УДК 159.9.07 ББК 88.5
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И
ИНТЕРНАТОВ
И.И. АБДРАШИТОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: abdrashitova. [email protected] Н.А. ПАТОЧКИНА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов. Приведены итоги анкетирования, тестирования выпускников детских домов города Челябинска, использованы статистические данные Министерства социальных отношений г. Челябинска.
Ключевые слова: дети-сироты, адаптация, социализация, воспитание, развитие, психические познавательные процессы, закрытые учреждения, коммуникативная культура.
Данная проблема не является новой, ее можно назвать "вечной" уже потому, что дети-сироты всегда воспитываются в особых условиях. К сожалению, их количество не уменьшается. По данным областного министерства социальных отношений "в 2013 году на 6,3 процента увеличилось число родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, соответственно, выросло количество "осиротевших" детей". Что еще может тревожить общественность, так это отказ от новорожденных. Если в 2012 году роженицы оставили в больницах области 217 малюток, то в прошлом году было уже 253 отказника. В Челябинской области на 2014 год более 15 тысяч ребят, лишенных родительского попечения, из них свыше 10 тысяч воспитываются в замещающих семьях, около 5 тысяч в государственных и муниципальных учреждениях.
Длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении, на полном государственном обеспечении, в искусственно созданных благополучных условиях лишает возможности социокультурной адаптации личности в современном обществе. Того многообразия ролей, которые осваивает ребенок в семье, лишен сирота. Поэтому на сегодняшний день 40% выпускников закрытых учреждений для детей - сирот становятся правонарушителями, 30% - злоупотребляют алкоголем или наркотиками, 10% - заканчивают жизнь самоубийством, 10% - суицид. Опросы, беседы, статистика, тестирование помогли выяснить причины, с которыми связано освоение социальных ролей. Во-первых, у ребенка в
детском доме практически нет возможности испытать себя в других ролях, кроме как сирота. У него даже информации недостаточно о сущности других ролей [1].
Вся организация детских домов и интернатов обязывает ребенка четко выполнять роли воспитанника и ученика. Жесткая регламентация, режим проживания, питания, учебы и игры, отсутствие "личного пространства", делают невозможным формирование таких качеств, как самостоятельность, умение трудиться, разбираться в людях. Еще более серьезным последствием является социальная
некомпетентность, отсутствие "доверия к миру", коммуникативной культуры [2].
Статистические данные говорят, что воспитанники закрытых учреждений, как правило, отличаются низким уровнем интеллектуального развития,
несформированностью у них психических и познавательных процессов таких, как мышление, внимание, память, воображение. У них заниженная самооценка, они не знают, с какими трудностями они могут столкнуться в период получения профессии.
Судя по данным таблицы за последние 4 года, только один выпускник, в 2011 году, пошел учиться в 10 класс.
На вопрос, какую профессию хотел бы получить, выпускники отвечают: автослесаря, автомеханика, повара, водителя (трамвая, троллейбуса, дальнобойщика), парикмахера, швеи. Все эти профессии не требуют обязательного высшего образования. Это еще связано с ограниченными возможностями
воспитанника детского дома по профессиональной ориентации все-таки для этого необходимо непосредственное взаимодействие детского дома и профессиональной структуры. И только две профессии, требующие серьезных знаний, указали ребята - это врач и ветеринар. В 2013 -2014 учебном году в ЮГМУ с 1 по 6 курс
Дети-сироты - это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель, а также дети, родители которых лишены родительских прав; дети, родители которых отказались от своих родительских прав, дети, которые воспитываются в интернате, и их родители не участвуют в воспитании.
Исходя из этих определений, мы можем сказать, что ребенок по-разному реагирует на те социальные перемены, в которые он попадает. Адаптационные процессы длятся всю жизнь, и главной задачей подготовки детей-сирот является подготовка их к жизни вне воспитательного учреждения, приобретению определенного опыта, трудовых навыков. Поэтому можно выделить основные задачи социальной адаптации внутри учреждения:
- жизнеобеспечение - навыки личной гигиены, режима дня, правила безопасности и жизнедеятельности, усвоение правил дорожного движения, пользование электроприборами и т. д.
- коммуникативная культура - знание этикета, умение вести себя в общественных местах, нормы поведения со знакомыми и незнакомыми людьми;
- самообслуживание - правила гигиены за своим телом, одеждой и обувью, наведение порядка в жилище, в помещениях, где живут, учатся, играют дети, создание уюта, овладению правилами пользования бытовой техникой, покупка необходимых товаров и т. д.;
обучается 61 студент-сирота, но надо отметить, что среди них нет выпускников детских домов, все они опекаемые дети. Поэтому на сегодняшний день проблема социализации детей-сирот является самой главной. И решается она, прежде всего, педагогическими коллективами детских домов и интернатов.
- досуг - вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, творчеством, с пользой организовывать свое свободное время.
Дети-сироты, их подготовка к самостоятельной жизни есть основная государственная проблема. Государство решает все основное, что связанно с детьми -сиротами: обучение, воспитание, социализация, созданием материальных предпосылок для их полноценного развития и подготовки их к самостоятельной жизни.
В Челябинской области ежегодно из детских домов и школ-интернатов выпускается около 400 человек. В министерстве социального развития области ведется учет определения выпускников. В 2013 году более 2000 выпускников получили услуги по сопровождению в период адаптации после выпуска из интернатного учреждения, 852 выпускника обучаются в учреждениях профессионального образования; 465 -трудоустроены; 52 - находятся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Государством предусмотрена процедура наставничества за выпускниками детских домов, на развитие этого института направлено более 1 млн. рублей. В области одной из мер социальной поддержки детей-сирот является обеспечение благоустроенными квартирами после достижения совершеннолетия.
Много делается, а проблемы остаются, так как большое значение имеет и психологический фактор, поэтому важным становится реализация программы по усыновлению детей-
Таблица 1
Устройство выпускников детского дома №5_
2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
уч. г. уч. г. уч. г. уч. г.
Начальное профессиональное образование - - 1 2
Среднее профессиональное образование - 7 1 1
МОУ СОШ 10 класс 1 - - -
Другие - центр постинтернатной адаптации - - - -
ВСЕГО 1 7 2 3
сирот, так как ничто не может заменить человеку семью. Список литературы
1. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н Толстых. - СПб.: Питер, 2005 - 400 с.
2. Сирота, Н.А. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста/ Н.А. Сирота, Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская, Е.Е. Рыдалевская - М., 2009. - 270 с.
PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF GRADUATES OF ORPHANAGES AND
BOARDING SCHOOLS
I.I. ABDRASHITOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia
e-mail: abdrashitova. ilvina@mail. ru. N.A. PATOCHKINA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia
Abstract
In the article the problem of social adaptation of graduates of orphanages and boarding schools. Given the results of the surveys, testing of graduates of children's homes in the city of Chelyabinsk, used statistical data from the Ministry of social relationships, Chelyabinsk.
Keywords: orphans, adaptation, socialization, education, development, mental and cognitive processes, closed institutions, communicative culture.
References
1. Parishioners A.M. the Psychology of abandonment / A.M. Parishioners, N. N Thick. - SPb.: Peter, 2005 - 400 с.
2. Sirota, N.A. the program of primary prevention of HIV/AIDS and risk behaviors for children older adolescents/ N.A. Sirota, T.C. Vorobyov, A.C. Alenska, E.E. Rydalevskaya - M., 2009. - 270 с.