Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки'

Формирование познавательной активности курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ТЬЮТОР / CADET / SELF-TRAINING / SELF-PREPARATION / COGNITIVE ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TIME MANAGEMENT / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Анна Алексеевна

Статья посвящена проблеме формирования познавательной активности курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки. Ее актуальность состоит в том, что в настоящее время перед вузами ФСИН России ставятся высокие требования по подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных, мобильных специалистов. Выпускники должны не только овладеть знаниями и навыками, предусмотренными выбранной специальности, но и самостоятельно совершенствовать прикладные знания. Но самостоятельный научный поиск у курсантов зачастую сводится к самостоятельной подготовке из-за совмещения учебной и служебно-боевой деятельности. Поэтому автором был проведен анализ уровня познавательной активности среди курсантов первого курса в ходе самостоятельной подготовки, который показал низкий уровень у 87 % обучающихся. Целью исследования явилась разработка комплекса педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать формированию познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки. К ним автор отнес: (1) Изучение курсантами принципов планирования собственного времени. Формой реализации данного педагогического условия стало применение технологий тайм-менеджмента курсантами в ходе самостоятельной подготовки. (2) Работа учебных групп в формате интеллектуальной игры под руководством преподавателя. Было предложено проведение интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по окончанию освоения разделов изучаемых дисциплин в ходе самостоятельной подготовки. (3) Педагогическое индивидуальное сопровождение курсантов во время самостоятельной подготовки. Данное педагогическое условие было реализовано при помощи тьюторского сопровождения курсантов. В завершении сделаны выводы по эффективности предложенных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cognitive activity of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penal Service of Russia in the course of self-training

The article is devoted to the problem of the formation of cognitive activity of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia in the course of independent training. Its relevance lies in the fact that, at present, high requirements for the training of highly qualified, competitive, mobile specialists are being put before high schools of the Federal Penitentiary Service of Russia. Graduates should not only master the knowledge and skills provided for the chosen specialty, but also independently improve their applied knowledge. But an independent scientific search for cadets often comes down to independent preparation due to the combination of training and service-combat activities. Therefore, the author analyzed the level of cognitive activity among first-year cadets during self-training, which showed a low level in 87 % of students. The purpose of the study was to develop a set of pedagogical conditions, the observance of which will contribute to the formation of cognitive activity of students in the course of independent training. The author referred to them: (1) Cadets studying the principles of planning their own time. The form of implementation of this pedagogical condition was the use of time-management technologies by cadets in the course of independent training. (2) The work of educational groups in the format of intellectual games under the guidance of a teacher. It was proposed to conduct an intellectual game "Brain-ring" at the end of the development of sections of the studied disciplines in the course of independent preparation. (3) Pedagogical individual support of cadets during selftraining. This pedagogical condition was implemented with the help of tutor support of cadets. In conclusion, conclusions are made on the effectiveness of the proposed pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Коршунова А.А. Формирование познавательной активности курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Korshunova A.A. (2019). Formation of cognitive activity of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penal Service of Russia in the course of self-training. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN219.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Коршунова Анна Алексеевна

ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Россия

Адъюнкт факультета «Подготовки научно-педагогических кадров»

E-mail: Anna_korshunova1992@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1000123

Формирование познавательной активности курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования познавательной активности курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки. Ее актуальность состоит в том, что в настоящее время перед вузами ФСИН России ставятся высокие требования по подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных, мобильных специалистов. Выпускники должны не только овладеть знаниями и навыками, предусмотренными выбранной специальности, но и самостоятельно совершенствовать прикладные знания. Но самостоятельный научный поиск у курсантов зачастую сводится к самостоятельной подготовке из-за совмещения учебной и служебно-боевой деятельности. Поэтому автором был проведен анализ уровня познавательной активности среди курсантов первого курса в ходе самостоятельной подготовки, который показал низкий уровень у 87 % обучающихся. Целью исследования явилась разработка комплекса педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать формированию познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки. К ним автор отнес: (1) Изучение курсантами принципов планирования собственного времени. Формой реализации данного педагогического условия стало применение технологий тайм-менеджмента курсантами в ходе самостоятельной подготовки. (2) Работа учебных групп в формате интеллектуальной игры под руководством преподавателя. Было предложено проведение интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по окончанию освоения разделов изучаемых дисциплин в ходе самостоятельной подготовки. (3) Педагогическое индивидуальное сопровождение курсантов во время самостоятельной подготовки. Данное педагогическое условие было реализовано при помощи тьюторского

сопровождения курсантов. В завершении сделаны выводы по эффективности предложенных педагогических условий.

Ключевые слова: курсант; самостоятельная работа; самостоятельная подготовка; познавательная активности; педагогические условия; тайм-менеджмент; тьютор

Динамика современного общества, стремительное политическое и социально-экономическое обновление ставят перед образованием все новые и новые цели. Отношение мирового общества к образованию меняется. Оно рассматривается как основной фактор социального и экономического развития. Постоянно повышающиеся темпы научно-технического прогресса, а также распространение информационных технологий кардинально изменили требования, предъявляемые к квалификации современного специалиста. Только высокообразованные, конкурентоспособные работники, готовые своевременно реагировать на все изменения, происходящие в мире, способные самостоятельно принимать ответственные решения и на протяжении всей жизни совершенствовать собственные знания, могут обеспечить прогресс в обществе. Прогрессивное общество нуждается в высоконравственных, стрессоустойчивых, коммуникабельных, мобильных, предприимчивых личностях, готовых своевременно реагировать на все изменения содержания профессиональной деятельности, способных самостоятельно совершенствовать прикладные знания и принимать нестандартные решения, которые будут максимально результативны.

Отсюда следует, что перед образовательными организациями высшего образования ФСИН России поставлена задача, воспитать активного курсанта, готового взять на себя ответственность за собственное образование. Сформировать понимание курсанта о том, что образование - это не только обучение, но и изучение, которое является непосредственным трудом ученика, что позволит добиться успехов как в овладении наукой, так и в построении будущей карьеры.

Одним из путей повышения уровня подготовки будущих специалистов считается целенаправленное формирование их познавательной активности. Понятие познавательной активности, ее формирование и развитие, широко рассмотрено в психолого-педагогической литературе. Значительный вклад в развитие понятия «познавательная активность» внесли такие ученые, как: Л.М. Аристова, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время сложилось четкое представление о понятии познавательной активности, однако единой определения не существует. Каждый из исследователей делает акцент на интересующих его аспектах познавательной активности:

• как совокупность внешних и внутренних компонентов познавательную активность рассматривал М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина;

• как деятельность (М.А. Данилов, Е.В. Коротаева);

• как черту личности (Ш.И. Ганелин, Э.А. Красновский);

• как самостоятельную творческую активность (Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко);

• как внутреннюю мотивацию (А.А. Вербицкий, Н.И. Конюхов).

В рамках нашей работы мы будем рассматривать познавательную активность как качество учебной деятельности обучающегося, характеризующееся его отношением к содержанию и процессу учебной деятельности, его стремлением овладеть различными

способами познания и мобилизацией нравственно-волевых усилий направленных на достижение целей обучения.

Также в литературе описывается несколько подходов к выделению уровней познавательной активности. Т.И. Шамова выделяет три уровня: репродуцирующий -воспроизводящий, требующий от обучающегося лишь понимания и воспроизведения знаний; интерпретирующий - требующий от обучающегося понимания сути явлений; творческий -характеризующийся стремлением поиска сущности явлений, поиском новых путей решений задач, путем исследовательской деятельности. Е.В. Коротаева дает четырехуровневую типизацию познавательной активности: от нулевого до творческого, где промежуточными типами выступают относительно активный и исполнительно активный. Для нашего исследования мы возьмем за основу четырехступенчатую систему, где 1 уровень познавательной активности - низкий. Курсант практически не имеет положительных мотивов обучения, основное его стремление - избежание негативных последствий, связанных с работой во время самостоятельной подготовки и обучением в целом. Цели обучения размыты, либо отсутствуют полностью. Курсанты не умеют и не хотят работать самостоятельно, обучение проходит в режиме давления. У курсантов отсутствует потребность работать в команде, напротив, они избегают общения. Курсантам присуща познавательная инертность. В случае затруднений, связанных с обучением во время самостоятельной подготовки, уходят от разбора тех или иных задач, так как неразвиты волевые качества. Способность к самоконтролю и самоанализу отсутствует. Знания, умения, навыки на уровне представлений. Компетенции не сформированы; 2 уровень - ситуативно-эмоциональный. Курсант обладает неустойчивыми узкоспециальными мотивами обучения, в большинстве случаев, связанными с результатом. Любопытство проявляется ситуативно, цели намечены, но возникают трудности при их достижении. Самостоятельность в обучении отсутствует. Способность решать задачи исключительно по заданному алгоритму, проводя работу репродуктивного типа. У курсантов, относящихся к этому уровню, проявляется слабая потребность в общении, контакты ограничены. В дискуссиях и обсуждениях принимают эпизодическое участие. В работе на самостоятельной подготовке прослеживается импульсивность, легкомыслие, слабоволие. Курсанты имеют сложности с самоорганизацией. Отмечены факты эпизодического самоконтроля. Знания, умения, навыки на уровне понятий. Степень осознанности уровня знаний, умений и навыков невыраженная. Компетенции сформированы на базовом уровне; 3 -активно-исполнительный уровень характеризуют устойчивые, развитые познавательные мотивы. Курсанты самостоятельно и осознанно определяет цели и задачи своей работы. Интерес к изучению относительно устойчив. Курсантам активно - исполнительного уровня присуща самостоятельность мышления, нацеленность на результат. Они активно учувствуют в дискуссиях по поводу обучения, потребность в общении и обсуждении высокая. У курсантов стабильно-положительное отношение к процессу обучения в целом, и к самостоятельной работе в частности. К работе подходят творчески. Обладают такими качествами как целеустремленность, настойчивость, систематический самоконтроль, способны самостоятельно преодолевать познавательные барьеры. Знания, умения, навыки способен усваивать, анализировать, применять, синтезировать; 4 - наивысший уровень познавательной активности - активно-творческий (самостоятельный) - характеризуется устойчивыми развитыми познавательными мотивами, постоянным самообразованием, самопознанием и профессиональным самоопределением. Устойчивый интерес находится на познавательной и творческой стадии. Курсант способен самостоятельно получать информацию из любых источников, определять актуальные проблемы, ставить себе цели и задачи, определять пути их достижения, корректировать поставленные цели в процессе познания. Курсант делает самостоятельные выводы и обобщения, аргументируя собственные суждения. В групповых обсуждениях во время самостоятельной подготовки выступает лидером, показывая высокий речевой интеллект. Работы данных курсантов отличают творческий подход. Систематическая

самооценка и самоконтроль познавательной деятельности. Высокая степень усвоения знаний, умений и навыков с оперированием теориями.

Формирование познавательной активности курсантов достигается при помощи педагогических условий.

Не являясь сами по себе причиной событий, условия в то же время либо усиливают, либо ослабляют действие причины, т. е. условия можно определить как фактор, от которых зависит эффективность функционирования учебного процесса, обеспечивающий успешность обучения. Понятие «педагогические условия» определяется как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной цели [9].

Характерным звеном образовательного процесса в ведомственном вузе выступает самостоятельная подготовка, как составная часть учебных занятий, являющаяся элементом самостоятельной работы, регламентируемая внутренним приказом образовательных организаций. Согласно внутренним приказам «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» и «Положения об организации самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России», самостоятельная подготовка курсантов осуществляется ежедневно согласно распорядку дня и выступает одним из основных видов учебных занятий.

Целями самостоятельной подготовки курсантов являются:

• овладение, расширение и укрепление знаний, полученных на всех видах занятий;

• подготовка ко всем видам занятий, контрольным работам, зачетам и экзаменам;

• развитие навыков самостоятельного поиска и овладения новой информацией;

• формирование у курсантов навыков планирования самостоятельной познавательной деятельности;

• развитие научного потенциала курсантов в процессе самостоятельного научного поиска.

Согласно Приказа, в распорядке дня курсантов вузов ФСИН России на самостоятельную подготовку выделено 2,5 часа. Стоит отметить, что это практически единственное время, которое курсанты тратят на подготовку к занятиям и творческий научный поиск, так как в образовательных организаций высшего образования ФСИН России учебная деятельность совмещается со служебной (несение службы в суточных наряда; строевая подготовка; служебно-боевая подготовка и др.), что не дает увеличить количество часов, отведенных на самостоятельную работу [6, с. 112]. Самоподготовка организуется внутри групп и проводится в закрепленных аудиториях. Курсанты обязаны заблаговременно получить всю необходимую литературу, которая может понадобиться во время занятий. Подготовка к лабораторным работам курсантов проходит в соответствующих лабораториях и специализированных классах кафедр.

Во время самостоятельной подготовки курсанты выполняют такие виды работ, как: изучение тем дисциплин по конспектам лекций, а также с использованием рекомендуемой литературы; самостоятельное изучение тем дисциплин; самостоятельная подготовка рефератов, эссе; написание курсовых работ и т. п.

К признакам самостоятельной подготовки можно отнести:

1. отсутствие непосредственной помощи курсанту в изучении учебного материала со стороны преподавателя;

2. инициативность, творческий подход, фундаментом которых выступают собственные знания, навыки, умения;

3. активный мыслительный процесс, развитие усидчивости и воли курсанта, обусловленные процессом и содержанием самостоятельной работы.

В 2016-2017 годах среди курсантов первого курса психологического факультета Академии ФСИН России было проведено исследование уровня познавательной активности в ходе самостоятельной подготовки. Участвовало 50 курсантов. Для диагностики мотивационно-ценностного, деятельностно-практического, эмоционально-волевого и когнитивного компонентов познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки использовалась методика Т.Д. Дубовицкой, методика А.А. Реана и В.А. Якунина, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и Е.М. Коноз, оценка экспертов из числа профессорско-преподавательского состава, анализ продуктов деятельности курсантов, а также анализ успеваемости курсантов.

Результаты исследования показали, что у 94 % курсантов познавательная активность находится на низком и ситуативно-эмоциональном уровне (рис. 1). При этом свою низкую самостоятельною познавательную активность они аргументировали отсутствием навыком организации самостоятельной познавательной деятельности, низкой внутренней замотивированностью.

Уровень познавательная активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки

0

■ Низкий

■ Ситуативно-эмоциональный

■ Активно-исполнительный

■ Самостоятельный

Рисунок 1. Исходный уровень познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки (источник: разработано автором)

На основании проведенного исследования нами были предложены педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки. Реализация данных педагогических условий проходила в течение года среди курсантов первого курса психологического факультета Академии ФСИН России.

1. Изучение курсантами принципов планирования собственного времени.

Как уже говорилось ранее, увеличение времени, отведенное на самостоятельную подготовку в вузах ФСИН России в связи с высокой служебно-боевой нагрузкой невозможно, при этом с переходом вузов на новые образовательные стандарты, значительно увеличились объемы самостоятельной работы курсантов. Решением данной проблемы, на наш взгляд, является обучение курсантов управлению собственным временем. Так как навыки управления

https://mir-nauki.com

временем являются эффективным средством достижения наилучших результатов в обучении и способствуют выполнению большего количества работы в меньшие сроки.

Под управлением личным временем мы понимаем процесс осознанного распределения времени на выполнение тех или иных задач, способствующий повышению продуктивности. Можно выделить следующие этапы самоорганизации времени: постановка цели работы, планирование самостоятельной деятельности, выполнение заданий, согласно выстроенному плану, самоконтроль.

В научной литературе рассматривается ряд исследований, посвященных организации самостоятельной работы и условиям ее реализации. С.А. Бакленева [1], Е.Н. Воронова [2], В.С. Елагина [4], Нешков А.К. [7], Н.А. Тюгаева [11] в своих исследованиях решали ряд проблем, касающихся организации самостоятельной учебной деятельности студентов и курсантов, однако применение такого эффективного метода управления, как тайм-менеджмент не было рассмотрено в данных работах.

Тайм-менеджмент выделяет два основных направления: корпоративный тайм-менеджмент и самоменеджмент (личный). В рамках самостоятельной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России нами будет рассмотрен личный тайм-менеджмент.

Сегодня существует множество вариантов организации собственной работы, например, при помощи обычного листка бумаги, программы-органайзера или онлайн-сервисов. Для формирования познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки мы предлагаем использовать традиционные методики тайм-менеджмента, для реализации которых не понадобятся специальные приспособления, программы и сервисы [7].

Таким образов, освоение курсантами технологических приемов тайм-менеджмента позволит научиться анализу личного времени с целью повышения продуктивности, постановке целей работы (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных), самоконтролю результатов проделанной работы, что позволит максимально эффективно организовать курсанту свою самостоятельную подготовку и в итоге повысить познавательную активность.

Формой реализации данного педагогического условия выступила Программа «Основы тайм-менеджмента для курсантов». Реализация программы осуществлялась с учетом общедидактических принципов (научности, доступности, наглядности, оптимальности, системности и последовательности). Изучение инструментов тайм-менеджмента курсантами проходило в первый семестр их обучения в вузе в ходе самостоятельной подготовки.

2. Работа учебных групп в формате интеллектуальной игры под руководством преподавателя.

Интеллектуальные игры относятся к понятию «интерактивное обучение». Впервые понятие «интерактивное обучение» было сформулировано американским ученым Р. Ревансом в 30-е годы 20 в. В настоящий момент в педагогической науке понятие «интерактивное обучение» рассматривают многие ученые, такие как Т.Ю. Аветова, Б.Ц. Бадмаева, Е.В. Коротаева, Е.Л. Руднева, но единого определения не выделено. В контексте нашего исследования мы будем использовать определение, сформулированное Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой: «интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы» [8, с. 8].

Из множества видов интерактивных технологий, применительно к самостоятельной подготовке курсантов, интерактивное обучение предлагается осуществлять в форме интеллектуальной игры «Брейн-ринг», которая будет проводиться по итогам пройденных разделов изучаемых дисциплин.

Данный формат проведения самостоятельной подготовки позволит повысить активность курсантов, будет способствовать закреплению пройденного материала, научит курсантов работать в коллективе, поможет развить творческий потенциал, а также, поддержать аудиторию в «разогретом» состоянии. Важно заметить, что применение интерактивных технологий в ходе самостоятельной подготовки должно носить регулярный характер.

Реализация игровых методик в ходе самостоятельной подготовки по итогам освоения разделов изучаемых дисциплин, а именно применение интеллектуальной игры «Брейн-ринг», будет способствовать формированию устойчивой мотивации к познавательной деятельности, сформирует активную позицию в применении теоретических знаний на практике и в самообразовании, позволит развить индивидуальное и групповое мышление, а также разовьет умение анализировать и прогнозировать.

В рамках реализации данного педагогического условия была организованна работа учебных групп во время самостоятельной подготовки в формате интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по итогам освоения разделов дисциплины «Педагогика» во втором семестре. Игра проходила под руководством преподавателя. Курсанты заранее получали задание повторить пройденный раздел дисциплины. При этом каждой из команд давалось дополнительное задание, подготовить интерактивный вопрос по теме в форме видео, фото или задания слайда. Чертой, отличающей проведение игры «Брейн-ринг» в процессе самостоятельной подготовки от типичной соревновательной интеллектуальной игры является подробное рассмотрение всех возникающих вопросов, при этом в первую очередь для пояснения приглашается курсант, владеющий данным материалом, что вводит в действие принцип «равный обучает равного».

3. Педагогическое индивидуальное сопровождение курсантов во время самостоятельной подготовки.

Индивидуализация обучения в сложившейся образовательной ситуации, где большую часть знаний курсант должен осваивать самостоятельно, имеет важное значение. Под индивидуализацией понимается выявление индивидуальных качеств обучающихся, форм, методов и технологий обучения. Осуществление условий индивидуального подхода к курсантам в ходе самостоятельной подготовки возможно посредством тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) [10]. Стоит отметить, что в контексте нашей работы мы не рассматриваем введение должности тьютора в работу образовательных организаций высшего образования ФСИН России. Данную функцию могут выполнять адъюнкты (в рамках педагогической практики), преподаватели, кураторы групп, прошедшие необходимую подготовку.

Выделяют три вектора тьюторского сопровождения:

• социальный - тьютор раскрывает потенциал образовательных и иных учреждений при формировании и реализации индивидуальных образовательных программ;

• антропологический - тьютор помогает овладеть техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создает условия для

саморазвития и самовоспитания, для раскрытия потенциальных возможностей и способностей;

• культурно-предметный - тьютор раскрывает образовательный потенциал учебных дисциплин, помогает осуществить выбор курсов, заданий по самостоятельной работе [3].

В рамках самостоятельной подготовки курсантов тьюторское сопровождение будет носит антропологический и культурно-предметный характер.

В качестве тьюторантов отбираются курсанты с низким уровнем успеваемости, при этом причинами низкой успеваемости выступают:

слабая довузовская подготовки обучающихся;

недостаточный интерес к изучаемой дисциплине;

отсутствие личностных смыслов и целей обучения;

слабая воля для преодоления трудностей;

рассеянное внимание.

В ходе самостоятельной подготовки курсантов используются индивидуальный и групповой тьюторинт (малые группы). Включение отстающих курсантов в активную самостоятельную работу осуществляться постепенно. Первым шагом на пути повышения познавательной активности курсанта в ходе самостоятельной подготовки является формирование положительного отношения курсанта к самостоятельной подготовке. На данном этапе курсанту необходимо показать приемы самообразования, развить интерес к самостоятельной познавательной деятельности. Следующим шагом является формирование умений самостоятельной работы. Для реализации данного этапа необходимо активизировать внутренние ресурсы курсанта и направить их на изучение необходимой информации, овладение новыми знаниями. Заключительный шаг - совершенствование навыков самостоятельной образовательной деятельности при помощи освоения творческих образовательных приемов.

При тьюторском сопровождении необходимо учитывать индивидуальные особенности курсантов, понимать, что для достижения поставленных целей разным курсантам понадобится разное количество времени.

Тьюторское сопровождение обеспечивает индивидуальный подход в работе с отстающими курсантами, что позволяет повысить их уровень подготовки. Кроме того, тьюторское сопровождение способствует формированию положительной мотивации к обучению, формированию познавательной активности курсантов, как во время самостоятельной подготовки, так и в целом в процессе обучения, выходу курсантов на продуктивный, творческий уровень.

Инструментом реализации данного педагогического условия стало тьюторское сопровождение отстающих курсантов. В качестве тьюторов в процессе проведения экспериментальной работы за курсантами, имеющими низкий уровень успеваемости, были закреплены адъюнкты, прошедшие специальную подготовку. Работа тьюторов велась на протяжении второго семестра в ходе самостоятельной подготовки в формате индивидуальных консультаций и групповых занятий. С курсантами осуществлялись различные тренинги, были организованны походы в музей, также под руководством тьюторов, тьюторантами были разработаны проекты в форме эссе и докладов, которые были защищены на семинарских занятиях.

В конце второго семестра, после соблюдения представленных выше педагогических условий, был проведен итоговый замер уровня познавательной активности курсантов. У 68 % курсантов познавательная активность находилась на активно-исполнительном уровне, 22 % курсантов смогли достичь активно-творческого (самостоятельного) уровня познавательной активности, у 10 % курсантов наблюдался ситуативно-эмоциональный уровень познавательной активности (рис. 2). Курсантов с низким уровнем познавательной активности не оказалось.

Уровень познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки

I Низкий

I Ситуативно-эмоциональный I Активно-исполнительный I Самостоятельный

Рисунок 2. Итоговый уровень познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки (источник: разработано автором)

Показатели итогового среза сравнивались с исходными данными, в результате чего представилось возможным увидеть динамику развития познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика изменений уровня познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки (источник: разработано автором)

Как видно из рисунка 3, в уровне познавательной активности курсантов произошли значительные положительные изменения. Желаемого активно-исполнительного и активно-творческого (самостоятельного) уровня достигли 90 % курсантов.

Таким образом, можно сделать вывод, что сформулированные педагогические условия побуждают курсантов к самостоятельному поиску интересной, углубленной информации,

способствуют формированию активной позиции во время самостоятельной подготовки, развитию творческих способностей, овладению знаниями, умениями и навыками, т. е. формируют познавательную активность курсантов во время самостоятельной подготовки. Можно сделать вывод о том, что предложенные педагогические условия формирования познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки эффективны и могут быть использованы в практической работе образовательных организаций высшего образования ФСИН России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакленева, С.А. Оптимизация самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 250-253.

2. Воронова, Е.Н. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов как фактор повышения качества педагогического процесса // Язык и мир изучаемого языка. 2011. № 1. С. 125-127.

3. Зарипова, Е.И. Тьюторское сопровождение самостоятельной работы студентов в экономическом вузе // СТЭЖ. 2011. №14.

4. Елагина, В.С., Хайрулин Ш.Ш., Хайрулина Н.Н., Рогожин В.М. Самостоятельная работа курсантов как ведущая форма учебной деятельности в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3.

5. Коршунова, А.А. Тайм-менеджмент как фактор организации самостоятельной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования // Научное обеспечение психологи-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы. - Рязань, 2017 с. 516-520.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Коршунова А.А. Роль самостоятельной подготовки в системе ведомственного образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017 г. №4 С. 111-114.

7. Нешков, А.К. Педагогические условия организации учебного времени в системе деятельности первокурсников военного ВУЗа [Текст]: автореф. дис. на соиск. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Нешков Андрей Константинович. - Брянск, 1999. - 21 с.

8. Панина, Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006. - 171 с.

9. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / И.П. Подласый. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2012. - 574 с.

10. Теров, А.А. Некоторые аспекты модели тьюторского сопровождения профессионального роста и методического самообразования педагогов со стороны методистов образовательного учреждения СПО / Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка стандартов тьюторской деятельности / Материалы третьей международной научно-практической конференции / Ред.: Т.М. Ковалева - М.: Прометей, 2011. - С. 224-235.

11. Тюгаева, Н.А. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний [Текст] / Н.А. Тюгаева Практические рекомендации - Рязань, 2018. Сер. книг 148.

https://mir-nauki.com

Korshunova Anna Alekseevna

Academy of law and management of the federal penal service of Russia, Ryazan, Russia

E-mail: Anna_korshunova1992@mail.ru

Formation of cognitive activity of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penal Service of Russia in the course of self-training

Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of cognitive activity of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia in the course of independent training. Its relevance lies in the fact that, at present, high requirements for the training of highly qualified, competitive, mobile specialists are being put before high schools of the Federal Penitentiary Service of Russia. Graduates should not only master the knowledge and skills provided for the chosen specialty, but also independently improve their applied knowledge.

But an independent scientific search for cadets often comes down to independent preparation due to the combination of training and service-combat activities. Therefore, the author analyzed the level of cognitive activity among first-year cadets during self-training, which showed a low level in 87 % of students. The purpose of the study was to develop a set of pedagogical conditions, the observance of which will contribute to the formation of cognitive activity of students in the course of independent training. The author referred to them: (1) Cadets studying the principles of planning their own time. The form of implementation of this pedagogical condition was the use of time-management technologies by cadets in the course of independent training. (2) The work of educational groups in the format of intellectual games under the guidance of a teacher. It was proposed to conduct an intellectual game "Brain-ring" at the end of the development of sections of the studied disciplines in the course of independent preparation. (3) Pedagogical individual support of cadets during self-training. This pedagogical condition was implemented with the help of tutor support of cadets. In conclusion, conclusions are made on the effectiveness of the proposed pedagogical conditions.

Keywords: cadet; self-training; self-preparation; cognitive activity; pedagogical conditions; time management; tutor

51PDMN219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.