9. Kratkii sikhologicheskii slovan) [Short psychological dictionary]. Ed. A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. Rostov-na-Donu, Phoenix, 1999, 369 p. (In Russian).
10. Kusmartsev M. B., Mashentseva N. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashcheisia molodezhi: teoriia i praktika [Patriotic education of students: theory and practice]. Volgograd, PrinTerra, 2007, 212 p. (In Russian).
11. Levashov V. K. Patriotizm i globalizatsiia [Patriotism and globalization]. Public service, 2005, no. 3, pp. 11-21. (In Russian).
12. Leontiev A. N. Deiatel>nost>. Soznanie. Lichnost) [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat, 1975, 130 p. (In Russian).
13. Mikhaltsova L. F. Formirovanie tsennostno-smyslovykh orientatsii budushchikh pedagogov na tvorcheskoe samorazvitie v usloviiakh nepreryvnogo obrazovaniia. [Formation of value-semantic orientations of future teachers on creative self-development in conditions of continuous education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Kazan, 2012, 47 p. (In Russian).
14. Novikov A. M. Metodologiia obrazovaniia [Methodology of formation]. Moscow, Egves, 2006, 448 p. (In Russian).
15. Petrovsky A. V. Vospitateli i deti: istochniki rosta [Educators and children: sources of growth]. Moscow, Aspekt-press, 1994, 362 p. (In Russian).
16. Selivanova N. L. Vospitanie uspeshno, esli ono sistemno [Education is successful if it is systematic]. Moscow, Science, 2006, 348 p. (In Russian).
17. Filosofskii slovar' [Philosophical dictionary]. Ed. I. T. Frolova. Moscow, Politizdat, 1991, 560 p. (In Russian).
THE FACTORS OF SOCIAL AND VOCATIONAL ADAPTATION OF STuDENTS
Введение. В статье представлены результаты исследования по социально-профессиональной адаптации обучающихся на этапе выбора профессии. Успешная социально-профессиональная адаптация рассматривается как результат профориентационной работы педагогов. Цель статьи — описать факторы, оказывающие наибольшее влияние на профессиональное самоопределение обучающихся старших классов или в профессиональной образовательной организации.
Методология. Исследование проводилось на основе анализа литературы, системного анализа, опроса обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов.
Результаты. По мнению обучающихся и их родителей, наибольшее влияние на социально-профессиональную адаптацию оказывает активная личностная позиция обучающегося при принятии решения о выборе профессии. Основное внимание педагогов, с точки зрения обучающихся и их родителей, необходимо уделять практико-ориентированным формам профориентационной работы, в том числе профессиональным пробам.
Заключение. Анализ полученных данных показал значимость факторов, влияющих на социально-профессиональную адаптацию. Внутренние факторы (социально-психологическая характеристика и профессиональная направленность личности) в большей степени влияют на социально-профессиональную адаптацию, чем внешние (образовательная, профориентационная деятельность, социальная среда).
Introduction. The article presents the results of a study on the Identification of a group of factors that affect the social and vocational adaptation of students. The authors study the peculiarities of adaptation at the stage of choosing a profession by students. Successful social and vocational adaptation is seen as the result of vocational guidance work of teachers. The purpose of the article is to describe the factors that affect the vocational self-determination of seniors or in a vocational educational organization.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of analysis of literature, system analysis, interviewing students, parents (legal representatives) and teachers.
Results. The results of the research are to identify factors that affect the social and vocational adaptation of students in the pre-production period. According to the students and their parents, the active personal position of a student in the process of making decisions about the choice of profession
УДК/uDC 37.048.45
И. А. Килина, Н. В. Осипова, К. В. Бабуков
I. Kilina, N. Osipova, K. Babukov
факторы социально-профессиональной адаптации обучающихся
has the greatest impact on social and vocational adaptation. From students and their parents point of view, the main attention of teachers should focus on practice-oriented forms of work, including professional samples.
Сonclusions. The analysis of the obtained data revealed the importance of factors influencing social and vocational adaptation. Thus, internal factors (socio-psychological characteristics and vocational orientation of the person) have a greater impact on social and vocational adaptation than external factors (educational activity, vocational guidance activity, social environment).
Ключевые слова: социально-профессиональная адаптация, профориентация обучающихся, факторы, влияющие на социально-профессиональную адаптацию.
Keywords: social and vocational adaptation, vocational guidance of students, factors that affect social and vocational adaptation.
Введение
Вопросы социально-профессиональной адаптации подростков и молодежи особенно актуальны в периоды политической и социально-экономической нестабильности, слабой прогнозиру-емости рынка труда и закрепляемости кадров на рабочем месте. Социально-профессиональная адаптация как процесс приспособления обучающихся общеобразовательных организаций к требованиям, предъявляемым к выбираемой профессии, условиям дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, способствует осознанию вопросов «Каким быть?» и «Кем быть?». Данный процесс направлен на овладение обучающимися необходимыми допрофессиональными знаниями, умениями быстро ориентироваться в различных учебных и производственных ситуациях, приспосабливаться к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Социально-профессиональная адаптация включает четыре этапа: подготовку к труду в семье и школе, выбор профессии, профессиональную подготовку, начало трудовой деятельности. Процесс социально-профессиональной адаптации можно разделить на два этапа, или периода: допроизвод-ственный, или допрофессиональный (в общеобразовательной, профессиональной образовательной организации или высшего образования) и производственный, или профессиональный (на предприятии). Все этапы взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако в России значительное число исследований посвящено производственному этапу профессиональной адаптации.
Авторы статьи основное внимание уделяют допроизводственному периоду социально-профессиональной адаптации, результатом которого должен стать содержательный, обоснованный и ответственный выбор обучающимися профессии (специальности), профессиональной образовательной организации, дальнейшего трудоустройства по направлению подготовки.
При изучении данной темы мы опирались на работы отечественных ученых по адаптации. Определенный интерес представляют исследования М. В. Антроповой, Г А. Балла, Ф. Б. Березина, И. А. Георгиевой, Р. Г Гуровой, М. П. Гурьяновой, Н. М. Киселева, Д. В. Колесова и других, чьи труды посвящены проблемам адаптации. Социально-профессиональная адаптация выступила самостоятельным предметом исследования в работах М. И. Губановой, Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой, С. Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой [1- 6].
По мнению исследователей, социально-профессиональная адаптация должна предусматривать активный характер взаимодействия выпускника школы с социальной средой и рассматриваться не только в качестве приспособления к новым функциям, но и выстраивания стратегии их анализа, преобразования в соответствии с собственным замыслом, как способности адекватно отвечать на изменение условий социальной и профессиональной среды. Социально-профессиональная адаптация обучающихся является процессом личностных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, социально-экономических условий, порождаемых включением личности в подготовку к профессиональной деятельности, в саму профессиональную деятельность и жизнь общества, социально-профессиональный опыт в условиях рынка.
Нами социально-профессиональная адаптация старшеклассников рассматривается как процесс достижения соответствия профессиональных намерений, личных качеств обучающегося требованиям выбираемой или выбранной профессии, конкретного вида профессиональной деятельности; как процесс личностных изменений под воздействием внутренних и внешних факторов, социально-экономических условий, которые обусловливают включение личности старшеклассника в подготовку к профессиональной деятельности, приобретение социально-профессиональ-
ного опыта. Приоритетным компонентом содержания социально-профессиональной адаптации является профессиональное самоопределение старшеклассника.
С. Н. Чистякова выделяет следующие группы факторов:
— общие — факторы макросреды, содержание которых зависит от общественно-экономического строя общества (условия жизни людей, духовная культура, средства массовой информации и др.);
— региональные (внешние) — специфические особенности экономического и демографического развития региона (система среднего профессионального и высшего образования; культурно-образовательный и профессиональный уровни семьи; формы проведения досуга и т. д.);
— индивидуальные (внутренние) — психологические и физиологические особенности человека — внутренние, субъективные (пол, уровень развития индивидуального сознания, способности, интересы, идеалы, знания и т. д.) [5].
Представленные факторы оказывают влияние на выбор профессии, профессиональное самоопределение, социально-профессиональную адаптацию обучающихся и позволяют управлять данными процессами.
Методология
По результатам теоретического анализа социально-профессиональной адаптации обучающихся были определены две группы факторов: внутренние и внешние. Так, к внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами, другими мотивами обучающихся, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении; а к внешним факторам — макро-, мезо-, микро-, природная и социальная среды, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смыслах.
Анализ внешних факторов позволил определить три группы: образовательная деятельность, профориентационная деятельность, социальная среда. В «образовательную деятельность» мы включили направления и формы работы, которые реализуются в образовательной организации согласно основному виду деятельности и непосредственно влияют на социально-профессиональную адаптацию:
— проведение внеурочных/внеаудиторных мероприятий для обучающихся и воспитанников (занятия социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя);
— проведение занятий в кружках и секциях;
— участие обучающихся/воспитанников в олимпиадах, конкурсах, летних сменах и прочих мероприятиях, организуемых профессиональными и образовательными организациями высшего образования;
— материально-техническое обеспечение образовательной организации.
Группа «профориентационная деятельность» включает:
— нормативное регулирование профориентационной деятельности обучающихся и воспитанников (положения, программы, планы локальные/муниципальные, договоры, соглашения);
— деятельность педагога, ответственного за профориентационную работу в образовательной организации;
— совместные планы, программы, профориентационные мероприятия образовательных организаций и социальных партнеров;
— системную работу педагогов по сопровождению социально-профессиональной адаптации обучающихся/воспитанников;
— квалификацию педагогов, осуществляющих профориентационную работу;
— профессиональные пробы;
— профориентационную информацию на сайте образовательной организации;
— профориентационную информацию, представленную в образовательной организации на стендах;
— ведение портфолио обучающимися/воспитанниками.
В группу «социальная среда» были отнесены факторы, характеризующие социально-психологическую составляющую адаптации обучающихся:
— социальное окружение; обучающихся/воспитанников (родственники, друзья);
— психологическая атмосфера в образовательной организации;
— мнение родителей/законных представителей о выборе профессии/образовательной организации для своего ребенка.
Внутренние факторы составили две группы: социально-психологическая характеристика и профессиональная направленность личности обучающегося.
Социально-психологическая характеристика личности обучающегося включает:
— социальную адаптивность обучающихся;
— стрессоустойчивость обучающихся/воспитанников;
— самооценку потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к построению профессиональной карьеры;
— соответствие состояния здоровья требованиям к профессии.
Профессиональную направленность личности обучающегося составляют:
— мотивация обучающегося к выбору/получению профессии и дальнейшему трудоустройству по направлению подготовки;
— потребность в профессиональном самоопределении;
— осознанность ценности будущей профессиональной деятельности и карьерных ориентаций;
— профессиональная готовность обучающихся/воспитанников к освоению профессии и трудоустройству;
— проработанность личного профессионального плана (образовательно-профессионального маршрута/плана построения карьеры), оценка реалистичности плана;
— активная позиция обучающегося/воспитанника в принятии решения о выборе профессии (освоении профессиональной деятельности).
В мае 2017 г. нами был проведен опрос, в котором приняли участие 1767 респондентов из 11 городских округов и одного муниципального района Кемеровской области: обучающиеся общеобразовательных организаций (8-9-й классы) — 912 человек; студенты профессиональных образовательных организаций — 469 человек; родители (законные представители) — 225 человек; педагогические работники общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций — 161 человек.
Результаты
Оценка важности влияния факторов позволила определить, что для обучающихся и их родителей внутренние факторы оказывают наибольшее влияние на социально-профессиональную адаптацию. По мнению респондентов, на социально-профессиональную адаптацию большее влияние оказывают социально-психологическая характеристика и профессиональная направленность личности обучающегося, чем образовательная и профориентационная деятельность, а также социальная среда (рис. 1).
Группа внешних факторов
Группа внутренних факторов
^ Обучающиеся □ Родители обучающихся ■ Педагогические работники
Рис. 1. Оценка важности внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-профессиональную адаптацию обучающихся (балл)
Мнения педагогов о влиянии внутренних и внешних факторов распределились равномерно.
Все категории респондентов (педагогические работники, обучающиеся и их родители) из внутренних факторов выделяют группу факторов «профессиональная направленность личности обучающегося», а определяющим фактором называют активную позицию обучающегося/воспитанника в принятии решения о выборе профессии. Показатели по каждой группе факторов представлены на рисунке 2.
3,67 3,79
4,08
3,80 3,86
4,16
Социально-психологическая характеристика личности обучающегося
^ Обучающиеся □ Педагогические работники
Профессиональная направленность личности обучающегося
■ Родители обучающихся
Рис. 2. Оценка важности групп внутренних факторов, влияющих на социально-профессиональную адаптацию обучающихся (балл)
В наименьшей степени оказывает влияние, по мнению обучающихся, социальная адаптивность, по мнению родителей, — соответствие состояния здоровья требованиям профессии. Педагоги считают самым незначимым внутренним фактором самооценку потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к профессиональной карьере (табл. 1).
Таблица 1
Значимые внутренние факторы по мнению респондентов
Респонденты Факторы
Социально-психологическая характеристика личности обучающегося Профессиональная направленность личности обучающегося
Обучающиеся Самооценка потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к построению профессиональной карьеры Активная позиция обучающегося/ воспитанника в принятии решения о выборе профессии
Родители обучающихся Самооценка потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к построению профессиональной карьеры Активная позиция обучающегося/ воспитанника в принятии решения о выборе профессии
Педагогические работники Соответствие состояния здоровья требованиям профессии Активная позиция обучающегося/ воспитанника в принятии решения о выборе профессии
Все категории респондентов указывают, что наибольшее влияние из группы внешних факторов оказывает «социальная среда», при этом педагогические работники и обучающиеся определяющим считают социальное окружение обучающихся/воспитанников (родственники, друзья), а родители считают свое мнение основополагающим фактором социально-профессиональной адаптации для своего ребенка (табл. 2).
Таблица 2
Значимые внешние факторы по мнению респондентов
Респонденты Факторы
Образовательная деятельность Профориентационная деятельность Социальная среда
Обучающиеся Материально-техническая база образовательной организации Профессиональные пробы Социальное окружение (родственники, друзья)
Родители обучающихся Проведение внеурочных, внеаудиторных мероприятий для обучающихся и воспитанников Профессиональные пробы Мнение родителей о выборе профессии и образовательной организации
Педагогические работники Проведение внеурочных, внеаудиторных мероприятий для обучающихся и воспитанников Наличие ответственного за профориентационную работу и постинтернатное сопровождение Социальное окружение (родственники, друзья)
В наименьшей степени оказывает влияние, по мнению респондентов, ведение профориента-ционного портфолио.
Заключение
Результаты исследования позволили утверждать, что внутренние факторы (социально-психологическая характеристика и профессиональная направленность личности) в большей степени, чем внешние (образовательная деятельность, профориентационная деятельность, социальная среда), оказывают влияние на социально-профессиональную адаптацию обучающихся и воспитанников. Формирование адаптивных возможностей индивида, социально-профессиональной адаптации начинается во время обучения в школе, в процессе формирования его личности, приобретения опыта взаимодействия с людьми, коллективами. В связи с этим педагогам необходимо проводить системную работу по профориентации и адаптации во взаимодействии с родителями обучающихся, социальными партнерами, использовать практико-ориентированные формы и методы для создания «равновесия» между способностями, возможностями обучающегося как будущего работника и требованиями к будущей профессии, индивидуальными особенностями субъекта выбора профессии и особенностями конкретной учебно-производственной среды. Значимым ресурсом в организации профориентационной работы в образовательной организации выступает осознание личной ответственности обучающимся за профессиональное самоопределение и социально-профессиональную адаптацию, построение ими образовательно-профессиональной траектории.
Считаем актуальным и перспективным проведение в образовательных организациях, муниципалитетах региона исследования результативности деятельности по профориентации и адаптации, изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на данные процессы, учитывать их при организации профориентационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Литература
1. Губанова М. И. Формирование готовности учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. Кемерово : КРИРПО, 2003. 236 с.
2. Касаткина Н. Э., Патрина В. В., Филатова Е. В. Теория и практика подготовки молодежи к рабочим профессиям. Кемерово : Сибирская издательская группа, 2009. С. 24-25.
3. Руднева Е. Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования. Кемерово : КемГУ, 2000. 164 с.
4. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. М. : Педагогика, 1987. 160 с.
5. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение. М. : Академия, 2014. 128 с.
6. Чурекова Т. М., Грязнова Г. А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Кемерово : КемГУ, 2014. 162 с.
References
1. Gubanova M. I. Formirovanie gotovnosti uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu social'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Formation of teacher's readiness for pedagogical support of social self-determination of senior pupils]. Kemerovo, KRIPO, 2003. 236 p. (In Russian).
2. Kasatkina N. E., Patrina V. V., Filatova E. V. Teoriya i praktika podgotovki molodezhi k rabochim professiyam [Theory and practice of preparing youth for working professions]. Kemerovo, Siberian Publishing Group, 2009, pp. 24-25. (In Russian).
3. Rudneva E. L. Social'no-professional'naya adaptaciya starsheklassnikov v sisteme licejskogo obrazovaniya [Socio-professional adaptation of high school students in the system of lyceum education]. Kemerovo, Kemerovo State University, 2000, 164 p. (In Russian).
4. Chistyakova S. N., Zakharov N. N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov: Organizaciya i upravlenie [The Professional Orientation of Schoolchildren: Organization and Management]. Moscow, Pedagogy, 1987, 160 p. (In Russian).
5. Chistyakova S. N. Professional'noe samoopredelenie [Professional Self-Determination]. Moscow, Academy, 2014, 128 p. (In Russian).
6. Churekova T. M., Gryaznova G. A. Samoopredelenie i professional'naya orientaciya uchashchihsya [Self-determination and professional orientation of students]. Kemerovo, Kemerovo State University, 2014, 162 p. (In Russian).
УДК/UDC 378 Т. С. Моспан
Т. Mospan
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
PEDAGOGICAL MODEL OF THE SELF-ESTEEM FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL IMPORTANT PERSONAL QUALITIES OF THE PEDAGOGICAL DIRECTIONS
Введение. В статье представлено исследование по проблеме формирования самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов. Цель статьи — разработка педагогической модели по формированию самооценки данных качеств у студентов педагогического вуза. Определение места студентом в окружающем образовательном мире и сознательный подход будущего специалиста к собственному личностно-профессиональному становлению возможны через призму самооценивания своих профессиональных качеств. Самооценка в данном исследовании выступает как эффективный инструмент оценки своих способностей, целей и путей самореализации в педагогической деятельности.
Методология. Методом формирования самооценки у студентов педагогических направлений выбрано моделирование. Педагогическая модель рассмотрена с точки зрения личностно-дея-тельностного, компетентностного и системного подходов. Раскрыт перечень необходимых педагогических принципов и условий.
Результаты. Педагогическая модель в статье использована как способ перехода от теоретического элемента исследования профессиональной самооценки к практическому. Целенаправленное формирование самооценки у студентов осуществляется в рамках четырех блоков (целевого, структурно-содержательного, технологического, оценочно-результативного). Целевой блок позволяет оценить понятий аппарат педагогической модели. Структурно-содержательный блок описывает педагогические принципы, условия и методологию.