Научная статья на тему 'Работа по социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам'

Работа по социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
818
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND VOCATIONAL ADAPTATION / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ / BOARDING SCHOOL FOR STUDENTS STUDIED UNDER ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMMES / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / MENTALLY SUBNORMAL CHILDREN / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PROFESSIONAL INTERESTS / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / MOTIVES OF A CAREER CHOICE OF PROFESSION / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / FOLLOW-UP ON GRADUATES OF RESIDENTIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горина Екатерина Николаевна, Байбулатова Ольга Владимировна, Хмелькова Ольга Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы социально-трудовой адаптации выпускников школ-интернатов для обучающихся по адаптированным образовательным программам (школа-интернат АОП). Применение психодиагностического инструментария (опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд, адаптированный Т.В. Снегиревой, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, опросник «Виды навязанного выбора профессий» А.А. Кибирева) на выборке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 15-18 лет с нарушением интеллекта (N = 58) позволило выявить средний уровень их социальной адаптированности. Полученные результаты позволили осмыслить предпочитаемые профессиональные области данной категории детей и поведенческие модели выбора профессии. Описан опыт работы школы-интерната АОП №5 г. Саратова, способствующей успешной социально-трудовой адаптации выпускников подобных образовательных учреждений. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ по социальной адаптации, профориентации и постинтернатного сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горина Екатерина Николаевна, Байбулатова Ольга Владимировна, Хмелькова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK ON THE SOCIAL AND LABOUR ADAPTATION OF GRADUATES OF BOARDING SCHOOL FOR STUDING IN ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMMES

The article presents the results of empirical study of the problem of the social and labour adaptation of graduates of boarding schools for studing in adapted educational programmes. The use of psycho-diagnostic tools (the questionnaire of the social and psychological adaptation by C. Rogers and R. Diamond, adapted by T.V. Snegireva differential diagnostic questionnaire by E.A. Klimov, questionnaire "Types of imposed choice of professions" by A.A. Kibireva) based on a sample of mentally subnormal orphans and children deprived of parental care at the age of 15-18 years (N = 58) revealed the average level of their social adaptation. Also, the results provided the opportunity to reflect on the preferred professional areas of such children and behaviour in choosing of a profession. The article describes the work experience of boarding school for studing in adapted educational programmes №5 in Saratov, contributing to the successful social and vocational adaptation of graduates of such educational establishments. The applied aspect of the problem under study can be implemented for programs that are aimed at the development of social adaptation, vocational guidance and follow-up on graduates of residential institutions.

Текст научной работы на тему «Работа по социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

Gorina Ekaterina Nikolaevna, Baibulatova Olga Vladimirovna, Khmelkova Olga Vladimirovna WORK ON THE SOCIAL AND LABOUR ADAPTATION OF GRADUATES OF BOARDING ..

pedagogical sciences

УДК 376

РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

© 2018

Горина Екатерина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Коррекционная педагогика» Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: ekgorina@yandex.ru)

Байбулатова Ольга Владимировна, учитель Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным

программам № 5 г. Саратова (410031, Россия, Саратов, ул. Рогожина,22, e-mail: baybulatova@rambler.ru) Хмелькова Ольга Владимировна, аспирант Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: hmelkova2810@gmail.com)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы социально-трудовой адаптации выпускников школ-интернатов для обучающихся по адаптированным образовательным программам (школа-интернат АОП). Применение психодиагностического инструментария (опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд, адаптированный Т.В. Снегиревой, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, опросник «Виды навязанного выбора профессий» А.А. Кибирева) на выборке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 15-18 лет с нарушением интеллекта (N = 58) позволило выявить средний уровень их социальной адаптированности. Полученные результаты позволили осмыслить предпочитаемые профессиональные области данной категории детей и поведенческие модели выбора профессии. Описан опыт работы школы-интерната АОП №5 г. Саратова, способствующей успешной социально-трудовой адаптации выпускников подобных образовательных учреждений. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ по социальной адаптации, профориентации и постинтернатного сопровождения.

Ключевые слова: социально-трудовая адаптация, школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам, дети с нарушением интеллекта, дети-сироты, профессиональные интересы, мотивы выбора профессии, постинтернатное сопровождение.

WORK ON THE SOCIAL AND LABOUR ADAPTATION OF GRADUATES OF BOARDING SCHOOL FOR STUDING IN ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMMES

© 2018

Gorina Ekaterina Nikolaevna, candidate of social Sciences, docent of the Department

«Correctional pedagogics» Saratov State University (410012, Russia, Saratov, street Astrakhanskaya 83, e-mail: ekgorina@yandex.ru) Baibulatova Olga Vladimirovna, the teacher Boarding School studied under adapted educational programmes N5 (410031, Russia, Saratov, street Rogozhina 22, e-mail: baybulatova@rambler.ru) Khmelkova Olga Vladimirovna, postgraduate Saratov State University (410012, Russia, Saratov, street Astrakhanskaya 83, e-mail: hmelkova2810@gmail.com)

Abstract. The article presents the results of empirical study of the problem of the social and labour adaptation of graduates of boarding schools for studing in adapted educational programmes. The use of psycho-diagnostic tools (the questionnaire of the social and psychological adaptation by C. Rogers and R. Diamond, adapted by T.V. Snegireva differential diagnostic questionnaire by E.A. Klimov, questionnaire "Types of imposed choice of professions" by A.A. Kibireva) based on a sample of mentally subnormal orphans and children deprived of parental care at the age of 15-18 years (N = 58) revealed the average level of their social adaptation. Also, the results provided the opportunity to reflect on the preferred professional areas of such children and behaviour in choosing of a profession. The article describes the work experience of boarding school for studing in adapted educational programmes №5 in Saratov, contributing to the successful social and vocational adaptation of graduates of such educational establishments. The applied aspect of the problem under study can be implemented for programs that are aimed at the development of social adaptation, vocational guidance and follow-up on graduates of residential institutions.

Keywords: social and vocational adaptation, boarding school for students studied under adapted educational programmes, mentally subnormal children, orphans, professional interests, motives of a career choice of profession, follow-up on graduates of residential institutions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность задач социально-трудовой адаптации, выбора профессии и дальнейшего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья периодически озвучивается Министерством образования РФ, прописывается в Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации» [1], «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2], в целевых программах. В Федеральной программе развития образования на 2011-2015 гг. в целях социальной адаптации детей с нарушениями в развитии была выделена подпрограмма «Дети-инвалиды» [3].

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы одной из основных проблем детства была обозначена социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) [4].

На региональном уровне данным вопросам также уделяется значительное внимание. Например, в государственной программе Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года» разработана подпрограмма «Социальная адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» [5], которой охвачены и дети с ограниченными возможно-

216

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Горина Екатерина Николаевна, Байбулатова Ольга Владимировна, Хмелькова Ольга Владимировна РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОИ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ...

стями здоровья.

Образовательные учреждения постоянно разрабатывают и реализуют профориентационные и социально-адаптационные программы, осуществляют меры по психолого-педагогической поддержке, совершенствуют методы социально-трудовой адаптации и реабилитации, формы и содержание постинтернатного сопровождения.

Но данная проблематика в отношении выпускников школ-интернатов для обучающихся по адаптированным образовательным программам продолжает оставаться острой и нуждается в дальнейшей разработке и реализации комплекса мер как со стороны государства, так и со стороны образовательных учреждений.

Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. В психолого-педагогической литературе представлены как общие теоретические вопросы социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, так и её прикладные аспекты.

В работе В.В. Коркунова социально-трудовая адаптация определена как «процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями» [6].

Н.О. Ярошевич рассматривает её как часть социальной адаптации, направленной на реализацию социальных и профессиональных ожиданий личности [7].

С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Е.В. Титов большое внимание уделяют педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников [8-11].

О.В. Соловьева раскрывает проблемы профессионального выбора, формирования представлений о жизненных перспективах у умственно отсталых детей-сирот [12,13].

Вместе с тем изучению проблем социально-трудовой адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта посвящено небольшое количество научных исследований. Выпускникам школ-интернатов АОП достаточно сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют им рассматривать все сферы профессиональной деятельности. У умственно отсталых подростков в силу некритичности мышления и неадекватности самооценки недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии [14].

Кроме того, выбор профессии и дальнейшее профессиональное обучение у воспитанников интернатных учреждений происходят иначе, чем у ровесников из семьи: их выбор не индивидуализирован, не ориентирован на содержательный аспект выбираемой профессии, а стандартизирован и унифицирован, при этом самым важным является скорейшая экономическая независимость [15].

Формирование целей статьи (постановка задания). Ряд психических особенностей детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью, психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда, отсутствие ясной жизненной перспективы, социальная нестабильность, неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей обуславливают сложности дальнейшего трудоустройства.

Высокая конкурентоспособность на рынке труда зачастую делает трудоустройство данной категории детей невозможным. Закон о социальной защите инвалидов в данном случае не гарантирует и не защищает права людей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющими статуса «инвалид», к которым и относятся дети с лёгкой степенью умственной отсталости.

Актуальность и неразрешенность вышеобозна-

ченных проблем обусловили цель нашего исследования - изучить уровневые характеристики социальной адаптированности детей-сирот с нарушением интеллекта, проанализировать систему работы по социально-трудовой адаптации выпускников Школы-интерната АОП №5 г. Саратова.

Объект исследования: системаработы по социально-трудовой адаптации в Школе-интернате АОП №5 г. Саратова.

Предмет исследования: профессиональный выбор и уровень социальной адаптированности выпускников Школы-интерната АОП №5 г. Саратова.

Гипотеза исследования: взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и системная реализация программно-целевого подхода при организации работы по социально-трудовой адаптации выпускников школ-интернатов АОП обуславливают её эффективность.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В эмпирической части исследования приняли участие 58 воспитанников из Школы-интерната АОП №5 г. Саратова (N=21), Школы-интерната АОП с. Приволжское Ровенского района (N=19) и Школы-интерната по АОП р.п. Базарный Карабулак (N=18) в возрасте от 15 до 18 лет с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени».

Были использованы следующие методики: опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд (далее - СПА), адаптированный Т.В. Снегиревой, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова и опросник «Виды навязанного выбора профессии» А.А. Кибирева. Проведен количественный и качественный анализ полученных результатов.

По опроснику СПА К. Роджерса и Р. Даймонд [16] получены интересные данные, которые не всегда однозначны. Например, 52% и 76% респондентов имеют средний уровень по противоположным критериям «Внутренний контроль - Внешний контроль» соответственно.

Здесь, на наш взгляд, в противоборство вступают желание ребенка самому руководить своей жизнью, действовать согласно своим интересам и потребностям, и невозможность это осуществить с другой стороны. Дети вписаны в рамки территории, времени, режима, их самостоятельность ограничена, они привыкают жить по уставу, по распорядку и при выходе из интерната оказываются совершенно не приспособленными к самостоятельной жизни.

Больше половины детей, 62% и 76% по критериям «Доминирование - Ведомость» соответственно, стремятся доминировать, и при этом являются ведомыми. Это можно объяснить тем, что с одной стороны в ученическом коллективе есть лидеры, которые ведут за собой остальных, требуют подчинения не всегда мирными способами, с другой - педагогический коллектив и администрация, которые также требуют подчинения, применяя законные санкции за непослушание. Настораживает, что у 71% воспитанников преобладает средний уровень эмоционального комфорта, у 29% - низкий.

Можно предположить, что это связано с институ-циональностью пространства для жизни, бедностью эмоциональных контактов с другими взрослыми и сверстниками. Вместе с тем по критериям «Принятие себя - Непринятие себя» 43% и 62% опрашиваемых имеют высокий и низкий уровни соответственно. С одной стороны это можно интерпретировать и соотнести с завышенной самооценкой детей с нарушением интеллекта, а с другой - обусловить действием компенсаторного механизма и психологической самозащиты.

К тому же по критериям «Принятие других -Непринятие других» 43% и 52% обучающихся показали высокий и средний уровни соответственно. Возможно, в силу личностной депривации умственно отсталые дети ожидают от окружающих негативного отношения к себе, презрительны и раздражительны по отношению

Gorina Ekaterina Nikolaevna, Baibulatova Olga Vladimirovna, Khmelkova Olga Vladimirovna pedagogical

WORK ON THE SOCIAL AND LABOUR ADAPTATION OF GRADUATES OF BOARDING ... sciences

к взрослым, а ситуация сиротства добавляет состояние враждебности к незнакомым людям. По интегративному критерию «Адаптивность» 33% учащихся имеют высокий уровень, 48% - средний и 19% - низкий.

Это подтверждается примерно также распределёнными результатами по противоположному критерию. 43% и 38% респондентов - низкий и средний уровень дезаптированности соответственно, 19% - высокий.

На наш взгляд, высокие и средние показатели уровня социальной адаптированности выпускников связаны с действующими в учреждениях программами социальной адаптации, активной культурной и спортивной жизнью воспитанников, которые являются победителями не только областных и районных конкурсов и соревнований, но и всероссийских.

В школах-интернатах работают по 15-19 кружков художественно-эстетической, эколого-краеведческой, правовой, творческой направленности и по 3-4 спортивные секции. По результатам самообследования образовательных организаций более 37%-43% учащихся продолжают среднее профессиональное образование.

По ДДО Е.А. Климова [18], позволяющему установить, в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, были получены следующие результаты:

1. «Человек - природа» - 43% обучающихся (уход за животными, садоводство, лесничество, сельскохозяйственный труд);

2. «Человек - техника» - 24% (девочки работают на швейных машинках, мальчики - на столярных и слесарных станках с различными инструментами, автомеханика);

3. «Человек - знаковая система» - 0%. В силу своих интеллектуальных возможностей, особенностей познавательной сферы ни один воспитанник школы-интерната не сделал выбор в данной профессиональной области;

4. «Человек - художественный образ» - 23% (дети, которые занимаются в творческих кружках, в том числе и за пределами школы-интерната. Они хотели бы связать свою жизнь с творческими профессиями, стать певицей, танцором, музыкантом, художником, модельером и т.д.);

5. «Человек - человек» - 10% (это беспрекословные лидеры не только в своих классах, но и в своих школах. Они умеют установить контакт с любым человеком, как взрослым, так и ребенком. К сожалению, эти способности не всегда применяются детьми в правильных целях. Некоторые из этих воспитанников относятся к категории детей «группы риска» по причине асоциального поведения).

По методике А.А. Кибирева было выявлено 7 из 12 поведенческих моделей выбора профессии [17]:

- стадный выбор - 29% воспитанников («мы будем поступать в училище с подругами. Я, Оксана, Павлина», «я хочу поступить в училище, потому что можно хорошо повеселиться в общаге. Много друзей, и хорошо учиться», «мы будем всем классом учиться в одном училище и жить тоже будем вместе в общежитии») - обусловлен тем, что школам-интернатам АОП выдаются путёвки в профессиональные училища и многие дети уже знают, куда они пойдут учиться;

- консультационный выбор в сочетании с инфантильным - 18% («я хочу поступить в училище, потому что хочу учиться», «мне охота работать и учиться», «социальный педагог посоветовал пойти учиться в училище», «я хотела бы стать психологом», «мне без разницы, где учиться, главное - чтобы я поступила») - обусловлен значимым влиянием учителей, психологов, социальных педагогов;

- социально-инфраструктурный выбор - 19% («надо учиться, чтоб потом поступить на работу», «я хочу стать столяром, строителем, автомехаником, профессионалом», «я хотела бы работать парикмахером, уборщицей») - обусловлен пониманием инфраструктуры и вос-218

требованности профессий;

- предметный выбор - 14% («мне очень нравятся занятия по столярному делу, поэтому я стану столяром», «люблю разбирать технику, буду механиком», «нравится учитель труда, буду как она - швеей») - обусловлен профессиональными интересами детей;

- «родительский сценарий» в сочетании с инфантильным выбором - 10% («я хочу учиться на маляра, этого хотят мои родственники, очень близкие мне люди», «у меня нет своего мнения на счет будущей профессии»);

- ситуативно-прагматический выбор - 5% («я не буду учиться на ту профессию, кем были мои родители, я хочу на ту, которая мне нравится», «хотя бы добиться квартиры, чтоб было, где жить», «мне очень нравится география, поэтому я стану менеджером», «я хотела бы работать в офисе по телефону») - обусловлен нереалистичными представлениями, связан в первую очередь с экономической выгодой;

- компенсаторный выбор - 5% («Мне нравится заплетать, стричь, готовить», «хочу стать или парикмахером, или поваром»).

Такие модели профессионального выбора как «родительское завещание», династический, антисоциальный и свободный выборы не были определены ни у кого из данной группы детей. Выявленные модели, кроме ситуативно-прагматического, являются продуктивными и определяют относительно благоприятный прогноз в дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве выпускников.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о преобладании среднего уровня социальной адаптированности выпускников школ-интернатов АОП, сформированных профессиональных интересах, достаточно реалистичных социально-трудовых ожиданиях и мотивах профессионального выбора, что не свойственно подросткам с нарушением интеллекта.

На наш взгляд, это обусловлено тем, что несмотря на ряд объективных трудностей, обусловленных как особенностями развития умственно отсталых детей, так и социальной ситуацией, в представленных образовательных учреждениях вся система учебно-воспитательной и коррекционной работы направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и профессиональному труду, проводится систематичная комплексная работа по профориентации и социально-трудовой адаптации, которая имеет свои положительные результаты.

В Школе-интернате АОП №5 г. Саратова основным направлением в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, является трудовое обучение и социальная адаптация. Большое количество учебных часов отведено на занятия трудом.

В младших классах дети занимаются ручным трудом, а с 5 класса трудовое обучение делится на подготовку младшего обслуживающего персонала и профессионально-трудовое обучение (столярное дело и швейное дело).

Ведется огромная воспитательная работа. Реализуются дополнительные программы: Программа социальной адаптации для детей-подростков «Каждый человек-хозяин своей судьбы», Программа социальной адаптации выпускников «Путь домой», Программа психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации «Возрождение», Программа социальной адаптации «Здоровье и ЗОЖ», Программа работы с детьми асоциального поведения «Грани успеха», Программа трудового воспитания и профессионального самоопределения учащихся «Правильный выбор».

Структурным подразделением Школы-интерната АОП №5 г. Саратова является «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения», в котором функционирует отдел социальной (постинтернатной) адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

дети (дети ОБПР)._

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Горина Екатерина Николаевна, Байбулатова Ольга Владимировна, Хмелькова Ольга Владимировна РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОИ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ...

Основными задачами отдела являются:

- оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи;

- разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации и социальной адаптации обслуживаемых лиц; обеспечение временного проживания в социальной гостинице Центра;

- предоставление конкретных видов социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

- поддержка в решении проблем самообеспечения, координации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации.

Если у детей из числа детей-сирот и детей ОБПР в возрасте до 23 лет возникают трудности, касающиеся восстановления потерянных документов, сбора пакета документов для постановки на учет в Министерство строительства и ЖКХ, оформления субсидий, пенсии по потере кормильца, пенсии по инвалидности, получении профессионального образования, сложности при трудоустройстве и другие, специалисты отдела оказывают им консультативную помощь.

На наш взгляд, преемственность в работе интерната и постинтернатного подразделения способствует успешной социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната АОП.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, гипотеза нашего исследования получила свое научное подтверждение. Результаты могут быть использованы при организации работы по социально-трудовой адаптации детей в школах-интернатах АОП. Вместе с тем, перед образовательными организациями сегодня особенно остро встают проблемы, связанные с необходимостью разработки практических подходов к преодолению морального и социального сиротства детей с нарушением интеллекта. В условиях модернизации образования, увеличения доли инклюзии и интеграции, накопленный региональный опыт по профориентации, социально-трудовой адаптации и реабилитации данной категории детей необходимо расширять, своевременно реагировать на стремительные изменения в жизни и обществе. Кроме того, на федеральном и региональном уровнях необходимо осуществлять мониторинг жизнеустройства выпускников школ-интернатов АОП, создавать социально-адаптационные структуры в целях социально-профессиональной реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии, предпринимать меры по гарантийному трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://fzakon. ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273fz/?ydid= 73252352776 9167508 (дата обращения: 21.02.18)

2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-24.11.1995-n-181-fz/ (дата обращения: 21.02.18)

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/55170694/ (дата обращения: 21.02.18)

4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 21.02.18)

5. Постановление правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 643-П «О государственной программе Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года» (с изменениями

на 20 декабря 2017 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/467701349

6. Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание). М., 1990. - 36 с.

7. Ярошевич Н.О. Социально-трудовая адаптация лиц с нарушениями слуха (на примере создания службы «Карьера» в специальной школе): дис. канд. пед. наук: 13.00.03. Москва, 2002. 143 с.

8. Чистякова С.Н Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: учеб-метод. пособие. Москва: Академия, 2007. 122 с.

9. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: кн. для учителя и социального педагога / под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. М.: Новая школа, 2011. 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Родичев Н.Ф. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. 2012. №9. С. 16-24

11. Лернер П.С., Титов Е.В., Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2004. 311 с.

12. Соловьева О.В. Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и И.Г. Абрамовой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. 96 с.

13. Соловьева О.В. Проблема подготовки умственно отсталых детей-сирот к самостоятельному профессиональному самоопределению / Проблемы коррекционной психологии и коррекционной педагогики: сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука». 2011. С. 39-43.

14. Павлова Н.В. Вариативные средства развития коммуникативных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Гуманизация образовательного пространства: материалы междунар. науч. конф. (Саратов, 20-21 окт. 2016 г.) М.: Изд-во «Перо», 2016. С. 735-742.

15. Селиванова Ю.В. Тенденции развития специального образования: социокультурный подход // Известия Саратовского Университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. №4. С. 295-300

16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

17. Кибирев А.А. Активные методы обучения и про-фконсультирования. Практикум по профориентации школьников старших классов: методические рекомендации. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. 75 с.

18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2004. 301 с.

Статья поступила в редакцию 28.01.2018

Статья принята к публикации 27.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.