Научная статья на тему 'Интегративный подход к подготовке бакалавров технологического образования'

Интегративный подход к подготовке бакалавров технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терешков В. А.

В статье рассмотрены преимущества интегративного подхода к подготовке бакалавров технологического образования. Уделено особое внимание междисциплинарности и проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к подготовке бакалавров технологического образования»

личился до 57 %. Подобная картина наблюдалась в средних и старших классах. Особенно большой процент миграции показателей из зоны напряжения («жёлтой зоны») в зону нормы («зелёная зона») отмечался у учеников старших классов. Так в 9-х классах этот процент составил 27-28 %, в 10-х классах - 10 % и 39 %, в 11-х классах - 18 % и 26 %. То есть произошёл полный переход учеников старших классов из зоны напряжения в зону нормы.

Таким образом, результаты проведённых исследований показали, что применение здоровьесберегающих технологий позволяет значительно улучшить адаптационный потенциал учащихся к концу учебного года. Можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью школьников. Учителя МОУ гимназии № 9 прилагают все усилия к тому, чтобы сохранить и улучшить здоровье своих учеников.

Список литературы:

1. Пояснительная записка из проекта программы по улучшению экологического состояния г. Невинномысска общественной организации Эко-патруль - сентябрь, 2011 года.

2. Промежуточный отчёт о результатах 1 этапа экспериментальной деятельности в МОУ гимназии №9 г. Невинномысска по теме: «Апробация условий, форм и средств, необходимых для сохранения здоровья школьников в условиях увеличивающихся учебных, социальных и антропогенных нагрузок. - 2010-2011 годы.

3. Сивакова Н.Н. Методические рекомендации по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения / СГПУ - Ставрополь, 1997. -18 с.

4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Терешков В.А.*

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

В статье рассмотрены преимущества интегративного подхода к подготовке бакалавров технологического образования. Уделено особое внимание междисциплинарности и проектной деятельности.

* Доцент кафедры Психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием, кандидат педагогических наук.

Современное государство и общество требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, умеющих эффективно выполнять свою профессиональную деятельность, быть профессионально мобильными в различных профессиональных ситуациях. Это, в полной мере, относится и к педагогическим работникам, в частности бакалаврам технологического образования, которые должны получить качественное профессиональное образование за четыре года, в связи с переходом системы образования на двухуровневую модель подготовки.

Бакалавры технологического образования должны работать по различным направлениям своей профессиональной деятельности. Это психолого-педагогическая деятельность, конструкторско-технологическая (работа, связанная с разработкой и созданием технико-технологических объектов), социально-коммуникативная деятельность и др. То есть бакалавр технологического образования должен обладать достаточно широким набором ключевых профессиональных компетенций, позволяющих ему эффективно и с хорошим качеством выполнять свою будущую профессиональную деятельность, от которой зависит качество технологической подготовки школьников.

Конструкторско-технологический компонент в большей степени связан с разработкой, проектированием и изготовлением опытного образца изделия. Это требует определённой системы конструкторско-технологических знаний и умений. Бакалавр технологического образования должен разбираться в различных технических, конструкторских и технологических вопросах, касающихся машиноведения, металлообработки, деревообработки, электротехники, электроники, автоматики, технического дизайна. Как мы видим, это достаточно обширная область знаний и умений, которой должен овладеть бакалавр технологического образования. И скажем сразу, это непросто сделать в рамках бакалаврского четырёхгодичного образования. Но делать нужно. А как?

На помощь приходит интегративный подход к подготовке бакалавров технологического образования, учитывающий тенденции интеграции в профессиональной подготовке будущих специалистов. Интеграция как мощное средство и механизм, проявляющаяся в объединительных синтезирующих процессах, наряду с дифференциацией, позволяет использовать свои преимущества в различных видах человеческой деятельности, в том числе, и в образовании, и, в частности, в системе профессионального образования.

Интеграция понимается как процесс и результат объединения, взаимодополнения, соединения, воссоединения различных частей, составляющих целое, имеющих общие структурные элементы, к которым можно отнести личностные, целевые, содержательные, технологические, контрольные, рефлексивные и другие компоненты. В различных направлениях профессиональной деятельности, психолого-педагогической, конструкторской и технико-технологической есть много общих компонентов. В любом виде деятельности вначале ставят её цель, затем определяют задачи по её дости-

жению, определяется база деятельности, решается вопрос процесса деятельности, определения возможностей на различных этапах деятельности, выбор оптимального решения каждого этапа деятельности и в целом всей деятельности и т.д. Применительно к деятельности бакалавров технологического образования сказанное выше можно отнести ко всем направлениям деятельности данной категории специалистов. И, естественно, без интеграции и её потенциальных возможностей в подготовке бакалавров технологического образования не обойтись.

Поэтому в процессе подготовки этих специалистов нужно максимально задействовать возможности интеграции, чтобы будущий специалист в целом видел свою профессиональную деятельность и у него сложился её целостный образ. К этому нужно готовить. Зададимся вопросом, как? Уже с первого курса, начиная с предмета «Введение в педагогическую специальность», необходимо показать интегративность будущей профессиональной деятельности, её различные направления, которые находятся в тесном взаимодействии и коммуникации. Студент должен понимать, что овладевать будущей профессиональной деятельностью нужно целостно, в ней нет ненужных направлений, они все важны. Нужно показать зависимость направлений не только друг от друга, но и взаимозависимость всех изучаемых в вузе дисциплин и курсов. Показать общность целевых, содержательных, процессуальных, рефлексивных и других компонентов.

При изучении психо лого-педагогического блока дисциплин необходимо увязывать его с технико-технологическим блоком. Например, изучая методику преподавания дисциплин профильной подготовки, объяснять и давать задания студентам по самостоятельной работе, связанные с определёнными технико-технологическими особенностями различных профилей. Естественно преподавателю самому нужно знать эти особенности, устройство некоторых технических аппаратов и приборов, технологию работы с ними, различный инструмент и правила пользования ими и т.д. Психология должна показывать как, изучая то или иное техническое устройство, происходит развитие личности изучающего, его познавательных процессов, в частности технического мышления. Философия должна показывать всеобщность и взаимозависимость бытия, к которому можно отнести и преподавательскую деятельность как часть многогранного мира жизнедеятельности человека. Она также должна показать инвариантность своих понятий, таких как единичное и целое, причина и следствие применительно и к психолого-педагогическим дисциплинам и к технико-технологическим, используя для этого конкретные примеры их психологии, педагогики, техники, различных видов технологии.

Также, преподавая технические дисциплины, необходимо показывать их общие связи с философией, психологий, математикой, педагогикой и другими гуманитарными науками. Например, связь с философией можно показать так: деталь какого-то технического устройства - это единичное, а само устройст-

во - это целое. Связь с психологией можно объяснить на примере сборки какого-то технического устройства, показать логику технического мышления и его развития при сборке этого устройства. Ведь техническое мышление - это часть общего мышления человека, часть его познавательных процессов. И потому насколько быстро человек может собрать то или иное новое для него устройство, можно судить о развитости его логического и образного мышления или, как психологи говорят, конвергентного и дивергентного типов мышления.

Объясняя решение некоторых математических проблем, задач на лекциях и решая их на семинарских занятиях, необходимо давать эти задачи во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью, с технико-технологическими ситуациями, в которых достаточно много чисто математических вопросов. Например, нахождение площади поверхности корпуса какого-то технического устройства, где прекрасно можно использовать математический аппарат интегрирования.

Также, раскрывая некоторые физические законы, необходимо показывать их действие в тех технических устройствах, которыми будет пользоваться будущий бакалавр технологического образования. Например, объясняя явление электромагнитной индукции пояснить её действие в электродвигателе металлорежущего или деревообрабатывающего станка, который установлен в школьной мастерской. Объясняя действие закона Ома, прояснить его на примере расчёта контура заземления.

Казалось бы, какие могут быть связи между электротехникой и педагогикой, особенно с её разделом «Теория воспитания». И здесь они есть. Например, говоря о воспитании внимательного отношения детей к изучению различных объектов, процессов и явлений, можно будет увязать объяснение темы с обращением особого внимания детей на технику безопасности, на внимательное изучение различных инструкций по безопасному использованию различного оборудования. Конкретика иногда может дать значительно больше для развития человека, чем изучение чего-то, носящего общий характер, хотя и это тоже имеет большое значение, особенно на заключительных этапах изучения чего-то, при обобщениях.

Как мы видим, интегративность и её одна из составных частей, междис-циплинарность, должна особым образом присутствовать при подготовке бакалавров технологического образования. Необходима совместная работа кафедр по установлению этой междисциплинарности, творческий диалог преподавателей технико-технологических, конструкторских дисциплин и преподавателей дисциплин гуманитарных, психолого-педагогических направлений. Меж-дисциплинарность, междисциплинарность и ещё раз междисциплинарность!

Составляя свои рабочие программы, преподавателям всех дисциплин без исключения необходимо учитывать, в первую очередь, будущую профессиональную деятельность бакалавра технологического образования. И в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра составлять свои рабочие программы и вести диалог с обучающимися.

Так как бакалавр технологического образования в своей будущей профессиональной деятельности будет обучать детей проектной деятельности, то и он сам должен, в достаточной степени, освоить эту проектную деятельность не только на хорошем теоретическом уровне. Ему самому в процессе обучения в вузе необходимо самостоятельно выполнить проект, изучив все стадии и особенности проектирования. Проектная деятельность является интегративной по своей сути. При её осуществлении необходимы знания и умения их различных областей знания. Например, проектируя и изготавливая техническую модель металлорежущего станка или стиральной машины, студенту необходимы знания и умения из информационных технологий по поиску необходимой информации по данному изделию, знания из машиноведения, конструкционных материалов, охраны труда, электротехники, основ инженерного проектирования, дизайна, физики, математики, экономики и других дисциплин. К тому же он должен изготовить эту модель, а здесь нужны умения работать с различными инструментами, приборами и оборудованием. После проектирования и изготовления опытного образца, студент должен презентовать своё изделие, защитить свой проект, а для этого требуются знания педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин. Желательно приготовить слайдовую электронную презентацию, и в данном случае не обойтись без знаний и умений пользования компьютерными технологиями.

Мы видим, проектный подход к обучению учащихся является по сути своей интегративным подходом, поскольку при проектном обучении необходимо быть компетентным в различных областях знания, владеть различными компетенциями, выполняя проектную деятельность. Осуществляя проектную деятельность, необходим режим сотрудничества педагога с учащимися, т.е. педагог должен владеть в достаточном объёме коммуникативными компетенциями, которые являются часть более широких компетенций - социальных.

При выполнении проектной деятельности у учащихся формируется, а у педагога развивается технологическая культура, которая предполагает знание различных технологических процессов, умения разрабатывать простейшие технологии, технологические карты, а также наличие необходимых знаний и умений конструирования, проектирования и моделирования изделий. А, как известно, технологическая культура является частью общей культуры человека, следовательно, при её формировании и развитии целостно развивается сам человек, так как при формировании и развитии технологической культуры развивается базовая составляющая человека как носителя культуры, которая пригодится ему при формировании и развитии других видов культур, например экологической или информационной.

Мы определили, что проектная деятельность, являющаяся по сущности интегративной, формирует у обучающихся и развивает у обучаемых технологическую культуру, которая, в свою очередь, будет способствовать формированию и развитию других видов культур и, в конечном итоге, будет

способствовать становлению общей культуры человека. А в целом сформи-рованность и развитость общей культуры будет усиливать различные сферы бытия человека и приносить ему от этого радость и полноту жизни.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что будущая профессиональная деятельность бакалавра технологического образования является интегративной деятельностью, требующей знаний и умений из различных областей знания, и гуманитарного, и конструкторско-технологического в его предметном, техническом аспекте. Следовательно, к этой интегративной деятельности будущего профессионала нужно готовить и использовать при этом интегративный подход, одной из основных частей которого в данном виде подготовки является взаимосвязь и междисциплинарность не только технических областей знания между собой или гуманитарных областей знания между собой, но и взаимосвязь технического и гуманитарного знания в различных аспектах его проявления. Второй основной частью интегратив-ного подхода является использование метода проектов в профессиональной подготовке бакалавров технологического образования.

ГЕНДЕРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Тукачева Ю.С.*

Сургутский государственный университет, г. Сургут

Описывается содержание тендерного подхода в образовании. Раскрываются принципы организации педагогической деятельности с целью формирования гендерной идентичности. Акцентируется роль коммуникации в становлении гендерной (андрогинной) модели взаимоотношений.

В настоящее время в педагогических кругах активно обсуждается проблема реализации гендерного подхода в теории и практике образования. Связано это с тем, что социокультурное значение гендера становится все более явным, а проводимые в этой области исследования указывают на факты, говорящие о скрытых проблемах образования, которые под линзами «гендера» получают социальное обоснование.

Так на основе достигнутых результатов, необходимо выделить проблему формирования идентичности личности и связанные с ней трудности профессиональной самоактуализации и социальной образованности в целом. Подобные проблемы существовали в образовании и до появления «ген-дера», однако данное явление по-новому, более остро, раскрыло необходимость их решения. Актуальность проблематизации гендера в образовании

* Аспирант кафедры Философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.