ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 78
Александрова Елена Владимировна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ
Данная статья посвящена художественной самодеятельности, которая является значительным явлением нашей общественной и культурной жизни и имеет особую социальную значимость. Автор изучает художественную самодеятельность исходя из современных позиций творческой деятельности, ее социально-педагогического потенциала. Предпринята попытка рассмотреть художественную самодеятельность в срезе проблемы формирования социального опыта, социализации, воспитания и развития личности.
Ключевые слова: социализация, социальный опыт, социальная среда, личность, ценностные ориентации, художественная самодеятельность.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни, - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых. Особую остроту данная проблема приобретает у молодежи. Одной из главных причин этого являются изменения, происшедшие в ценностных ориентациях нынешнего поколения: потеря нравственных ориентиров и обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме, а недостаточно высокий уровень культуры молодого поколения мешает формированию позитивного социального опыта и толерантных отношений в социуме.
Формирование социального опыта личности представляет собою многосторонний процесс, происходит в различных сферах нашей жизни и осуществляется различными средствами. Поэтому следует считать, что каждая сфера нашей жизни формирует социальный опыт личности исходя из своей специфики и своих средств. Также формирование социального опыта в процессе социализации воспроизводится через частичные виды деятельности. Одним из частичных видов деятельности считается творческая деятельность. Поскольку творческая деятельность всегда активна, она является эффективным средством самореализации творческого и духовного потенциала
личности, механизмом формирования социально-позитивной системы ценностей, важным фактором формирования социального опыта и способности социального взаимодействия.
Формирование социального опыта в художественной самодеятельности, которая является одним из видов творческой деятельности, рассматривается как процесс, который обладает способностью формировать человеческую личность, передавать ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим потребностям, так и потребностям данной социальной среды. Являясь процессом, художественная самодеятельность наиболее ярко проявляет свою социальную и воспитательную функцию.
Проблема социальной природы и функции художественной самодеятельности в обществе рассматривается в исследованиях Л.Г. Сафонова, Г.З. Апресяна, П. Рюмина, Т.В. Глумовой, А.Д. Соймонова, И.П. Шитова, Ан. Вартанова, А.И. Емельянова, З.Н. Туктарова, Б. Березина, С. Косолапова и др. Анализ различных точек зрения резюмируется в следующих положениях:
1. Большинство авторов стремится найти системообразующий (интегрирующий) признак художественной самодеятельности, на базе которого художественную самодеятельность можно было бы рассматривать как целостное и многостороннее общественное явление.
2. Многие определения художественной самодеятельности построены по принципу ее связи с решением общих социальных задач общества. В них художественная самодеятельность рассмат-
146
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
© Александрова Е.В., 2010
ривается как общественно полезная деятельность, связанная с творчеством народных масс.
3. В ряде определений художественная самодеятельность рассматривается как средство повышения социальной активности личности, стимулирующее становление социальной однородности общества.
Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, хоровые коллективы, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.). На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли, хоровые коллективы. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства.
В советское время каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имели свои коллективы художественной самодеятельности. Однако сейчас художественная самодеятельность переживает не лучшие времена. В чем это выражается? Во-первых, это проблемы, связанные с финансированием (нехватка помещений, отсутствие материальной поддержки музыкальных коллективов). Во-вторых, падение престижа музыкального образования. Следствием этих условий становится сокращение занятий самодеятельным музыкальным творчеством. В-третьих, причиной самоликвидации самодеятельных коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы.
Однако исследования показывают, что участие в художественной самодеятельности положительно влияет на отношения в организации, где находится коллектив художественной самодеятельности. Для многих участие в художественной самодеятельности повышает их престиж в учебном коллективе, организации. В целом можно сказать, что художественная самодеятельность воспитывает у ее участников:
1) стремление проявить свои дарования и способности, применить их в общественно полезной деятельности;
2) стремление к творческому самоутверждению в коллективе и в связи с этим ощущение чувства собственного достоинства;
3) способность объективировать общественную связь и включаться в нее независимо от ее конкретного вида.
Эти качества личности сохраняются в известной степени и в других видах деятельности (производственной, семейной и т.д.), получая в них свое дальнейшее развитие.
В рамках художественной самодеятельности также формируются в чувственно-наглядной форме отношения между людьми. Эти отношения создаются самими участниками и руководителями, а также зрителями. Такие отношения основаны, во-первых, на добровольном и бескорыстном участии в художественной самодеятельности; во-вторых, на овладении индивидом таким родом (способом) деятельности, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальности и раскрывает его разносторонние способности, формируя позитивный социальный опыт; в-третьих, на том, что художественная самодеятельность есть деятельность, приносящая пользу не только участвующим в ней «лично и не их “ближним”, но и “дальним”, то есть всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей» [6, т. 39, с. 32].
Функционирование художественной самодеятельности находится в прямой зависимости от объективных условий ее связи с общественными организациями, от разносторонних качеств руководителей, уровня их общей и специальной подготовки, от понимания ими общественной роли самодеятельного искусства и осознания своего места в этом процессе.
Подлинная социальная функция художественной самодеятельности заключается не только в том, насколько она количественно расширяет границы своего влияния на общество, но тем, насколько эффективно она содействует духовнонравственному и социальному воспитанию общества, формированию его позитивного социального опыта.
Художественная самодеятельность имеет все необходимые средства для становления личности и формирования ее социального опыта в виде организации, главным образом художественной деятельности, и внутри коллективного общения людей в этом процессе. Участники самодеятельности, во-первых, более свободны от связанности со специальными средствами практической деятельности, имея по существу неограниченные возможности для универсального отражения дей-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
147
ствительности независимо от того или иного вида деятельности человека; во-вторых, в этих средствах наиболее ярко выражается эстетический идеал высшего совершенства общества. В этом смысле художественная самодеятельность способна создавать установку на универсальное развитие личности. Эта установка создается в сознании и в деятельности, прежде всего, участников художественной самодеятельности (в процессе освоения художественного продукта и организации отношений между руководителем, участниками и зрителями).
Однако эта установка не замыкается в рамках художественной самодеятельности, а распространяется на другие виды деятельности. Такое «замыкание» могло бы привести к образованию разрыва между эстетическим идеалом и действительностью, что, безусловно, не соответствовало бы задачам, решаемым художественной самодеятельностью. Особенно важно то, что художественная самодеятельность есть деятельность широких масс, и именно через них установка на универсальность отношения к действительности, создаваемая художественной самодеятельностью, переходит в реальность, в практическую деятельность. Следовательно, данная установка становится своеобразным фоном, активным началом в реальной деятельности, входит в состав реальных общественных отношений, в которых оказы-
вается личность и формирует позитивный социальный опыт.
На этом основании можно сделать вывод о том, что художественная самодеятельность есть одно из средств формирования социального опыта личности, социализации, универсализации и гармонизации общественной среды нашего общества. Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, в придании им острой идейно-нравственной направленности.
Библиографический список
1. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации): Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - С. 271.
2. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. - С. 9.
3. Вартанов А. Самодеятельное художественное творчество и профессиональное искусство // Искусство и народ. - М.; Л.: Наука, 1966.
4. Березин Б., Косолапов С. Художественное творчество масс - важная часть духовной культуры общества // Коммунист. - 1973. - .№17.
5. Туктаров З.Н. Роль самодеятельного искусства в духовном развитии личности // Философские науки. - Алма-Ата, 1971.
6. Ленин В.И. Полное собр. соч. - Т. 39.
УДК 37.0:004(0.75.8)
Ананьин Григорий Евгеньевич
Ярославский педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ruferu@rambler. т
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕЙ СИСТЕМНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
В процессе работы проанализированы взгляды специалистов XIX — первой половины ХХ века на обучение и воспитание, внесшие вклад в становление идеи системности в педагогике. Данный вклад заключается в рассмотрении педагогических систем как особых объектов исследования с уникальными свойствами, обосновании педагогической методологии, базирующейся на понятии системы, выведении принципов и пределов системного изучения и преобразования образовательно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: идея системности, система, упорядоченность, целостность, эпизодичность.
В настоящее время в дидактике и теории воспитания идея системности, предусматривающая рассмотрение интересующих нас объектов в качестве систем, является одной из наиболее распространенных и признается одной из наиболее перспективных. Обычно считается, что таковой данная идея стала в 19601970-е годы, что было связано с бурным ростом
системных исследований и оформлением в педагогике особого методологического направления - системного подхода. Однако сам термин «система» известен на протяжении многих веков, он употреблялся в педагогической литературе намного раньше указанного временного рубежа, и само его существование оказывало влияние на развитие педагогической мысли. На наш взгляд,
148
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
© Ананьин Г.Е., 2010