Научная статья на тему 'Обеспечение образовательного процесса в условиях формирования здоровьесберегающего пространства школы'

Обеспечение образовательного процесса в условиях формирования здоровьесберегающего пространства школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивакова Н. Н., Тембай Т. В., Тулиева Е. И., Ткачук В. М.

В настоящее время состояние здоровья человека признано одним из основных критериев его полноценной жизни. Здоровье зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов. Принято считать, и вполне правомерно, что самым непосредственным и действенным «агентом» будущего является сфера образования. Именно эта сфера принципиально работает на будущее, во многом определяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, в конечном счете, – экономический, нравственный, духовный потенциал общества и цивилизации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивакова Н. Н., Тембай Т. В., Тулиева Е. И., Ткачук В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение образовательного процесса в условиях формирования здоровьесберегающего пространства школы»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

© Сивакова Н.Н.*, Тембай Т.В.*,

Тулиева Е.И.*, Ткачук В.М.*

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь

В настоящее время состояние здоровья человека признано одним из основных критериев его полноценной жизни. Здоровье зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов.

Принято считать, и вполне правомерно, что самым непосредственным и действенным «агентом» будущего является сфера образования. Именно эта сфера принципиально работает на будущее, во многом определяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, в конечном счете, - экономический, нравственный, духовный потенциал общества и цивилизации в целом.

Формирование культуры здоровья - важнейшее условие оздоровления общества и начинать этот процесс необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит все население страны, а учебно-воспитательный процесс - единственный систематизированный процесс возможного формирования правильного поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей. Следовательно, вопросы сохранения и укрепления здоровья являются важными проблемами науки, философии и образования [2, 4, 6].

Все компоненты педагогической системы находятся в определенной иерархической зависимости и проявляются во взаимодействии в каждом конкретном акте учебной деятельности. Ее основой является организационноуправленческая деятельность, осуществляющая координацию действий всех субъектов, их мотивационно-целевых установок, планирование содержания педагогического процесса, а также оценивание результатов по выполнению поставленных целей и задач. Особенностью педагогической системы является ее коммуникативная природа, так как все взаимоотношения в данной системе

* Заведующий лабораторией Духовно-нравственного развития и здоровьесбережения, кандидат биологических наук, доцент.

* Старший научный сотрудник лаборатории Духовно-нравственного развития и здоровьес-бережения, кандидат биологических наук.

* Директор МОУ Г имназия № 9 (г. Невинномысск).

* Заместитель директора по УВР МОУ Гимназия N° 9 (г. Невинномысск).

строятся на основе построения определенных коммуникативных связей. Важным компонентом рассматриваемой педагогической системы являются человеческие ресурсы - педагоги, специалисты, сами учащиеся и их родители, вступающие в определенные целевые взаимоотношения в ходе реализации деятельности педагогической системы. Постановка и разработка подходов к решению такой системной проблемы, как сохранение и укрепление здоровья школьников, определяет необходимость привлечения к ней педагогических специалистов разных профилей, что также связано со значительными изменениями в деятельности ОУ, затрагивающими его различные функции [1, 2].

Поскольку рассматриваемая проблема ухудшения здоровья школьников, как было показано, носит системный характер, то борьба с этим явлением также должна базироваться на позициях системного подхода, захватывая и изменяя все звенья педагогической системы в соответствии с целями здо-ровьесбережения. Использование данного подхода отечественными учеными и практиками оказалось продуктивным, так как оно позволяет воздействовать на все многочисленные первопричины ухудшения здоровья детей при обучении, помогает рассматривать школу, содействующую здоровью, как единую систему, в которой весь образовательный процесс организуется согласно принципам адекватности и здоровьесбережения. Школа не в состоянии изменить все внешние факторы в жизни учащихся, отрицательно влияющие на состояние их здоровья. Однако системный подход может изменить деятельность образовательного учреждения, а также создает перспективу активного влияния через координационные советы всех уровней и на улучшение социальных факторов. Такая модель отличается своей функциональностью и ставит целью изменить характер современной российской школы, открывая ей путь к здоровьесберегающей деятельности [2-4, 6].

Проведенный ретроспективный анализ разных точек зрения по формированию культуры здоровья участников педагогического процесса позволил нам использовать данный подход для создания условий здорового образа жизни в современной школе на базе краевой инновационной площадки гимназии № 9 г.Невинномысска.

Анализ проблемы воспитательно-оздоровительной деятельности гимназии показал, что в школе недостаточно осознается необходимость использования здоровьесберегающих технологий образования и формирования правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентации учащихся на здоровый образ жизни, недостаточна интеграция медико-биологического, психологического и социально-педагогического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, на наш взгляд, возможно при следующих условиях:

- создание необходимой материально-пространственной среды: помещений для занятий по оздоровлению учащихся, в том числе тренажерных и спортивных залов, комнаты психологической разгруз-

ки, игровых комнат, физкультурно-оздоровительной площадки, медицинского кабинета и т.п.;

- обеспечение образовательного процесса на основе оптимальных педагогических технологий, учебных программ и методик, прошедших психолого-педагогическую и медицинскую экспертизы и соответствующих основному принципу педагогики здоровья - «не навреди»;

- проведение мониторинга, направленного на изучение состояния здоровья субъектов педагогического процесса и адаптации учащихся, оценка качества воспитательно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении;

- создание педагогического банка данных по формированию здорового образа жизни учащихся, связи с другими образовательными учреждениями, специализирующимися в области здоровья учащихся и педагогов;

- подготовленность школьных работников, родителей по вопросам сохранения, укрепления здоровья, формирования потребности у учащихся здорового образа и стиля жизни, информационная обеспеченность данного направления в системе «ученик - учитель - родители»;

- привлечение к сотрудничеству медицинские и профилактические учреждения города (Детская поликлиника, «Центр здоровья», Оздоровительно-восстановительный центр и т.д.), учреждения дополнительного образования детей спортивного и туристско-краеведческого направления (ДЮСШ «Олимпиец», ДЮСШ № 1, дЮсШ «Шерстяник»), летние оздоровительные лагеря «Гренада» и «Аксаут»;

- организация на базе гимназии пилотной площадки по созданию безбарьерной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями.

Все вышесказанное и определило необходимость разработки модели здоровьесберегающего пространства школы (табл. 1).

На первом этапе экспериментальной деятельности нами была проведена диагностика уровня здоровья школьников по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения (АПСК). Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе к обследованию не привлекались. На основании индивидуальных величин АПСК мы рассчитали «структуру здоровья» учащихся 1-11 классов [5]. Как видно на рисунке 1 в процентном отношении по каждой параллели от 49-85,9 % учащихся находятся в «зеленой зоне» удовлетворительной адаптации, от 12-50 % учащихся находятся в «желтой зоне» напряжения механизмов регуляции и 8 % в «красной зоне» неудовлетворительной адаптации. Этот факт мы связываем с периодом адаптации школьников к учебному процессу в начале года. Особенно это ярко выражено в 9-х и 11-х классах (около 50 %) т.к. превалирует репетиторство, подготовка к ЕГЭ, «сидячий образ жизни» за счет усиленной теоретической подготовки. С 7 по 11 класс это носит более выраженный характер.

Таблица 1

Модель здоровьесберегающей деятельности гимназии № 9 г. Невинномысска

Компоненты Содержание

Управление здоровьесберегающей деятельностью в образовательном учреждении Координационный совет: координатор, научный руководитель, психологическая и медицинская службы, социальный педагог, родительский комитет, учителя-предметники.

Научно-исследовательская деятельность ОУ (КИП) Создание концепции образовательного учреждения; разработка пакета документов по инновационной деятельности школы, программы развития «Школа-территория здоровья», создание безбарьерной образовательной среды для детей-инвалидов.

Функциональное пространство ОУ Соблюдение СанПиНов; физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятии в режиме дня; дыхательная гимнастика; расписание занятий в соответствии с гигиеническими требованиями; медицинское обслуживание; комплекс закаливающих мероприятий (облегченная одежда, регулярное проветривание помещений, соблюдение температурного режима,

Педагогический ресурс Включение педагогов в инновационную деятельность; компетентность педагогов; освоение новых здоровьесберегающих технологий; разработка авторских программ; проведение мастер-класса; участие в конкурсах педмастерства; формирование знаний о здоровье человека через предметную деятельность.

Формы организации физического воспитания в гимназии Урочные - введение 3-х уроков физкультуры для всех параллелей; один урок обязательно на воздухе или плавание. Внеурочные - утренняя гимнастика; подвижные перемены. Спортивно-массовые - спортивные занятия по видам спорта; спортивнее праздники, выездные слеты, Дни здоровья, Дни туриста, индивидуальные занятия с детьми, совместные досуговые мероприятия с родителями. Лечебная физическая культура; спецмедгруппы. Оздоровительная физическая культура в летнем оздоровительном лагере «Дельфин».

Мониторинг Разработка критериев оценивания, эффективности разрабатываемых программ, инструментария мониторинга; диагностика и прогнозирование уровня здоровья участников образовательного процесса; создание банка данных; реализация паспортов здоровья школьников.

Организация здорового питания Выполнение режима питания, калорийность, витаминизация, гигиена приема пищи, индивидуальный подход к организации детского питания.

Просветительская работа Формирование культуры здоровья: изучение культурно-гигиенических правил; формирование навыков личной гигиены, понятий о здоровых и вредных привычках, осознанного отношения к своему здоровью. Организация классных, общешкольных мероприятий, родительских собраний, посвященных здоровому образу жизни. Просмотр фильмов, выпуск стенгазет о здоровом образе жизни. Привлечение к сотрудничеству медицинских и профучреждений. Разработка адаптированной факультативной модели «Твое здоровье»; издание методических материалов по здоровьесбережению.

Дополнительное образование Туризм, ДЮСШ, спортивные кружки, летние оздоровительные лагеря, санатории, профилактории для учащихся школы в течение года.

Рис. 1. Структура здоровья» учащихся 1-11 классов в начале учебного года (октябрь)

Одной из первоочередных задач гимназии является сохранение и укрепление здоровья детей. С этой целью в начале года были разработаны с учетом возрастных особенностей следующие программы: «Школа - территория здоровья», «Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся», «Здоровье», «Образование и здоровье», «Организация здорового питания», «В защиту жизни и здоровья». Каждая из этих программ имеет свою специфику, но вместе с тем в них отражены следующие направления деятельности коллектива:

- выполнение гигиенических требований;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков здорового образа жизни;

- психолого-педагогическая поддержка учащихся и их родителей;

- экологическое воспитание;

- комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся;

- использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий;

- физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа;

- развитие системы дополнительного образования.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитывались гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02; было выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков, обеспечивалась смена характера деятельности учащихся, проводились физкультминутки, физкультпаузы, подвижные перемены. В рамках санитарно-гигиенического воспитания классными руководителями проводились беседы по охране жизни и здоровья детей, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по противопожарной тематике, терроризму и др.

Для всех параллелей введен 3 урок «здоровья», который в течение всего года проводился только на свежем воздухе или в плавательном бассейне.

В системе дополнительного образования (рис. 2) в гимназии работает 15 учителей. Кружки развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, которое имеется в гимназии - это спортивное, интеллектуально-познавательное, прикладное, патриотическое, музыкальное, театральное, туристическое, экологическое. В этом году отмечается рост спортивных занятий, а именно увлечение детьми футболом. Под руководством учителя Э.В. Кузичкина регулярно проводились соревнования между классами, дворовые футбольные матчи, а также городские соревнования. Высокую оценку заслуживает работа отряда ЮИД под руководством А.А. Алавердовой по пропаганде детского дорожного движения, участия в городских конкурсах, проведении различных мероприятий по ПДД.

В целях оздоровления детей на базе гимназии работает летний лагерь «Дельфин» с дневным пребыванием. В лагере организовано 3-х разовое питание. Проходят разнообразные мероприятия, но особое внимание уделяется оздоровительному и спортивному направлениям работы.

Рис. 2. Система дополнительного образования в гимназии № 9

В конце учебного года нами была проведена повторная диагностика уровня здоровья школьников 1-11 классов (рис. 3). В результате системного подхода к организации здоровьесберегающего пространства школы, включению всего коллектива школы в экспериментальную деятельность мы получили хорошую динамику показателей как индивидуальных, так и групповых величин АПСК. В «зеленой зоне» удовлетворительной, неполной или частичной адаптации находится от 50 до 92 % учащихся.

Это говорит о том, что правильно организованный двигательный режим школьников, введенный урок «здоровья», разнообразие форм дополнительного образования, спортивно-массовая работа, плановое пребывание детей в санаториях, профилакториях и оздоровительных лагерях, здоровое питание,

просветительская работа позволили не только сохранить достаточный уровень работоспособности в течение учебного года, но и изменить отношение учащихся к своему здоровью. И только 8 % учащихся находятся в «желтой» и «красной» зонах напряжения механизмов регуляции, которые относятся к подготовительной группе, имеют хронические заболевания, часто пропускают уроки по болезни. Этой категории учащихся рекомендовано обратиться к врачу, пройти медицинское обследование.

Рис. 3. Структура здоровья» учащихся 1-11 классов в конце учебного года (май)

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью школьников. Это является основной идеей деятельности педагогического коллектива гимназии № 9 в реализации экспериментальной программы «Школа - территория здоровья».

Список литературы:

1. Вишневский В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении / В.А. Вишневский // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С. 39-44.

2. Гладышева О.С. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся: методическое руководство. - Н.Новгород: НИРО, 2008. - 203 с.

3. Дегтярев Е.А. Управление современной школой / Е.А. Дегтярев, Ю.Н. Синицын // Педагогика здоровья. - М.: Учитель, 2005. - Вып. 8.

4. Ланда Б.Х. Организационно-управленческая модель комплексного педагогического мониторинга показателей здоровья и результаты ее вне-

дрения в практику работы образовательных учреждений / Б.Х. Ланда // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. -С. 57-60.

5. Сивакова Н.Н. Методические рекомендации по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения / СГПУ - Ставрополь, 1997. -18 с.

6. Федоров И.В. Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса / И.В. Федоров, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Е.В. Белоногова // Валеология. - 2004. -№ 4. - С. 20-23.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© Симонкина Ю.С.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ессентуки

Эстетическое воспитание личности начинается с рождения человека.

Та окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, играет большую роль в его формировании. Важным является осуществлять эстетическое воспитание целенаправленно на всех возрастных этапах, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание также необходимо и для студентов, особенно будущих воспитателей и преподавателей, так как студенты педагогических вузов просто обязаны обладать такими качествами, которые будут способствовать воспитанию чувства прекрасного у подрастающего поколения.

Сегодня высшие учебные заведения ориентированны на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства.

Подготовка в вузе является сложным комплексом необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности.

Личность формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

* Специалист Научного отдела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.