Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения / Г. С. Дьяконов, В. М. Жу-раковский, В. Г. Иванов и др. ; под ред. С. Г. Дьяконова. — Казань : Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. — 498 с.
Мартынов В. Г., Шейнбаум В. С. Двадцатилетний опыт уровневой подготовки инженерных кадров в Губкин-ском университете. Уроки, вектор развития. — Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. — С. 131-142. QS World University Rankings 2014/2015 [Электрон-
10.
ный ресурс]. — URL: http://www.topuniversities.com/ university-rankings/world-university-rankings/2014. The Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings 201 5 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2015/brics-and-emerging-economies#/search/russia.
QS University Rankings: BRICS 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.topuniversities.com/brics-rankings.
УДК/UDC 37.048.45
С. Н. Чистякова S. Chistyakova
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF PREPARATION OF STUDENTS TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN MODERN CONDITIONS
Работа выполнена при поддержке РГНФ, Грант № 14-06-00426 а.
В статье раскрыты методологические подходы к профессиональному самоопределению обучающихся, охарактеризованы проблемы выбора профессии, предложены рекомендации о том, как формировать у школьников интерес к конкретной профессии на различных возрастных этапах и проектировать путь продолжения образования.
The article deals with methodological approaches to students' professional self-determination, described the profession choice problems, offered advice on how to develop a pupils' interest in a particular profession in different age stages and design a way of continuing education.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная деятельность, социальные партнеры.
Keywords: vocational guidance, professional work, social partners.
Актуальность проблемы подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере обусловлена социокультурными и социально-экономическими преобразованиями общества, трансформацией оснований и по-
литическими переменами, существенно изменившими взгляд на образование, обозначена его приоритетная роль в новых социальных, политических и экономических условиях, что, в свою очередь, повлияло и на изменение научно-методических, организационных подходов к профессиональной ориентации учащейся молодежи как важнейшей составляющей общего и профессионального образования.
Согласно определению, введенному и одобряемому Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экспертной группой еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом европейского союза и Всемирным банком, в 2004 г расширяется значение термина «профессиональная ориентация»: ориентация на профессию предполагает и ориентацию на карьеру, что требует объединения учебной и профессиональной ориентации в интегрированный процесс.
Показательно, что раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Сейчас, как считает психолог Л. М. Митина, «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профес-
сии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни. Все это влияет на выбор профессии нашими воспитанниками, а порой и на их примитивность.
Об актуальности, значимости проблемы также свидетельствуют следующие факты:
• уменьшение численности трудоспособного населения;
• приток трудовых мигрантов (предопределяет усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России и трудовыми мигрантами);
• массовое распространение электронных, асинхронных форм обучения;
• повышение требований к уровню квалификации и профессиональной мобильности, вынуждающее людей постоянно заботиться о своем профессиональном росте;
• широкое распространение виртуальных форм организации труда, частичной занятости и самозанятости. На постоянную высокооплачиваемую работу стремятся приглашать тех, кто способен быстро осваивать новое, работать с партнерами в часто меняющихся командах, решать нестандартные задачи.
Компетентность, значимая для выбора учащимся направления продолжения образования, перспективного для получения профессий, востребованных на рынке труда, может быть конкретизирована через готовность:
• прогнозировать и планировать свои профориентационно значимые действия;
действовать в социуме и рабочей группе;
• вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения;
• противостоять манипулятивному влиянию;
• презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг; анализировать и интерпретировать изучаемое содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей социокультурного и профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута).
Таким образом, в современных условиях для значительной части людей не так важно найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут в мире сильно деформиро-
ванных социально-профессиональных ролей, менять профессии одну за другой, конструировать свою собственную профессиональную мозаику, встраиваться в сложившиеся профессиональные структуры.
Основными задачами государственной образовательной политики становятся развитие социально ориентированного человека, владеющего приемами эффективного социального взаимодействия; активизация процессов саморазвития и саморазвития молодежи как ресурса развития общества и национальной безопасности России.
Отмеченные тенденции уже получили свое законодательное оформление в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 20132018 гг., Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, других нормативных документах Министерства образования и науки Российской Федерации.
Анализ состояния теории и практики профессиональной ориентации молодежи в нашей стране позволил выявить наличие следующих противоречий:
• между достаточно подробным исследованием одних аспектов проблемы профессиональной ориентации и недостаточным вниманием к исследованию таких аспектов, как: социальное партнерство общеобразовательных учреждений с профориентационно значимым территориальным и удаленным окружением; интеграция профориентационно значимых ресурсов формального, неформального и ин-формального образования, недостаточное взаимодействие учреждений общего и профессионального образования на уровне муниципалитета и региона, дефицит современных информационных источников и инструментов поддержки профессионального самоопределения, проблемы переподготовки кадров тьюторов и профориентологов;
• между комплексным характером проблемы профессиональной ориентации и ориентацией большинства исследований на отдельные его аспекты при отсутствии исследования взаимосвязей между отдельными элементами
профессиональной ориентации обучения как особой социально-образовательной системы;
• снижение престижа рабочих профессий и специальностей среднего звена, разрыв между предложениями и требованиями рынка труда и личностными ожиданиями молодых специалистов, массовая ориентация на получение высшего образования.
Все вышеизложенное требует серьезного пересмотра и обновления решения проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи и взрослого населения, создания комплекса условий для повышения ее качества.
Профессиональное самоопределение не ограничивает момент выбора профессии, а характеризует его как динамический, целостный, непрерывный, продолжающийся в течение всей трудовой жизни человека процесс.
Развернутость процесса профессионального самоопределения во времени и пространстве делает актуальным выяснение соотношения понятий «профессиональное самоопределение», «профессиональная карьера», «профессиональное развитие», «профессиональная социализация», «профессиональный рост» и др.
Профессиональное становление рассматривается как составная часть общего развития личности (Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.); развернутый во времени процесс овладения профессией, включающий определенные этапы, каждый из которых характеризуется спецификой психофизиологических и социально-педагогических условий, обеспечивающих успешное осуществление профессиональной деятельности. (Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение (Личностный аспект): дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995). Другие исследователи характеризуют как длительный, многоплановый и подвижный процесс развития личности с момента формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональном самоопределении; «ядром», неотъемлемым и существенным компонентом которого выступает профессиональное самоопределение личности [3].
Есть различные толкования учеными определения профессиональной ориентации. Например, профессиональная ориентация — это деятельность различных участников подготовки подрастающего поколения к труду, выбору профессии, являясь неотъемлемой частью непрерывного образования, призвана решать комплекс социально-экономических, психоло-
го-педагогических и медико-физиологических задач для формирования профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и запросам рынка труда в кадрах высокой квалификации. Но, на наш взгляд, более полное толкование профессиональной ориентации следующее: «это система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры». Результатом такого взаимодействия должно стать сформированное профессиональное самоопределение.
Особенностью данного подхода к профориентации является рассмотрение профессионального самоопределения в качестве процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, нахождения себя в образах профессионального мира, что поможет подготовить человека в будущем к возможной перемене профессий, адаптации к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Во взаимосвязи с профессиональным самоопределением рассматривается профессиональная карьера как средство самореализации, как компонент «Я-концепции», или индивидуальной жизненной структуры (психологический аспект), как реализация социального плана, как ответ на рыночные отношения, реализация экономических, социальных и других интересов (социально-экономический аспект) [1]. При этом особо значимой является актуализация знаний о мире труда и профессий, приобретения адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях. В то же время значимо формирование у школьников способности включаться в конкретные виды труда, социальные отношения профессионального коллектива для приобретения практического опыта в избираемой профессии.
В ряде специальных исследований отмечается, что существует необходимость разграничить социологический, психологический и педагогический подходы к самоопределению.
Так, при социологическом подходе самоопределение — результат социализации человека, его вхождение в социальные структуры общества, усвоение им определенных ценностей, норм, установок, образцов поведения,
принятых в различных сферах. Отсюда определены его различные виды, соответствующие социальным сферам жизни, в которые входит человек по мере взросления (социальное, жизненное, нравственное, семейное, профессиональное). Основной предмет (по мнению психологов-классиков) психологических исследований —психологические механизмы, способствующие вхождению личности в социальные сферы (Б. Г Ананьев, Л. И. Божович, Е. А.Климов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн).
Особенностью педагогического подхода к этой проблеме является ее рассмотрение не только в онтологическом, но и организаци-онно-деятельностном аспектах. По данным отечественных источников, самоопределение личности в целом проявляется в виде ансамбля следующих частных форм: конвенционально-ролевое, профессиональное, семейное, социальное. В исследованиях Н. С. Пряжникова отмечается, что жизненное самоопределение включает профессиональную деятельность, учебу, досуг, вынужденную безработицу и др. Нельзя не согласиться с мнением О. С. Газма-на в аспекте решения данной проблемы, что не следует ограничиваться задачами «кем быть» и «каким быть». Важнее — «как жить»: как построить свой образ жизни, какой выбрать режим интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок, как преодолевать трудности и решать собственные проблемы [5].
Позиция «творческого сотрудничества» с учеником (О. М. Леонтьева, Н. Б. Крылова), предполагающая сложность и многогранность понятия профессионального самоопределения, послужила основанием для поиска возможностей педагогически грамотного содействия, соучастия, сотрудничества со школьниками в решении ими этой жизненно важной проблемы. Такое понимание, на наш взгляд, предоставило возможность рассматривать в аспекте решения задач профессионального самоопределения обучающихся феномен педагогической поддержки и близкого ему понятия «педагогическое сопровождение» (которые в педагогической литературе довольно часто трактуются как синонимы) [2].
Анализ психолого-педагогической литературы по интересующей нас проблеме дает основание утверждать, что педагогическое сопровождение пока не имеет завершенного, целостного научного осмысления в силу неоднозначности этого понятия. В нем выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания. Содержание понятия
«педагогическое сопровождение» сопряжено с широким кругом социально-психологических, социально-педагогических и психолого-педагогических явлений (педагогическая помощь, психолого-педагогическая поддержка, сотрудничество, социальная фасилитация и др.). Их объединяющей основой можно считать направленность на создание благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития личности, способствующих достижению продуктивности совместной деятельности и (или) ускоряющих процессы раскрытия и реализации личностного потенциала участников взаимодействия.
Психолого-педагогическая поддержка рассматривается как принцип, позиция и способ педагогической деятельности, предполагающий совершенно другую педагогическую теорию и практику, в которой все противопоставлено педагогике воздействия. Одним из элементов содержания педагогической поддержки является та или иная по форме, виду, характеру помощь школьнику, родителю, учителю в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей и создании ситуации успешности.
Данные идеи послужили для нас основанием рассматривать возможности и особенности реализации педагогической поддержки в сфере профессионального самоопределения молодежи с позиций фасилитационной направленности профессиональных действий педагога и отказаться от технологий прямого воздействия, руководства, управления (Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова и др.).
Под педагогической поддержкой мы понимаем систему педагогической деятельности, раскрывающей личностный потенциал обучающегося и обеспечивающей развитие индивидуальности, неповторимости, самостоятельности, включающей оказание ему помощи в преодолении трудностей и создании ситуации успешности в принятии решения о своем профессиональном будущем. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с обучающимся определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему успешно самоопределиться в профессиональном выборе, профессиональной карьере [4].
Идея педагогической поддержки профессионального самоопределения опирается на развивающее взаимодействие субъектов обучения (Е. В. Бондаревская, А. В. Петровский,
А. Н. Тубельский), позицию «педагогики сотрудничества», на возможности саморазвития каждого ребенка.
Таким образом, в результате анализа литературных источников как объект профессиональной ориентации мы рассматриваем процесс профессионального самоопределения личности на всех возрастных этапах.
Предмет профессиональной ориентации — педагогическая поддержка профессионального самоопределения личности. Цель — обеспечение условий для педагогического сопровождения, педагогической поддержки профессионального самоопределения личности научно-методических, нормативно-правовых, организационных, кадровых.
При построении содержания педагогической поддержки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению в условиях непрерывного образования мы руководствовались следующими методологическими подходами:
• социокультурным — позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на социальное и профессиональное самоопределение старших подростков и факторные влияния социального и профессионального самоопределения старших подростков на общественные (в том числе экономические) процессы;
• системно-функциональным — позволяет исследовать систему (в данном случае — содержание подготовки) в рамках более крупной системы (процесса школьного образования) и устанавливать функциональные зависимости между ними;
• деятельностным — дает возможность исследовать изменения характеристик процесса профессионального самоопределения, фиксировать изменение отношений современного подростка к будущей профессиональной деятельности.
Принципиальное значение для методологического обоснования проблемы исследования имеют:
• экзистенциальный подход — рассматривает человека как творящего самого себя, как «проект своего собственного бытия»;
• аксиологический подход — относит человека и формирование его профессионального самоопределения к фундаментальным человеческим ценностям;
• акмеологический подход — определяет профессиональное самоопределение как стимул и мотив непрерывного профессионально-
го совершенствования личности и достижения ею вершин профессионализма (акме);
• системный подход — представляет процесс формирования профессионального самоопределения как педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов: цель, идеи, субъекты, объекты, отношения между ними, среда, содержание, деятельность, ресурсы, результаты, — и использует потенциал других подходов: средового, рефлексивного, культурологического.
Теоретико-методологическая составляющая обоснования педагогической поддержки учитывалась при разработке и содержания профориентационных средств.
Так, творческим коллективом под руководством нашим и Н. Ф. Родичевой разработана и опубликована издательским центром «Академия» серия учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации школьников для 1-11-го классов:
«Путешествие в мир профессий» (1-4-й классы);
«Кем я хочу быть» (5-6-й классы);
«Познаю себя и профессии» (7-8-й классы);
«Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии» (9-й класс);
«Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере» (10-11-й классы).
При разработке данных комплектов особое внимание уделялось обеспечению их методической составляющей. При этом авторы руководствовались тем, что у школьников должны быть сформированы компетентности, значимые для профессионального самоопределения. К ним относятся: готовность прогнозировать и планировать свои профори-ентационно значимые действия; действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг; анализировать и интерпретировать содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей социокультурного и профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута). Формирование указанных компетенций осуществлялось с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Мы также учитывали, что выбор предполагает осведомленность обучающихся о своих интересах и склонностях, своих способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, в том числе тех из них, которые остаются практически неизменными на протяжении всей жизни (например, свойства нервной системы, темперамент), во-вторых — способных изменяться на протяжении достаточно длительного периода времени (способности, черты характера, эмоциональная сфера), и в-третьих — характеризующихся большой адаптивностью и изменчивостью и достаточно легко поддающихся коррекции (познавательные процессы, психомоторика, волевые качества).
Реализация деятельностно-практической составляющей курсов осуществлялась в ходе выполнения школьниками различных работ, участием в профессиональных пробах и социальных практиках, исследовательской деятельности, созданием собственных завершенных продуктов, решением проблемных ситуаций.
Содержание каждого учебного курса не обеспечивает школьников готовыми результатами и решениями о выборе профессии. Оно ориентировано на включение их в творческую продуктивную деятельность, направленную на поиск смысла профессионального труда в жизни каждого человека, а также приобретение первоначального опыта в отдельных видах профессиональной деятельности, которая может послужить в дальнейшем и основанием для выбора профессии [6].
Важной составляющей учебно-методических комплектов являются книги для родителей. Они посвящены проблеме помощи родителям в подготовке детей к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере. Каждая книга учитывает возрастные и психологические особенности детей, с которыми предстоит работать родителям.
Книга содержит, как правило, информацию о психолого-педагогических основах профессиональной ориентации, современных требованиях и правилах выбора профессии, способах диагностики готовности школьников к профессиональному выбору, возможных рисках на пути к профессиональному старту; характеристику путей продолжения образования и получения профессии; раскрывает особенности взаимодействия родителей с социальными партнерами (школа, колледж, вуз и др.) в оказании поддержки профессионального самоопределения школьников.
В настоящее время экспериментальная проверка комплектов осуществляется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12», г. Одинцово, Московская область; государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1101, Юго-Западный административный округ г. Москвы; автономной некоммерческой организации среднего профессионального образования «Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий (КЭСИ)»; областном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Курский государственный политехнический колледж», г. Курск.
Проверку модели педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся также проводят в регионе (Республика Саха (Якутия); Кемеровская и Курская области).
Анализ сложившейся ситуации показывает, что проблема поддержки профессионального самоопределения молодежи и взрослого населения должна решаться на основе уровне-вого подхода и складываться из ряда подпро-блем, различающихся по масштабам рассмотрения и уровням управления:
• проектирование образовательно-профессионального маршрута самими обучающимися;
• недостаточная готовность педагогов школ, организаций СПО и ВПО, специалистов в целом и проблемы специалистов, оказывающих поддержку профессионального самоопределения учащимся, в частности;
• отношение взрослых (населения и общественности) к профессиональному самоопределению учащихся школ, колледжей;
• региональная система образования и управления ею профориентационно значимыми ресурсами;
• региональная образовательная политика (в контексте проблемы поддержки профессионального самоопределения обучающихся);
• социальное и государственно-частное партнерство в государственно-общественном управлении образованием.
Для повышения качества решения проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также взрослого населения целесообразно:
• разработать и реализовать на практике комплексную программу исследования, включающую вопросы личностного, социального
и профессионального самоопределения, и рекомендовать использовать для успешного ее решения разрозненные в настоящий момент ресурсы научно-исследовательского потенциала российских и зарубежных ученых и практиков, работающих в данной области;
• шире использовать в практике профори-ентационной работы с учащейся молодежью информационные источники и инструменты;
• в практике профессиональной ориентации привлекать социальных партнеров, максимально используя их потенциал в сфере государственных структур, бизнеса и некоммерческих организаций;
• особое внимание уделить подготовке кадров-профориентологов в условиях непрерывного образования, обеспечивая преемственность на всех возрастных этапах подготовки детей и молодежи к жизненному и профессиональному самоопределению.
Таким образом, достичь эффективных результатов в решении проблемы профессиональной ориентации, являющейся инте-
гративной, многоаспектной, комплексной и междисциплинарной, возможно только при объединении усилий науки, практики — специалистов различных областей и представителей государства, бизнеса.
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2007.
2. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. — М.: Народное образование, 2003.
3.Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения//Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С. 693.
4. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: кн. для учителя и социального педагога/под ред. С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Роди-чева. — М.: Новая школа, 2004.
5. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники: организация профориентационных занятий и консультаций; программы профориентацион-ной работы; игры, упражнения, опросники для работы: 8-11 кл. — М.: Вако, 2005.
6. Технология. Профессиональный успех: учеб. для учащихся 10-11 кл./под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2007.