УДК 37.0
М. В. Ефимова
Направления сопровождения выпускников интернатных учреждений
В статье ставится проблема постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений. Рассматривается одно из важных направлений социализации: профориентация и профессиональное самоопределение выпускников. К сожалению, в настоящее время в интернатных учреждениях практически не рассматривается профориентация и профессиональное самоопределение в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим развитием личности и не связана со всем учебным и воспитательным процессом.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профориентация, профессиональное самоопределение, постинтернатный патронат, выпускник интернатного учреждения, социализация.
М. V. Efimova
Directions of Boarding School Graduates' Support
The article is devoted to the problem of life adaptation of the boarding school leavers. One of the most important ways of socialization is considered, namely, vocational guidance and vocational self-determination of those leavers. Nowadays, unfortunately, vocational guidance and professional self-determination are not considered as integrated and interacted with such sides of personality development as moral, labour, intellectual, aesthetic and physical ones, while at the same time it's not associated with education and up-bringing.
Key words: psycho-educational support, vocational guidance, vocational self-determination, boarding school leavers patronage, a boarding school graduate, socialization.
В настоящее время государством вновь поднимается тема заботы о будущем поколении. Президентом в послании Федеральному собранию одним из самых главных поручений является создание эффективной государственной политики в области детства. Заказ государства: воспитание поколения свободных, образованных, творчески мыслящих граждан. «Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество добрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу» [1].
Для решения данного вопроса привлекается внимание не только государственных служб, но и гражданского общества.
Решением одного из ключевых вопросов является социализация и сопровождение выпускников интернатных учреждений, создание программ социальной адаптации и сопровождения выпускников.
Анализ современной научной литературы показывает явный интерес к проблеме детей-сирот во всем мире. Исследования часто носят междисциплинарный характер. Очевидно, за актив-
ными попытками исследовать проблемы этих детей в основном стоят конкретные практические задачи, которые решаются в сфере интересов определенной науки: педагогики, психологии, социологии, демографии, этнографии, медицины, юриспруденции и др.
Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами -И. В. Дубровиной, С. Д. Забрамной, Е. И. Казаковой, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, А. Г. Рузской, Е. А. Стребеле-вой, Н. Н. Толстых, Л. М. Шипициной и др.
Эффективность социальных воздействий в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М. А. Алемаскин, А. Г. Асмолов, В. Т. Ащепков, А. В. Беляев, А. А. Бодалев, В. Г. Бочарова, Б. П. Битинас, Л. П. Буева, Ю. А. Лобей-ко, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Харчев, В. А. Шаповалов, В. Я. Ядов и др.
Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О. С. Газмана, А. В. Гор-
© Ефимова М. В., 2012
деевой, В. В. Морозова, Л. Я. Олиференко, Л. К. Сидоровой, Н. А. Рычковой, Т. Н. Счастной и др.
Вместе с тем проблемы сиротства недостаточно изучены. Прежде всего, это касается вопроса о психолого-педагогическом сопровождении детей-сирот в условиях школы-интерната или детского дома. Несмотря на повышенный интерес к мероприятиям по социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в педагогической практике отмечается реализация данных задач на интуитивно-эмпирическом уровне. Как показывает анализ действующих учебных планов и программ учреждений для детей-сирот, их социальная адаптация не рассматривается как основной конечный результат всей учебно-воспитательной работы.
Если отсутствует социальный опыт у молодых людей, воспитывающихся в кровных семьях, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, то лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинать свой жизненный путь без профессионального сопровождения еще тяжелее. Это может привести и приводит к дезадаптации личности. Чтобы найти оптимальный способ поведения, выбрать вариант адекватного выхода из конфликтного положения, избавиться от стрессовой ситуации и жизненных затруднений, нужны усилия как интернатных учреждений, так и общественности, их помощь и поддержка.
К возрастным трудностям жизненного самоопределения сегодня добавляется многообразие сложных социальных проблем, обусловленных преобразованиями в российском обществе. Когда происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, когда колеблются до взаимоисключения ценности и отторгаются некоторые традиционные нравственные и мировоззренческие представления, а новые вызывают множество сомнений, неэффективными оказываются многие стереотипы, привычные модели поведения.
В условиях общей нестабильности обостряется вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений проблем экзистенциального характера. Без способности сделать осознанный выбор, должной готовности к жизненному и профессиональному самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь.
Не случайно адаптация молодежи к стремительно меняющимся условиям жизни общества
особо выделяется среди наиболее значимых тенденций современного этапа развития образования в мире. Нельзя не учитывать и то, что у молодежи восприятие реальности дополняется, трансформируется, нередко искажаясь многокрасочным видеорядом, насыщенным звуковым сопровождением, виртуальными образами компьютерных и других средств мультимедиа.
По результатам исследования на тему «Сирота и семья» о реализации родительских установок выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведенном филиалом РГСУ в г. Мурманске, по поручению Министерства образования и науки Мурманской области в 2008 г., 50 % выпускников интернатных учреждений области не адаптированы к условиям жизни общества.
Анализ социально-бытовой ориентировки выпускников детских домов показал, что они владеют основными знаниями и умениями по покупке товаров, уборке квартиры, одежды, но при этом испытывают затруднения по оплате за коммунальные услуги - 60 % выпускников, по ремонту бытовой техники - 44 %, распределении собственного бюджета - 34 %. Данные результаты характеризуют оторванность обучения в социально-бытовой ориентировке в учреждениях для детей-сирот от практики и реалий самостоятельной жизни.
По данным исследований знания и умения, полученные за годы пребывания в детском доме пригодились 82 % выпускников, при этом отмечается недостаточность знаний о стоимости продуктов, одежды, коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте, умений тратить деньги и готовить еду. Также следует отметить определенную несформированность личностно-значимых и семейно-родительских установок: 27 % не знали как устраивать быт и создавать уют, 26 % - как воспитывать и ухаживать за детьми, 22 % - о семейных обязанностях и правах.
В системе жизненных целей первое место занимает «работа с хорошей зарплатой» (84 %), второе - семья (69 %), третье - верные, надежные товарищи (56 %), а четвертое - «интересная профессия» (38 %).
При организации проведения досуга основное времяпрепровождение выпускников носит пассивный и праздный характер: 55 % - ходят в гости, 46 % - спят и смотрят телевизор, 44 % - занимаются домашними делами. Проводят свободное время с друзьями по детскому дому (29 %), в
новой компании (46 %), с супругом или любимым человеком (35 %).
Успех в жизни, по мнению выпускников, зависит (при выборе двух вариантов) в основном от собственных способностей (62 %) и от умения показать себя с лучшей стороны (44 %). Однако в ответах на вопросы о том, что для них наиболее значимо и при каких условиях они себя чувствуют защищенными, выпускники на первые места ставят материальное положение и стабильный заработок (62 и 80 %), а проекция на самореализацию и создание собственной семьи составляет по 27 % каждая.
Таким образом, результаты исследования в части организации жизнедеятельности выпускников показывают, что выпускникам интернатных учреждений жизненно необходимо психолого-педагогическое сопровождение и организация постинтернатного патроната.
Рассмотрим одно из направлений сопровождения, которое необходимо на первой ступени постинтернатного периода - профориентация и профессиональное самоопределение выпускников.
Судьбу любого человека чаще всего определяет выбор профессии. Неудачно принятое решение на пороге профессионального выбора, без учета индивидуальных особенностей часто приводит к трагическим последствиям, а успешное профессиональное самоопределение - к самореализации как личности, активной творческой деятельности.
Подготовка к выбору профессии важна и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и рассматривать ее следует в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим развитием личности. Профориентация связана с учебным и воспитательным процессом [2].
Прежде чем говорить о содержании и формах педагогического сопровождения в данном направлении, попытаемся воссоздать портрет современного старшеклассника из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выпускник интернатного учреждения имеет основное общее образование, но в то же время отсутствуют представления о целостной картине мира, есть «белые пятна», которые не заполняются собственным опытом в силу трудностей осмысления. В связи преобладанием коллективистического воспитания размыты границы собст-
венного «Я», неадекватна самооценка, преобладает неуверенность в себе, низкие социальные и нравственные убеждения. В итоге формируется позиция социального иждивенца.
Для изменения самосознания детей воспитание должно быть направлено на выработку у подрастающего человека готовности и способности разрешать свои проблемы, делать жизненный выбор, опираясь на подлинные ценности, искать самостоятельно и с помощью взрослого наставника способы построения перспектив и реализации жизненных планов.
Таким образом, в целях успешной социализации выпускников необходимо развивать в интернатных учреждениях одно из важных направлений - профориентационную работу, которая поможет решить широкий круг задач: социальную (способствует становлению ответственного члена общества, готового к самореализации), экономическую (регулирует сферу занятости и трудовые потоки), развитие личности (формирует качества, необходимые для выбора профессии, обучения и успешной работы), воспитательную (формирует ответственность, добросовестность, уважение к труду), образовательную (дает знание о мире профессий), мотивационную (мотивирует воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии) [2].
Кроме того, профориентационная работа определяет успешность профессионального самоопределения.
Одним из эффективных способов обеспечения профориентации является современная система дополнительного образования. Данный тип образования строится на свободном выборе воспитанника, который он делает сообразно своим интересам и потребностям, добровольном участии в этой деятельности, предоставлении ему возможностей для самовыражения, самоопределения, самовоспитания, проявления и развития своей индивидуальности.
Возможности дополнительного образования очень важны для детей-сирот, проживающих в интернатных учреждениях. Дополнительное образование позволяет им расширить пространство взаимодействия с другими детьми, педагогами, представителями социума, профессиональных сообществ. Использование потенциала дополнительного образования поможет обеспечить повышение эффективности профориентации детей-сирот.
В целях организации личностно-ориентированного подхода по профориентации
детей-сирот дополнительное образование должно предоставляться как в интернатных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Задача педагога состоит в обеспечении включения каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью занятия и отдельных его частей.
Кроме того, деятельность по профориентаци-онной работе должна включать следующие направления: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию, профессиональное воспитание [2].
При этом профессиональная диагностика, профессиональная консультация, а также профессиональный отбор должны проводиться специалистами-психологами в тесном взаимодействии со специалистами органов службы занятости.
Рассмотрим, как применяется профориента-ционная работа на практике в интернатных учреждениях Мурманской области.
В настоящее время во всех интернатных учреждениях Мурманской области не менее 90 % воспитанников охвачены дополнительным образованием, но в основном оно предоставляется в «стенах» этих учреждений, что ограничивает их пространство взаимодействия.
Учреждениями разработаны программы дополнительного образования по подготовке к самостоятельной жизни, но в основном их содержание направлено на социально-бытовую адаптацию, подготовку к семейной жизни, формированию здорового образа жизни. Тема профориентации и профессионального самоопределения рассматривается в общем, в теме «Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами города».
Таким образом, профессиональное самоопределение подростков, которое должно рассматриваться в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим развитием личности, практически отсутствует. Профориентация слабо связана со всем учебным и воспитательным процессом.
В итоге, анализ выбора профессии выпускниками учреждений для детей-сирот в 2009-2010 годах следующий:
- в учреждения высшего профессионального образования в основном выбирают профессии психологов, социологов, реже экономистов;
- среднего профессионального образования: педагогической и экономической направленности;
- 80 % выпускников целенаправленно поступают в учреждения профессионального образования, выбирая самые популярные профессии:
- девушки - повар, продавец, парикмахер;
- юноши - автомеханик, слесарь по ремонту подвижного состава.
Положительным за 2009-2010 гг. для выпускников интернатных учреждений при выборе профессии является то, что 99 % из них продолжают обучение в учреждениях профессионального образования.
Жизнь каждого человека уникальна и неповторима и каждый человек проходит в своем развитии определенные этапы. Зная особенность этих этапов, можно эффективнее организовать работу с воспитанниками интернатных учреждений.
В психологии предлагаются разные периодизации развития человека, но в профессиональной ориентации одной из подробных являются: В. А. Бодрова, Дж. Сьюпера, которые доказывают, что овладение системой социально-значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути, усвоения системы ответственных отношений со сверстниками и взрослыми начинается с 12-13 лет и длится до 16-18 лет.
Таким образом, в интернатных учреждениях должны быть созданы условия для профессионального самоопределения воспитанников не позднее возраста 12 лет, так как профессиональный выбор и личностное самоопределение выпускников этих учреждений является основополагающим началом определения их самостоятельной жизнедеятельности.
Важную роль играет начало постинтернатной адаптации в «стенах» интернатных учреждений. Для комплексного сопровождения выпускников, эффективного решения задач по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, формирования устойчивых ценностных ориентаций и интересов необходимо усовершенствовать структуру учреждений для детей-сирот: открыть отделение постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников этих учреждений (далее - Отделение).
Преимуществом создания данного Отделения в интернатном учреждении является и то, что выпускники чаще всего за помощью обращаются в то учреждение, где проживали и воспитывались, и где у них сложились доверительные отношения с взрослыми.
Кроме того, в Отделении для реализации теоретически полученных знаний по самообслуживанию, расходованию средств, организации досуга, взаимодействия с социумом на определен-
ных условиях смогут проживать воспитанники учреждений в возрасте от 14 до 18 лет.
Библиографический список:
1. Российская газета [Текст] - 2010. - № 273. - С. 3.
2. Байбородова, Л. В. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : учеб.-метод. пособ. / Л. В. Байбородова.; под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - С. 39-41.