ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
профессиональной ориентации подростков и молодежи
EXPERIENCE, PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL GuIDANCE FOR ADOLESCENTS
AND YOuTH
УДК / uDC 37.048.45 С. Н. Чистякова
S. Chistyakova
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАцИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАцИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL SuPPORT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STuDENTS
Публикуется при поддержке РГНФ
Грант 14-06-00-42.
В статье раскрыты методологические подходы к профессиональному самоопределению обучающихся, охарактеризованы проблемы выбора профессии, предложены рекомендации о том, как формировать у школьников интерес к конкретной профессии на различных возрастных этапах и проектировать путь продолжения образования, приведены примеры вовлечения обучающихся в различные сферы профессиональной деятельности на базе партнерских производственных участков.
The article deals with methodological approaches to students’ professional selfdetermination, describes the profession choice problems, offers an advice on how to develop a pupil’s interest in a particular profession in different age stages and design a way of continuing education. There are some examples of the students’ involvement in various areas of professional activity on the basis of partner industrial districts.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная деятельность, социальные партнеры.
Keywords: vocational guidance, professional work, social partners.
В современных социально-экономических условиях отмечается повышенное внимание к организации целенаправленной профессиональной ориентации молодежи. Существенно меняются задачи, содержание и методы сложившейся системы, направленные на подготовку молодого человека к социально-профессиональному самоопределению, профессиональной карьере с учетом вызовов времени. В настоящее время проблема социализации подростков, значимости подготовки будущих выпускников основной и старшей школы к выбору направления дальнейшего образования заявлена в законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 гг, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг., плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013—2018 гг., Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы: личностным, ме-тапредметным, предметным. Личностные результаты к освоению основной образовательной программы, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем [3].
Как справедливо утверждают ученые, профессиональный успех во многом определяется верным принятием решения о профессиональном выборе. Однако не у всех и не всегда это получается.
Вспомним себя в детстве. В пять лет мы, не задумываясь, считаем, что хочется быть космонавтом, инженером, строителем. В десять — как-то забываем про это и, как правило, ищем необыкновенных приключений, ориентируясь на остросюжетные фильмы, или бездумно учимся, так надо, говорят взрослые, или просто живем. В пятнадцать — начинаем понемногу задумываться, да и то заставляют опять взрослые, что что-то надо выбирать: или профильный класс, или колледж, а лучше вуз, а какой — это детали. В семнадцать, восемнадцать, деваться некуда, надо уже серьезно думать. И здесь очень «помогает» ЕГЭ, куда хочешь, можешь в любой вуз сдать свои документы, а раздумал, забираешь их и сдаешь в другой вуз. Со стороны получается все легко, а на самом деле как? Иногда повезет, а иногда и нет. Часто за всем этим следуют разочарования, проблемы с дальнейшим трудоустройством, а иногда и потерей интереса к жизни. Как избежать таких сложностей? Выход есть.
Проблема выбора профессии очень сложная. Она и психологическая, и педагогическая, и социальная, и экономическая, и даже медицинская, и государственная.
Психологическая проблема заключается в том, что человек, который выбирает профессию, должен знать свои индивидуальные особенности, то есть знать свои интересы, склонности, способности, мотивы, потребности для того, чтобы сопоставить свои возможности, требования с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия к человеку.
Педагогическая направленность выбора состоит в том, что, как правило, взрослый или не совсем взрослый человек нуждается в поддержке, иногда ему нужен совет, или хороший пример, или помощь в организации встречи со специалистом, или в организации экскурсии
и др. Иной раз подросток нуждается в постоянном психолого-педагогическом сопровождении с 1-го по 11-й класс.
Социальная и экономическая значимость выбора профессии заключается в том, что не всегда можно выбирать то, что нам хочется. Как правило, необходимо согласовывать свои намерения с экономическими потребностями общества. Например, выпускник общеобразовательной школы желает поступить на экономический факультет престижного вуза, а экономистов в данном регионе уже не требуется, и, соответственно, сложно устроиться на работу. Из этого следует, что выбирать профессию необходимо с учетом потребностей рынка труда, экономического прогноза на тех или иных специалистов.
Медицинская значимость выбора профессии в том, что, как правило, молодежь выбирает профессию, не задумываясь о своем состоянии здоровья. А ведь многие сферы профессиональной деятельности требуют неординарного здоровья. Например, космонавт, машинист башенного крана, подводник и другие. Это свидетельствует о том, что необходимо соотносить свое здоровье с требованиями, которые предъявляет профессия к нему.
Государственный характер профессионального выбора заключается в том, что государству не безразлично, какую профессию выбирает человек, потому что от этого зависят как конкурентоспособность государства на мировом рынке труда, так и его экономическое процветание. Отсюда следует, что каждый молодой человек, выбирая профессию, должен продумать, какой вклад он внесет своим трудом в настоящее и будущее развитие своей страны.
Итак, все указанные характеристики свидетельствуют не только о сложности, но и о неоднозначности, многогранности проблемы выбора профессии.
Таким образом, выбор профессии нельзя сделать случайно или за компанию, по совету кого-нибудь. Его необходимо сделать самостоятельно, обдумывая все «за» и «против», его следует проектировать поэтапно, рассчитывая каждый свой шаг. И этому можно и нужно учиться. Есть несколько вариантов приобретения такого опыта.
Один из них простой и не совсем продуктивный. Молодой человек не знает, какую профессию ему выбрать. Он идет за помощью в центр профориентации. Профессиональный консультант предлагает ему различные диагностические тесты, ориентированные на выявление
его профессиональной направленности. После выполнения тестов проводится их анализ, и консультант вместе с молодым человеком определяет несколько вариантов профессионального направления, а также советует ему встретиться с представителями интересующих его профессий или побывать на соответствующих экскурсиях, почитать необходимую литературу, познакомиться с сайтами вузов, колледжей. И, как правило, приглашает еще раз прийти на консультацию для уточнения профессионального выбора.
По итогам такого консультирования молодой человек получает некоторые рекомендации по определению своего профессионального выбора, но при этом его выбор не самостоятелен. Он в этом случае выступил в роли объекта, а не субъекта, заинтересованного и ответственного за свое будущее.
Другой вариант. Сейчас в организациях общего образования в рамках элективных курсов преподается курс под различными названиями: «Моя профессия», «Профессиональное самоопределение» и другие. На этот курс отводится 18 часов. Он полезен тем, что будущий выпускник системно знакомится с научными основами выбора профессии, познает свои индивидуальные особенности, соотносит их с требованиями различных профессий, как правило, востребованных на рынке труда. Он выполняет профессиональные пробы, то есть на практике «примеряет» профессию на себя, учится составлять резюме, личный профессиональный план, портфель индивидуальных достижений. А в некоторых учреждениях старший подросток проходит в рамках дополнительного образования практику по избираемой профессии. Этот вариант отличается от первого тем, что школьник относительно длительное время погружается в мир профессионального труда, основательно познает себя и будущую профессию, принимает решение о ее выборе самостоятельно.
Третий вариант, на наш взгляд, наиболее продуктивен. Он заключается в том, что школьник на всех этапах обучения, с учетом возрастных и психологических особенностей в условиях изучения специального профориентационного курса, или в рамках дополнительного образования, или в ходе изучения образовательных дисциплин, если не нарушается логика их преподавания, систематически получает информацию о научных основах выбора профессии. Подросток получает практическую помощь в жизненном и профессиональном самоопределении, видит возможности трудоустройства,
будущей социально-профессиональной адаптации на рабочем месте, может спроектировать будущий профессиональный успех.
В начальной школе у младших школьников на пропедевтическом этапе необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни общества, развивать интерес к профессиональной деятельности родителей, других родственников, знакомых; включать детей в различные виды познавательной, игровой, трудовой деятельности.
Решение указанных задач достигается путем включения детей в различные виды деятельности. Так, например, на занятиях по русскому языку и чтению, при изучении правописания или народного фольклора дети знакомятся с пословицами и сказками, где немалое значение уделяется роли труда в жизни человека. При этом учитель может обратиться к идее важности труда в современном обществе, в жизни каждого человека, предложить школьникам изучить и проанализировать трудовые биографии родителей. На уроках математики при изучении таблицы умножения, величины числа также можно познакомить детей с профессиями маляра, плотника, бухгалтера. На уроках по технологии, знакомясь с различными трудовыми процессами, включаясь в изготовление простейших деталей, вещей, дети получают первоначальный опыт о многообразии труда, у них формируется уважение к людям труда, стремление быть похожими на них, желание самим включаться в полезный труд.
Этому во многом способствует игровая деятельность. Например, игра «Путешествие по планете профессий» позволяет познакомить школьников не только с представителями различных профессий, но и «примерить» их на себя, познакомиться с орудиями и средствами их труда, их значением в профессиональной жизни общества.
Не менее важным средством приобщения детей к труду, миру профессий является выполнение ими практических работ на пришкольном участке, в подготовке, например, праздников Труда, Дня Победы, 8 Марта, дней рождений своих друзей,одноклассников и пр.
При этом важно решать профориентационные задачи не эпизодически, а системно, комплексно, с учетом принципов преемственности, поэтапности, постепенно переходя от простого к более сложному.
У школьников 5—7-х классов на этапе поис-ково-зондирующем (он характерен стремлением детей быть взрослыми, самостоятельными) важно вызвать стремление к осознанию своих
интересов, способностей, ценностей, связанных с пониманием себя в будущей, взрослой жизни.
Бесспорно, в этом возрасте не рекомендуется формировать у школьников интерес к конкретной профессии, но бывают исключения, когда такой интерес зарождается, и на последующих возрастных этапах он укрепляется и становится более устойчивым. В этом случае интерес необходимо отслеживать, наблюдать его динамику и в то же время, включая школьников в активную деятельность, пытаться пробудить у них интерес и к другим видам профессиональной деятельности.
Однакоглавнаязадачапрофориентационной работы с данным возрастом предоставить обучающимся возможность попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности. Это можно решать как в учебной работе, так и в условиях дополнительного образования при выполнении профессиональных проб, проектной деятельности, в работе кружков, группах, клубах по интересам, курсах по выбору. При этом важно, чтобы школьники овладели способностью оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с выполняемой практической деятельностью. Это может быть технологическое несложное решение какой-либо производственной задачи, выполнение проекта, например в сфере экологии своего края и др. При этом важно, чтобы деятельность, выполняемая школьниками, была общественно значимой, чтобы они получали удовлетворение от нее.
У подростков 8—9-х классов в период развития их личностного самосознания необходимо сосредоточить внимание на формировании у них способности соотносить свои идеалы (жизненные, нравственные, профессиональные) с их реальными возможностями, запросами рынка труда, требованиями будущих профессий. Для этого школьники овладевают знаниями, проф-ориентационно значимыми компетентностями, которые выражаются в готовности:
— испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;
— ставить и корректировать соответствующие ближние и дальние цели;
— использовать внешние и внутренние ресурсы;
— приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов;
— противостоять внешним манипулятив-ным воздействиям;
— овладевать способами решения вопросов о продолжении образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
—обращаться за помощью к специалистам [2].
Этому способствуют ориентационные курсы, предметные курсы по выбору, различные производственные и социальные практики, совместная деятельность школы с организациями среднего профессионального и высшего образования.
Содержание работы по профессиональной ориентации в 9—10-х классах должно предусматривать: формирование у школьников представлений о требованиях рынка труда, пути продолжения образования; обеспечение развития у подростков отношения к себе как к субъектам будущего профессионального образования и профессионального труда; знакомство их со способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательно-профессионального маршрута; обеспечение приобретения практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и направлению его дальнейшего обучения в системе среднего и высшего образования.
10—11-е классы — старшеклассники уточняют пути продолжения образования, получения соответствующей профессии. Условно этот период можно назвать периодом уточнения социально-профессионального статуса.
В 10—11-х классах, как правило, старшеклассники обучаются на конкретном профиле, изучают курсы по выбору. Именно в ходе обучения надо уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчивый, к какой области знаний он проявляется, к каким видам профессиональной деятельности у них проявляются способности; также необходимо сосредоточить внимание на контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовке к ней.
Содержание профориентационной работы с обучающимися 10—11-х классов обязательно должно включать также и практическое погружение старшеклассников в деятельность, ориентированную на их профессиональный выбор. Это может быть исследовательская деятельность по уточнению их профессионального интереса, предусматривающая недельную производственную практику на предприятии, в колледже, исследовательской лаборатории вуза. Положительно зарекомендовала себя форма
наставничества, когда школьники под руководством грамотных специалистов приобретают практический опыт в избираемой сфере профессионального труда.
Таким образом, как показывают результаты диагностики, школьники, которые за годы обучения осваивают научные и практические основы профессиональной ориентации, более осознанно проектируют и выбирают путь продолжения образования, профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями и запросами рынка труда.
Однако, как показывает практика, общеобразовательная организация не всегда в состоянии качественно решать эту сложную проблему. Необходимо привлечение социальных партнеров — представителей учреждений среднего и высшего профессионального образования, бизнеса, предприятий, родителей и др.
Все стороны — основные субъекты партнерских отношений — не могут полностью реализовать свои интересы без четкого, слаженного взаимодействия друг с другом. Социальное партнерство субъектов поддержки профессиональной ориентации обучающихся строится на следующих основных принципах:
— взаимное признание важности интересов сторон партнера; паритетность в партнерских отношениях;
— социальная справедливость при регулировании интересов и действий;
— поиск и нахождение компромисса при решении вопросов профессионального самоопределения учащейся молодежи;
— взаимная ответственность сторон за исполнение (неисполнение) согласованных решений по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Механизмом социального партнерства является совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон в реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся. Используя такой подход в процессе взаимодействия, партнеры обеспечивают развитие способностей обучающейся молодежи, их готовность к самосовершенствованию, самоактуализации, социальной профессиональной мобильности, эффективному трудоустройству и успешной адаптации на рабочем месте. В ходе реализации социального партнерства возможно использовать различные педагогические технологии, формы и методы: семинары-тренинги, деловые игры, решение ситуационных
задач (кейсов), слайд-шоу, наставничество и др.
В качестве примера приведем одну из указанных форм — организацию социально профессиональной практики на базе партнерских отношений технического колледжа, общеобразовательной школы № 2 и электромеханического завода г. Курска.
Социальное партнерство указанных организаций реализуется на основе тройного договора сроком на 2 года. В рамках договора обучающиеся школы и колледжа проходят практику на современно оборудованных рабочих местах (по 6 часов, один день в неделю, в течение месяца). За каждым подростком закреплен наставник, как правило, специалист высокой квалификации. Все обучающиеся участвуют вместе с наставниками в изготовлении производственного заказа, а по результатам практики готовят индивидуальные отчеты. Следует отметить, что обучающиеся колледжа не имели претензий от мастеров-наставников, старшеклассники на первом этапе практики опаздывали на смену, оставляли неубранными свои рабочие места, ленились заполнять дневник практики, не всегда тщательно относились к выполнению заказа.
Однако к концу месяца ситуация изменилась. Обучающиеся колледжа установили деловые отношения со старшеклассниками, по собственной инициативе выступили организаторами соревнования по изготовляемой продукции, вместе со школьниками по завершении практики выступили с концертом для рабочих завода. В своих отчетах они писали, что практика научила их дисциплине, аккуратности, умению общаться со взрослыми. По окончании школы два выпускника изъявили желание работать на этом заводе.
Нельзя сказать, что производственная практика — инновационная форма работы. Она существует уже много лет. Но сегодня отдается предпочтение информационным, компьютерным средствам обучения. Однако, не умаляя их значение, следует заметить, что включение обучающихся в реальные производственные отношения позволяет им более успешно осуществить свой выбор.
Другой пример не менее поучителен. В одном из московских учебно-производственных комбинатов, где школьники получали предпро-фессиональную подготовку, обучались кулинарному делу подростки, имеющие неоднократное знакомство с полицией и состоявшие на учете. Проблем вначале было много. Подростки срывали занятия, периодически устраивали разборки прямо на занятиях, обижали детей младших
групп. Обстановка с приходом этих подростков на комбинат стала довольно напряженной.
Но однажды, когда уже почти была потеряна надежда на какие-то положительные результаты, мастер-наставник предложил им поехать с благотворительным концертом в подмосковную детскую исправительную колонию, где содержались в основном старшие подростки. Риск был немалый.
Партнеры — представители музыкального училища — разучивали с подростками песни, танцы. Мастер производственного обучения на дополнительных занятиях обучала их печь пироги, а студенты технологического факультета Московского педагогического государственного университета, тоже социальные партнеры, вместе с преподавателем художественной графики комбината делали с учениками игрушки — подарки для колонистов.
Мероприятие удалось и прошло благополучно. Подросткам от начальства колонии было вручено благодарственное письмо за прекрасный концерт и достойное поведение.
С этого момента изменилось отношение подростков к получению будущей профессии, их поведение и отношение к комбинату, а в результате все они были трудоустроены на предприятия общественного питания г. Москвы.
Судьбу своих подопечных вместе с руководством комбината отслеживала мастер, которая обучала этих подростков. Видимо, делать педагогические выводы по данному факту не стоит. Он сам за себя говорит.
Во взаимодействии образовательных учреждений с социальными партнерами в организации и осуществлении педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся важны взаимная заинтересованность, наличие социального и практического опыта, знаний в решении и понимании данной проблемы.
Значимыми социальными партнерами являются и родители обучающихся. Но, как правило, их роль не всегда оценивается образовательной организацией адекватно. Родителей приглашают на родительские собрания, рассказывают им об успехах или проблемах их детей, решают с ними материальные проблемы школы. Как показывают результаты социологических опросов старших школьников, 40 % родителей негативно влияют на выбор профессии своих детей. Такое влияние заключается в том, что они, не зная индивидуальных особенностей своих детей, рекомендуют им профессии, которые не всегда согласуются с их потребностями
и возможностями, или предоставляют им полную свободу выбора в решении этого вопроса. И в то же время имеется положительная практика, когда родители, выступая в роли социальных партнеров, делятся своим профессиональным опытом или вместе с детьми посещают музеи, выставки, участвуют в походах трудовой славы, помогают провести экскурсии, производственную практику на своих предприятиях и др.
Как правило, это имеет серьезное профориентационное и воспитательное значение. Дети ближе узнают своих родителей, приобщаются к их труду, традициям, а некоторые школьники выбирают профессию своих родителей или близкую к ней. Однако школа не использует в полной мере потенциал родителей в работе по профессиональной ориентации.
Профессиональное самоопределение — процесс длительный и динамичный, он может изменяться на любом этапе жизни человека. Уточнение, углубление его может осуществляться в близкой или другой сфере профессиональной деятельности, в период повышения квалификации, стажировки, самообразования. Это еще раз свидетельствует о том, что проблема профессиональной ориентации — сложная, интегративная, междисциплинарная область научного знания, в том числе региональной и государственной политики в создании кадрового потенциала.
Объект профессиональной ориентации — процесс профессионального самоопределения личности на всех возрастных этапах.
Предмет профессиональной ориентации — педагогическая поддержка профессионального самоопределения личности (психологический, психофизиологический, медицинский аспекты).
Цель профессиональной ориентации — создание условий для педагогического сопровождения, поддержки профессионального самоопределения личности (научно-методических, нормативно-правовых, организационных, кадровых).
При построении содержания подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению необходимо руководствоваться следующими методологическими подходами:
— социокультурный — способствует выявлению факторов влияния различных общественных процессов на профессиональное самоопределение обучающихся и факторные влияния социального и профессионального самоопределения старших подростков на общественные (в том числе экономические) процессы;
— системно-функциональный — позволяет исследовать систему (в данном случае — содержание подготовки) в рамках более крупной системы (процесса школьного образования) и устанавливать функциональные зависимости между ними;
— деятельностный — направлен исследовать изменения характеристик процесса социального и профессионального самоопределения, фиксировать изменение отношений современного обучающегося к будущей профессиональной деятельности.
Принципиальное значение для методологического обоснования проблемы исследования имеют:
— экзистенциальный подход — рассматривает человека как творящего самого себя, как «проект своего собственного бытия»;
— аксиологический — относит человека и формирование его профессионального самоопределения к фундаментальным человеческим ценностям;
— акмеологический — понимает профессиональное самоопределение как стимул и мотив непрерывного профессионального совершенствования личности и достижения ею вершин профессионализма (акме);
— системный — представляет процесс формирования профессионального самоопределения как педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов: цель, идеи, субъекты, объекты, отношения между ними, среду, содержание, деятельность, ресурсы, результаты, — и предоставляющий возможность использовать потенциал других подходов: средового, рефлексивного, культурологического.
Рассматривая проблему профессиональной ориентации по важности и значимости как государственную, нельзя не учесть недавний официальный документ Правительства РФ «О разработке системы привлечения на бюджетные места для обучения по инженерным специальностям» от 01.11. 2013 № МОН-П-4360, в котором речь идет о направлениях, предусматривающих ряд мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, культивирование детского технического творчества, проведение научно-практических конференций, форумов, конкурсов, экскурсий, что будет способствовать решению поставленной задачи. В этом же документе представлен план мероприятий «дорожная карта», утвержденный заместителем министра образования А. А. Климовым. В частности,
в пункте 11 указано, что формирование системы профессиональной ориентации должно осуществляться в среде дошкольного, дополнительного школьного образования, в рамках образовательно-производственных кластеров, в том числе с ОАК, ОСК, Роскосмосом.
Учитывая динамизм развития общества, в том числе и экономики, и разные требования (ожидания) различных социальных групп, предъявляемые к профессиональному самоопределению молодежи, при построении системы профессиональной ориентации обучающихся важным становится обращение к методологии социального конструктивизма [1]. Основным методом социального конструктивизма является метод дискурс-анализа. В общем смысле это ряд подходов в социальных науках, целью которых является критическое исследование дискурса (рассуждения), а основной задачей — анализ соотношения сил в обществе, при осуществлении которого формулируется нормативный подход (т. е. происходит формирование заказа системе профессиональной ориентации через соответствующие нормативные документы).
Методология социального конструирования позволяет включить эмпирические данные об изменениях, которые происходят в профориентационной деятельности обучающихся, в реальные педагогические структуры и выявить возникающие при этом эффекты деятельности субъектов (различных партнеров), участвующих в решении данной проблемы.
При этом следует учитывать, что процесс подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению является неотъемлемой частью системы непрерывного образования.
Системообразующим фактором непрерывного образования является профессиональное и социальное самоопределение обучающихся, осуществляемое в условиях преемственности общего среднего и профессионального образования. Это та лакуна, которая позволяет объединить все компоненты системы профессионального образования и повысить их эффективность.
1. Лекторский В. А. Реализм, антиреализм и конструктивный реализм в современной эпистемологии и науке // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. — М., 2009.
2. Родичев Н. Ф., Чистякова С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. — 2012. — № 9. — С. 16—24.
3. Чистякова С. Н. Профессиональные компетенции педагога и новые стандарты // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 4. — С. 14—18.