УДК 378
Брызгалова И. В.
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин,
Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, е-mail: [email protected]
Irina V. Bryzgalova
lecturer of the Department of state and legal disciplines,
Vologda Institute of law and Economics,
Federal penitentiary service,
Shchetinin str., 2, Vologda, Russia, 160002,
е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования в процессе обучения познавательной самостоятельности курсантов вузов ФСИН России. Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время перед образовательными организациями ставятся высокие требования по подготовке квалифицированных специалистов. Выпускники должны обладать совокупностью профессиональных компетенций, среди которых основное место занимает умение самостоятельно мыслить, анализировать, принимать оперативные решения. Целью исследования является разработка комплекса условий, соблюдение которых способствует формированию познавательной самостоятельности курсантов. В ходе проведенного исследования были применены теоретические методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, восхождение от абстрактного к конкретному, обобщение, абстрагирование. Наряду с теоретическими использовались и практические методы, такие как педагогическое наблюдение, описание, эксперимент, анализ предложенных практических ситуаций, сравнение. Результатами проведенного исследования стали: 1) выявление уровня познавательной самостоятельности курсантов. Для его определения был осуществлен небольшой эксперимент, который состоял из анализа предложенных курсантам практических заданий различного вида и степени сложности, а также внеучебной деятельности обучающихся; 2) формулирование комплекса условий, соблюдение которых способствует формированию познавательной самостоятельности курсантов. Среди них выделяются: целеполагание познавательной самостоятельности, наличие и развитие познавательного интереса у курсантов, использование модульно-рейтинговой технологии обучения.
Ключевые слова: образование, познавательная самостоятельность, познавательный интерес, мо-дульно-рейтинговая технология обучения.
THE FORMATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE IN THE CADETS' LEARNING PROCESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
OF HIGHER EDUCATION OF THE FEDERAL PENETENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Summary. The article is devoted to the problem of formation of cognitive independence in the process of training cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. The relevance of the research is that at the present time educational institutions have high requirements for the training of qualified specialists. Graduates must have a set of professional competences, among which the most important is the ability to think independently, analyze, and make operational decisions. The aim of the study is to develop a set of conditions, the observance of which contributes to the formation of cognitive cognitive independence. In the course of the research, theoretical methods were used: analysis, synthesis, deduction, induction, ascent from abstract to concrete, generalization, abstraction. Along with theoretical methods, practical methods were used, such as pedagogical observation, description, experiment, analysis of proposed practical situations, comparison. The results of the study were: 1) the level of cadets' cognitive independence. To determine it, a small experiment was carried out, which consisted of an analysis of the practical assignments of various kinds and degrees of complexity offered to cadets and the extracurricular activities of students; 2) the formulation of a set of conditions, the observance of which contributes to the formation of cognitive independence of cadets. Among them there are: goal-oriented cognitive independence, the availability and development of cognitive interest among cadets, the use of modular-rating technology training.
Keywords: education, cognitive independence, cognitive interest, module-rating technology training.
На сегодняшний день в современном мире главной ценностью является человек. Основным постулатом по отношению к личности человека считаются его незыблемые права и свободы. К ним справедливо можно отнести право на образование, самообразование, свободу познания. Среди важнейших принципов, способствующих реализации данных прав и свобод, в российском
© 2018 Брызгалова И. В.
законодательстве заложены: свободное развитие личности, создание условий для самореализации каждого человека. Кроме того, государство ставит перед собой цель - «вырастить» сильную во всех отношениях личность, в том числе в образовательной сфере.
Исходя из этого перед вузами Федеральной службы исполнения наказаний ставится серьезная задача - подготовка компетентностного специалиста, умеющего логически мыслить, анализировать, быстро и незамедлительно принимать профессиональные решения, взаимодействовать со своим коллективом и другими людьми, быть психологически устойчивым, активным в различных жизненных и служебных обстоятельствах. Для достижения таких качеств выпускник вуза ФСИН России должен обладать совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, среди которых важное место занимает умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. Следовательно, одним из приоритетных направлений в обучении курсантов является формирование их познавательной самостоятельности.
В настоящее время среди ученых не сложилось единого мнения по поводу понимания сути определения «познавательная самостоятельность». В. Н. Пустовойтов отдает предпочтение дея-тельностной стороне и рассматривает познавательную самостоятельность как сформированное у учащихся стремление и умение познавать в процессе целенаправленного творческого поиска [1, с. 6]. Б. П. Есипов считает, что воспитание самостоятельности у ученика является прежде всего психологической категорией и относится к качествам личности [2, с. 7]. Г. И. Щукина рассматривает формирование познавательной активности к самостоятельности учащихся как одно из направлений стимулирования познавательного интереса [3, с. 116].
Можно согласиться с мнением Е. И. Мещеряковой о том, что познавательная самостоятельность курсантов определяется как качество личности, которое включает в себя единство целеустремленности, способностей и умений курсанта своими силами осуществлять познавательную деятельность, то есть самостоятельно овладевать фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками для решения задач, значимых для сотрудника правоохранительных органов [4, с. 114].
На сегодняшний день учеными (А. К. Громцевой, М. А. Даниловым, Б. П. Есиповым, Г. И. Щукиной и др.) доказано, что формирование познавательной самостоятельности обучающихся является важнейшим показателем их плодотворного обучения, стимулятором познавательного интереса, совокупностью умений, позволяющих обучающимся готовиться к самообразованию. Именно познавательная самостоятельность способствует становлению и развитию основных характеристик личности, таких как сила воли, с помощью которой обучающийся учится преодолевать трудности при достижении целей; самостоятельное мышление, что способствует развитию умения анализировать, правильно и оперативно принимать профессиональные решения; способность формировать индивидуальный стиль деятельности и критически относиться к суждениям других.
Относительно формирования познавательной самостоятельности у курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России (на примере Вологодского института права и экономики) необходимо отметить, что учебный процесс курсантов совмещен со служебной деятельностью (несение суточных нарядов, участие в охранных и культурно-массовых мероприятиях, служебно-боевая подготовка и др.). Учебный день курсанта имеет большую насыщенность и «расписан» поминутно. Только общий объем планируемого учебного времени в течение дня составляет 9-10 академических часов, из которых только 2 часа выделено на самостоятельную подготовку. Следовательно, познавательная деятельность курсантов проходит в условиях высоких умственных, морально-психологических, физических и эмоциональных нагрузок, а познавательная самостоятельность сводится к самостоятельной подготовке курсантов к будущим учебным занятиям в течение четко ограниченного времени.
Процесс самостоятельной подготовки курсантов должен быть управляемым и контролируемым. Важна связь из двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы педагогического управления самостоятельной работой курсантов (со стороны вуза в целом и преподавателей в частности), подсистемы индивидуальной организации (индивидуального самоуправления) самостоятельной работой каждым из обучающихся [5, с. 72-73].
В 2016-2017 учебном году среди курсантов I курса юридического факультета ВИПЭ ФСИН России было проведено исследование уровня их познавательной самостоятельности. Участвовало 86 обучающихся. Курсантам были представлены для самостоятельного выполнения задания двух категорий: простые и повышенной сложности. Также им было предложено поучаствовать в деятельности научного кружка кафедры, выбрать самостоятельно вид научного меропри-
ятия и тему исследования в зависимости от своих научно-практических интересов. Анализ полученных данных исследования показал, что более 2/3 курсантов справляются с заданиями только на минимальные баллы, несколько обучающихся даже не достигают минимального уровня. В работе научного кружка кафедры изъявило желание поучаствовать только 6 курсантов, 4 из которых смогли самостоятельно выбрать научное мероприятие и определиться с темой научного доклада. Можно сделать следующий вывод: курсанты I курса не обладают умениями, навыками самостоятельной познавательной деятельности и не проявляют активности во внеучебной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, собственной педагогической практики на юридическом факультете ВИПЭ ФСИН России предлагаем условия, соблюдение которых способствует формированию познавательной самостоятельности курсантов:
1. Целеполагание познавательной самостоятельности курсантов. На данном этапе главная роль принадлежит преподавателю, который должен объяснить курсанту цели и задачи самостоятельной работы, то есть четко установить объем, структуру, содержание учебного материала, который выносится на самостоятельное обучение. Обязательным условием является установление конкретного срока для выполнения поставленного задания. Для реализации данного условия курсантов необходимо обеспечить графиками, технологическими картами освоения дисциплин. Такое условие особенно важно для курсантов начальных курсов, т. к. у них еще недостаточно выработаны такие качества, как выбор только необходимой информации, быстрота выполнения работы, соотношение времени и объема заданий.
2. Наличие познавательного интереса курсантов. По мнению Э. В. Зауторовой, процесс познания и обучения курсантов должен быть «эффективным, рациональным и привлекательным» [6, с. 78]. И познавательный интерес возникает как реакция на наличие некоторой проблемной ситуации, то есть когда перед личностью встает задача, содержащая нечто неизвестное, которую он может решить, используя свои знания и навыки, или когда он хочет освоить незнакомые ему способы действий, в этом случае начинается активный поиск [7, с. 50].
Предполагается, что преподаватель должен заинтересовать курсантов на предыдущих занятиях (например, на лекции), осветив часть учебного материала или только основную его часть. Следующее действиее преподавателя - дать рекомендации к выполнению самостоятельных дополнительных заданий. Тем самым познавательный интерес, заложенный педагогом, превратиться в самостоятельный познавательный процесс.
Важнейшей составляющей при организации самостоятельной работы является ее методическое обеспечение. В частности, на кафедре государственно-правовых дисциплин юридического факультета ВИПЭ ФСИН России по основным учебным дисциплинам (теория государства и права, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, римское право и др.) разработаны учебно-методические пособия и практикумы, содержащие различные виды заданий для самостоятельной работы. Например: а) задание на анализ текста законодательных памятников: проанализируйте текст Пространной редакции Русской Правды и укажите, за какие преступления назначалось такое наказание как «поток и разграбление»? В чем оно заключалось? Ответ подтвердите соответствующими статьями; б) решение юридического казуса: в 1869 г. мещанин Кротов был обвинен в убийстве Королева, уездного предводителя дворянства. Дело рассматривал суд присяжных. При ответе на вопрос о виновности Кротова голоса присяжных разделились поровну. Какое решение в этом случае должен вынести суд?; в) выполните задание: просмотрите художественные фильмы «Императрица Сисси» (1956, 2009 гг.), посвященные императрице Австро-Венгерской империи Елизавете, и напишите сочинение по одной из тем: 1) «Роль императрицы Сисси в развитии Австро-Венгерской империи»; 2) «Сисси: кто она - супруга, мать, императрица?»; 3) «Судьба императрицы Сисси как пример судьбы женщины на троне в XIX в.».
В практикумах курсантам предлагаются задания по составлению и заполнению таблиц, сравнительных схем, кроссвордов, разработке мультимедийных презентаций, написанию конспектов, эссе, аннотаций научных статей, которые ориентированы на усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков. Кроме того, в самостоятельной работе курсантов приветствуется привлечение электронных образовательных ресурсов. Так, им предлагается освоить относительно новую технологию - скринкастинг (самостоятельное создание видеороликов), пройти интерактивные квесты (например, на тему «Переживите все французские революции»), «прогуляться» по виртуальным музеям с выполнением заданий (например, посетить виртуальный музей Третьяковской галереи, отобрать живописные полотна на историко-юридическую тематику и со-
ставить их аннотированный список (каталог), попытаться создать опросы, анкеты, тесты по учебным темам с привлечением сервисов Simpoll, Survey Monkey, Мастер-тест [8, с. 468-469].
3. Использование модульно-рейтинговой технологии обучения. С 2005 г. преподавателями кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России в учебном процессе используется модульно-рейтинговая технология. Она охватывает не только оценивание знаний в ходе аудиторных занятий, но и внедряется в самостоятельную работу курсантов, что проявляется в балльном оценивании уровня их подготовки к семинарскому занятию (например, самостоятельное составление конспекта по обсуждаемой теме); уровня активности на семинарском занятии (участие в дискуссиях), проявляющемуся в подготовке дополнительного материала по теме семинара (доклада, сообщения); уровня овладения умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной работы на практическом занятии (решение юридических казусов, анализ текста источника, заполнение сравнительных таблиц и др.). Опыт применения преподавателями модульно-рейтинговой технологии показал, что балльная система оценки самостоятельной работы курсантов формирует у них четкие цели и задачи в процессе обучения, ориентирует их на успешную деятельность, создает благоприятную психологическую атмосферу и способствует повышению уровня успеваемости.
Таким образом, познавательная самостоятельность - это качество личности, которое не является врожденным, а формируется в познавательной деятельности. В процессе формирования познавательной самостоятельности курсантов вузов ФСИН России важная роль отведена преподавателю, который должен уметь управлять индивидуальным познанием обучающихся. Для этого необходимо формулировать цель и познавательные задачи самостоятельной работы, пробуждать познавательный интерес у курсантов в процессе их обучения, различными способами мотивировать их стремление к самостоятельному процессу познания.
Библиографический список
1. Пустовойтов В. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики: монография. Брянск: Издательство БГУ, 2002. 120 с.
2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. 239 с.
3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
4. Мещерякова Е. И., Сакоренко И. В. Психолого-педагогические условия активизации познавательной самостоятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении // Вестник Воронежского института МВД России. 2010. № 1. С. 114-118.
5. Михелькевич В. Н., Овчинникова Л. П. Траектория организации самостоятельной работы курсантов и студентов // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2(20)/2016. С. 72-73.
6. Зауторова Э. В., Такушевич И. А. Педагогический дизайн как средство формирования ценностных ориентаций личности // Вестник института: Преступление. Наказание. Исправление. 2016. № 1. С. 77-80.
7. Биштова Э. А. Развитие познавательного интереса к педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 5. С. 48-52.
8. Перебинос Ю. А. Проблемы и перспективы использования электронных образовательных ресурсов при преподавании теоретико-исторических юридических дисциплин в вузах уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: мат. междунар. науч-практ. межведом. конф. (Самара, 16-17 июня 2016 г.). Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. С. 467-469.
References
1. Pustovojtov V. N. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti uchashchihsya starshih klassov na urokah matematiki i informatiki: monografiya [The development of cognitive independence of pupils of the senior classes at lessons of mathematics and Informatics]. Bryansk: Izdatel'stvo BGU, 2002, 120 p. [in Russian].
2. Esipov B. P. Samostoyatel'naya rabota uchashchihsya na urokah [Independent work of students in the classroom]. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Ministerstva pros-veshcheniya RSFSR, 1961, 239 p. [in Russian].
3. Shchukina G. I. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya v uchebnom processe [Activation of cognitive activity of students in the educational process]. Moscow: Prosveshchenie, 1979. 160 p. [in Russian].
4. Meshcheryakova E. I., Sakorenko I. V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya aktivizacii poznavatel'noj samostoyatel'nosti kursantov v processe obucheniya v vedomstvennom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Psycho-pedagogical conditions of activization of cognitive independence of cadets in the learning process in departmental educational institution]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Vestnik of Voronezh Institute of MIA Russia], 2010, no. 1, pp. 114-118 [in Russian].
5. Mihel'kevich V. N., Ovchinnikova L. P. Traektoriya organizacii samostoyatel'noj raboty kursantov i studentov [The Trajectory of the organization of independent work of students]. Vestnik Sa-marskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of Samara law Institute: scientific and practical journal], no. 2(20)/2016, pp. 72-73 [in Russian].
6. Zautorova EH. V., Takushevich I. A. Pedagogicheskij dizajn kak sredstvo formirovaniya cen-nostnyh orientacij lichnosti [Pedagogical design as a means of formation of valuable orientations of the personality]. Vestnik instituta: Prestuplenie. Nakazanie. Ispravlenie [Vestnik of the Institute: Crime. Punishment. Correction], 2016, no. 1, pp. 77-80 [in Russian].
7. Bishtova EH. A. Razvitie poznavatel'nogo interesa k pedagogicheskoj nauke v processe nauch-no-issledovatel'skoj deyatel'nosti [Development of cognitive interest to the pedagogical science in the process of research activities]. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya [Vestnik of Adyghe state University. Series 3: Pedagogy and psychology], 2008, no. 5, pp. 48-52 [in Russian].
8. Perebinos YU. A. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya ehlektronnyh obrazovatel'nyh resur-sov pri prepodavanii teoretiko-istoricheskih yuridicheskih disciplin v vuzah ugolovno-ispolnitel'noj sis-temy [Problems and perspectives of using electronic educational resources in teaching theoretical and historical legal Sciences in universities of criminally-executive system]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema na sovremennom ehtape: vzaimodejstvie nauki i praktiki: Mat. mezhdunar. nauch-prakt. mezhvedom. konf. (Samara, 16-17 iyunya 2016 g.) [The Criminal-Executive system at the present stage: the interaction of science and practice]. Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2016, pp. 467-469 [in Russian].