Научная статья на тему 'Условия активизации познавательной деятельности курсантов в процессе обучения в вузах ФСИН России'

Условия активизации познавательной деятельности курсантов в процессе обучения в вузах ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КУРСАНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL COOPERATION OF THE STUDENT AND THE TEACHER / COGNITIVE INDEPENDENCE / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / MODULAR-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалова Ирина Викторовна

В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности курсантов в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Предложено понятие «активизация познавательной деятельности», рассматривается компетентностный подход в образовательной деятельности. С учетом опыта преподавания в Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России) определяется ряд условий для активизации познавательной деятельности курсантов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брызгалова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS OF STUDENTS'' COGNITIVE ACTIVITY ACTIVATION IN THE LEARNING PROCESS IN UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article considers the problem of enhancing the cognitive activity of students in educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia. It proposes the concept of activation of cognitive activity and examines the competencybased approach in educational activities. Based on the experience of teaching in the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, the article determines a number of conditions for the activation of students' cognitive activity in the learning process.

Текст научной работы на тему «Условия активизации познавательной деятельности курсантов в процессе обучения в вузах ФСИН России»

УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ

THE CONDITIONS OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY ACTIVATION IN THE LEARNING PROCESS IN UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

И.В. Брызгалова I.V. Bryzgalova

Активизация познавательной деятельности, психологическое сотрудничество курсанта и преподавателя, познавательная самостоятельность, интерактивные технологии, модульно-рейтинговая система. В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности курсантов в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Предложено понятие «активизация познавательной деятельности», рассматривается компетентностный подход в образовательной деятельности. С учетом опыта преподавания в Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России) определяется ряд условий для активизации познавательной деятельности курсантов в процессе обучения.

Activation of cognitive activity, psychological cooperation of the student and the teacher, cognitive independence, interactive technologies, modular-rating system. The article considers the problem of enhancing the cognitive activity of students in educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia. It proposes the concept of activation of cognitive activity and examines the competency-based approach in educational activities. Based on the experience of teaching in the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, the article determines a number of conditions for the activation of students cognitive activity in the learning process.

Проблема активизации познавательной деятельности личности была и остается одной из актуальных задач педагогической науки. Особенно остро она ощущается в настоящее время, когда Россия находится на пути глобальных изменений в образовательной сфере. Образовательные организации высшего образования ФСИН России переходят на систему бакалавриата, внедряют в процесс обучении курсантов компетентностный подход, стремятся достигнуть главной цели - подготовить специалиста, умеющего анализировать, оперативно решать возникающие проблемы и задачи, активно включаться в процессы общественного развития, обладать способностью успешно и продуктивно сотрудничать с коллегами, устанавливать целесообразные взаимоотношения, сохраняя при этом выдержку и самообладание, быть мобильным в любых жизненных ситуациях.

В сложившейся обстановке в высших учебных заведениях ФСИН России возникают определенные проблемы и противоречия. В результате стремления строго исполнять все условия закона, соответствовать предъявляемым Министерством образования требованиям, успешно внедрять вводимые государством в организацию деятельности учебного заведения новшеств снижается качество учебного процесса. Отсюда появляется главная проблема у преподавателей вузов - как, какими способами и методами активизировать познавательную деятельность у обучающихся, поддержать и развить устойчивый познавательный интерес к учебе, знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Под активизацией познавательной деятельности курсантов понимается активное взаимодействие преподавателя и курсантов, направленное на повышение познавательного интереса,

d га

0

ь

X

1 га m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h о я

EÎ Ш tS О PL

га

§

о §

х

%

«

о га :г s

ь

L

<с n га с

« S

д

H

и

W

м

# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика профессионального образования

творческой активности, самостоятельности обучающихся с помощью применения различных методов и способов, в том числе интерактивных технологий обучения.

В ходе собственной педагогической практики на юридическом факультете ВИПЭ ФСИН России при обучении курсантов курсов были выявлены наиболее важные условия, соблюдение которых повышает познавательный интерес, творческую активность, самостоятельность обучающихся, т.е. достигается определенный уровень активизации их познавательной деятельности. К таким условиям можно отнести:

1) создание атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и сотрудничества в процессе обучения. Данное условие является обязательным для обучения в любом вузе, но в ведомственных учебных заведениях существует своя специфика. Она объясняется тем, что курсанты не только учатся, но и служат, следовательно, находятся в положении служебного подчинения по отношению к преподавателю-сотруднику УИС. Отсюда не редко возникают противоречия между курсантом и преподавателем, проявляющиеся в неспособности педагога воспринимать курсанта как «личность»; в «возвеличивании» себя, подчеркивании атрибутов престижа - звания и степени; в отсутствии открытости и наличия внутренних запретов; в желании самоутверждения. Следовательно, преподавателю ведомственного вуза необходимо стремиться к созданию доброжелательной, непринужденной, раскованной рабочей атмосферы, партнерских отношений. Преподаватель-сотрудник УИС должен обладать личным обаянием, быть примером, эталоном для подражания.

Кроме того, преподаватель должен быть методически подготовлен, обладать психологической культурой, способностью обеспечить возможность каждому курсанту пережить радость успеха, знать индивидуальные особенности обучающихся для применения гибкой системы педагогических воздействий на их психику. Ни один ответ курсантов нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы краткой рецензии, какого-либо оценочного суждения - «правильно», «молодец», «не совсем верно, подумай еще» и т.д. Также, как считает

Е.М. Подгорных, каждому преподавателю необходимо полагаться на собственную педагогическую интуицию, которая позволяет найти правильное решение быстро и неосознанно [Подгорных, 2015, с. 60]. Следовательно, тактичное, уважительное, оптимистичное, справедливое, доброжелательное обращение с курсантами на занятиях вселяет в них уверенность и желание учиться;

2) стимулирование активной самостоятельности курсанта в познавательной деятельности. Роль обучающего и преподавателя в процессе формировании самостоятельной познавательной деятельности одинакова важна. Преподаватель должен определять, на решение каких дидактических задач направлена самостоятельная работа: поиск новых знаний, упрочнение умений и навыков, практическое применение и контроль приобретенных знаний и др. Роль курсанта состоит в том, что, выполняя самостоятельную работу, он активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершает ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает преподаватель, и поднимается на новый уровень познания, укрепляя познавательную активность, самостоятельность и интерес. Исходя из этого, курсант должен прилагать собственные силы, проявлять волю, заставлять самого себя преодолевать препятствия на протяжении всего пути познания. Интересной формой самостоятельной работы является «объединение по интересам», где для изучения некоторых тем может быть организовано и проведено заслушивание самостоятельно подготовленных обобщений, выступлений специалистов с просмотром документальных фильмов и др. [Зауторова, 2016, с. 24];

3) внедрение и активное применение в процессе обучения интерактивных технологий. Во всех интерактивных технологиях содержатся обучающие, развивающие, воспитательные свойства, которые при определенных условиях способствуют формированию познавательной активности. Так, применение коммуникативно-диалоговых технологий (дискуссии, круглые столы, форумы) помогает комплексному воздействию на личность обучаемого и позволяют преподавателю научить курсантов аргументировать свою точку зрения и

принимать конкретное решение, определять уровень поставленной проблемы, излагать собственную позицию и правильно воспринимать чужую, активно, глубоко усваивать знания. Проблемно-поисковые методы и способы (семинар-исследование, решение юридических казусов, моделирование ситуаций, кейс-задания, «ПОПС-формула» и др.) учат курсанта действовать в нестандартных ситуациях, уделять внимание деталям, разносторонне оценивать различные явления, работать в коллективе, плодотворно обмениваться информацией. Имитационно-игровые технологии (деловые, дидактические, ролевые игры, тренинги) стимулируют активность курсантов, формируют неординарный подход в деятельности, учат работать в коллективе, находить оптимальные решения, развивать воображение, психологическую пластичность и устойчивость, радоваться общению с единомышленниками. Информационные технологии (вебинар, скрикастинг, интерактивные квесты, «прогулки» по виртуальным музеям с выполнением заданий и др. [Перебинос, 2016, с. 468]) позволяют ускорить и оптимизировать образовательный процесс курсантов, повышают качество обучения благодаря максимальной структурированности и интересной форме изложения учебного материала, помогают свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Главным условием использования обучающих, развивающих и воспитательных свойств интерактивных технологий является активное и системное применение их на протяжении всего процесса обучения с нарастающей сложностью;

4) применение модульно-рейтинговой системы обучения. Модульно-рейтинговая система обучения содержит два элемента: 1) изучение дисциплины по тематическим блокам, модулям; 2) оценивание знаний, умений и владений обучающихся в баллах [Вавилова, 2010, с. 119]. При этом, как показал опыт преподавателей ВИПЭ ФСИН России, использование модульно-рейтинговой системы требует тщательно продуманного организационного и учебно-методического обеспечения по каждой учебной дисциплине. Использование модульно-рейтинговой системы показало, что балльное оценивание успеваемости курсантов

в значительной степени мотивирует их на успех, формирует положительный эмоциональный фон процесса обучения, способствует формированию положительной мотивации, стимулированию познавательной активности курсантов.

Таким образом, вышеперечисленные условия, способствующие активизации познавательной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России, формируют психологическую устойчивость, активную жизненную и профессиональную позицию у обучающего, развивают умения и навыки для принятия быстрых и эффективных решений в практической деятельности, необходимых будущему специалисту - сотруднику УИС. Основными требованиями к выполнению таких условий являются системность их применения, увеличение уровня сложности, требовательность, целеустремленность преподавателя и курсантов.

Библиографический список

1. Вавилова Т.Е. Модульно-рейтинговая система как средство формирования культуры познавательной деятельности курсантов в образовательных учреждениях МВД России // Вестник ВИ МВД России. 2010. № 1. С. 119-122.

2. Зауторова Э.В. Формирование профессиональной культуры курсантов и использование разнообразных форм и методов в образовательном процессе ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 1. С. 23-25.

3. Перебинос Ю.А. Проблемы и перспективы использования электронных образовательных ресурсов при преподавании теоретико-исторических юридических дисциплин в вузах уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: матер. междунар. науч-практ. межведом. конф. (Самара, 16-17 июня 2016 г.). Самара: Са-мар. юрид. ин-т ФСИН России, 2016. С. 467-469.

4. Подгорных Е.М. Развитие педагогической интуиции в творческой деятельности педагога // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3. С. 58-62.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.