Научная статья на тему 'Комплексная оценка состояния здоровья школьников экологически загрязненных районов на примере г. Невинномысска'

Комплексная оценка состояния здоровья школьников экологически загрязненных районов на примере г. Невинномысска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тембай Т. В., Сивакова Н. Н., Ткачук В. М., Тулиева Е. И.

Здоровье – одна из главных составляющих жизни человека. Процесс формирования здоровья начинается ещё в период внутриутробного развития человека и зависит от множества факторов внешней и внутренней среды, влияющих на организм матери и плода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тембай Т. В., Сивакова Н. Н., Ткачук В. М., Тулиева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка состояния здоровья школьников экологически загрязненных районов на примере г. Невинномысска»

блемную ситуацию, способствует вычленению проблемных задач и определяет этапы их решения [3, с. 280-281].

Таким образом, сегодня профессиональная культура молодого специалиста оценивается новыми критериями - общим культурным уровнем, глубиной и новизной знаний, умением их активно и эффективно применять в своей деятельности, чувством новизны, способностью принимать нетрадиционные решения. Развитие высокой профессиональной культуры возможно в том случае, когда при подготовке кадров реализуется творческая самостоятельность и активная жизненная позиция. Осуществление этих задач невозможно вне эстетического воспитания.

Список литературы:

1. Артемьева В.А. Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза: автореф. ... канд. психол. наук. - СПб., 2001.

2. Бочарова Э.М. Перспективы духовно-нравственного и эстетического воспитания молодежи в вузе // Социально-экономические, политические, правовые и духовные проблемы региона (к 200-летию Кавказских Минеральных Вод): материалы конференции (24-25 мая 2002 года). - Пятигорск, 2002.

3. Ершова М.А. Активизация творческой деятельности студентов ХГФ в процессе освоения народной вышивки // Вестник Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. - 1998. - № 1.

4. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. - Пятигорск, 1996.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАЙОНОВ НА ПРИМЕРЕ Г. НЕВИННОМЫССКА

© Тембай Т.В.*, Сивакова Н.Н.*,

Ткачук В.М.*, Тулиева Е.И.*

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь

Здоровье - одна из главных составляющих жизни человека. Процесс формирования здоровья начинается ещё в период внутриутробного разви-

* Старший научный сотрудник лаборатории Духовно-нравственного развития и здоровьес-бережения, кандидат биологических наук.

* Заведующий лабораторией Духовно-нравственного развития и здоровьесбережения, кандидат биологических наук, доцент.

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ Г имназия № 9 (г. Невин-номысск).

* Директор МОУ Г имназия N° 9 (г. Невинномысск).

тия человека и зависит от множества факторов внешней и внутренней среды, влияющих на организм матери и плода. В условиях возрастающего загрязнения окружающей природной среды особое внимание обращает на себя здоровье подрастающего поколения, так как от этого зависит дальнейшая жизнь взрослого человека.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение её защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Целью нашего исследования было изучение состояния здоровья школьников экологически неблагоприятного города Невинномысска Ставропольского края.

Город Невинномысск является крупным промышленным центром Ставропольского края со сложной экологической обстановкой. Промышленность города отличается многообразием представленных в ней отраслей и наличием предприятий химической отрасли, электроэнергетики, оказывающих негативное влияние на окружающую среду: ОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Арнест», филиал «Невинномысская ГРЭС» ОАО «ОГК-5». Город заслуженно имеет звание «промышленного центра Ставропольского края».

Основными проблемами, определяющими неблагополучное экологическое состояние города, являются высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна, а также большое количество образующихся отходов. Согласно сведениям Государственного учреждения «Ставропольский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - ГУ «Ставропольский ЦГМС») общий уровень загрязнения атмосферы в 2010 году охарактеризован как повышенный. В частности, среднегодовая концентрация диоксида азота выросла на 75 %, оксида азота на 50 %, фторида водорода на 20 %. В течение года наблюдалось превышение предельно допустимой концентрации (далее - ПДК) диоксида азота и фторида водорода в 2,6 и 4,6 раза соответственно.

В первом квартале 2011 года среднемесячные концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота, фторида водорода, аммиака не превышали установленного уровня ПДК. Однако, наблюдались превышения максимальной разовой ПДК фторида водорода - 64 раза, диоксида азота - 13 раз, оксида азота - 1 раз.

Большая часть выбросов вредных веществ осуществляется промышленными предприятиями. Однако проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами от механизированных транспортных средств растёт вместе с количеством автотранспорта в городе.

Техногенная городская среда оказывает влияние на социальное качество человека - его здоровье. Наиболее полно влияние экологических факторов на человека отражают показатели заболеваемости экологически - обусловленными заболеваниями. По данным отдела здравоохранения администрации города в 2010 году произошёл рост заболеваемости по таким нозологиям, как: новообразования на 13,3 %, органов пищеварения на 4 %. Наблюдается увеличение смертности в трудоспособном возрасте на 8,8 % и общей смертности на 4,3 %. В структуре общей смертности основная доля приходится на болезни органов кровообращения, на втором месте - онкологические заболевания.

Исследования проводились на базе МОУ гимназии № 9 г. Невинно-мысска. На основании локальных актов и требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН в МОУ гимназии № 9 был организован учебный процесс: расписание уроков строилось согласно нормам к учебной нагрузке учащихся; 3 час физкультуры обязательно проводился на свежем воздухе, в параллели 2-х классов 3 час - плавание. Индивидуальное расписание в спортклассе позволило скорректировать часы тренировок и учебные занятия, не вызывая перегрузки для организма.

На особый контроль поставлена работа по созданию благоприятных условий на занятии: проветривание классов перед уроками, соблюдение светового режима в классе, проведение физкультминуток.

На уровне здоровья учащихся так же отражается организация внеурочной деятельности. Большой популярностью пользуется туристический кружок. Пешеходные прогулки, экскурсии по городу, загородные походы позволяют не только вызвать положительное отношение к природе, сплотить детский коллектив, но и меняет отношение к своему здоровью.

Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры позволяет индивидуально подходить к физическим способностям учеников и проводить дополнительные занятия в секциях по разным видам спорта. Высокие показатели при личном зачете и участия в городских спортивных соревнованиях является мотивацией для учащихся. Выполняя социальный заказ родителей в гимназии организованы и соревнуются команды по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетики, туризму в каждой параллели.

Классные руководители проводят классные часы, часы здоровья. В период 2010-2011 учебного года 138 учащихся оздоровились в санаториях края, 225 учащихся посетили школьный оздоровительный лагерь, 45 -отдохнули в загородных лагерях края.

Используя методическое пособие Н.Н. Сиваковой «Методические рекомендации по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения школьников» были обследованы учащиеся гимназии.

Индивидуальные величины адаптационного потенциала системы кровообращения позволили нам определить: индивидуальный уровень здоровья и «структуру здоровья» коллективов учащихся. Такая информация необ-

ходима не только ученику, родителям, но и учителю, который будет управлять образовательным процессом без ущерба для здоровья. В таблице 1 представлен результат оценки адаптационного потенциала системы кровообращения школьников, где четко просматривается «структура здоровья».

В начале учебного года (октябрь) наибольший процент степени напряжения регуляторных механизмов наблюдается в 9-х и 11-х классов (48 % -в зоне частичной адаптации и 51 % - в зоне напряжения регуляторных механизмов; соответственно и в 11-х классах - 50 % и 50 %). Среди школьных факторов риска, таких как: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие обучающих программ и методик возрастным особенностям школьников, несоблюдение санитарно-гигиенических нормативов, недостаточная осведомленность педагогов в области здоровьесбережения, отсутствие знаний у родителей в области здоровьесбе-режения, отсутствие целостной системы здоровьесбережения в школе, недостаточная работа школ по физическому воспитанию и спортивно-массовой работе, мы выделяем и такие как репетиторство и подготовка к ЕГЭ. Эти два фактора имеют «значительный вес» как психологического значения (стресс, напряжение регуляторных механизмов) так и физиологического значения (недостаточная двигательная активность, ухудшение зрения, осанки и др.).

Суммарное воздействие негативно влияющих факторов на организм школьника ведет к повышению степени утомления, снижению адаптационных возможностей организма, резистентности. В дальнейшем к срыву адаптации.

Таблица 1

Структура здоровья учащихся МОУ гимназии № 9 на октябрь 2010-2011 учебного года

АП (в условных баллах) Оценка степени адаптации Уровень функциональных возможностей классы

1 | 2 1 3 1 4 1 5 1 6 | 7 | 8 1 9 110111

количество учащихся

82|108|77|78|51|75|107|72|54|49|44

«структура здоровья» учащихся (%)

< 1.60 Удовлетворительная Оптимальный 13 5 4 1 0 3 0 1 0 0 0

1.60-2.09 Неполная или частичная Достаточный 75 74 72 80 85_ 67 64 66 48 64 50

2.10-2.59 Неустойчивая, напряжение механизмов адаптации Имеется риск снижения функциональных возможностей 12 21 14 19 15 29 36 33 51 36 50

2.60-3.09 Неудовлетворительная, перенапряжение механизмов адаптации Снижение функциональных возможностей 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0

> 3.10 Истощение механизмов адаптации Резко сниженные функциональные возможности 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

В начале учебного года (октябрь) невысокий процент степени напряжения регуляторных механизмов наблюдается в 1-х классах (12 %). Это

подтверждает многочисленные отечественные исследования, в которых мы наблюдаем достаточно высокую организацию режима дня дошкольника. При переходе в школу, к сожалению, режим дня контролируют не все родители, что ведет к увеличению степени напряжения регуляторных механизмов и в дальнейшем, к развитию «букета» заболеваний.

Анализируя «структуру здоровья» 2-х классов мы подтверждаем результаты российских ученых о том, что, переходя от класса к классу, растет количество заболеваний учащихся, которое спровоцировано школьными факторами риска и проявляется в ухудшении «структуры здоровья» - 21 % по сравнению с первоклассниками. Среди вышеперечисленных факторов риска в этой возрастной группе мы выделяем и такие как недостаточная двигательная активность и отсутствие культуры здоровья младших школьников.

В табл. 2 представлены результаты оценки адаптационного потенциала системы кровообращения школьников в конце учебного года, где четко просматривается «структура здоровья» и её состояние после применения здоровьесберегающих технологий.

Таблица 2

Структура здоровья учащихся МОУ гимназии № 9 на октябрь 2010-2011 учебного года

АП (в условных баллах) Оценка степени адаптации Уровень функциональных возможностей классы

1 | 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 |9| 10 111

количество учащихся

791108177178148180 |105 169155149144

< 1.60 Удовлетворительная Оптимальный 60 97 57 70 38 69 54 42 27 39 26

1.60-2.09 Неполная или частичная Достаточный J9 10 20 _8_ J0 п_ 45 26 28 J0 18

2.10-2.59 Неустойчивая, напряжение механизмов адаптации Имеется риск снижения функциональных возможностей 0 1 0 0 0 4 1 1 0 0 0

2.60-3.09 Неудовлетворительная, перенапряжение механизмов адаптации Снижение функциональных возможностей 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0

> 3.10 Истощение механизмов адаптации Резко сниженные функциональные возможности 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

В конце учебного года (май) после применения здоровьесберегающих технологий структура здоровья изменилась кардинальным образом. Так, например, во всех классах повысилась оценка степени адаптации и уровень функциональных возможностей организма.

Результаты тестирования уровня здоровья в начальных классах в конце учебного года (май) в целом показали положительную динамику. Оценка степени адаптации в 1-х классах возросла до 60 %. Уровень здоровья у учащихся 2-х классов увеличился до 97 %, в 3-их классах этот показатель уве-

личился до 57 %. Подобная картина наблюдалась в средних и старших классах. Особенно большой процент миграции показателей из зоны напряжения («жёлтой зоны») в зону нормы («зелёная зона») отмечался у учеников старших классов. Так в 9-х классах этот процент составил 27-28 %, в 10-х классах - 10 % и 39 %, в 11-х классах - 18 % и 26 %. То есть произошёл полный переход учеников старших классов из зоны напряжения в зону нормы.

Таким образом, результаты проведённых исследований показали, что применение здоровьесберегающих технологий позволяет значительно улучшить адаптационный потенциал учащихся к концу учебного года. Можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью школьников. Учителя МОУ гимназии № 9 прилагают все усилия к тому, чтобы сохранить и улучшить здоровье своих учеников.

Список литературы:

1. Пояснительная записка из проекта программы по улучшению экологического состояния г. Невинномысска общественной организации Экопатруль - сентябрь, 2011 года.

2. Промежуточный отчёт о результатах 1 этапа экспериментальной деятельности в МОУ гимназии №9 г. Невинномысска по теме: «Апробация условий, форм и средств, необходимых для сохранения здоровья школьников в условиях увеличивающихся учебных, социальных и антропогенных нагрузок. - 2010-2011 годы.

3. Сивакова Н.Н. Методические рекомендации по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения / СГПУ - Ставрополь, 1997. -18 с.

4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Терешков В.А.*

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

В статье рассмотрены преимущества интегративного подхода к подготовке бакалавров технологического образования. Уделено особое внимание междисциплинарности и проектной деятельности.

* Доцент кафедры Психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.