УДК / uDC 37.048.45-056.24 М. В. Славгородская
M. Slavgorodskaya
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF LEARNERS wITH DISABILITIES
Автор поднимает актуальные вопросы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья, выпускников школы-интерната.
The article examines the professional self-determination, vocational counseling of adolescents with disabilities, boarding school graduates.
Ключевые слова: профессия, инвалид, выпускник, школа-интернат, трудоустройство, профориентация, социализация, образование.
Keywords: profession, disabled, a graduate, a boarding school, employment, career guidance, socialization, education.
Модернизация системы образования России и структурные изменения в экономике обострили вопрос профессиональной подготовки и дальнейшей занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Российская Федерация давно отстала от развитых стран в сфере интеграции инвалидов в общество, в обеспечении им равных возможностей на труд, как этого требует принятая ООН в 2006 г и ратифицированная Российской Федерацией в 2012 г Конвенция о правах инвалидов. В 2009 г. для решения накопившихся проблем при Президенте РФ создан Совет по делам инвалидов [1].
Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние годы активно обсуждаются как в научных кругах, так и на государственном уровне.
В России, по данным Министерства социального развитии, инвалиды составляют десятую часть населения страны, из них свыше 40 % — трудоспособны. Число трудоустроенных инвалидов колеблется по данным разных авторов от 3,5 до 16 %, тогда как, например,
в Великобритании трудоустроено 40 % инвалидов, в США - 24 % [3].
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья играет важную роль как для социализации и повышения уровня жизни самих инвалидов, так и для государства, т. к. инвалид из статуса иждивенца переходит в статус налогоплательщика.
В современной педагогической и психологической науке разработаны теоретические концепции, которые могут помочь понять особенности и специфику профориентации и социализации детей с ОВЗ при решении данной проблемы.
Вопросам социальной адаптации подростков и подростков с ограниченными возможностями здоровья посвящены исследования Л. И. Акатова, М. М. Айшервуд, А. И. Бороздина,
Н. П. Вайзман, О. Л. Виноградовой, Л. А. Гаджи-евой, А. Д. Гонеева, Л. А. Гусевой, О. П. Демуш-киной, А. И. Дьячковой, А. М. Зотовой, Т. А. Зре-ловой, Г М. Иващенко, Е. М. Ким, А. Г Пашкова, Е. А. Свистуновой, Н. И. Скок и др.
Проблемы социализации, адаптации, реабилитации детей-инвалидов, а также интеграции их в общество рассматривались в диссертационных исследованиях А. В. Батовой, А. Н. Лаврентьевой, И. Л. Лукомской, Г. И. Спиридоновой и др.
Концепция профориентационной работы определяет стратегию изменений содержания и структуры воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении. Эти изменения направлены, в том числе, и на повышение качества общего образования и установления равного доступа к полноценному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современное общество нуждается в школе, которая может максимально подготовить к профессиональному обучению и дальнейшему трудоустройству каждого обучающегося
в соответствии с индивидуальными склонностями, потребностями и психофизическими возможностями.
Переход от школы к трудовой деятельности является трудным этапом в жизни каждого человека, но еще более сложен он для лиц с ОВЗ. Для подростков с такими особенностями опыт, приобретаемый по мере продвижения во взрослую жизнь, сопряжен с физическими, психологическими и интеллектуальными ограничениями, неоправданными надеждами и отношением окружающих.
На сегодняшний день ситуация выхода молодых людей во взрослую жизнь, их профессионального самоопределения и выбора профессии существенно отличается от той, которая была несколько лет назад, т. е. нет опыта адаптации, оптимальных возможностей становления личности и помощи со стороны государственных и общественных организаций.
Анализ динамики рынка труда за последние годы (2012—2014), проведенный Центром занятости г. Новокузнецка, позволяет сделать следующие выводы:
— основой социальной защищенности и устойчивости на рынке труда является, прежде всего, высокая квалификация работников;
— в условиях конкуренции при профессиональном отборе оценивается общий потенциал претендента, в том числе интеллектуальные, коммуникативные, волевые качества, мотивация, способность к саморегуляции;
— больше шансов избежать безработицы и сохранить психическое здоровье имеет не только тот, кто более активен и самостоятелен, но и тот, кто более гибок, мобилен, может меняться в соответствии с лабильными требованиями рынка труда.
Переход от школы к трудовой деятельности для лиц с ОВЗ осложнен не только социально-экономическими проблемами в стране, но и отсутствием системы профориентации и помощи в планировании карьеры.
Подростки и молодежь с ОВЗ в силу своих ограничений по здоровью не могут на равных конкурировать со здоровыми сверстниками, поэтому для них нужны иные маршруты профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства, выстроенные при помощи государственных программ.
В настоящее время уделяется достаточно внимания решению проблем планирования карьеры, однако для молодых людей с наруше-
ниями в развитии проблема профориентации и планирования карьеры не решена ни в практическом, ни в научно-методическом плане, ни на государственном уровне.
Научно-творческий педагогический коллектив школы-интерната № 38 г. Новокузнецка принял на ближайшую перспективу программу развития учреждения «Грани успеха» (далее — Программа) по созданию педагогических условий для максимальной подготовки обучающихся с ОВЗ к выбору профессии, соответствующей возможностям, способностям и интересам подростков; включает подготовку школьников к обучению данной профессии; поиск возможностей получить профессиональное образование по выбранной профессии; планирование путей, методов и возможностей дальнейшего трудоустройства.
Профессиональное самоопределение молодых инвалидов требует не только особого внимания, но и использования специальных технологий, поэтому в Программе развития учреждения на 2011—2016 гг. это направление стало приоритетным.
Программа развития состоит из трех подпрограмм, реализуемых педагогическим коллективом специального образовательного учреждения:
1. «Образование и занятость выпускников школы-интерната на рынке труда» (комплексная);
2. «Коррекционно-развивающая деятельность как системообразующий компонент в образовательной системе школы-интерната»;
3. «Внедрение дистанционного обучения в образовательное пространство школы-интерната».
Исследование научно-методической базы показало отсутствие в России методик работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья по планированию карьеры в процессе профориентации при переходе от школы к трудовой деятельности, недостаточно проработаны индивидуальные программы и маршруты реабилитации инвалидов в образовательных учреждениях, а также отсутствуют межсистемные связи между школой, учреждением профессионального образования и работодателями.
Кроме того, исследования подростков с ОВЗ (12—15 лет), проведенные в рамках экспериментальной работы, выявили следующие проблемы школьников-инвалидов:
— незнание своих возможностей и ограничений, неадекватная самооценка;
— нехватка информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;
— дефицит информации о возможностях профессиональной подготовки в своем регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях;
— отсутствие возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;
— плохая социальная адаптация, несфор-мированность необходимых социальных навыков;
— пассивность, неготовность к труду и трудовой установке, инфантильность;
— неумение отделить реальные возможности от «фантазийных», идеальных установок.
По результатам исследования родителей (законных представителей) было выявлено, что 28 % родителей обучающихся 1—7-го классов неадекватно оценивают интересы своих детей; 50 % — неадекватно оценивают личностные качества детей; 50 % — выбор жизненного пути ребенка.
Таким образом, половина родителей детей с ограниченными возможностями здоровья не соотносят склонности и интересы ребенка с будущим профессиональным обучением, не знают увлечения и интересы своих детей, не понимают важности трудового воспитания и подготовки ребенка к профессиональному обучению и трудовой деятельности и, следовательно, не могут оказать ребенку необходимую помощь в выборе его трудового пути.
Кроме того, исследования рынка труда Кемеровской области и анализ работы центра занятости г. Новокузнецка по трудоустройству лиц с ОВЗ показали:
— в последние годы повысились требования к квалифицированному труду, что создает низкую конкурентоспособность лицам с ОВЗ;
— многие профессии, полученные обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных училищах, колледжах и институтах, не востребованы на рынке труда в г. Новокузнецке;
— сроки пребывания людей с ОВЗ на учете в центре занятости часто затягиваются во времени в силу отказа работодателя на этапе приема на работу, а также непрохождения испытательного срока.
Профессиональные планы выпускников с ОВЗ, включенных в данную программу, могут обладать большей стабильностью в отноше-
нии выбранного профиля обучения и его сохранением при последующем трудоустройстве при соблюдении ряда условий:
— в ходе профориентации у данных обучающихся будет сформирована мотивация на овладение той или иной специальностью;
— начинать предварительную подготовку к профориентационной работе в 1-м классе, целенаправленную профориентационную деятельность — в 5-м классе образовательного учреждения;
— обеспечить воспитанникам, родителям (законным представителям) и педагогам информационную базу для осуществления первичного профессионального самоопределения, а также стимулировать познавательную активность профессиональной направленности;
— проводить профориентационную работу с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей, выявленных посредством психолого-педагогической диагностики, а также востребованностью на рынке труда;
— развивать профессионально важные качества обучающихся в учебно-воспитательном процессе;
— приобщать школьников к посильной трудовой и производительной деятельности;
— разработать индивидуальный маршрут участия обучающегося в досуговой деятельности с целью выявления интереса и развития способностей;
— выстроить сотрудничество с родителями (законными представителями);
— совершенствовать профессиональную компетентность в вопросах создания условий, способствующих самореализации и самоопределению обучающихся;
— находить возможности для профессионального обучения выпускников за счет расширения взаимосвязи с профессиональными образовательными организациями.
В России в последние годы (2009— 2014 гг.) вопросы формирования равных возможностей для людей с различными ограничениями во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере профессионального образования, стали одним из направлений социальной политики государства, обсуждаемой на конференциях разного уровня.
В рамках реализации программы развития нашим образовательным учреждением совместно со специалистами ГОУ «КРИРПО» г. Кемерово была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Образо-
вательное пространство — фактор профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ» (2014). Опытом работы по профессиональной ориентации молодежи с ограниченными возможностями здоровья поделились участники из 14 городов и 3 республик РФ.
Реализация программы развития «Грани успеха» позволит образовательному учреждению перейти в качественно новое состояние с возможностью старых и новых форм организации досуга воспитанников, с широким спектром взаимосвязей с учреждениями профессионального образования и предприятиями для профессионального обучения выпускников; с заинтересованными родителями и педагогами в такой деятельности.
Таким образом, решая задачу профессиональной ориентации молодых инвалидов научно-творческий педагогический коллектив образовательного учреждения не только оказывает реальную помощь при выборе жизненного пути, но и вносит реальный вклад в важ-
нейший элемент государственной кадровой политики, реализуя более глобальную цель — «постепенное формирование полноценного гражданина страны», а в идеале — приобщает к лучшим достижениям культуры и нахождению смысла и особого места в культуре («самоопределение в культуре»).
1. Белявский Б. Н. Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и прикладных квалификаций по вопросам профессионального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Проблемы и перспективы интегрированного, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: тез. докл. всерос. семинара-практикума с междунар. участием «Индивидуальные образовательные траектории для лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации ФГОС ВПО» (1 5—17 ноября 2012 г.). — Красноярск, 2012. — С. 56—65.
2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. — М.: Вако, 2008. — 288 с.
3. Стенограмма заседания Совета по делам инвалидов при Президенте РФ — апрель, 2009.
УДК / uDC 331.548 Г. Н. Попова, Л. М. Копейкина
G. Popova, L. Kopeykina
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА PROFESSIONAL SAMPLES AS A MEANS OF FORMING AN INFORMED CHOICE OF THE TEACHING PROFESSION
Опыт японского профессора С. Фукуямы лег в основу технологии профессиональных проб «педагог», используемой в педагогическом классе и предлагаемой авторами для ознакомления.
The experience of the Japanese professor C. Fukuyama is lying in the basis of the professional samples technology called “teacher". It is used in the pedagogical class and is being offered by the author.
Ключевые слова: профессиональная проба, технологический компонент, ситуативный компонент, функциональный компонент, готовность к выполнению профессиональной пробы.
Keywords: professional sample, technology component, situational component, functional component, readiness to perform professional sample.
Формирование профессионально значимых качеств будущего учителя не может быть успешным процессом без включения объекта обучения — будущего учителя — в специально организованную интегративную деятельность, включающую получение знаний о себе, требования профессии учителя к человеку, приобретение умений и навыков педагогической деятельности, т. е. использование профессиональных проб.
Профессиональная проба — это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии [1, с. 20].
Теоретическим основанием профессиональных проб послужили идеи и опыт япон-