7. Ilieva, D.N. (2019), "The digital divide in the educational system in Bulgaria", Journal of International Scientific Publications. Educational Alternatives, No. 17, pp. 216-220.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.12.2020
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Анна Алексеевна Коршунова, преподаватель, капитан внутренней службы, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань
Аннотация
Введение - статья посвящена проблеме формирования познавательной активности курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки. Цель исследования - изучить и апробировать педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки. Методика и организация исследования - в исследовании приняли участие 100 курсантов Академии Федеральной службы исполнения наказаний Росси (г. Рязань). Для определения уровня познавательной активности использовались следующие методики: методика Т.Д. Дубовицкой, методика А.А. Реана и В.А. Якунина, оценка экспертов из числа профессорско-преподавательского состава, анализ успеваемости. Результаты исследования и их обсуждение - доказана эффективность предложенных педагогических условий, способствующих формированию познавательной активности курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки. Выводы -формированию познавательной активности курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки будут способствовать следующие педагогические условия: изучение курсантами принципов планирования собственного времени; работа учебных групп во время самостоятельной подготовки в формате интерактивной игры; педагогическое индивидуальное сопровождение курсантов в ходе самостоятельной подготовки.
Ключевые слова: курсант, самостоятельная подготовка, познавательная активность, педагогические условия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p103-106
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN THE COURSE OF SELF-TRAINING
Anna Alekseevna Korshunova, the teacher, captain of the internal service, Academy of Law and Management of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan
Abstract
Introduction-the article is devoted to the problem of formation of cognitive activity of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia in the course of independent training. The purpose of the study is to study and test the pedagogical conditions that contribute to the formation of cognitive activity of cadets in the course of independent training. Methodology and organization of the study - 100 cadets of the Academy of the Federal penitentiary service of Russia (Ryazan) took part in the study. To determine the level of cognitive activity, the following methods were used: T.D. Dubovitskaya, methods of A.A. Rean and V.A. Yakunin, assessment of experts from the faculty, analysis of academic performance. Research results and discussion-the effectiveness of the proposed pedagogical conditions that contribute to the formation of cognitive activity of students of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia in the course of independent training is proved. Conclusions-
the following pedagogical conditions will contribute to the formation of cognitive activity of students of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia during independent training: students study the principles of planning their own time; the work of training groups during independent training in the format of the interactive game; the individual pedagogical support of cadets during independent training.
Keywords: cadet, self-training, cognitive activity, pedagogical conditions.
В условиях коренной трансформации современного образования России остро встает потребность в подготовке специалистов, готовых к самообразованию. Действительность требует от обучающихся непрерывного самостоятельного совершенствования знаний. Уголовно-исполнительной системе необходимы именно такие кадры - самостоятельные, ответственные, способные проявлять инициативу, профессионально компетентные. Систематическое формирование познавательной активности курсантов является эффективным инструментом в повышении уровня подготовки будущих сотрудников УИС.
Элементом формирования познавательной активности обучающихся является самостоятельная познавательная деятельность. В вузах ФСИН России, из-за совмещения учебной деятельности со служебно-боевой, самостоятельная познавательная деятельность ограничивается самоподготовкой. Самоподготовка курсантов в образовательных организациях высшего образования ФСИН России является специфическим элементом процесса образования и регламентируется уставом. В распорядке дня на самоподготовку ежедневно отводится 2,5 часа [1; 2].
Поэтому в рамках процесса обучения в вузах ФСИН России существует потребность выявления педагогических условий, способствующих формированию познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки.
Под педагогическими условиями, в контексте нашей работы, мы подразумеваем совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует эффективному развитию педагогической системы.
В Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний было проведено исследование уровня познавательной активности курсантов в ходе самоподготовки среди пятидесяти первокурсников психологического факультета. В качестве диагностических методик были применены: оценка экспертов из числа профессорско-преподавательского состава; методика А.А. Реана и В.А. Якунина; методика Т.Д. Дубо-вицкой; анализ успеваемости обучающихся. Проведенное исследование показало, что у 94% обучающихся, принимающих участие в исследовании, уровень познавательной активности находится на низком и ситуативно-эмоциональном уровне. Что характеризуется сниженной учебной мотивацией, ситуативным познавательным интересом, невысокой коммуникативностью с товарищами. В аспекте нашего исследования желаемый уровень познавательной активности курсантов в ходе самоподготовки должен быть не ниже активно-исполнительного.
Опираясь на полученные результаты, мы выделили и апробировали две группы педагогических условий, способствующих формированию познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки.
Первая группа - общие педагогические условия, к ним мы отнесли: целесообразное варьирование методического сопровождения самостоятельной подготовки; интерактивная поддержка и использование электронной образовательной среды; оптимальное сочетание теории и практики; обогащение содержания самостоятельной подготовки профессионально значимым материалом; адекватный контроль и самоконтроль.
Общие условия были широко рассмотрены в научно-педагогической литературе и доказали свою эффективность. Подробно останавливаться на них мы не будем.
Также были выделены специальные педагогические условия, которые поспособствуют повышению эффективности организации самостоятельной подготовки. Рассмотрим их подробнее [2].
1) Изучение курсантами принципов планирования собственного времени.
Переход вузов на новые стандарты образования спровоцировал развитие такой
формы образовательного процесса, как выстраивание индивидуальной траектории самообразования. В связи с этим существенно возросло значение самостоятельной работы обучающихся. Но в образовательных организациях высшего образования ФСИН России день подчинен распорядку, который регламентируется уставом. И как отмечалось ранее, увеличить время, отведенное на самостоятельную работу, не представляется возможным. В связи с этим, необходимо научить курсантов грамотно планировать день, с целью выполнения большего количества задач за меньшее количество времени. Инструментом реализации данного педагогического условия является изучение технологий тайм-менеджмента.
Исследователи выделяют два основных направления тайм-менеджмента - корпо -ративный и личный (самоменеджмент). В рамках работы под понятием тайм-менеджмент будет рассмотрен самоменеджмент.
Для реализации данного педагогического условия была подготовлена программа «Основы тайм-менеджмента для курсантов». Программы была разработана согласно основополагающих положений, которые определяют систему требований к подержанию, организации и методике обучения (принципов обучения). Участниками эксперимента стали курсанты психологического факультета первого года обучения. Изучение программы проходило в рамках самоподготовки. Обучающимися были освоены различные приемы тайм-менеджмента, которые способствовали качественному процессу освоения материала: матрица Эйзенхауэра, метод Парето, планирование и другие.
По итогу изучения программы курсанты научились эффективно распределять и организовывать личное время. Эти навыки оказались полезны как в процессе самоподготовки, так и помогли курсантам качественно распределять задачи в течении всего дня, что положительно сказалось на успеваемости обучающихся, прослушавших курс.
2) Работа учебных групп во время самостоятельной подготовки в формате интерактивной игры.
Организация эффективной самоподготовки достаточно сложная задача, как для преподавателя, так и для самого курсанта. Традиционные формы и методы учебного процесса высшей школы в основном нацелены на усвоение фундаментальных знаний, выполняющих объяснительную, иллюстративную и репродуктивную функции. Для повышения уровня познавательной активности же необходимы интерактивные педагогические методы, которые выступают разновидностью активных методов обучения. Осуществление настоящего педагогического условия было организованно в формате интеллектуальной игры «Брейн ринг», которая проводилась во время самоподготовки после окончания курса изучаемой дисциплины. Нестандартное повторение изученного материала способствовало долговременному усвоению знаний, что положительно отразилось на уровне познавательной активности курсантов. Так же, как положительные факторы были отмечены: повышение интереса к изучению и повторению пройденного материала для подготовки к игре «Брейн-ринг», так как присутствует соревновательный дух; закрепление изученного материала благодаря повторению его в процессе игры; сплочение коллектива; развитие нестандартного мышления при подготовке вопроса для фото, видео или задания слайда.
3) Педагогическое индивидуальное сопровождение курсантов в ходе самостоятельной подготовки.
Инструментом реализации данного педагогического условия стало тьюторское сопровождение.
Тьюторское сопровождение предполагает индивидуализацию образования, направленную на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося. Тьютор - это человек, сопровождающий и поддерживающий процесс самообразования.
В контексте нашей работы в качестве тьюторов выступили адъюнкты, которые прошли соответствующую подготовку. А в качестве тьюторантов - курсанты, имеющие низкий уровень успеваемости. Работа тьюторов проходила в первом полугодии в ходе самоподготовки. Перед тьютором стояла задача научить обучающихся самостоятельно учиться, выстроить цель их обучения и индивидуальный образовательный поиск, активизировать самостоятельное мышление, привить позитивное отношение к предмету, в частности, и получению знаний, в целом. Работа с тьюторантами велась в форме индивидуальных консультаций, на которых тьюторы обсуждали с тьюторантами важные вопросы, связанные с личным развитием и образованием каждого обучающегося, поиском цели процесса обучения. В том числе, на индивидуальных консультациях с каждым из тьюто-рантов разрабатывались индивидуальные проекты, предусмотренные учебным планом, которые были защищены на контрольных занятиях.
После реализации предложенных педагогических условий значительно повысился уровень познавательной активности. Активно-исполнительного и активно-творческого (самостоятельного) уровня в совокупности смогли достичь 84%, участвующих в эксперименте, курсантов. Таким образом, рассмотренные нами педагогические условия способствуют формированию познавательной активности курсантов и могут применяться в практической деятельной образовательных организаций высшего образования ФСИН России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Самостоятельная работа курсантов как ведущая форма учебной деятельности в военном вузе / В.С. Елагина, Ш.Ш. Хайрулин, Н.Н. Хайрулина, В.М. Рогожин // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24632 (дата обращения: 01.12.2020).
2. Коршунова, А.А. Формирование познавательной активности курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки / А.А. Коршунова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. -Т.7, № 2. - С. 15.
REFERENCES
1. Elagina, V.S., Hajrulin Sh.Sh., Hajrulina, N.N. and Rogozhin, V.M (2016), "Independent work of cadets as a leading form of educational activity in a military University", Modern problems of science and education, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24632.
2. Korshunova A.A. (2019), "Formation of cognitive activity of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penal Service of Russia in the course of self-training", World of science. Pedagogy and psychology, pp. 15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.12.2020
УДК 796.011.1
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 7-9 ЛЕТ В РАМКАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «СЕМЕЙНОЕ ДЗЮДО»
Татьяна Германовна Котова, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Базилевич, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет; Дмитрий Александрович Голота, тренер-преподаватель, Детско-юношеская спортивная школа «Центр дзюдо», Тюмень
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации совместных тренировочных занятий по дзюдо детей 7-9 лет и их родителей. Изучены уровни мотивации к спортивным занятиям, физиче-