Научная статья на тему 'Системный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников в экологически неблагоприятной среде обитания'

Системный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников в экологически неблагоприятной среде обитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивакова Н. Н., Тембай Т. В., Брацыхина Л. С., Жуковская Г. В., Рыжкина Т. А.

На протяжении своей жизни человек испытывает постоянное воздействие разнообразных факторов окружающей среды. Многие из этих факторов, например, химические соединения, являются естественными и необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Некоторые из потребляемых «топливных молекул» участвуют в построении структур клеток, другие – в обмене веществ и выработке энергии. Однако на Зем­ле происходит изменение материального состава окружающей среды, изменяются соотношения газов в атмосфере, природные среды все боль­ше насыщаются новыми опасными, ранее неизвестными веществами, которые также поступают в организм человека. Оценить степень их вли­яния, выявить и количественно выразить риск, установить нормативы их безопасности – важная задача, решаемая современной наукой. Другими важными действующими факторами являются также физические факторы. Один из них – магнитное поле Земли. Особое значение имеет ионизирующая радиация в рамках естественного фона Земли, которая также представляет собой экологический фактор, обусловливающий развитие всего живого. Она ответственна за мутации в генетическом аппарате, это является необходимым условием развития, появления новых признаков, т.е. процесса развития и приспособления видов. С другой стороны, окружающая среда оказывается все больше загрязненной искусственными электромагнитными излучениями и радиоактивными источниками. Это загрязнение не только искажает естественные магнитные поля и уровень радиации, но и количественно значительно превосходит их как по мощности, так и по концентрации (контрастности) в урбанизированных или промышленных зонах. В то же время среда обитания продолжает предъявлять к человеку разнообразные, порой очень жесткие требования. С развитием технологий эти требования все в большей мере касаются психоэмоциональной сферы человека и в меньшей затрагивают его биологическую, физиологическую сущность. Тем не менее, вопрос приспособления основных функций организма к изменяющимся условиям внешней среды по-прежнему остается актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивакова Н. Н., Тембай Т. В., Брацыхина Л. С., Жуковская Г. В., Рыжкина Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников в экологически неблагоприятной среде обитания»

4. Пигарева И.В. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д.Б. Кабалевского: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.В. Пигарева. - М., 2006. - С. 79, 85.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЕ

ОБИТАНИЯ

© Сивакова Н.Н.*, Тембай Т.В.*,

Брацыхина Л.С.*, Жуковская Г.В.*, Рыжкина Т.А.*

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь

На протяжении своей жизни человек испытывает постоянное воздействие разнообразных факторов окружающей среды. Многие из этих факторов, например, химические соединения, являются естественными и необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Некоторые из потребляемых «топливных молекул» участвуют в построении структур клеток, другие - в обмене веществ и выработке энергии. Однако на Земле происходит изменение материального состава окружающей среды, изменяются соотношения газов в атмосфере, природные среды все больше насыщаются новыми опасными, ранее неизвестными веществами, которые также поступают в организм человека. Оценить степень их влияния, выявить и количественно выразить риск, установить нормативы их безопасности - важная задача, решаемая современной наукой.

Другими важными действующими факторами являются также физические факторы. Один из них - магнитное поле Земли. Особое значение имеет ионизирующая радиация в рамках естественного фона Земли, которая также представляет собой экологический фактор, обусловливающий развитие всего живого. Она ответственна за мутации в генетическом аппарате, это является необходимым условием развития, появления новых признаков, т.е. процесса развития и приспособления видов. С другой стороны, окружающая среда оказывается все больше загрязнен-

* Заведующий лабораторией Духовно-нравственного развития и здоровьесбережения, кандидат биологических наук, доцент.

* Старший научный сотрудник лаборатории Духовно-нравственного развития и здоровьес-бережения, кандидат биологических наук.

* Заведующий отделом Образования Администрации г. Невинномысска.

* Депутат Думы г. Невинномысска, председатель постоянной комиссии Думы города по бюджету и налоговой политике, председатель управляющего совета школы.

" Директор МОУ СОШ № 7 г. Невинномысска.

ной искусственными электромагнитными излучениями и радиоактивными источниками. Это загрязнение не только искажает естественные магнитные поля и уровень радиации, но и количественно значительно превосходит их как по мощности, так и по концентрации (контрастности) в урбанизированных или промышленных зонах. В то же время среда обитания продолжает предъявлять к человеку разнообразные, порой очень жесткие требования. С развитием технологий эти требования все в большей мере касаются психоэмоциональной сферы человека и в меньшей затрагивают его биологическую, физиологическую сущность. Тем не менее, вопрос приспособления основных функций организма к изменяющимся условиям внешней среды по-прежнему остается актуальным.

Существует много научных исследований заболеваемости населения на фоне промышленного загрязнения окружающей среды, причем авторы, как правило, обнаруживают рост заболеваемости как общей, так и по отдельным нозологиям, в экологически неблагополучных регионах, районах или в непосредственной близости от источника загрязнения. Однако взаимообусловленность этих явлений (заболеваемости и антропогенного загрязнения) всегда остается дискуссионным вопросом [1-4].

Город Невинномысск - ведущий индустриальный центр Ставропольского края. Основными отраслями промышленности города являются химическое производство и электроэнергетика. По городской территории проходит федеральная автомобильная трасса «Кавказ», постоянно увеличивается количество автомобилей, эксплуатируемых гражданами и организациями. Указанные факторы объективно усиливают нагрузку на окружающую среду и не влияют положительно на экологическую обстановку и здоровье горожан. Как следствие, уровень основных видов заболеваний в городе Невинномысске превышает средне краевой показатель в 1,5-2 раза.

Сегодня, когда загрязнение окружающей среды носит глобальный характер, а «человеческий фактор» стал настолько заметен даже в масштабах планеты, вопросы экологии и сохранения среды обитания для потомков выходят на первый план. Так в 2008 году была принята городская целевая программа по улучшению экологической обстановки в г. Невинно-мысске на 2009-2013 годы, которая содержит комплекс мер, направленных на уменьшение воздействия вредных факторов на окружающую среду и здоровье человека: администрацией города подписан трехсторонний протокол о намерениях по осуществлению мониторинга атмосферного воздуха и мерах по улучшению окружающей среды; установлены «экологические посты», позволяющие проводить комплексную оценку состояния атмосферы; создана общественная экологическая организация «Экологический патруль», работа которой направлена на взаимодействие с бизнесом, промышленными структурами города, органами власти и обществом; введены новые ПГУ мощностью 410 мегаватт на Невинномысской ГРЭС; про-

веден комплексный анализ работы образовательных учреждений по здо-ровьесбережению участников образовательного процесса и определены перспективы развития этого направления работы.

Системный подход к решению проблемы экологии и здоровья школьников нашел свое отражение в совместной продуктивной деятельности администрации и управления образования города Невинномысска. Так как, молодёжь сегодня представляет собой экономическую, социальную и политическую силу, формирование культуры здоровья, мониторинг здоровья школьников и педагогов, создание здоровьеразвивающего образовательного пространства школы, профилактика вредных привычек выступают наиболее важными направлениями в образовании.

Отдел образования администрации города Невинномысска работу по сохранению и укреплению здоровья школьников координирует и осуществляет по 18 направлениям, представленным на рис. 1.

С целью сохранения и укрепления здоровья детей организация образовательного процесса в каждой школе предполагает создание здоровьес-развивающей среды. Образовательный процесс строится в соответствии с требованиями СанПиНов; особое внимание уделяется мониторингу здоровья, результаты которого позволяют управлять образовательным процессом без ущерба для здоровья; введен 3-й урок физкультуры, так называемый «урок здоровья», который проводится в течение учебного года на открытых школьных площадках, в парковой зоне или плавательном бассейне; проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внедряются оздоровительные по методике А.Н. Стрельниковой (дыхательная гимнастика), В.Ф. Базарного (зрительно-двигательные траектории), Л.А. Сиротюк (снижение утомляемости, активизация познавательной деятельности), А. Уманской (точечный массаж).

Научный подход к организации учебного процесса сегодня просто необходим. В городе успешно функционируют 3 краевые инновационные площадки по здоровьесбережению, которые показали положительную динамику уровня здоровья, уровня тревожности и уровня физической подготовленности учащихся в течение учебного года, что очень важно для экологически неблагоприятной зоны.

Коллективом педагогов МОУ СОШ № 7 разработан и при поддержке МО Ставропольского края представлен к опубликованию «Дневник здоровья для младших школьников».

Широкий спектр научно-педагогического сотрудничества по вопросам здоровьесбережения имеют образовательные учреждений города с федеральными и региональными учреждениями развития образования; вузами; научной лабораторией краевого института повышения квалификации, общественными организациями - «Экологический патруль», Благотворительный фонд «Моя прелесть»; медицинскими учреждениями - МУЗ «Невин-

номысская городская детская больница», МУЗ «Центр здоровья», ГБУЗ СК «Краевой клинический наркологический диспансер». В течение трех лет под руководством МОУ «Центр диагностики и консультирования» психологи общеобразовательных учреждений города в 14 школах ведут работу по Программе «Все, что тебя касается» по линии Фонда «Здоровая Россия». Эта работа направлена на формирование уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье. Еще одним важным направлением работы центра является выявления детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования и разработка рекомендаций, направленных на создание специальных условий для данной категории детей.

налр явления деятельности по здоровьес бережет по

□ Работа О У по сохранению и укрепленно здоровья

□ Краевые, городские инноеаиионные площадки по ЗСД

□ Межведокствежая деятельность ОУ по сохранению и укрепленно здоровья

□ Экологически! патруль (эффект, работы организации)

■ Охват санаторно-профилактическим лечением школьников

□ Участие в комсурсах. кист ер-классах по ЗСД

■ Обучающие семшарыпо ЗСД. ФПК (охват педагогов)

Рис. 1. Деятельность администрации г. Невинномысска и отдела образования по сохранению и укреплению здоровья школьников

Рейтинговая оценка деятельности образовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс побудила педагогические коллективы школ к активной научно-исследовательской работе, обмену опытом по созданию здоровьесберегающей среды, проведению мастер-класса, участию в городских и краевых конкурсах «Здоровье и образование».

Для оценки результативности и повышения эффективности работы в отделе образования создан банк данных состояния здоровья школьников. Банк данных содержит сведения о пропусках занятий учащимися по трем критериям, представленным на рис. 2. Динамика показателей за последние 3 года свидетельствуют о снижении роста заболеваемости среди учащихся города по 2 и 3 критериям (пропустил занятия 1-2 раза, более 3-х раз).

Рис. 2. Пропуски дней по болезни школьниками г. Невинномысска за 3 года

Концепция воспитательной системы образовательных учреждений города Невинномысска выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, свободную, культурную, гуманную личность, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и эффективным. Определены приоритетные направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное, трудовое, работа с родителями и ученическое самоуправление.

В условиях современного общества роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор на производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки моло-

дежи к труду. Большинство педагогов хорошо понимают, что условием, определяющим благополучие каждого человека, является включение его в общественно полезную деятельность. В течение учебного года был проведен мониторинг для определения количества школьников, желающих работать во время летних каникул. В летний период в ремонтных бригадах работали 575 учащихся, в пришкольных мастерских - 344, на пришкольных участках - 2841, вожатыми - 286.

Главную воспитательную задачу решают внеурочная работа и дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса, значительно обогащающие содержание общего образования, условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения (рис. 3).

■ Младшая возрастная группа (7-10лет) ■ Средняя возрастная группа (11-14 лет)

ы Старшая возрастная группа -15-17 лет)

Рис. 3. Система дополнительного образования в г. Невинномысске

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы, обладая открытостью, мобильностью и гибкостью. Система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. Наиболее востребованными для школьников города являются интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое и физкультурно-спортивное направления. Следует отметить, что общая занятость учащихся дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей и в общеобразовательных учреждениях за последние 3 года выросла почти вдвое (рис. 4).

12000

10000

4

8000

□ 2008-2009

6000 Г

■ 2009-2010

4000

2000

О 1—

УДОД ОУ

□ 2010-2011

Рис. 4. Сравнительный анализ занятости учащихся (в ОУ и УДОД)

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Сегодня приоритетными видами спорта в городе являются футбол, баскетбол, легкая атлетика, прыжки на батуте, плавание и кикбоксинг. Календарь спортивных мероприятий города насыщен соревнованиями различного уровня - дворовые матчи, районные, городские состязания, спортивные праздники и др. Более 70 % детей занимаются в спортивных кружках и секциях. За последние годы в копилку города юные спортсмены принесли медали российского и международного уровней.

Правильное питание - залог здоровья. В 2010-2011 учебном году охват всеми видами питания составил - 10437 школьников (95,4 %) от общего числа учащихся города, горячим питанием охвачено - 6814 школьников (65,3 %). Бесплатное питание получают 1382 (13,3 %) учащихся, это дети из малоимущих и многодетных семей, дети-инвалиды. В течение учебного года учащиеся начальной школы общеобразовательных учреждений города получали кислородные коктейли.

Большое внимание уделяется санаторно-курортному лечению и летнему отдыху учащихся. В течение года учащиеся образовательных учреждений города оздоравливаются в краевом детском санатории «Журавлик», а также в санаториях Кавказских Минеральных Вод и города Анапа. В летний период около 5000 школьников отдыхает в лагерях с дневным пребыванием на базе школ, центров дополнительного образования, выездных спортивных лагерях, турбазах Архыза. Ежегодно количество отдыхающих детей увеличивается на 200-230 человек (рис. 5).

Реализуя государственную политику в области специального образования, в Стратегии развития системы образования города Невинномысска до 2020 года определены два направления для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

- сохранение и развитие системы коррекционного образования, существующей в городе;

- обеспечение условий, способствующих обучению детей-инвалидов в массовой общеобразовательной школе, ближайшей к месту жительства ребёнка.

Рис. 5. Организация санаторно-курортного и летнего отдыха школьников

Принципиально важно, что общеобразовательные учреждения города предоставляют ребёнку-инвалиду возможность получения образования в различных формах, соответствующих его психофизическим и индивидуально-типологическим особенностям: очно, в форме индивидуального обучения на дому, по желанию родителей (законных представителей) в форме семейного образования, дистанционно

Специфика помощи, оказываемой детям с ограниченными возможностями здоровья заключается, прежде всего, в её комплексности (психологопедагогическая и медико-социальная). Её оказывают тесно взаимодействующие педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские работники. Специальная помощь детям-инвалидам имеет коррекционно-развивающую направленность, с учётом его интеллектуальных и физических возможностей, рекомендаций медицинских работников. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетическому воспитанию, физическому развитию. В этих целях в образовательных учреждениях города открыты логопедические кабинеты, кабинеты психологической разгрузки; в целях формирования социальной адаптации, жизненно важных навыков они приглашаются для участия в общешкольных праздниках, выставках, других массовых мероприятиях.

Просветительская работа в области здоровья и здорового образа жизни привлекает различные структурные подразделения города и проводится с помощью таких методов как собеседование, групповые дискуссии, лекции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, беседы за круглым столом, устные журналы, школы здоровья, конференции, методы наглядной агитации (стенгазеты, санбюллетени, выставки и уголки здоровья, книжные выставки).

Отдел образования совместно с отделом по молодежной политике администрации города ежеквартально проводит мероприятия по вопросам формирования здорового образа жизни, о вреде наркотических средств табакокурения, курительных смесей, употребления алкогольных, слабоалкогольных и энергетических напитков профилактики ВИЧ / СПИД - инфекции, вирусных гепатитов В и С. С целью просветительской работы, воспитания стремления молодёжи к здоровому образу жизни и формированию духовно-нравственного облика нового поколения, в образовательных учреждениях проводятся месячники по борьбе с наркоманией «Мы выбираем жизнь», Месячник здоровья, в рамках которых проводятся такие мероприятия как конкурс газет и плакатов; фотоконкурсы «Красота спасет мир»; уроки здоровья; классные часы (1-11 класс) на тему: «Хочешь быть здоровым -будь; это правильный путь», «О вкусной и полезной пище», «21 век без вредных привычек», «О вреде никотина»; спортивно-оздоровительные мероприятия (соревнования, спортивные игры и праздники); трудовой десант по благоустройству территории школы; акции: «Посади дерево», «Мы за здоровый образ жизни», «Самый здоровый класс»; тематические классные часы; выставки рисунков и плакатов; родительский лекторий «Здоровая семья - будущее России»; городские соревнования допризывной молодежи по общефизической подготовке.

На семинарах и круглых столах с отделом образования и отделом по молодежной политике администрации города обсуждаются результаты социологических исследований по вопросам формирования здорового образа жизни, питания учащихся школ, о вреде употребления наркотических средств.

В течение всего учебного года в образовательных учреждениях проводилась регулярная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности, инфекционным заболеваниям.

В рамках работы Университета педагогических знаний для родителей проведены лектории, круглые столы с участием специалистов Горздравот-дела, Центра диагностики и консультирования, центра «Здоровье» по темам: «Здоровый образ жизни: роль семьи в сохранении и укреплении здоровья», «Преодоление разных видов зависимости у детей», «Здоровая семья - здоровая страна».

Учащиеся образовательных учреждений города из числа волонтеров принимают активное участие в проведении социальных рекламных кампаний: «Будущее выбираю сам», «Молодежь выбирает спорт», «Вместе в счастливое будущее», «Курить - это не модно!».

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание являются приоритетными направлениями государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране. Перед системой образования поставлена конкретная задача - создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было «комфортно и психологически, и физически»; чтобы к каждому ученику применялся «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».

Решение этой задачи в предстоящий период администрация и отдел образования г.Невинномысска видит в том, чтобы:

- определить проблемные, «болевые точки», требующие принятия конкретных системных мер на межведомственном уровне;

- выделить приоритетные направления деятельности;

- определить механизмы и ресурсное обеспечение, необходимые для решения поставленных задач на ближайшие годы и на перспективу;

- выстроить алгоритм достижения цели, которую мы формулируем следующим образом: воспитание в процессе образования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов;

- создать необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, и здесь очень важна роль системы дополнительного образования детей;

- совершенствовать работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (наркотики, алкоголь, табак) и распространения ВИЧ-инфекции в образовательной среде;

- совершенствовать учебно-воспитательный процесса с позиций сохранения и укрепления здоровья школьника, формирования у него культуры здорового и безопасного образа жизни, включая культуру питания, физическую культуру, культуру поведения пешехода и пассажира и т.д. - словом то, на что по сути направлена реализация мероприятий соответствующих федеральных целевых программ и ПНПО.

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. - М., 1997.

2. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. Педагогические стратегии и технологии. - М.: «Теория и практика физической культуры», 2002. - 270 с.

3. Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

4. Corbin C. B., Lindsey R. Concepts of physical fitness with Laboratories // WCB Brown&Benchmark publishers. - 8th edition. - 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.