УДК 76.801 ББК 45.08
Добрынкина Мария Павловна
аспирант г. Екатеринбург Dobdynkina Maria Pavlovna
Post-graduate
Ekaterinburg
Формирование готовности педагога к оптимизации здоровьесберегающих ресурсов в современном образовательном процессе
Formation of a teacher's readiness to optimization of the health keeping resources in modern educational process
В статье уточняются понятия «здоровьесберегающих ресурсов» в современном образовательном процессе. Здоровье рассматривается как основной ресурс и показатель качества жизни человека, и является важнейшим условием и целью образования. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих ресурсов ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
The terms “health keeping resources” in modern educational process are specified in the article. Health is surveyed as the basic resource and the proof of human life quality. It is the major condition and the educational aim. The introduction of health keeping resources in the educational process conducts to the reduction of children sick rate proof, to the improvement of psychological climate in children’s and pedagogical collectives, actively attaches schoolchildren’s parents to work on strengthening of their health.
Ключевые слова: здоровьесберегающие ресурсы, образовательный процесс, оптимизация, готовность педагога к обучению.
Key words: health keeping resources, educational process, optimization, teacher’s readiness to be trained.
В соответствии с принципами государственной политики в области образования (приоритет жизни и здоровья человека), сохранение и укрепление здоровья детей является важнейшим условием и целью образования.
В проекте «Наша новая школа» одна из президентских инициатив - здоровье субъектов образовательного процесса. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. [2, с. 13].
Здоровье населения является важным интегральным показателем благосостояния любой страны, индикатором потенциальных возможностей общества, одной из характеристик национальной безопасности. На рубеже тысячелетий общество вынуждено согласиться с тем, что здоровье подрастающего поколения России, как и населения в целом, оставляет желать лучшего.
Большинство медико-биологических и психолого-педагогических исследований на тему здоровья школьников в последнее десятилетие говорят об общих тенденциях его ухудшения по всем направлениям. Происходит так называемый кризис детства, который проявляется в сокращении рождаемости детей и высоком уровне их заболеваемости. По данным Минздравмедпрома и Гос-комсанэпиднадзора, сегодня в выпускных классах школы лишь около 10 % практически здоровых детей.
Главное противоречие - между необходимостью, продиктованной временем, использования интенсивных технологий организации учебной деятельности и снижением исходного потенциала здоровья ребенка, как следствие интенсификации современного образовательного процесса.
Проблема определяется необходимостью формирования готовности педагога к оптимизации здоровьесберегающих ресурсов в образовательной деятельности (ученик - педагог - семья) как основы жизненной успешности личности.
По данным Министерства общего и профессионального образования Свердловской области здоровье рассматривается как основной ресурс и показатель качества жизни человека, и является важнейшим условием и целью образования. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье обучающихся напрямую зависит от качества созданных условий организации образовательного процесса и содержания образования.
На формирование и сохранение здоровья школьников его широком понимании влияет очень много факторов и условий: образ жизни, условия, климатогеографические и экологические факторы, социальные условия. Здоровьесберегающие ресурсы современного образовательного процесса должны быть организованы таким образом, чтобы были направлены на формирование, сохранение здоровья, режим питания, физическую культуру, микроклимат (психологические отношения между всеми субъектами педагогического процесса). Обеспечение единства физического и духовного развития ребёнка является особенностью решения проблем сохранения и развития здоровья детей в школе.
Как известно, на практике выделяется три источника угроз для здоровья учащихся: 1) гигиенические, средовые факторы; 2) организационно-
педагогические факторы; 3) психолого-педагогические факторы. Здоровьесберегающие ресурсы, в первую очередь, касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных учреждений. Но рассмотрение здоровьесберегающих ресурсов только как характеристики работы учителя было бы методической ошибкой. Слишком тесна взаимосвязь всех вышеуказанных факторов, особенно в отношении достигаемого эффекта. Кроме того, к трем общепринятым факторам угрозы для здоровья учащихся, мы склонны отнести и безграмотность в вопросах здоровья. [3, с. 45].
Ответственность за то, что лишь менее 10% учащихся (по данным МОУ ДОД «Информационно-методического центра по физической культуре и спорту» г. Н.Тагил) можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняли на себя образовательные учреждения. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. При этом следует отметить, что педагога надо не заставлять выполнять часть обязанностей врача или медицинской сестры, а сформировать готовность к оптимизации здоровьесберегающих ресурсов в образовательном процессе, позволяющих ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью
детей и подростков и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех участников современного образовательного процесса.
Все работники системы образования должны иметь минимальный уровень профессиональной грамотности по вопросам организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования в образовательном процессе. Но особенно это актуально для тех педагогов, в чью профессиональную компетенцию в той или иной степени входит обучение учащихся по вопросам здоровья, формирование у них культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.
Если рассматривать образование как деятельность, то можно сказать, что ее результатом являются новые ресурсы обучающихся и общества в целом, которые приобретают какие-то новые возможности для решения значимых для них проблем. Но приобретение таких возможностей связано с расходованием ресурсов и самих обучающихся, и общества.
Ресурсы, полученные учащимися, обычно рассматриваются как образовательные результаты, а приобретения общества — как экономические, социальные или иные эффекты общего образования.
Далее мы будем рассматривать приобретения и ресурсные затраты обучающихся. К последним относится время, затраченное на образование, в том числе на обучение в школе, которое могло бы быть использовано на другие виды деятельности, также имеющие существенное значение для развития личности. К указанным ресурсным затратам следует отнести изменения в состоянии здоровья учащихся, их эмоциональные переживания, обусловленные стрессовыми ситуациями, которые нередко возникают в образовательном процессе. Не надо забывать и о том, что бесплатное образование для семьи никогда бесплатным не было и что семьям учащихся нередко приходится оплачивать образовательные услуги, компенсирующие недостатки школьного обучения.
Термин «здоровьесберегающие ресурсы» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертифи-
кат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
«Здоровьесберегающие ресурсы» следует признать наиболее значимыми по степени их влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак - не место, где они реализуются, а использование психологопедагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Можно выделить основания для определения «здоровьесберегающих ресурсов». По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
- Защитно-профилактические, к которым относят приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это выполнение санитарно-гигиенических требований, поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекции, ограничение предельного уровня учебной нагрузки, использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортивных залах с целью профилактики травматизма и др.;
- Компенсаторно-нейтрализующие. Их задача: восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить от них человека не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона и т.п.;
- Стимулирующие: к ним относятся приемы, методы, технологии, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры - температурное закаливание, физические нагрузки, химические стимуляторы;
- Информационно-обучающие обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье - своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относят образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам).
Таким образом, под результатами образования на уровне учащихся понимаются новые ресурсы обучающихся и цена приобретения этих ресурсов (время, здоровье, эмоциональные переживания, денежные затраты). [1, с. 41].
Руководство процессом организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования требует от этих педагогов высокой личной культуры, наличия специальной методологической, психолого-педагогической подготовки по формированию у обучающихся культуры физической, культуры физиологической, культуры психологической, культуры интеллектуальной. Именно они должны дать учащимся общее знакомство с возможностями здоровьесберегающих ресурсов в образовательном процессе.
В связи с вышесказанным в Нижнетагильском филиале государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области» проводится обучение на образовательной программе «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» и семинаре «Организация здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования в образовательном процессе». Одной из целей организации обучения является развитие профессиональной компетентности педагогов в сфере сохранения, укрепления и формирования здоровьесберегающих ресурсов субъектов образовательного процесса, а также подготовка педагога к осмысленной и грамотной реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
В процессе работы в данном направлении решаются следующие задачи:
- сформировать системные знания и представления о здоровье и здоровом образе жизни;
- обучить современным формам и методам обучению здоровью;
- сформировать убежденность в необходимости ценностного отношения к здоровью субъектов образовательного процесса;
- овладеть оптимальными здоровьесберегающими ресурсами (обретение соответствующих профессиональных компетенций);
- реализовать полученную теоретико-методическую подготовку на практике в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
В рамках реализуемых форм повышения квалификации рассматривается какая же оздоровительная работа осуществляется в школе:
1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул, расписания).
2. Правильная организация урока (построения урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т.д.).
3. Обязательное выполнение санитарно-гигиенических норм.
4. Обеспечение сбалансированного питания.
5. Внедрение системы мер по профилактике простудных и школьных профзаболеваний.
6. Внедрение занятий ЛФК.
7. Медицинские осмотры, позволяющие отследить динамику здоровья учащихся.
8. Использование различных форм внешкольной и внеклассной оздоровительной работы (экскурсии, классные часы, праздники и дни здоровья, традиционные летние и зимние Олимпийские игры).
9. Работа с родителями (тематические родительские собрания, совместное участие в спортивных праздниках, походах).
Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома принесет желаемый результат - даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить свое здоровье.
Одним из главнейших направлений работы школы является оптимальное использование здоровьесберегающих ресурсов в образовательном процессе. Данный подход меняет установку всей школьной системы: не знания и умения являются доминантой, а условия для радости самопознания и саморазвития ребенка. На первый план выходит обучение ребенка методологии творческого поиска, организации обучения и самообучения.
Практика обучения показывает, что в благоприятной психической атмосфере при правильной организации режима дня и посильной нагрузке, дети хорошо себя чувствуют и могут много и плодотворно работать. Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Это показатель работоспособности. Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной работы. Доказано, что индивидуальные особенности работоспособности зависят от: физического развития ребенка, функционального состояния организма, индивидуальной особенности высшей нервной деятельности, состояния здоровья, эмоционального состояния.
По данным физиологов, до начала урока примерно 50% детей младшего школьного возраста имеют средний уровень работоспособности, обеспечивающий хорошую работу на уроке, хорошее усвоение материала. Около 30% детей имеют высокую работоспособность и примерно 20% школьников - низкую.
На базе Нижнетагильского филиала ГОУ ДПО «ИРРО Свердловской области» работает базовая площадка МОУ СОШ № 30 г. Н.Тагил по научнообразовательному проекту «Здоровьесбережение» по теме «Школа - здоровья».
Проведенное в школе наблюдение за динамикой развития показателей урочной умственной работоспособности выявило, что продолжительность активного внимания составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у учащихся резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее - на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.
Утомляемость усиливается при ослаблении интереса к тому, что делает ребенок. Скучная, неинтересная работа, повышение темпа деятельности, длительные нагрузки вызывают утомление быстрее. В таких случаях ребенок перестает следить за ходом урока, теряет контроль за своей деятельностью и речью.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть (причем характер отдыха должен быть противоположен характеру работы), переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Организационные формы (как средства снятия утомляемости и повышения работоспособности) не требуют специальных технических средств и коренной ломки установившейся формы урока, в тоже время улучшает усвоение материала учащимися всего класса.
Специально организованная деятельность по здоровьюсбережению обучающихся снизила показатели заболеваемости учащихся. Это помогает педагогически правильно планировать режим учебного дня и обучения на уроке, что предупреждает неуспешность обучения и позволяет повысить уровень и качество образованности учащихся, обеспечить сохранение здоровья младших школьников.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих ресурсов
- такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и две другие задачи, непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у учащихся.
Изложенное выше показывает, что внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих ресурсов ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, оптимизировавшим образовательный процесс использованием здоровьесберегающих ресурсов, становится и легче и интереснее ра-
ботать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для развития профессиональной компетентности педагога в сфере сохранения, укрепления и формирования ресурсов здоровья субъектов образовательного процесса.
Библиографический список
1. Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 г.// Вопросы образования. -2009.- № 1. - С.40-59.
2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (проект), 2009. - 17 с.
3. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курам-шина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
Bibliography
1. Lebedev O.E. The results of school education in 2020 // Educational questions. - 2009.-№1. - pp. 40-59.
2. The national educative initiative “Our new school”: the project (Text).-M.: 2009.
3. The theory and physical training technique: the textbook / edited by professor Y.F. Kuramshin. - M.: the Soviet sports, 2003. - 464 pp.