Научная статья на тему 'Хоровой коллектив как форма социально-эстетического воспитания студентов'

Хоровой коллектив как форма социально-эстетического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРА / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / EDUCATION / PERSONALITY / SOCIAL AND AESTHETIC EDUCATION / SOCIO-CULTURE / AMATEUR CHOIR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Елена Владимировна

Данная статья рассматривает самодеятельный хоровой коллектив в срезе проблемы социально-эстетического воспитания учащейся молодежи. Предпринята попытка изучить хоровую самодеятельность исходя из современных позиций коллективной деятельности, ее социокультурного и социально-педагогического потенциала. Самодеятельный хоровой коллектив рассматривается как форма социокультурного воспитания молодого поколения в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choir as a form of social and aesthetic education of students

This paper examines an amateur choir in the slice problems of socio-aesthetic education of student youth. An attempt was made to explore the choral amateur performance based on current position of collective activity and its socio-cultural and socio-educational potential. Amateur choir is regarded as a form of social and cultural education of young generation in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Хоровой коллектив как форма социально-эстетического воспитания студентов»

УДК 37 ; 784

Александрова Елена Владимировна

доцент

Костромской государственный университет

[email protected]

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Данная статья рассматривает самодеятельный хоровой коллектив в срезе проблемы социально-эстетического воспитания учащейся молодежи. Предпринята попытка изучить хоровую самодеятельность исходя из современных позиций коллективной деятельности, ее социокультурного и социально-педагогического потенциала. Самодеятельный хоровой коллектив рассматривается как форма социокультурного воспитания молодого поколения в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: образование, личность, социально-эстетическое воспитание, социокультура, самодеятельный хоровой коллектив.

В последние годы наблюдается сильный разрыв между социальной подготовкой, знаниями, умениями, навыками студенчества и низким уровнем их культуры, что выражается в «духовной пассивности, бессодержательности жизни некоторой части студенчества» [3, с. 3].

Главной причиной утраты ценностных основ и снижения уровня культуры в молодежной среде «является многолетнее игнорирование огромного значения музыки, которая является важнейшим социокультурным институтом в становлении духовности, нравственных ориентиров. Недооценка роли музыки и музыкальной культуры в жизнедеятельности молодежи привела к нарушению механизма передачи им моральных ценностей и, неизменно, сказалось на проблемах социализации, социального поведения» [1, с. 214].

Необходимо вводить в работу учебных заведений все средства и формы музыкального-эстетического воспитания, где нужно использовать все богатство музыкально воздействия на студентов. Нельзя забывать и о традиции коллективного воспитания, так как одной из важных характеристик воспитательного процесса должна быть его коллективная направленность.

«Хоровое пение является такой формой деятельности, где слиты воедино музыка и коллектив, поэтому здесь воздействие на социальное поведение молодежи, социальное взаимодействие студенчества происходит наиболее эффективно» [1, с. 215]. Участие молодежи в самодеятельных хоровых коллективах помогает воспитанию в духе коллективизма, дисциплинированности и организованности. В хоровое пение «входит целый спектр важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства; интеллигентности; дружелюбности и доброжелательности; толерантности» [4, с. 2].

На практике работы с хоровым коллективом установлено, что период организационной работы по созданию самодеятельного коллектива изобилует многими сложностями. Хоровой коллектив - это четкая структура координации всех звеньев сложнейшего механизма, которая внедрена в коллектив и где выработаны строго регламентированные принципы взаимодействия дирижера и хора. Они базируются на воспитании хора как единого, целостного ансамблевого организма, выступающего в качестве полноправного коллективного творческого партнера руководителя-дирижера. «Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе одна из главных задач - воспитание уважительных отношений между его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого является хоровое пение. Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив: совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха, диспуты по различным проблемам жизни и т. д. Во всей этой работе значение руководителя хора трудно переоценить».

К.А. Ольхов в своей книге «Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров» пишет: «вряд ли будет преувеличением сказать, что из всех исполнительских профессий профессия дирижера - самая сложная и ответственная... Сложность дирижерской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижера, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, «инженером», планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным «диспетчером», точно распределяющим время и качество звучания, «контролером» качественной стороны исполнения. Дирижер совмещает в себе функции актера и режиссера, задумывая и ставя «музыкальный спектакль» и одновременно играя в нем главную роль. Но к тому же, дирижер еще организатор и воспитатель, сплачивающий исполнителей

172

Вестник КГУ ^ 2017

© Александрова Е.В., 2017

Хоровой коллектив как форма социально-эстетического воспитания студентов

в единый коллектив и помогающий каждому развить необходимые качества...» [5, с. 56].

Одновременно с чисто организационными сторонами создания коллектива руководитель должен быть озабочен тем, чтобы определить и найти творческое лицо своего коллектива, выработать свойственный ему исполнительский подчерк. Эта задача столь же важна, сколь и сложна. Но прежде чем выработать творческий подчерк хорового коллектива, необходимо знать, что он состоит из трех основных компонентов:

1. Присущий данному хору тембр, который зависит от разных условий - от качества певческих голосов, составляющих хор, от количественных соотношений хоровых партий, но главным, определяющим, является та вокальная манера, которую прививает хору его хормейстер.

2. В понятие творческого облика обязательно войдет репертуарное кредо руководителя, которое создается им в результате совместной работы, в результате общения со своим коллективом. Только так кажется, что репертуар хора единолично определяется его хормейстером, на самом деле он во многом зависит от хора - от профессионального уровня его певцов, от их интеллектуального уровня, вкусов, от того, как они реагируют на те или иные произведения, предлагаемые руководителем. Эти довольно сложные, тонкие и деликатные взаимоотношения между хормейстером и его хористами и взаимовлияние их друг на друга и создают, в конечном итоге, ту среду хора, которая играет важнейшую роль в создании творческого облика коллектива.

3. В создании индивидуального творческого подчерка большую роль играет исполнительская манера хора, характер интерпретаций, исполняемых им хоровых сочинений, который полностью определяется руководителем хора в зависимости от его образованности и художественной индивидуальности.

Говоря о творческом облике коллектива важно отметить множество социальных функций, которые призваны выполнять хоры. Это и форма проведения социально-культурного досуга, и способ удовлетворения эстетических потребностей человека, и стремление к общению в коллективе единомышленников, и формирование художественного вкуса, определенных эстетических критериев и позиций. На формирование социально-значимых качеств личности в хоре оказывает влияние: стиль работы коллектива; его внутренняя организационная структура; насыщенный регламент работы, отношения хористов друг к другу; характер взаимоотношений между руководителем и его участниками; качество постановки репетиционной и концертной работы.

Но главной задачей и функцией хора остается воспитательная - формирование социальных позиций, нравственных устоев, широты кругозора.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующее заключение.

Образовательные процессы внутри коллектива могут успешно осуществляться при следующих условиях:

1) участников хорового коллектива учат относиться к звучащему произведению как высказыванию, обращенному к слушателю и хранящему эмоциональный, жизненный опыт человечества, опыт осмысления человеческого мира, себя в этом мире и вечных вопросов бытия, но высказыванию, открывающемуся лишь при ответной сотворческой «работе души»;

2) участников хорового коллектива учат относиться к музыкальному произведению как высказыванию, развертывающемуся во времени, где каждое мгновение звучания наполнено значением, и восприятие целого зависит от внимательного прослеживания всего смыслостановления и личностного в него включения;

3) участников хорового коллектива учат относиться к музыкальному произведению как высказыванию, организованному по законам содержательной, эмоционально-образной музыкальной речи и воспринимать музыку как особый художественный язык;

4) хормейстер (дирижер) хорового коллектива владеет знаниями об особенностях музыкального отражения и закономерностях организации музыкального языка и музыкальной речи, т. е. о моделирующих возможностях музыки и средствах ее художественного воздействия;

5) хормейстер (дирижер) хорового коллектива владеет навыками анализа семантического содержания музыкальных сочинений по тексту и «на слух», как и навыками анализа их коммуникативных и структурных характеристик;

6) хормейстер (дирижер) должен уметь создавать вербальную (словесную) интерпретацию содержания музыкального произведения не только на собственной интуиции, но и на основе анализа, включения музыковедческих, исторических, культурологических и других знаний и может показать слушателям заложенные в самой музыке объективные истоки своей правоты;

7) хормейстер (дирижер) должен уметь организовывать творческую активность, эмоционально насыщенную и осознанную музыкально-слушательскую деятельность, в результате которой слушатели учатся прослеживать временное становление музыкального содержания, переживать и интерпретировать музыкальную речь (содержание музыкального произведения) как обращенное к ним высказывание;

8) хормейстер (дирижер) ясно осознает цели и задачи концертно-исполнительской деятельности (своей и участников хора), представляет себе ее результат.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

173

Коллективный характер художественного творчества в хоре способствует воспитанию дисциплинированности, умения подчинять личные интересы общему делу, строго регламентированный характер работы приучает хористов правильно распределять время, ценить его и не растрачивать впустую, а это умение необходимо всякому человеку во всех видах деятельности, вообще в жизни.

Хоровое искусство - массовое, демократичное, общедоступное, должно учить, воспитывать, поражать глубиной мысли, потрясать силой эмоционального воздействия, говоря образами высокой поэзии А.С. Пушкина «.глаголом жечь сердца людей» [7, с. 256]. Самодеятельный хоровой коллектив должен быть культурологической, информационной, музыкально-эстетической основой для учащейся молодежи. Основными задачами и целями его деятельности является формирование слушательской культуры личности, основных базисных позиций, понятий и «умений, ведущих к постижению музыкального содержания произведений и позволяющих открыть эмоционально-образный смысл звучащей музыкальной речи» [1, с. 216].

Библиографический список

1. Александрова Е.В. Самодеятельный хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания учащейся молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. -№ 1. - С. 214-216.

2. Зуева И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946-1991 гг.: дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004. - 179 с.

3. Ильчук М.В. Феномен музыки в системе гуманизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Тамбов, 2003. - 18 с.

4. КаргинA.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М.: Просвещение, 1984. - 222 с.

5. Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. - Ленинград, 1979. - 199 с.

6. Петришен А.Г. Проблема воспитательного коллектива в отечественной педагогике 20-30-х годов XX века: дис. ... канд. пед. наук. - Луганск, 2012. - 180 с.

7. Пушкин А.С. Избранные сочинения: в 2-х т. Т. I. - М.: Худож. лит., 1978. - 752 с.

174

Вестник КГУ _J 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.