Научная статья на тему 'Самое главное - безопасность летнего отдыха'

Самое главное - безопасность летнего отдыха Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЗАЩИЩЁННОСТИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ТРАВМАТИЗМ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / PROTECTING LEVEL / PSYCHO-PHYSICAL LOADING / TRAUMATISM / SICKNESS RATE / SECURITY CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романов Алексей Николаевич

Вопросы безопасности дополнительных образовательных учреждений. Опасные происшествия в ДОУ. Рост количества опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные принципы и задачи обеспечения безопасности. Разработка организационных подходов и методов деятельности учреждения. Межведомственный подход в области формирования безопасного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самое главное - безопасность летнего отдыха»

САМОЕ ГЛАВНОЕ -

безопасность летнего отдыха

щ

Алексей Николаевич Романов,

заведующий кафедрой публичного права Уральского государственного экономического университета, доцент, кандидат юридических наук

Сотрудник системы образования не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности: безопасность — обязательное условие и один из основные критериев эффективности деятельности летнего лагеря.

• уровень защищённости • психофизические нагрузки • травматизм

• заболеваемость • культура безопасности

Нормы и принципы

Для поддержания необходимого уровня защищённости разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в этой сфере, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью.

Основные принципы обеспечения безопасности: соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; их взаимная ответственность; интеграция с международными системами безопасности.

Наши реалии

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества,

девальвация духовных ценностей, отсутствие чётких нравственных ориентиров в обществе приводят к формированию деструктивных молодёжных субкультур, увеличению числа правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, росту беспризорности и безнадзорности детей, детской наркомании и алкоголизма, негативных медико-социальных последствий наркопатологии, в том числе росту сопутствующей наркомании заболеваемости (ВИЧ-инфекция/СПИД, инфекционный гепатит, венерические болезни, туберкулёз).

Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности правоохранительных органов, отсутствие правовой грамотности, межведомственная разобщённость лиц, обеспечивающих безопасность образовательного пространства, отток квалифицированных

4ародное образование 3'2013

А.Н. Романов. Самое главное — безопасность летнего отдыха

кадров из сферы образования стали серьёзной угрозой для жизни и здоровья детей и подростков.

В летних лагерях угрозу здоровью воспитанников создаёт неразвитость системы организации медико-психологической и социальной помощи, неэффективная деятельность службы охраны труда в системе образования. Вопреки существующим нормам законодательства немалый «вклад» в ухудшение здоровья детей и подростков вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные психофизические нагрузки.

Очевидна стойкая тенденция ухудшения здоровья детей, рост нарушений здоровья в результате травм, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций. Детская заболеваемость, травматизм и смертность в России существенно выше, чем в других странах.

Особенно высок уровень спортивных травм, хотя он стал чуть ниже в последние годы. В 2011 году «стабилизировался» рост травматизма детей в возрасте до 18 лет: 65,5 случая на тысячу человек (в 2010 году — 70,0 случая, 2009 году — 62,6 случая). Каждый третий ребёнок, получивший травму, в возрасте 11—14 лет, каждый четвёртый — в возрасте 7 — 10 лет. Работники летних лагерей, физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности на занятиях физиче-

Рис. 1. Межведомственный подход в области формирования безопасного образовательного процесса.

ской культурой и спортом, обеспечить техническое оборудование спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами.

К сожалению, принимаемые сегодня меры профилактики детского травматизма малоэффективны и явно недостаточны. Не выявляются, не анализируются и не устраняются причины травматизма, с большим трудом восстанавливаются права пострадавших детей, не всегда возмещаются вред их здоровью, убытки семьям пострадавших.

Что можно и нужно сделать

Мало знать закономерности развития той или иной болезни, катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий: надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, вошли бы в их повседневную жизнь, отражаясь в психологических установках и ценностях. Очевидна масштабная задача обеспечения безопасности образовательного пространства, отдыха детей и молодёжи, формирования массовой культуры безопасности.

Основные задачи обеспечения безопасности отдыха воспитанников: разработка и внедрение нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ детского отдыха; наращивание опыта межведомственного (рис. 1), комплексного (рис. 2) и многоуровневого (рис. 3) подходов; совершенствование профессиональной компетентности и механизмов аттестации работников и самих летних лагерей по созданию медико-социальных условий, обеспечивающих безопасный отдых.

Функциональные звенья — службы гражданской обороны, общественной, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, медицины катастроф.

Народное образование 3'2013

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Лагерь, где думают о безопасности

Формирование безопасного отдыха воспитанникам предполагает, прежде всего, использование эффективных способов управления, которые должны опираться на стратегическое планирование, статистическую, социологическую и экспертную информацию. В этом отношении интересен опыт оздоровительного лагеря «Ленев-ский» в живописном месте недалеко от города Нижний Тагил. Уже более 10 лет этим оздоровительным лагерем руководит О.В. Шевченко, собравшая замечательный педагогический коллектив. Лагерь — структурное подразделение детского оздоровительно-образовательного центра в Свердловской области «Юность Урала» .

В лагере действует проект «Коллективное творческое дело». Ребята под руководством своих отрядных вожатых разрабатывают программы интересных дел, пишут сценарии, украшают сцену и импровизированный зал. С интересом все сотрудники лагеря включаются в совместное творчество, все вместе мастерят декорации и костюмы. Фестивали и разнообразные конкурсы, спортивные соревнования и занятия различными видами спорта укрепляют здоровье, выявляют способности. Каждую смену в лагере проходят спартакиады, «Весёлые старты», спортивно-туристические эстафеты, первенства по

футболу, пионерболу, баскетболу, турниры по настольному теннису, шашкам, шахматам, бильярду. По итогам спортивных соревнований ребятам вручают грамоты и призы. В лагере есть военно-спортивный клуб «Я — гражданин России», клубы «Юный пожарный» и «Знаток правил дорожного движения».

Деятельность лагеря по сохранению и укреплению здоровья воспитанников оценивается целым комплексом показателей: демографическая характеристика, уровень, структура и динамика их заболеваемости по данным медицинских осмотров (патологической поражённости), распределение и возрастная динамика по группам физического развития и группам здоровья. По результатам анализа многочисленных показателей проводится социально-гигиеническая оценка функционирования лагеря, работы специалистов, удовлетворённости теми или другими видами медико-психологической и социальной помощи, правоохранной деятельности, что даёт возможность оценить проблемы, обеспечить безопасность образовательного и жизненного пространства. НО

Рис. 3. Схема многоуровневой подготовки участников, обеспечивающей безопасность образовательного пространства (многоуровневый подход)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.