4. 1955: Мадрид, Испания
5. 1956: Мадрид, Испания
6. 1957: Мадрид, Испания
7. 1958: Брюссель, Бельгия
8. 1959: Модена, Италия
9. 1960: Барселона, Испания
10. 1961: Дуйсбург, Германия
11. 1962: Хихон, Испания
12. 1963: Дублин, Ирландия
13. 1964: Лиссабон, Португалия
14. 1965: Глазго, Великобритания
15. 1966: Утрехт, Нидерланды
16. 1967: Мадрид, Испания
17. 1968: Берн, Швейцария
18. 1969: Брюссель, Бельгия
19. 1970: Токио, Япония
20. 1971: Хихон, Испания
21. 1973: Мюнхен, Германия
22. 1975: Мадрид, Испания
23. 1977: Утрехт, Нидерланды
24. 1978: Пусан, Корея
25. 1979: Корк, Ирландия
26. 1981: Атланта, США
27. 1983: Линц, Австрия
28. 1985: Осака, Япония
29. 1988: Сидней, Австралия
30. 1989: Бирмингем, Великобритания
31. 1991: Амстердам, Нидерланды
32. 1993: Тайбей, Китайская республика
33. 1995: Лион, Франция
34. 1997: Санкт-Галлен, Швейцария
35. 1999: Монреаль, Канада
36. 2001: Сеул, Корея
37. 2003: Санкт-Галлен, Швейцария
38. 2005: Хельсинки, Финляндия
39. 2007: Сидзуока, Япония
40. 2009: Калгари, Канада
41. 2011: Лондон, Великобритания
42. 2013: Лейпциг, Германия
Приложение 2
Профессии, представляемые Российской Федерацией на чемпионате мира WSI в Лейпциге (ФРГ)
1. Сварщик
2. Специалист в мехатронике
3. Повар
4. Парикмахер
5. Камнетес
6. Плиточник-облицовщик
7. Каменщик
8. Специалист по веб-дизайну
9. Сетевой администратор
10. Столяр-краснодеревщик
11. Косметолог-визажист
12. Специалист по окраске автомобилей
13. Специалист кузовного ремонта автомобилей
14. Специалист по монтажу вентиляционных систем
УДК / UDC 37.047 С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова
S. Chistyakova, N. Rodichev, V. Sakharova
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
STUDYING OF YOUTH VOCATIONAL COUNSELLING DEVELOPMENT TENDENCIES AND TIME CALLS
В статье рассматривается понятие «профессиональная ориентация» в расширенном контексте с позиций решения актуальных вопросов социального, ценностного, личностного самоопределения всех участников на уровне государства, системы образования и общества.
We concept «vocational counselling» in the expanded context of the decision of pressing questions of social, valuable, personal self-determination of all participants at the state, an education system and a society levels is considered in the article.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся.
Keywords: vocational counselling, pedagogical support of socially-professional self-determination of the trained.
В современных социально-экономических условиях отмечается повышенное внимание к организации целенаправленной профессио-
нальной ориентации молодежи. Существенно меняются задачи, содержание и методы сложившейся системы, направленные на подготовку молодого человека к выбору профессии с учетом вызовов времени.
Интерес к проблемам профессиональной ориентации молодежи на завершающей ступени общего образования в разных странах мира приобретает новые очертания. Во многих странах дальнего зарубежья создаются культуросообразные текущей ситуации информационные источники и инструменты помощи подросткам в конструировании послешкольного образовательно-профессионального маршрута.
В странах ближнего зарубежья возникает интерес к созданию оригинальных национальных моделей единой образовательно-кадровой политики: в Украине в конце 2008 г. принята государственная концепция профессиональной ориентации молодежи; в Казахстане осмысливается западный опыт использования ком-петентностного подхода в общем образовании в контексте его применения для решения проблем подростков в выборе образовательной траектории; в Белоруссии в 2010 г. официально оформилась профессиональная миссия пе-дагога-профориентолога и состоялся первый выпуск таких специалистов.
Модернизация отечественного образования, проводимая в 2000-х годах, позволила расширить возможности профессиональной ориентации за счет:
- признания за обучающимися прав на собственное содержание образования и увеличение свободы выбора подростком образовательного маршрута в старшей школе, формирования у него первичного опыта принятия ответственности за совершаемый выбор;
- изменения содержания форм и методов образовательной деятельности, что помогает обучающемуся осваивать компетентности и культурные нормы, значимые для готовности к профессиональному самоопределению;
- нововведений в основной и старшей школе, привносимых профилизацией, имеющих высокий профориентационный потенциал (элективные курсы создают образы трудовых действий; портфель индивидуальных достижений обеспечивает образовательную и профессиональную самоидентификацию);
- открытости учреждений образования для культурных, социальных и профессиональных общностей, организации сетевых форм взаимодействия учреждений общего и профессионального образования между собой и с объектами социокультурной среды, обеспечения
условий для повышения социальной зрелости и готовности молодежи к профессиональному самоопределению.
В постиндустриальном обществе акцент делается на профессиональное самоопределение, которое выступает основным механизмом профессионального и личностного развития человека. Фактором выбора профессионального пути становятся интересы, склонности, способности личности, а не только потребности экономики. Конечно, эту деятельность должны обеспечивать, психологически сопровождать специально подготовленные работники.
Обновление концептуального осмысления и технологий профориентационной работы должно происходить с учетом следующих основных тенденций:
- сценарии развития демографической ситуации в России указывают на грядущее уменьшение численности трудоспособного населения, то есть обеспеченность экономики трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной, при этом уже через десять-двадцать лет в России один работоспособный человек должен будет содержать двух неработоспособных: ребенка и пожилого человека;
- приток трудовых мигрантов предопределяет усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России и трудовыми мигрантами, снижение уровня жизни коренного населения за счет увеличения количества низкооплачиваемых рабочих мест, нежелание значительной части работодателей вкладывать ресурсы в подготовку и переподготовку кадров, а следовательно, их стремление идти по пути удешевления рабочей силы;
- год от года нарастает несоответствие профессионально-квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда, одновременно на нем увеличивается доля малопривлекательных для молодежи вакантных рабочих мест с заведомо низкой оплатой;
- деформация профессионального образования лишает значительную часть его учреждений доверия как со стороны граждан, так и со стороны работодателей; активное участие ассоциаций работодателей в разработке программ подготовки кадров не является нормой;
- наблюдается массовое «отложенное взросление» молодого поколения, оно взрослеет не так, как того ожидает старшее поколение. Большинство современных выпускников школы обнаруживают тотальную неготовность к осуществлению перехода во взрослую жизнь, дети все позже и позже принимают решение -кем хотят быть;
- появление феноменов «постпрофессионализм», «портфельная карьера», «общее высшее образование», изменения в структуре этапов профессионального самоопределения;
- массовое распространение электронных, асинхронных форм обучения как инструмента профессионального роста предопределяет изменение характера связи школы и рынка труда, при котором школа в меньшей степени, чем раньше, выполняет роль буфера между находящимися в хронологической последовательности общим образованием и трудовым становлением, но при этом возрастает значимость ее как инструмента, обеспечивающего формирование у подростка способности сорганизовывать и координировать ресурсы формального, неформального и информального образования для целей проектирования собственного образовательно-профессионального маршрута.
Основными противоречиями профессиональной ориентации, негативно влияющими на процесс профессионального самоопределения молодежи, в настоящий момент являются:
- противоречия между потребностью государства и бизнеса в кадровом обеспечении в соответствии с динамичным запросом рынка труда и отсутствием государственного статуса (заказа на профессиональную ориентацию молодежи);
- противоречия между ожиданиями старшеклассников в оказании им педагогической поддержки в профессиональном самоопределении и недостаточной готовностью педагогов, родителей и других социальных партнеров к решению данной проблемы;
- противоречия между необходимостью поддержки профессионального самоопределения подростков в условиях профилизации старшей школы и недостаточной разработанностью современных профориентационных средств, удовлетворяющих индивидуальные запросы школьников;
- противоречия между необходимостью обеспечения преемственности общего и профессионального образования, организации системы непрерывного образования и происходящими демографически-миграционными сдвигами, а также деформациями в структуре подготовки кадров, организации и содержания профессионального образования;
- противоречия между стремлением старшеклассников и их родителей к освоению профессий, требующих высшего образования, и отсутствием запроса на значительную часть из них.
Представляется актуальным создание условий, позволяющих разрешить данные проти-
воречия путем создания современной системы профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Профессиональная ориентация в трактовке отечественной науки и практики - равноправное взаимодействие общественных структур и личности в длительном процессе ее профессионального самоопределения. Оно предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой - создают адекватное представление о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем.
По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Центром трудовых исследований государственного университета Высшей школы экономики, 50 % обучающихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46 % респондентов ориентированы на поддержку взрослых; 67 % -не имеют представления о научных основах выбора профессии; 44 % - не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда.
Такая ситуация является одной из причин, вызывающей сложности при дальнейшем трудоустройстве молодежи на рынке труда, но, и как отмечают исследователи, она же в значительной мере способствует усилению несоответствия рынка образовательных услуг потребностям рынка труда. Это подтверждает сложившееся положение в системе начального профессионального образования.
Сегодня в условиях глубокой структурной перестройки требуются новые подходы к формированию профессионального самоопределения молодежи: организационно-
функциональный, научно-методический, нормативно-правовой. Институт социального партнерства позволяет на практике реализовать эту цель, а также наращивать качество не только человеческого, но и социального капитала.
Организационно-функциональный подход к качественному педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся прежде всего будет отражаться на восполнении кадрового потенциала региона (формирование высокого квалифика-
ционно-профессионального уровня, готовности и способности к профессиональному переобучению, повышению квалификации, смене профессии или места работы, мобильности, деловых и личностных качеств).
К решению задач образования, педагогического сопровождения профессионального самоопределения могут быть привлечены государственные службы занятости, имеющие специалистов в области профессионального самоопределения и эффективного поведения на рынке труда, учреждения культуры, правоохранительные органы. Собственные задачи этих ведомств будут решены более успешно при использовании ресурса школы, колледжа и других образовательных учреждений для включения в свои программы.
В настоящее время осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения учащейся молодежи основной и старшей школы - это комплексный процесс, включающий взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива с родителями обучающихся, студентов и другими социальными партнерами:
• муниципальными управлениями образования и молодежной политики, социальной защиты;
• учреждениями профессионального и дополнительного образования;
• управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями;
• территориальными отделами и службами занятости;
• городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД;
• центрами профориентации;
• средствами массовой информации.
Каждый обучающийся рассматривается не
как объект педагогического воздействия, а как активный субъект социально-профессионального адаптивного процесса. Основные усилия педагогов, психологов, родителей, других заинтересованных лиц направлены не на формирование заданного идеала, а на поддержку обучающихся в их жизненном и профессиональном самоопределении и становлении.
Цель взаимодействия общеобразовательного учреждения, профессионального среднего и высшего с данными социальными институтами
- создание образовательной среды, способствующей выявлению предпочтений, склонностей, способностей учащейся молодежи, развитию творческого потенциала каждого обучающегося в различных сферах деятельности. Каждый из социальных партнеров образовательного
учреждения, колледжа, техникума, вуза имеет специфические задачи поддержки профессионального самоопределения школьников, которые реализуются средствами, доступными для конкретной социальной структуры.
Социальное партнерство может действовать эффективно, если видит перспективу, общую для всех партнеров, координирует совместную деятельность с пониманием своей ответственности. Такая деятельность оказывается наиболее эффективной и экономичной для партнеров, в том числе и в системе образования.
Социальное партнерство в широком смысле - это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов - представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции.
Механизмом социального партнерства является совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон в реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся. Используя такой подход в процессе взаимодействия, партнеры обеспечивают развитие способностей учащейся молодежи, их готовность к самосовершенствованию, самоактуализации, социальной профессиональной мобильности.
К примерным критериям продуктивности взаимодействия партнеров следует отнести:
- характер активности и позиции партнеров: «рядом с партнером»;
- характер выдвигаемых целей: совместная выработка близких и дальних целей;
- характер ответственности: ответственность всех партнеров за результат;
- характер отношений: доброжелательность и доверие;
- характер функционирования механизма идентификации - обособления между партнерами.
Механизм социального партнерства в профессиональном образовании и его важнейшей составляющейпрофессиональнойориентации-это интересы и социальные функции партнеров, обеспечивающие осуществление скоординированных действий в отношении общей цели на основе:
• определения задач, конечных результатов партнерства;
• определения ответственности и полно-
мочий в качественной подготовке специалистов;
• взаимообеспечения законодательно закрепленных прав партнеров;
• регулярного проведения консультаций, повышения квалификации, предоставления площадок для производственной практики;
• мониторинга исполнения договоренностей.
Все стороны - основные субъекты партнерских отношений не могут полностью реализовать свои интересы без четкого, слаженного взаимодействия друг с другом. Социальное партнерство субъектов поддержки строится на следующих основных принципах:
• взаимное признание важности интересов сторон партнера;
• паритетность в партнерских отношениях;
• социальная справедливость при регулировании интересов и действий;
• поиск и нахождение компромисса при решении вопросов профессионального самоопределения учащейся молодёжи;
• взаимная ответственность сторон за исполнение (неисполнение) согласованных решений по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Научно-методический подход к формированию профессионального самоопределения молодежи рассматривается как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах посредством реализации социологического, психологического, педагогического, адаптационного и культурологического подходов.
Профессиональное самоопределение -процесс и результат формирования у подростка готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, обнаруживать внутренние и внешние проблемы, пользоваться ресурсами помощи и защиты в обнаружении и преодолении ограничителей свободы профессионального выбора.
Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах жизни человека. Условно их можно обозначить следующим образом:
Первый - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положи-тельноеотношениекпрофессиональномумиру-людям труда, их занятиям, первоначальные трудовые умения в доступных ему видах дея-
тельности.
Второй - 1-4-й классы - пропедевтический - формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.
Третий - 5-7-й классы - поисково-зонди-рующий - формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение обучающихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности.
Четвертый - 8-9-й классы (профильная ориентация) - период развития профессионального самосознания - сформированности у школьников личностного смысла выбора направления образования, умений соотносить общественные цели такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Этому этапу соответствует проектирование получения образования в учреждении среднего профессионального образования и возможная последующая ориентация на продолжение образования в вузе.
Пятый - охватывает обучающихся 10—11-х классов - период проектирования после-школьного образовательно-профессионального маршрута. С обучающимися этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность с использованием ресурсов профильного обучения. В этот период акцентируется внимание старшеклассников на формировании про-фориентационно значимых компетентностей, коррекции и реализации их образовательнопрофессиональных планов, способах оценки достижений в избранном профиле обучения.
Шестой - обучающиеся учреждений профессионального образования - вхождение в профессиональную деятельность - период углубленной подготовки к ней, формирование опыта и жизнедеятельности в трудовом коллективе.
Седьмой - развитие профессионала в про-
цессе труда, когда он одновременно не только повышает свою квалификацию, но и расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.
Нормативно-правовой подход к формированию профессионального самоопределения молодежи на разных уровнях управления предусматривает:
- необходимость появления федеральных актов, регламентирующих профессиональную ориентацию молодежи и других категорий населения, упоминаний о профориентационном функционале педагогов и психологов в образовательных и профессиональных стандартах;
- деятельность региональных и муниципальных межведомственных рабочих групп, обеспечивающих реализацию установленного минимума государственных услуг по профессиональной ориентации молодежи и других категорий населения;
- наличие локальных нормативных актов, регламентирующих реализацию профориентационной работы.
Профессиональная ориентация, будучи сложной многоаспектной проблемой, предусматривает реализацию следующих основных принципов.
Принцип непрерывности ориентирован на обеспечение в образовательном процессе единства общего среднего, допрофессиональ-ного и профессионального образования во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами.
Принцип интеграции предполагает объединение усилий субъектов образовательного процесса в определенные комплексы, в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества профессионального самоопределения личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации направлен на организацию образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов обучающихся и их состояния здоровья, что позволяет интенсифицировать процесс профессионального самоопределения молодежи.
Принцип гибкости осуществляется в зависимости от индивидуальных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций личности за счет включения в образовательный процесс инновационных подходов, моделей дополнительных курсов, блоков, индивидуальных программ, консультативной помощи.
Принцип сферности - переход от отраслевого решения проблем профессионального
самоопределения учащейся молодежи к межведомственному - объединение усилий комплексов: социального, экономического, культурного, профессионального.
Принцип открытости - гибкое реагирование субъектов образовательного процесса осуществлять подготовку не только к конкретному виду деятельности, но и запасным вариантам, предоставлять обучающимся все большую свободу, самостоятельность и ответственность, не ограничивая их право выбирать индивидуальные программы и проекты образования и развития не только в школе, но и в другом образовательном пространстве (на конкретном рабочем месте, в университете, техникуме и др.).
Принцип оптимизма вселяет веру в позитивное решение любых проблем ученика, связанных с профессиональным самоопределением.
Принцип поэтапности работы предполагает отказ от «быстрых» и внешне «эффектных» форм профориентационной работы и, наоборот, культивирование планомерной и систематичной работы, основанной на идее развития субъекта самоопределения, что уже предполагает совместное с педагогом (или профкон-сультантом) прохождение разных этапов такого развития.
Принцип партнерства способствует добровольному взаимодействию ради достижения общих (или близких) целей и совместного решения проблем на основе взаимоуважения и признания равных прав субъектов (участников) взаимодействия и коммуникации.
Принцип активности самоопределяющегося школьника подразумевает веру в его возможность самостоятельного и осмысленного решения своих проблем. Принцип активности самого педагога и психолога в организации сопровождения и поддержки профессионального самоопределения предполагает поиск новых, неординарных подходов в профориентационной работе с учетом конкретных условий образовательного учреждения и города.
Поиск путей обновления технологий поддержки профессионального самоопределения школьников зависит от целевой концентрации и технологической организации средств поддержки профессионального самоопределения молодежи, создания единых инструментов обеспечения образовательно-кадровой политики. К ним относятся:
- использование позитивного профориентационного потенциала профильного обучения (элективы, портфели достижений, ИУП, «кредиты», тьюторство);
- обеспечение создания школьниками
продуктов, значимых для проектирования по-слешкольного образовательно-профессионального маршрута;
- поддержка профориентационно значимого социального партнёрства бизнеса, НКО и государства с целью организации приобретения подростками профориентационно значимого опыта;
- обеспечение комплексного характера профориентации, компенсация её типичных рисков, подготовка педагогов, их сетевые коммуникации;
- «перерастание» технологических инноваций в педагогические (Smart Education), создание новых источников и инструментов.
Перед педагогами по-новому ставятся задачи принятия гражданской ответственности за уровень социальной зрелости обучающихся и удовлетворения не только «вертикального» (государственного), но и «горизонтального»(родительского, общественного, производственного) запроса на профориентационную работу.
Приоритетными направлениями в организации профориентационной работы являются: ориентация на использование возможностей
передовых информационных технологий в поддержке профессионального самоопределения; ориентация на потребности регионального рынка труда и учет образовательного и производственно-профессионального окружения в поселках, городах, республике, акцент на организацию образовательных кластеров; ориентация на традиции трудовой подготовки школьников, проведения профессиональных проб по востребованным профессиям; организация проектной, исследовательской деятельности; создание технопарков; организация социального партнерства, сетевого взаимодействия и др.
Таким образом, инновационный характер профориентационной деятельности педагогов в свете новых требований времени и общества обеспечивается ориентацией на новые образовательные результаты (новое качество образования); принципиальным изменением содержания, форм работы учителя и ученика, студента и преподавателя (процессов учения и обучения); изменением характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
УДК / UDK 37.047 Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева
N. Kasatkina, E. Rudneva
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUNG PEOPLE AT THE PHASE OF SCHOOL MODANIZATION
В данной статье рассматриваются вопросы самоопределения учащейся молодежи, которая в сложных социально-экономических условиях ориентирована на получение высшего образования. Вместе с тем результаты представленного исследования говорят о возрастающей роли прикладного, практического знания, что рассматривается как следствие объективных экономических условий развития новых форм хозяйствования, участия молодежи в бизнесе.
The paper dwells on the problem of self-determination of young people who in spite of hard social and economic conditions are inclined to get higher education. At the same time the results of a recent study suggest that applied science as well as applied knowledge are becoming more popular among young people. These factors are
analysed as consequence of real economic situation, development of new forms of management and participation of the youth in business.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, учащаяся молодежь, профессиональные ценности, профильное обучение.
Keywords: professional self-determination, young people who are in school, professional values, profile education
Сегодня к нашему обществу, как в целом к мировому сообществу, приходит осознание, что в XXI веке положение личности в обществе, ее материальное и моральное благополучие, возможность реализации своих материальных и нравственных потребностей, даже сохранение собственного здоровья во многом будут