Информация об авторе
Купцов Михаил Иванович: Академия ФСИН России (г. Рязань), начальник кафедры математики и информационных технологий управления, кандидат физико-математических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Kupcov Mihail Ivanovich: the Academy of the Federal Penal Service of Russia (Ryazan), Chief of Mathematics and Information Technology Department, candidate of physical-mathematical sciences, associate Professor. E-mail: [email protected]
УДК 378
О. Н. Мазеина, Н. В. Климова
РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ
Статья посвящена проблеме повышения эффективности самостоятельной подготовки обучающихся в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Самостоятельная работа курсантов имеет отличительные особенности, и вопросы совершенствования ее организации и управления не теряют своей актуальности. Все большее значение уделяется формированию профессиональной активности личности в процессе самостоятельной подготовки. Согласно психологическим исследованиям, активность личности предполагает деятельность, характеризующуюся высоким уровнем мотивации. Мотив побуждает человека к деятельности, а ее успешность зависит от силы и типа мотивации. Эффективность познавательной деятельности обучающихся во время самостоятельной подготовки будет зависеть от ряда факторов, наиболее сильным мотивирующим из которых является подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности. По результатам исследования, проведенного в Кузбасском институте Федеральной службы исполнения наказаний, выделены группы курсантов с различными видами мотивационной готовности. Педагогические условия и методические материалы, применяемые для организации самостоятельной подготовки курсантов преподавателями Кузбасского института ФСИН России, направлены на формирование профессиональной мотивации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: активность; учебная деятельность; курсанты; личность; мотив; мотивация; самостоятельная подготовка.
© Мазеина О. Н., Климова О. Н., 2016.
O. N. Mazeina, N. V. Klimova
THE ROLE OF MOTIVATION IN INCREASE OF EFFICIENCY OF INDEPENDENT PREPARATION OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE
Article is devoted to a problem of increase of efficiency of independent preparation trained in the educational organizations of the Federal Penal Service. Independent work of cadets has distinctive features and questions of improvement of its organization and management don't lose the relevance. The increasing value is given to formation ofprofession-al activity of the personality in the course of independent preparation. According to psychological researches activity of the personality assumes the activity which is characterized by the high level of motivation. The motive induces the person to activity, and its success depends at most and like motivation. Efficiency of cognitive activity trained during independent preparation will depend on a number offactors, the strongest motivating factor is preparation for further professional activity. By results of the research conducted at the Kuzbass institute of the Federal Penal Service groups of cadets, with different types of motivational readiness are allocated. The pedagogical conditions and methodical materials applied to the organization of independent training of cadets by teachers of the Kuzbass Institute of the FPS of Russia are directed on formation ofprofessional motivation of future staff of the Federal Penal Service.
Keywords: activity; educational activity; cadets; personality; motive; motivation; independent preparation.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) самостоятельная работа обучающихся является обязательной частью изучения учебных дисциплин. Основной целью самостоятельной подготовки является развитие у курсантов способности к самостоятельному получению и закреплению знаний, организованности, дисциплинированности, инициативы, трудолюбию, способствующих успешному формированию высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы. В отличие от студентов «гражданских» вузов, самостоятельная подготовка курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний является обязательной и специально организованной деятельностью, запланированной в распорядке дня со строго отведенным количеством часов. Это является несомненным плюсом в подготовке будущих специалистов, и в то же время требует тщательной организации и
управления данной деятельностью курсантов.
Организация и управление самостоятельной подготовкой курсантов заключается в следующем: планирование самостоятельной подготовки в соответствии с учебным планом, поставка цели, инструктаж со стороны преподавателя, разработка и обеспечение курсантов учебно-методическим материалом, использование форм и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса, инициативы и творчества. На самостоятельной подготовке используются задания разного уровня сложности в зависимости от уровня способностей обучающихся.
Процесс самостоятельной подготовки чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния обучающихся, социального опыта, жизненной установки, мотивационной составляющей.
Эффективность самостоятельной подготовки курсантов находится
в прямой зависимости от их мотивированности. В силу этого актуальность изучения детерминант профессиональной активности личности, составляющей содержание мотивации, приобретает все большее значение. Четкая сфор-мированность мотивов, связанных с будущей служебной деятельностью, стимулирует курсантов образовательных учреждений ФСИН России к самосовершенствованию, предусматривает активную, а не созерцательную жизненную позицию.
Принцип активности обучающегося является одним из основных в педагогике и подразумевает такую деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, сформированной потребностью в усвоении знаний и умений.
Развитие активности личности, потребности в саморазвитии широко изучается в педагогической психологии в рамках субъектного подхода, представителями которого являются С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.
Согласно теории А. Н. Леонтьева, содержательную характеристику потребностей несут в себе мотивы деятельности. Мотив выступает как обязательное условие деятельности, ее предмет. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность [4, с. 116].
Как известно, мотив в психологии (от лат. movere — побуждать, приводить в движение) — одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности, наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами и т. д. Проблеме мотивов и мотивации уделяли внимание многие известные психологи
(В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев,
В. С. Мерлин, Д. Н. Узнадзе,
Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Следует отметить, что различные психологические направления расходятся в определении природы и функ-
ций мотива, места мотива в структуре психики. Поэтому существуют следующие различные трактовки мотива: побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; предметно-направленная активность определенной силы; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков человека. Предполагается, что деятельность при необходимости мотивирована, но сам мотив не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном (З. Фрейд). При достижении достаточной степени осознанности мотив выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я (К. Роджерс) [6, с. 88].
Мотив не только определяет поведение (поступки) и деятельность человека, но и есть результат этой деятельности. Мотив, проявляясь в образовательной деятельности как устойчивое свойство личности, наряду с содержательной стороной приобретает такие простые характеристики, как интенсивность и стабильность. Устойчивый мотив ведущей для юношеского возраста образовательной деятельности тесно связан со смыслом жизни (А. Н. Леонтьев) [5, с. 134].
Мотивация — это процесс побуждения человека к действию, основанный на каком-либо мотивационном факторе, это основные побудительные причины, которые заставляют заниматься его трудом. Выделяют три группы таких причин:
первая группа причин — побуждения общественного характера: осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям, общественная установка на необходимость трудовой деятельности;
вторая группа — получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для
удовлетворения материальных и духовных потребностей;
третья группа — удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, удовлетворение потребности в общественном признании, в уважении со стороны других [3, с. 99].
Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека, прежде всего на социальные ценности. Если главным для него является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие курсанты выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их моральное и материальное благополучие. Наиболее часто в качестве мотивов профессиональной деятельности, требующей длительной подготовки, приводятся интерес к делу, чувство коллективизма (аффилиация), стремление быть полезным людям, тяготение к риску, власти, статусу, материальному благосостоянию, самоактуализации и самореализации, привлечение к себе внимание [6, с. 88].
Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями — с одной стороны, и психологическим содержанием работы — с другой. В результате снижается эффективность такой деятельности, а также удовлетворенность ею.
Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: 1) внешней мотивации и 2) внутренней мотивации. Внешняя мотивация — конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности и вне поведения. Внутренняя мо-
тивация — конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного я и полностью находятся внутри самого поведения [7, с. 116].
Как отмечает К. Замфир, тип мотивации влияет не только на эффективность труда, но и на личность работника. Высокая удовлетворенность возможна, в основном, при преобладании внутренней мотивации, которая является источником развития человека, стимулирует совершенствование профессионального мастерства [2, с. 278].
В образовательной деятельности наиболее значимыми являются внутренние факторы мотивации:
1) исходный уровень знаний, умений и навыков (чем шире умения и навыки, тем успешнее осуществляется подготовка к занятиям);
2) определенное мотивированное отношение к деятельностным мотивам, ускоряющим процесс подготовки к учебным дисциплинам (интерес к будущей профессии; чувство долга; стремление к личностному росту, самосовершенствованию; учет индивидуально-психологических свойств личности самими обучающимися).
Эффективность самостоятельной работы курсантов зависит от факторов, которые условно можно разделить на две группы:
- внешние (зависят от содержательной организации и управления данным видом учебной деятельности обучающихся со стороны преподавательского состава, систематическом контроле и стимулировании со стороны руководства учебно-строевого подразделения);
- внутренние (уровень собственной мотивации курсантов к получению знаний).
Проведенные экспериментальные психологические исследования
(А. А. Реан, В. А. Якинин, Н. И. Мешков) выявили зависимость успешности учебной деятельности не от уровня
интеллектуального развития, а от силы и типа мотивации учебной деятельности. Курсанты, обучающиеся на «хорошо» и «отлично», характеризуются внутренней мотивацией. Они ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Для неуспевающих обучающихся характерны внешние мотивы. Их деятельность направлена на избегание осуждения, наказания за некачественную успеваемость [1, с. 175].
Познавательная деятельность предполагает: сформированность приемов учебной деятельности; уровень развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы; психическое состояние курсантов; адекватность использования курсантом своих индивидуально-типологических особенностей. Если все названные аспекты достаточно развиты, курсант умело использует свои преимущества (известные ему навыки и способы действия), что позволяет ему удачно справиться с заданиями в условиях предоставленного времени для самостоятельной работы. Если нет, то отведенные часы употребляются им не по назначению. Отсутствие умений использования эффективных навыков и приемов учебной работы в период самостоятельного изучения материала часто приводит к низкой успеваемости курсантов.
Таким образом, активная самостоятельная работа курсантов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Для изучения мотивационной готовности к обучению в Кузбасском институте ФСИН России курсантов 1-го курса было проведено исследование. Результаты показали, что ведущая мотивация у них носит профессионально-познавательный характер и характеризуется позитивным отношением к учебе, ориентацией на сам процесс учебной деятельности, умением и желанием са-
мостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Профессионально-значимые мотивы обучения для первокурсников также имеют важное значение. Данный вид мотивации отражает их ориентацию на практическую деятельность — дальнейшую службу. У таких курсантов явно преобладает внутренняя мотивация. Она стимулирует их на самосовершенствование и является источником их саморазвития в процессе самостоятельной подготовки.
Личностные интересы, желания, стремления курсантов, ориентация их на определенные цели, вызывающие у них эмоциональное отношение, также находит свое отражение. У этой группы курсантов преобладает внешняя мотивация над внутренней, порой отрицательной направленности. Для них обучение — средство для достижения чего-то, не является самоцелью, выступает как обязанность чему-то внешнему. Такая мотивация ориентирует обучающихся на сугубо личные интересы (цели), подавляет коллективистские устремления, не стимулирует в должной мере профессионального развития, превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. Такие курсанты неэффективно используют время, представленное для самостоятельной подготовки, нуждаются в ее контроле со стороны преподавателей и командиров курсов.
Согласно проведенным в институте психологическим исследованиям, эффективность самостоятельной работы курсантов зависит от их профессиональных намерений, личного интереса к содержанию изучаемого материала, а также от профессиональной компетентности преподавателей института. Этим объясняется дифференцированное отношение курсантов к изучению учебных дисциплин во внеучебное время. Кроме личностных особенностей, навыков познавательной деятельности, типа мотивации к учебной деятельности, огромное влияние на самообразование обучающихся оказывают стиль
взаимоотношений со сверстниками, руководством курса, преподавателями института.
Ввиду того, что ведущая мотивация курсантов первых курсов — это учебная деятельность, то основная форма самостоятельной работы с ними — расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых на традиционных формах занятий. На старших курсах основная мотивация — получение и закрепление практических навыков профессиональной деятельности, самостоятельная работа с обучающимися направлена на развитие творческого потенциала курсантов. Задания самообразования для них носят в большей части индивидуальный, коллективный или комплексный характер. Контроль выполнения заданий в данном случае носит индивидуальный характер. При этом обязательным для всех курсантов остается индивидуальный подход независимо от курса обучения.
Интересным представляется опыт сотрудников кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики Кузбасского института ФСИН России. Во время самостоятельной подготовки, в процессе групповой и индивидуальной работы преподаватели кафедры обучают курсантов рациональным способам учебной деятельности, при этом стремятся сформировать мотивацию у лиц, у которых отсутствует интерес к учебе; изменить мотивацию у некоторых курсантов с избегания наказания на содержательную, желательную, внутреннюю — достижение успеха; повысить уровень внутренней мотивации до энтузиазма. Осуществление контроля самостоятельной работы для преподавателей не является самоцелью, главное для них — это мотивирующий фактор образовательной деятельности курсанта. При организации самостоятельной работы они чередуют творческую работу на занятиях с заданиями во внеучебное время; акцентируют внимание на вопросах для самостоятельного изучения в период проведения лекционных заня-
тий; определяют опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий и в дальнейшем оценивают самостоятельную работу, обобщая уровень усвоенного материала.
В целях повышения качества самостоятельной подготовки курсантов на кафедре создан электронный учебно-методический кабинет. Электронный кабинет функционирует на базе компьютерных классов института и представляет собой электронные папки по всем дисциплинам кафедры, содержащие планирующую документацию, лекции, планы семинарских и практических занятий, презентации, литературу, методические материалы и задания для самоподготовки и др. На кафедре составлен план-график ежедневного дежурства преподавателей, это предоставляет возможность курсантам получить консультативную помощь по дисциплинам кафедры.
В соответствии требованиям ФГОС ВПО 30 % занятий должны проводиться в активных и интерактивных формах. Для решения данной задачи преподаватели кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики разрабатывают индивидуальные дополнительные задания — создание проблемных и творческих заданий, проектов-презентаций, носящих профессиональную направленность. Эти задания предполагают активную позицию каждого курсанта, вызывают интерес к изучаемым учебным дисциплинам, побуждают к последующему изучению материала и главное — мотивируют на дальнейшую службу в уголовно-исполнительной системе.
Таким образом, мотивационный компонент в структуре самостоятельной подготовки обучающихся образовательных организаций ФСИН России является одним из основных критериев ее успешности, а также устойчивости и продуктивности будущей профессиональной деятельности. Внутренние мотивы, такие как интерес к профессиональной
деятельности, стремление к профессиональному и личностному росту, чувство долга положительно влияют на процесс самостоятельной подготовки, стимулируют к овладению будущей профессии. В ходе профессиональной подготовки молодым специалистам уголовно-исполнительной системы предоставляется возможность получить фундаментальные знания, на основе которых в дальнейшем они смогут обучаться самостоятельно. Это происходит путем формирования у курсантов с первых дней обучения потребности в саморазвитии и самообразовании, активности в выполнении деятельности, проектиро-
вании перспективы профессионального роста, а также при повышении роли самостоятельной работы, усилении ответственности и взаимодействия всех участников организации самостоятельной подготовки, согласованности их требований и оценочных действий. Соблюдение этих условий будет способствовать повышению результативности и эффективности самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций ФСИН России как одного из элементов профессионального становления специалистов уголовно-исполнительной системы.
Литература
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. — СПб: Питер, 2000. — 304 с.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб. : Питер, 2002. — 512 с.
3. Кучеренко И. В. Психологические средства формирования адаптивного поведения личности в ситуациях ее трудоустройства : дис. ... канд. психол. наук. — Новосибирск, 2003. — 176 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.
5. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. — Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. — 264 с.
6. Сляднев А. А. Мотив и мотивация профессиональной деятельности / А. А. Сляднев, Ю. Чернов // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2007. — № 5. — С. 31-34.
7. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 116-133.
Сведения об авторах
Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Климова Наталья Владимировна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник отделения организации и контроля учебного процесса учебного отдела. E-mail: [email protected]
Information about authors
Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), assistant professor of penitentiary psychology and penitentiary pedagogics department, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]
Klimova Natalia Vladimirovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), chief of office of the organization and control of educational process. E-mail: [email protected]