УДК 159.9.072.432
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
РОССИИ
Наталья Николаевна Ивашко, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника института по учебной работе, Наталья Анатольевна Самойлик, кандидат психологических наук, начальник кафедры, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк; Наталья Николаевна Тавтилова, кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань
Аннотация
Введение. Актуальность исследования профессионально-ценностных ориентаций курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России обусловлена необходимостью выбора средств становления специалиста современной пенитенциарной сферы. В условиях обучения в ведомственном вузе организуется целенаправленный процесс формирования системы профессионально значимых ориентиров, являющихся ведущим фактором при реализации паттерна профессиональной деятельности и отражающих результативность выполнения служебных задач. Цель исследования - изучение профессионально-ценностных ориентаций курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России. Организация и методы исследования. Исследование проводилось в 2020 г. на базе Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний России и Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний». Выборка представлена курсантами 3 курса, обучающимися по специальностям «Правоохранительная деятельности» (N=62) и «Психология служебной деятельности» (N=58). Реализация исследования осуществлялась с помощью методики «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» (Н.А. Самойлик). Результаты и их обсуждение. Курсанты Академии и Института имеют некоторые различия по пониманию значимости качеств, обязательных в служебной деятельности, а также осмыслению роли профессиональных умений в служебной деятельности. Практически тождественно в выборочных группах оценивается важность отношений, знаний, целей и результата, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности и личностного саморазвития. Выводы. Полученные результаты имеют большое практическое значение и могут быть использованы в процессе обеспечения психологического сопровождения образовательной деятельности ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России.
Ключевые слова: ценности, профессионально-ценностные ориентации, курсанты, эмпирическое исследование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p437-442
STUDY OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF CADETS OF THE
INSTITUTES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Natalya Nikolaevna Ivashko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Deputy chief of the Institute on study, Natalya Anatolyevna Samoylik, the candidate ofpsychological sciences, head of the Department, Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia, Novokuznetsk; Natalya Nikolaevna Tavtilova, the candidate of psychological sciences, deputy head of the Department, Academy of Law and Management of the Federal Penal Service, Ryazan
Abstract
Introduction. The actuality of the research of professional and value orientations of cadets studying at the Institutes of the Federal Penal Service of Russia is conditioned by the need to choose the means of becoming a specialist in the modern penitentiary sphere. In the context of training in a departmental Institute, a purposeful process of forming a system of professionally significant guidelines is organized, which is a leading factor in the implementation of the pattern of professional activity and reflect the effectiveness
of performing official tasks. The purpose of the research is to study the professional and value orientations of cadets studying at the Institutes of the Federal Penal Service of Russia. The methodology and organization of the research. The research was spent in 2020 on the basis of Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia and Academy of Law and Management of the Federal Penal Service of Russia. The sample is represented by the 3-d year cadets, studying at the specialties « Law-enforcement activity» (N = 62) and «Psychology of Performance» (N = 58). The research was carried out using the technique «Diagnosis of professional-value orientations of the person» (N.A. Samoylik). Research results and their discussion. The cadets of the Academy and the Institute have some differences in understanding the importance of qualities, which are necessary in service activity, as well as in understanding the role of professional skills in their service activity. The importance of relationships, knowledge, goals and results for future professional activities and personal self-development is assessed almost identically in the sample groups. Conclusion. The results obtained are of great practical importance and can be used in the process of providing psychological support for the educational activities of the Institutes of the Federal Penal Service of Russia.
Keywords: values, professional and value orientations, cadets, empirical research.
ВВЕДЕНИЕ
Современные технологии подготовки сотрудников пенитенциарной сферы направлены на формирование личности специалиста с устойчивым, но в тоже время достаточно мобильным, внутренним миром. Большую роль в структуре внутреннего мира играют ценностные ориентации, которые в целом детерминируют процесс жизнедеятельности, ее насыщенность и успешность.
На этапе выбора будущей профессии юноши и девушки руководствуются имеющейся системой личностных ценностей и на ее основе формируют стратегию профессионального становления, интериоризируя ценности профессионального сообщества и организуя свое последующее поведение в соответствии с ними. Несмотря на то, что проблемами профессионального развития занимались Н. А. Асташова, В. А. Бодров, Л. В. Вершинина, Н. А. Вдовина, И. Ф. Исаев, М. М. Ицковича, Ю. Н. Кулюткин, А. В. Кирья-кова, Е. Г. Слободнюк, В. А. Сластенин, Ю. К. Стрелков, И. Л. Федотенко, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, до настоящего времени остается открытым вопрос о содержании и структуре профессионально-ценностных ориентаций специалистов.
Особое значение в процессе формирования профессионально-ценностных ориен-таций традиционно отводится обучению в вузе в связи с тем, что получение образования способствует становлению профессионально-ценностных ориентаций, представляющих личностно значимое и смысловое отношение к общим и специфическим характеристикам профессиональной деятельности.
Наиболее актуальным представляется рассмотрение данного вопроса применительно к обучающимся ведомственных вузов ФСИН России. Система профессионально-ценностных ориентаций для них выступает в качестве ведущих профессиональных целей, достижение которых является одним из центральных факторов, регулирующих профессиональный паттерн деятельности и отражающих эффективность выполнения поставленных служебных задач.
С целью изучения профессионально-ценностных ориентаций обучающихся ведомственных вузов ФСИН России было проведено эмпирическое исследование.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в 2020 гг. на базе ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (Новокузнецк) (далее - Институт) и ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Рязань) (далее - Академия). Выборка представлена курсантами третьего курса, обучающимися по специальностям «Правоохранительная деятельности» (N=62) и «Психология служебной деятельности» (N=58) в возрасте от 19 до 23 лет (М=21,03; с = 0,13). Реализация исследования осуществлялась с помощью методики «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»
(Н.А. Самойлик) [1]. Для обработки полученных количественных результатов применялись следующие способы математической статистики: t-критерий Стьюдента (для независимых выборок), d-критерий Колмогорова-Смирнова, значение среднего показателя величины (М). Расчеты проводились с помощью программного обеспечения «Statistka for Windows 10.0»
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из необходимых условий использования t-критерия Стьюдента является проверка нормальности распределения полученных результатов. Как показал анализ, распределение по всем диагностируемым признакам является нормальным, что позволяет применить данный статический критерий для обработки диагностируемых показателей (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты проверки на нормальность распределения по Колмогорову-Смирнову_
Параметры К-S (d) Уровень значимости (р) Вывод о нормальности
Ценности-отношения 0,13 р < 0,20 Нормальное
Ценности-знания 0,15 р < 0,20 Нормальное
Ценности-цели 0,11 р < 0,20 Нормальное
Ценности-результат 0,13 р < 0,20 Нормальное
Ценности-качества 0,16 р < 0,20 Нормальное
Ценности-умения 0,15 р < 0,20 Нормальное
КТ ПЦО 0,15 р < 0,20 Нормальное
ЭТ ПЦО 0,13 р < 0,20 Нормальное
ПТ ПЦО 0,13 р < 0,20 Нормальное
Примечание: в таблицах 1 и 2 приняты следующие условные обозначения: КТ ПЦО - когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций, ЭТ ПЦО - эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций; ПТ ПЦО - поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций
Сравнительный анализ содержания профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России по ^критерию Стьюдента дает возможность констатировать, что ценности-отношения у курсантов выражены практически идентично (таблица 2). Подобный результат отражает удовлетворенность формальными и неформальными отношениями в группах и осознание своей значимости в профессиональном коллективе. При этом отношения носят спокойный и бесконфликтный характер и ориентированы, прежде всего, на продуктивность учебной и служебной деятельности в ходе обучения в вузе. При этом следует заметить, что формирование объективного отношения обучающихся вузов ФСИН России происходит в двух плоскостях: отношение к себе как будущему специалисту и отношение к профессиональному сообществу. Все это существенно влияет на мотивацию к преодолению неудач и позитивному настрою при исправлении ошибок или недочетов.
Таблица 2 - Сравнение профессионально-ценностных ориентаций курсантов по t-критерию Стьюдента_
Переменные Среднее арифметическое t-критерий Стьюдента df р
Курсанты Академии Курсанты Кузб. ин-та
Ценности-отношения 5,94 6,14 27,03 119 0,56
Ценности-знания 5,61 6,16 35,12 119 0,427
Ценности-цели 5,48 5,41 31,08 119 0,294
Ценности-результат 6,06 5,83 29,46 119 0,305
Ценности-качества 5,91 6,70 -23,28 119 0,009
Ценности-умения 6,52 6,09 16,36 119 0,017
КТ ПЦО 6,13 6,23 26,19 119 0,451
ЭТ ПЦО 5,94 5,42 32,25 119 0,602
ПТ ПЦО 6,70 7,09 20,94 119 0,005
Примечание: курсивом в таблице 2 обозначены статистически значимые различия; КТ ПЦО - когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций, ЭТ ПЦО - эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций; ПТ ПЦО - поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций
Значимость знаний в группах респондентов понимается практически тождественно. Базовыми значимыми ориентирами служебной деятельности курсантов выступают принципы и концепции труда, в полной мере отражающие целостную структуру, цели, содержание и специфический характер организации исполнения наказаний применительно к осужденным.
Направленность на усвоение и совершенствование теоретических знаний и, основанных на них практических умений и компетенций, у респондентов обеих групп обусловлено пониманием необходимости профессионального и личностного саморазвития. Получение профессиональных знаний курсантов специализированных вузов носит прак-тико-ориентированный характер, связанный с особенностями службы и взаимодействием со «спецконтингентом». Данное обстоятельство и позволяет утверждать идентичность представлений обучающихся независимо от вида образовательного учреждения о важно -сти профессиональных знаний в практической деятельности сотрудника пенитенциарной сферы. Осознание самостоятельности в постановке и достижении целей среди представителей исследуемых групп также статистически не различаются, что дает возможность констатировать уверенность курсантов в определении служебных целей и наличии стратегий их достижения. Соотношение «Я-личностного» и «Я-профессионального» является одной из центральных целей профессиональной подготовки будущих сотрудников исправительных учреждений. Стремление к достижению профессиональных целей, несмотря на встречающиеся ошибки и проблемы в процессе службы, предполагает их реалистичность, согласованность и верифицируемость, а значит, формирование объективного представления о предстоящих служебных перспективах осуществляется в ситуации постоянного выбора и систематической работой над собой. Присутствие мотива успеха в достижении целей определяет и необходимость прогнозирования последствий действий и поступков, а также способствует развитию самостоятельности в управлении процессом целеполагания обучающихся ведомственных вузов ФСИН России.
Для респондентов, независимо от образовательной организации, свойственно наличие стремления к достижению результатов профессиональной деятельности, адекватная оценка результатов деятельности, а также мотивация на карьерный рост.
Анализ полученных различий демонстрирует, что курсанты Академии и Института достоверно различаются по пониманию значимости качеств в профессиональной деятельности (1 = -23,28, при р = 0,009). Несмотря на то, что диагностические показатели входят в диапазон средних, у обучающихся Института более выражены такие профессиональные качества, как ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, обязательность и исполнительность (М = 6,70), в отличие от обучающихся Академии (М = 5,91) (рисунок 1). Данные личностно-профессиональные качества во многом способствуют формированию чувства служебного долга и, как следствие, требовательности к себе и окружающим.
В тоже время у курсантов Академии более выражено понимание значимости профессиональных умений для учебной и последующей профессиональной деятельности (М = 6,52), что позволяет утверждать стремление к совершенствованию результативности своего труда за счет овладения комплексом профессиональных умений (аналитических, проективных, рефлексивных, коммуникативных, организаторских, диагностических) (1 = 16,36, при р = 0,017). Тем не менее, курсанты Института проявляют данный компонент профессионально-ценностных ориентаций через самореализацию в развитии необходимых для службы личностных и психологических качеств.
Ценности-качества и ценности-умения образуют поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций, который определяет операционно-деятельностный аспект служебной деятельности. Заметим, что данный тип профессионально-ценностных ориентаций формируется ближе к концу обучения, однако, у обучающихся третьего курса Института наблюдается тенденция к становлению вышеназванного типа уже на третьем
курсе (t = 20,94, при р = 0,005). Подчеркнем, что у представителей Академии также сохраняется потребность в осмыслении совершенствования своих профессиональных способностей для формирования индивидуальной модели служебного поведения.
ПТПЦО I 1
ЭТПЦО 1 |
КТ ПЦО Ценности-умения -Ценности-качества -Ценности-результат -Ценности-цели -Ценности-знания Ценности-отношения -
0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 □ Курсанты Кузбас. ин-та □ Курсанты Академии Рисунок 1 - Выраженность компонентов и типов профессионально-ценностных ориентаций у курсантов вузов
ФСИН России
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенное нами исследование является актуальным и направлено на расширение представлений о системе профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России. Полученные данные свидетельствуют о достоверных различиях между представителями двух вузов по пониманию значимости качеств в служебной деятельности, а также осмыслению важности профессиональных умений. Практически тождественно в выборочных группах оценивается важность отношений, знаний, целей и результата для предстоящей профессиональной деятельности и личностного саморазвития. Результаты исследования характеризуют направленность будущей деятельности респондентов, а именно значимость качеств в профессиональной деятельности выше у обучающихся Института, в связи с тем, что такие качества как ответственность, исполнительность, пунктуальность, самостоятельность необходимы будущим специалистам правоохранительной деятельности. Однако важность профессиональных умений и лидирования эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций выше у обучающихся Академии ФСИН России, что обусловлено их ориентацией на установление межличностных отношений, направленность на коммуникативную деятельность, которая оказывает влияние на профессиональные умения будущего пенитенциарного психолога. Полученные результаты имеют большое практическое значение и могут быть использованы в процессе обеспечения психологического сопровождения образовательной деятельности ведомственных вузов ФСИН России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Самойлик Н.А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики / Н.А. Самойлик. - DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-141-166.// Современные исследования социальных проблем. - 2016. -№7(63). - С. 141-167.
REFERENCES
1. Samojlik N.A. (2016), "Questionnaire 'Diagnostics of professional and valuable orientations of the personality': technology of development and psychometric characteristics", Modern researches of
1
1
1
1
social problems, No. 7(63), pp. 141-167, DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-141-166. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2020
УДК 159.9.01
ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Наталия Николаевна Карелина, старший преподаватель, Алексей Борисович Егоров, старший преподаватель, Ирина Вадимовна Киселева, доцент, Александр Вячеславович Лапшин, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область, Андрей Николаевич Алёшкин, старший преподаватель, Первый Московский Государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва
Аннотация
Объектом данного исследования является субъективное ощущение одиночества у студентов в период дистанционного обучения. Результаты проведённого исследования показали, что студенты стали чувствовать себя более одиноко после перехода на дистанционное обучение. Изоляция способствовала появлению и развитию субъективного чувства одиночества. Преподаватель имеет множество ресурсов влияния на эмоциональное состояние студентов. В заключение предложены методы для снижения субъективного ощущения одиночества у студентов, находящихся на дистанционном обучении.
Ключевые слова: обучение, удалённое обучение, дистанционное обучение, студенты, одиночество, преподаватель.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p442-445
STUDY OF THE SUBJECTIVE FEELING OF LONELINESS AMONG STUDENTS IN
DISTANCE LEARNING
Natalia Nikolaevna Karelina, the senior teacher, Alexey Borisovich Egorov, the senior teacher, Irina Vadimovna Kiseleva, the senior lecturer, Alexander Vyacheslavovich Lapshin, the
senior teacher, Moscow state regional University, Mytischi, Moscow region, Andrey Niko-laevich Aleshkin, the senior teacher, I. M. Sechenov first Moscow State medical University (Se-
chenov University), Moscow
Abstract
The object of this study is the subjective feeling of loneliness among students during distance learning. The results of the study showed that students began to feel lonelier after switching to distance learning. Isolation contributed to the emergence and development of a subjective sense of loneliness. The teacher has many resources to influence the emotional state of students. In conclusion, methods are proposed to reduce the subjective feeling of loneliness in students who are on distance learning. Keywords: learning, remote learning, distance learning, students, loneliness, teacher.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ощущения одиночества у студентов на дистанционном обучении является на сегодняшний момент очень актуальной и мало изученной.
Существуют факторы, способствующие возникновению чувства одиночества. Основными такими факторами являются нехватка общения с представителями референтных групп и социальное отторжение. Человек считает нормальным состояние одиночества в том случае, если это его осознанный выбор, сделанный не под влиянием окружающих людей и внешних факторов [3].