Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание студентов в образовательном процессе вуза'

Эстетическое воспитание студентов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонкина Ю. С.

Эстетическое воспитание личности начинается с рождения человека. Та окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, играет большую роль в его формировании. Важным является осуществлять эстетическое воспитание целенаправленно на всех возрастных этапах, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание также необходимо и для студентов, особенно будущих воспитателей и преподавателей, так как студенты педагогических вузов просто обязаны обладать такими качествами, которые будут способствовать воспитанию чувства прекрасного у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание студентов в образовательном процессе вуза»

дрения в практику работы образовательных учреждений / Б.Х. Ланда // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. -С. 57-60.

5. Сивакова Н.Н. Методические рекомендации по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения / СГПУ - Ставрополь, 1997. -18 с.

6. Федоров И.В. Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса / И.В. Федоров, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Е.В. Белоногова // Валеология. - 2004. -№ 4. - С. 20-23.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© Симонкина Ю.С.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ессентуки

Эстетическое воспитание личности начинается с рождения человека.

Та окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, играет большую роль в его формировании. Важным является осуществлять эстетическое воспитание целенаправленно на всех возрастных этапах, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание также необходимо и для студентов, особенно будущих воспитателей и преподавателей, так как студенты педагогических вузов просто обязаны обладать такими качествами, которые будут способствовать воспитанию чувства прекрасного у подрастающего поколения.

Сегодня высшие учебные заведения ориентированны на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства.

Подготовка в вузе является сложным комплексом необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности.

Личность формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

* Специалист Научного отдела.

По определению Л.С. Выготского, личность представляет собой целостную психическую систему, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.

Личность целостно воспринимает, осознает себя в этом мире как «Я». Путь к творчеству студентов начинается с осознания, а главное, с создания «Я-концепции» творческого саморазвития.

В образовательном процессе открытие собственного «Я» происходит в самовыражении (самопознание, саморазвитие, самовоспитание) каждой конкретной личности, раскрытии ее творческого потенциала.

В третье тысячелетие вступило в жизнь и новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами.

Влияние современной цивилизации оказывает мощное воздействие на молодого человека, начинающего свой жизненный путь, предлагая ему реализовать свои творческие потенциалы в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модернизации производства (в создании еще более мощной техники, производящей к еще больше негативным изменениям в природе). «Человек-господин», «человек-супермен», «человек-миллионер», «человек-робот» - вот современные кумиры. Это говорит о том, что сегодня нарастает тенденция дегуманизации общества, когда нормальные человеческие чувства, мысли и устремления искажаются и подменяются дегуманизированным фарсом. Одной из задач российского образования является приобщение к миру культуры, а роль вуза в воспитании студенческой молодежи очень велика.

Другой задачей высшей школы является формирование нового социокультурного типа молодежи:

- гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни;

- духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности;

- самосовершенствующей, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, самопознании, понимании собственного «Я» и своего внутреннего мира;

- творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству;

- прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями необходимыми для реализации профессиональных знаний; в новой экономической и социокультурной ситуации, профессиональной мобильности.

Все вышесказанное способствует по иному взглянуть на формирование и воспитание личности студентов, относиться к ним как к социально зрелой

личности, как к носителям научного мировоззрения, предполагает учет того, что оно (мировоззрение) - система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Человек должен познать самого себя, сделать себя самого материалом всех жизненных отношений.

Педагогическая логика формирования эстетической культуры состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных сферах человеческой деятельности и в искусстве, актуализировать заложенную в человеке потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания.

Этот процесс требует как можно более широкого непосредственного общения студенческой молодежи с высокими образцами эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание.

Значимая роль в формировании эстетического вкуса отводится опыту общения молодого человека с искусством, который обретается им за пределами содержания учебных предметов: при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении концертов, выставок, чтении книг, эстетическом оформлении городской и учебной среды, собственного жилья.

В различных образовательных структурах и педагогических подходах имеет место представление о таких гуманитарных дисциплинах как: исключительно «предметах эстетического цикла», из чего следует, к сожалению, что другие предметы не имеют какого-либо значимого эстетического потенциала.

Обучение будущих специалистов в вузе должно быть направлено на выявление специфического эстетического потенциала в процессе преподавания всех без исключения дисциплин. В такой образовательной модели формирование эстетической культуры личности осуществляется более широко и целостно - в единстве образовательного процесса, а именно воспитании и обучении.

В наше время особенно ценны человеческая неповторимость, способность принимать нестандартные решения, умение взглянуть на проблему с новой точки зрения. Такая человеческая уникальность тесно связана с творчеством. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового.

Педагогический процесс с необходимостью включает в себя выявление природных задатков, склонностей и способностей в интеллектуальной деятельности, творческого потенциала каждого обучаемого и развитие этих способностей, реализацию их в жизнедеятельности [4, с. 19]. Способность к творческим проявлениям возникает у человека под воздействием среды, ус-

ловий личной и общественной жизни. Актуальность проблемы эстетического воспитания и художественно-творческой деятельности определяется тем, что приобщение к ней человека не только способствует познанию действительности в ее существенных проявлениях, но и помогает ориентироваться в системе нравственных ценностей, воспитывает художественные вкусы, формирует ценностные ориентации. Выбор ценностей - необходимое условие культурной самоидентификации личности, обретения ею образа человека культуры, которое невозможно без развития его природной и социальной сущностей.

Основной целью эстетического воспитания в высшей школе является формирование и развитие у студентов высокого уровня личной эстетической культуры и творческих установок деятельности [2, с. 267]. Эстетическое воспитание должно выработать у будущего специалиста стойкую систему внутренних эстетических качеств, мотивов, связанных с творчеством, интересом к искусству, потребностям в эстетическом характере деятельности.

Высшая школа призвана воспитывать у студентов не только действенную любовь к прекрасному, но и психологическую и практическую готовность участвовать в создании красоты, умение воздействовать на окружающих средствами эстетики. Красота - это закон не только художественной, но и практической деятельности. В процессе подготовки молодых специалистов следует учитывать и то, что знает студент, и то, как активно он будет защищать привитые ему эстетические взгляды и принципы. Другими словами, степень эстетической активности студентов должна волновать преподавателей не меньше, чем степень усвоения научных знаний. Обществу нужен не просто эрудированный, но и культурный, эстетически развитый человек.

Проблема творческого развития человека стала актуальной проблемой совершенствования духовной культуры нашего общества. Творчество является ведущей силой общечеловеческого прогресса и развития каждого человека. В нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. И поэтому педагог должен воспитывать творцов, способных не только овладеть накопленным общественным опытом, но и обогащать его. Творческая активность студента рассматривается как его деятельность в процессе создания субъективно нового продукта, в который обучаемый вложил свои знания и применил приобретенные на знаниях умения и навыки в новой для него ситуации, проявляя эмоциональное отношение к продукту деятельности. Известно, что качество знаний студентов, развитие у них активности, самостоятельности и творчества зависят от организации учебного процесса, от методов учебной работы, которые используют преподаватели и студенты; широко известным стал проблемный метод активизации творческой деятельности, где главное место отведено содержанию занятий, в которых, по мнению психологов, мыслительная деятельность обучающихся активизируется вопросами и задачами, отражающими про-

блемную ситуацию, способствует вычленению проблемных задач и определяет этапы их решения [3, с. 280-281].

Таким образом, сегодня профессиональная культура молодого специалиста оценивается новыми критериями - общим культурным уровнем, глубиной и новизной знаний, умением их активно и эффективно применять в своей деятельности, чувством новизны, способностью принимать нетрадиционные решения. Развитие высокой профессиональной культуры возможно в том случае, когда при подготовке кадров реализуется творческая самостоятельность и активная жизненная позиция. Осуществление этих задач невозможно вне эстетического воспитания.

Список литературы:

1. Артемьева В.А. Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза: автореф. ... канд. психол. наук. - СПб., 2001.

2. Бочарова Э.М. Перспективы духовно-нравственного и эстетического воспитания молодежи в вузе // Социально-экономические, политические, правовые и духовные проблемы региона (к 200-летию Кавказских Минеральных Вод): материалы конференции (24-25 мая 2002 года). - Пятигорск, 2002.

3. Ершова М.А. Активизация творческой деятельности студентов ХГФ в процессе освоения народной вышивки // Вестник Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. - 1998. - № 1.

4. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. - Пятигорск, 1996.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАЙОНОВ НА ПРИМЕРЕ Г. НЕВИННОМЫССКА

© Тембай Т.В.*, Сивакова Н.Н.*,

Ткачук В.М.*, Тулиева Е.И.*

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь

Здоровье - одна из главных составляющих жизни человека. Процесс формирования здоровья начинается ещё в период внутриутробного разви-

* Старший научный сотрудник лаборатории Духовно-нравственного развития и здоровьес-бережения, кандидат биологических наук.

* Заведующий лабораторией Духовно-нравственного развития и здоровьесбережения, кандидат биологических наук, доцент.

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ Г имназия № 9 (г. Невин-номысск).

* Директор МОУ Г имназия N° 9 (г. Невинномысск).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.