УДК 378.14
И. М. Режапова
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ
Статья посвящена проблеме повышения мотивации самостоятельной работы курсантов.
В настоящее время многие исследователи рассматривают прямую взаимосвязь между качеством подготовки будущих специалистов и мотивацией их учебной деятельности. Сформированные умения учиться и высокую мотивацию учебной деятельности сегодня можно считать атрибутивным свойством каждого специалиста, желающего быть конкурентоспособным. Формированию мотивации обучения может способствовать успешная организация самостоятельной работы курсантов. Федеральными государственными образовательными стандартами самостоятельной работе отводится одно из приоритетных мест.
Одним из видов деятельности при обучении иностранному языку курсантов во время самостоятельной работы является научно-исследовательская работа. Целью этого вида работы является привитие курсантам культуры исследования, развитие мотивированного стремления овладения новым уровнем самостоятельной работы по исследованию проблем уголовно-исполнительного права. Такая работа, выполняемая под руководством преподавателя, но самостоятельно, способствует повышению мотивации курсантов к обучению, так как формирует способности к самообучению и самообразованию и повышает интерес к исследовательской работе. Темы в рамках пенитенциарной тематики, исследуемые курсантами самостоятельно, могут быть ими использованы в дальнейшей учебе и по другим дисциплинам. Результатом такой деятельности должно стать оригинальное видение проблемы, основанное на изучении и анализе информационных источников.
Опыт, полученный при выполнении исследования на заданную тему в рамках изучения иностранного языка, помогает курсанту выработать навыки самостоятельной работы и способствует формированию положительного и осознанного отношения к учебе и мотивации самообучения и самообразования.
Ключевые слова: мотивация; самостоятельная работа; научно-исследовательская работа; уголовно-исполнительное право; иностранный язык; самообучение.
I. M. Rezhapova
THE ROLE OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK IN A FOREIGN LANGUAGE IN IMPROVING THE MOTIVATION OF INDEPENDENT
WORK OF CADETS
The article is devoted to the issue of the improving the motivation of independent work of cadets.
Currently, many researchers consider that there is direct relationship between the quality of training of future specialists and motivation of their learning activities. Formed abilities of learning and high motivation of educational activity can be considered today as
© Режапова И. А., 2017 © Rezhapova I. A., 2017
an attribute property of every specialist who wants to be competitive. The successful organization of independent work of students can promote the formation of learning motivation. According to new Federal State Educational Standards independent work of cadets is given one of the main places.
Scientific research work in a foreign language is one of the activities during independent work of cadets. The purpose of this work is to instill a culture of research, the development of a reasoned desire of mastering a new level of independent work on research problems within the criminal-executive law. This work, performed under the guidance of a teacher, but independently, contributes to improving the motivation of students to learn, as it forms the abilities of self-learning and self-education and increases interest in research work. Themes in the penitentiary subjects, studied by the cadets themselves, can be used in further studies and in other disciplines. The result of this activity should be the original vision of the problem, based on the study and analysis of informational sources.
The experience gained when doing research on a given topic in the study of a foreign language helps the student to develop the skills of independent work and promotes a positive and informed attitude to learning and motivation learning and self-education.
Keywords: motivation; independent work; research work; criminal-executive law; foreign language, self-training.
В настоящее время вопрос подготовки курсантов ведомственных вузов к предстоящей профессиональной деятельности является не менее острым, чем вопрос подготовки студентов других специальностей. Об актуальности данного вопроса говорят появляющиеся исследования по этой теме. Многие исследователи рассматривают прямую взаимосвязь между качеством подготовки будущих специалистов и мотивацией их учебной деятельности [1, с. 150; 2; 3, с. 15; 4; 5; 6, с. 149-150; 7]. Сформированные умения учиться и высокую мотивацию учебной деятельности сегодня можно считать атрибутивным свойством каждого специалиста, желающего быть конкурентоспособным.
Вместе с повышением уровня требований к подготовке будущих специалистов во всех сферах жизнедеятельности, к их конкурентоспособности растет и необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса. Все больше требуются специалисты, обладающие не только суммой определенных знаний и умений по предмету, но и имеющие богатый внутренний потенциал личностных свойств и качеств, способствующих самоактуализации, самообразованию в процессе дальнейшей профессиональной дея-
тельности и на протяжении всей сознательной жизни [7]. Самосовершенствование личности объективно требует от нее мотивированного овладения новыми и новыми знаниями и умениями. А для этого, в свою очередь, личность должна обладать развитыми умениями учиться, т. е. владеть учебной деятельностью.
Подготовка будущих специалистов в Кузбасском институте ФСИН России ведется с учетом того, что современный выпускник вуза должен обладать не только высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и стремлением к непрерывному самосовершенствованию в соответствии с постоянно меняющимися условиями и требованиями. Такое стремление невозможно без мотивации, без желания овладения знаниями по собственной инициативе.
Формированию мотивации обучения может способствовать успешная организация самостоятельной работы курсантов.
Новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), в которых определен уровень компетентности, самостоятельной работе отводится одно из приоритетных мест и выделяется на нее от 30
до 65 % объема времени изучения дисциплины.
В настоящее время в Кузбасском институте ФСИН России обучение иностранному языку носит комплексный характер и включает в себя также руководство научно-исследовательской работой курсантов в рамках изучения дисциплины. Целью этого вида работы является привитие курсантам культуры исследования, развитие мотивированного стремления овладения новым уровнем самостоятельной работы по исследованию проблем в рамках уголовно-исполнительного права. Исходя из этой цели, задачами являются совершенствование навыков и умений работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, с целью получения и переработки необходимой профессионально-ориентированной информации, в том числе в виде умений интерпретировать ее и в виде навыков письменного оформления полученной информации (составления рефератов к прочитанным текстам, тезисов выступлений и т. п.) и передачи информации на иностранном языке.
Мы являемся очевидцами того, как мировое сообщество, базируясь на информационно-коммуникационных технологиях, формирует в настоящее время новую структуру — информационное общество. Роль современного образования в этом процессе очень важна, так как оно характеризуется как непрерывный процесс и важнейшая часть жизни человека, обеспечивающая ему возможность ориентироваться в потоке информации, комфортно чувствовать себя в информационном обществе, легко адаптироваться к инновациям.
Тем не менее, существует проблема разрыва между постоянно возрастающими требованиями к системе образования, растущим уровнем и темпами развития российского информационного общества, отражением этих процессов в системе высшей школы, и способностями этой системы отвечать возрас-
тающим требованиям; между потенциальными возможностями информационных ресурсов, средств по их использованию и существующим уровнем разработанности теоретико-методологических основ их применения в образовательной деятельности.
На наш взгляд, для решения этой проблемы нужно как можно больше и активнее вовлекать курсантов в деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий, в том числе за рамками учебной деятельности.
На протяжении нескольких лет курсанты первого и второго курсов Кузбасского института ФСИН России в рамках изучения английского языка занимаются исследованием различных вопросов пенитенциарной науки в России и за рубежом. Спектр изучаемых вопросов очень широк. Так, например, курсанты института занимаются темами «Причины преступности в наши дни в России», «Современные проблемы исправительных учреждений за рубежом», «Виды исправительных учреждений в России», «Виды исправительных учреждений в США», «Виды тюрем в Англии и Уэльсе», «Тюремная субкультура в американских тюрьмах», «Бандитские группировки в тюрьмах США», «Межэтнические и расовые группировки в тюрьмах США», «Виды наказаний без изоляции от общества в США», «Возможно ли исправление осужденных по приговору без изоляции от общества?», «Проблема смертной казни в США», «Женщины-осужденные в России и США. Сравнительный анализ», «Права осужденных-инвалидов в англоязычных странах», «Достижима ли основная цель исправительной системы?», «Альтернативы тюремному заключению», «Будущее уголовно-исполнительной системы в России» и мн. др. Исследование этих тем способствует формированию социокультурных знаний, которые приобщают обучающихся к культуре носителя изучаемого языка, помогают адаптироваться к иноязычной среде. Курсанты
значительно расширяют свой кругозор, получают новые знания.
Для систематической поисковой научно-исследовательской деятельности курсантов и обучающихся должны быть созданы условия. Одним из обязательных условий является организованный преподавателем процесс взаимодействия субъектов (студент/студенты — преподаватель), направленный на познание, основанный преимущественно на самостоятельном использовании методов исследования и предполагающий наличие этапов, характерных для научного исследования [6, с. 149]. Несмотря на то, что курсант выполняет работу независимо, роль преподавателя в этой работе очень важна, так как он по необходимости направляет курсанта, помогает ему спланировать и организовать его исследование. Для достижения положительного результата преподаватель должен учитывать не только языковой уровень студента, но и его интересы, ценностные ориентации. Индивидуально-дифференцированный подход к курсантам позволяет активизировать их творческий потенциал.
Немаловажным в развитии мотивации у курсантов нам кажется правильная постановка задачи — в этом виде деятельности необходим конечный результат — оригинальное видение проблемы, основанное на изучении и анализе информационных источников, а как курсант будет решать эту проблему — это его самостоятельные действия.
Еще одним непременным условием научно-исследовательской работы является возможность доступа к информационным ресурсам. В Кузбасском институте ФСИН России условия для доступа к глобальным компьютерным сетям предоставляются всем обучающимся. В часы, отведенные на самостоятельную подготовку, курсанты могут заниматься в аудитории, оснащенной компьютерами с доступом к интернету.
Информация по профессиональной теме, найденная курсантом с помощью глобальных компьютерных сетей, мо-
жет быть получена из различных источников: ведомственных сайтов пенитенциарных служб англоязычных стран, электронных версий периодических журналов и газет на английском языке, оригинальных учебных пособий по уголовно-исполнительному праву и других источников. Эта информация анализируется курсантом с целью дальнейшей работы над ней.
Еще одним фактором, влияющим на мотивацию занятий научно-
исследовательской работой, является то, что темы, выбранные обучающимися исходя из их интересов и предпочтений, могут быть ими использованы в дальнейшей учебе и по другим дисциплинам. Иностранный язык как учебная дисциплина легко интегрируется с другими предметами учебного плана в неязыковом вузе.
Опыт такого вида деятельности показывает, что даже те курсанты, которые не проявляют большой активности на практических занятиях по иностранному языку, здесь могут добиться значительных успехов. К продуктивным результатам могут привести такие факторы, как определенная степень свободы и самостоятельности при решении проблемы, которые положительно влияют на развитие мотивации к обучению. Кроме того, большое влияние на мотивацию оказывает осознание курсантом своей новой роли, связанной с переходом его из позиции обучаемого в позицию обучающегося [7]. Большую роль играют также мотивы будущей профессиональной деятельности, желание стать хорошим специалистом и приносить пользу.
Определив тему, курсанты самостоятельно либо с помощью преподавателя планируют и организуют свою работу, делят ее на этапы, контролируют выполнение работы в определенные сроки. Систематическая работа длится до тех пор, пока не будет собран достаточный объем. Затем курсант анализирует собранную информацию, определяя ключевую идею, и пишет работу обозна-
ченного объема, опираясь на различные источники. Готовая работа должна быть оформлена как реферат, иметь четко структурированное содержание и список литературы. Содержание должно быть представлено на английском и на русском языке. Преподаватель может проконтролировать оригинальность и самостоятельность перевода, задавая вопросы по тексту или предлагая курсанту перевести некоторые отрывки.
Результаты этих исследований обсуждаются на заседаниях научного кружка «Клуб иностранных языков», предметно-методической секции «Филология», используются в разных вне-
классных мероприятиях по иностранному языку, в олимпиадах, на конференциях, в подготовке к семинарам по юридическим дисциплинам, публикуются в сборниках научных работ курсантов и слушателей института.
Опыт, полученный при выполнении исследования на заданную тему в рамках изучения иностранного языка, помогает курсанту выработать навыки самостоятельной работы уже в начале обучения в институте. Это способствует формированию положительного и осознанного отношения к учебе и мотивации самообучения и самообразования.
Литература
1. Бессмельцева, Е. С. Особенности учебно-исследовательской деятельности студентов неязыковых факультетов на занятиях по иностранному языку // Омский научный вестник. — 2007. — № 1.
2. Богомолова, А. Ю., Соколов, Ю. В. Иностранный язык как средство профессионально-личностного обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2000. — № 3.
3. Богуславский, В. В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений : монография. — М.: ВУ, 2001.
4. Вакула, А. А. Формирование мотивации и потребности курсантов военного вуза в самообразовании // Молодой ученый. — 2014. — № 9.
5. Мартынов, М. И., Терещенко, О. А. Иностранный язык как компонент и средство профессиональной подготовкой военных специалистов [Электронный ресурс] // URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2286/29487. (дата обращения — 02.11.2017).
6. Пахомова, Н. В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011.
7. Тубальцева, В. А. Формирование мотивации учебной деятельности курсантов ВВУЗ в проблемном обучении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/2286/29487 (дата обращения — 02.11.2017).
Сведения об авторе
Режапова Ирина Михайловна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат филологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Rezhapova Irina Mikhailovna: KI of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), associate Professor of the Chair of Humanities, Socio-Economic and Natural Sciences, candidate of philology. E-mail: [email protected]