии с потребностями регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.