Научная статья на тему 'Роль эстетического воспитания студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза'

Роль эстетического воспитания студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харьковская Е. В., Мешков В. А.

В статье исследуется образовательно-воспитательное пространство вуза, которое является основным социальным институтом в эстетическом воспитании студентов, обеспечивающим эстетический воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Эстетическое воспитание студентов занимает значительное место в процессе учебно-воспитательной работы вуза, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, играет важную роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека. Необходимо сформировать у студентов серьезное отношение к нравственности в жизни. Преодоление безнравственности, без этичности в сфере образования возможно только через воспитание личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role aesthetic education of students in education and upbringing space of high school

This article examines the educational and educational space of the university, which is the basic social institution in aesthetic education of students, providing an aesthetic and educational process and integrate the various subjects of education. Aesthetic education of students has a significant place in the educational activities of the university, provides an integrated approach to personal development, plays an important role in the education of highly educated, cultural and moral rights. Must form students serious about morality in life. Overcoming without morals, without ethics in education is possible only through the education of the individual.

Текст научной работы на тему «Роль эстетического воспитания студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза»

УДК 37.036

РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Е.В. Харьковская1-*, В.А. Мешков2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)е-ша11; elena.xarkovskaya@mail.ru 2)е-шаИ: vik.meshkoff@yandex.ru

В статье исследуется образовательно-воспитательное пространство вуза, которое является основным социальным институтом в эстетическом воспитании студентов, обеспечивающим эстетический воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Эстетическое воспитание студентов занимает значительное место в процессе учебно-воспитательной работы вуза, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, играет важную роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека.

Необходимо сформировать у студентов серьезное отношение к нравственности в жизни. Преодоление безнравственности, без этичности в сфере образования возможно только через воспитание личности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, нравственность, студенты, образовательно-воспитательный процесс.

Система образования является социальным институтом, который потенциально представляет собой один из «локомотивов», способных вывести страну из социокультурного кризиса. «Образование является важнейшим фактором экономического роста страны» подчеркивает Ж.Алферов1.

Духовный кризис в современном обществе стал основной причиной проблем, возникающих во всех сферах человеческого бытия, в том числе и в образовании. Проблема эстетического воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение2.

В настоящее время вопрос об эстетическом воспитании становится одним из ключевых для сферы образования. Исследователи в области эстетического воспитания и культуры Е. П. Белозерцев, З. В. Видякова, М. В. Захарченко, А. Ф. Киселев, В. М. Кларин, В. М. Меньшиков, Л. И. Маленкова, Н. Д. Никандров, Т. И. Петракова, В. И. Слободчиков, Т. В. Склярова, Н. Л. Шеховская и др. свидетельствуют о необходимости возрождения и воспитания духовно-нравственной и эстетической культуры будущего поколения3.

Эстетическое воспитание студентов занимает значительное место в процессе учебно-воспитательной работы вуза.

1 Аронов Д.В. Эстетическое воспитание в системе высшего образования России как средство оптимизации кросс культурного академического взаимодействия преподавателей и студентов в ходе болонского процесса // «Образование и общество». 2013. Т. 2. № 79. С. 83

2 Берестнева О. Критерии качества обучения в высшей школе / О. Берестнева, О. Марухина// Стандарты и качество. 2004. №8. С. 83-85

3 Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) // Этическое воспитание. 2005. № 1. С. 5 -34.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Красота - это средство воспитания чуткой совести, поэтому столь значимо для людей любого возраста, а для студентов особенно, общение с искусством. Живопись, музыка, литература, архитектура - мощные средства эстетического воспитания.

Говорят, воспитание и образование - это процесс параллельный. Но если смотреть объективно, и в образовании, и в воспитании произошли глубокие перемены. Если в советский период было все понятно - идеалы добра, зла были определены четко, и с образованием это тоже хорошо увязывалось. Что же теперь? Образование перешло на коммерческие рельсы, и о воспитании стали думать по остаточному принципу. Все исключительно для галочки, непродуманно. Но ведь недаром говорят: что посеешь, то и пожнешь. Вот мы и пожинаем плоды безнравственности, хамства, цинизма.

Основной проблемой современного образования и воспитания является преобладание среди молодежи конфликтного типа, которые не желают сотрудничать с взрослыми. Причину такого поведения следует искать, прежде всего, в семье. Эстетическое воспитание личности начинается с рождения человека. Конечно, не стоит списывать со счетов влияние окружения и средств массовой информации, которые внушают человеку, что его удовольствие превыше всего, что для достижения желаемого можно переступить через многое. Но ведь семья и нужна как раз для того, чтобы дать ребенку основы правильных человеческих взаимоотношений, исходя из которых подросток уже самостоятельно сможет сортировать информацию и предлагаемые ему идеалы на истинные и ложные.

Подчас современным родителям просто некогда поговорить со своим ребенком, оправдывая это занятостью на работе и множеством домашних обязанностей. Но они забывают, что основная их обязанность - это эстетическое, духовно-нравственное воспитание личности. И если взрослому проще включить ребенку телевизор, или компьютер соответственно и ребенок будет воспитан не семьей, а современными средствами массовой информации, содержание которых оставляет желать лучшего.

В связи с этим стоит остро вопрос об эстетическом воспитании молодого поколения. И в основном вся работа по этому направлению возлагается на образовательные учреждения.

Образовательные учреждения являются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. В нашем случае под субъектами воспитания понимаются студенты.

Во многом именно от преподавателя зависит развитие у студентов эмоциональных переживаний, эстетической оценки образов природы, стимулирование творческих действий в условиях учебной работы по искусству.

Творчество обогащает эмоциональную жизнь человека. Секрет творчества в особом духовном состоянии. Человек должен проделать внутреннюю работу для того, чтобы подняться на уровень творчества. Способность к творчеству во многом зависит от среды, обстановки, в которой человек живет и воспитывается. Большинство исследователей сходятся на том, что творчество доступно каждому человеку. Процесс творчества несовместим с насильственными методами воздействия.

Преподавателю необходимо эмоционально раскрепостить студентов, только тогда у них будет формироваться установка на творчество. Важно создавать атмосферу свободы. Ощущение свободы должно быть уже в обстановке.

Воспитание гармонически всесторонне развитой личности предполагает участие в воспитательном процессе разнообразных видов искусства. Только в таком идеальном варианте можно полностью развить творческие способности человека. Для этого важно осуществлять принцип единства обучения и воспитания в курсе дисциплин эстетического цикла. Углубленно заниматься со студентами искусством -это не только сообщить им необходимые художественные знания и привить первичные навыки творческой деятельности, но и научить их воспринимать прекрасное как в жизни, так и в искусстве, развивать эстетический вкус и потребность в общении с искусством, сформировать духовно полноценную и нравственно развитую личность. Вот почему эстетическое воспитание в вузе осуществляется через систему как учебной, так и внеурочной работы.

Предметы эстетического цикла - культурология, литература - по своему содержанию изначально ориентированы на формирование представлений о красоте слова, формы, звука. Они создают благоприятные условия для раскрытия творческой способности, индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности студентов. На занятиях культурологии студенты совершают заочные - экскурсии в Третьяковскую галерею, Эрмитаж, знакомятся с духовным творчеством художников XX века, абстрактной живописью Кандинского, творчеством Леонардо да Винчи и других художников эпохи Возрождения. Учебные фильмы и презентации не только знакомят студентов с мировым искусством, но и очень важны для формирования их эстетического вкуса.

Формирование эстетической культуры студентов через предметы осуществляется системно и методично. Почти в каждой теме любого учебного предмета преподаватель должен найти нишу, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области музыки, живописи, литературы.

Эмоциональное воспитание, полученное в юности через большое искусство, через самые высокие его образцы, имеет огромное значение для духовно-нравственного развития личности.

Сегодня в высших учебных заведениях существует проблема организации эстетического воспитания студентов, поэтому основными задачами по формированию у студентов эстетического отношения к действительности по нашему мнению будут являться:

- формирование эстетического сознания личности, эстетического поведения, художественных взглядов и убеждений;

- стремление к креативности, потребности к творческой деятельности и развития эстетического вкуса;

- способность к эстетическому восприятию и переживанию, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде;

- осмысление эстетических ценностей национально-культурного наследия;

- формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала, воспитание эстетической культуры, чувств и отношений, включение в эстетическую творческую деятельность.

Чтобы претворить в жизнь эти задачи преподавателю вуза необходимо организовывать и проводить такие мероприятия, как:

- студенческие мероприятия эстетического цикла;

- проведение научно-практических конференций;

- презентации о великих деятелях искусства и культуры;

- посещение театра, музеев, филармонии, выставок;

- походы на природу;

- конкурсы стихов, рекламных роликов, фотографий;

- организация художественно-творческих конкурсов по актуальным проблем современности.

Проводить такие мероприятия преподаватели вуза могут в рамках дуального обучения студентов.

Воздействие этих средств на студентов будет способствовать не только расширению их умственного кругозора, а также самореализации творческих способностей, приобщению к творчеству и укреплению эстетической культуры личности.

Воспитание человека дело очень серьезное, но в тысячи раз важнее воспитание человеческих качеств у студентов. Студенты должны быть не только профессионалами, ведь великолепнейший специалист может убить человека своим бесчувствием.

Чтобы такого не случилось, необходимо сформировать у студентов серьезное отношение к нравственности в жизни, эстетическому вкусу. Необходимо помочь студентам задуматься о назначении человека, о смысле своей жизни, о чувстве прекрасного, для того чтобы ближе принять и почувствовать другого человека. Преодоление безнравственности и без этичности в сфере образования возможно только через воспитание личности.

Кроме того, необходимо воспитывать студентов и в политическом отношении, что вовсе не значит проводить среди них политинформацию или агитацию за какие-либо партии. Это значит, что надо дать новому поколению понимание того, что какой бы социальный статус человек не занимал (пусть даже самую высокую должность в государстве), он должен стремиться в силу своих профессиональных, духовных и моральных качеств действовать нравственно, этично и ответственно. Субъект-субъектный подход в подготовке специалиста позволит обеспечить наиболее эффективное развитие будущего специалиста на основе сформированных в процессе обучения профессиональных ролей и функций. Это в значительной степени зависит от того, что делают студенты (т. е. от содержания образования), и от того, как они

4

выполняют предложенную деятельность .

Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом.

Из этого следует, что эстетическое воспитание, является в образовательном пространстве вуза путеводной звездой, раскрывает в современной молодежи творческий потенциал, расширяет горизонты в познании мировой культуры, отражает факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной гармонии.

Список литературы

1. Берестнева О. Критерии качества обучения в высшей школе / О. Берестнева, О. Марухина// Стандарты и качество. - 2004. - №8. - С. 83-85.

4 Ефремова Н.В., Гененко О.Н. Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 110. № 6. С. 121-127

2. Аронов Д.В. Эстетическое воспитание в системе высшего образования России как средство оптимизации кросс культурного академического взаимодействия преподавателей и студентов в ходе болонского процесса // «Образование и общество». 2013. Т. 2. № 79. С. 28-30.

3. Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) // Этическое воспитание. - 2005. - № 1. - С. 5 -34.

4. Ефремова Н.В., Гененко О.Н. Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 110. № 6. С. 121-127.

THE ROLE AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN EDUCATION AND UPBRINGING SPACE OF HIGH SCHOOL.

E.V. Kharkovskaya1), V.A. Meshkov2)

Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: elena.xarkovskaya@mail.ru 2)e-mail: vik.meshkoff@yandex.ru

This article examines the educational and educational space of the university, which is the basic social institution in aesthetic education of students, providing an aesthetic and educational process and integrate the various subjects of education. Aesthetic education of students has a significant place in the educational activities of the university, provides an integrated approach to personal development, plays an important role in the education of highly educated, cultural and moral rights.

Must form students serious about morality in life. Overcoming without morals, without ethics in education is possible only through the education of the individual.

Keywords: aesthetic education, morality, students, educational-training process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.