Научная статья на тему 'Самодеятельный хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания учащейся молодежи'

Самодеятельный хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIO-CULTURAL UPBRINGING / СОЦИОКУЛЬТУРА / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / AMATEUR CHOIR COLLECTIVE / SOCIO-CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Елена Владимировна

Данная статья рассматривает самодеятельный хоровой коллектив в срезе проблемы социокультурного воспитания учащейся молодежи. Предпринята попытка изучить хоровую самодеятельность исходя из современных позиций коллективной деятельности, ее социокультурного и социально-педагогического потенциала. Самодеятельное хоровое творчество рассматривается как определяющий фактор в социокультурном воспитании молодого поколения в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical creativity in system of social and cultural upbringing of the person

This article examines an amateur choir in the profile of the problem of socio-cultural upbringing of students. An attempt was made to study choral amateur performance based on current position of collective activity and its socio-cultural and socio-pedagogic potential. Amateur choral work is seen as a determining factor in the socio-cultural upbringing of the younger generation in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Самодеятельный хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания учащейся молодежи»

УДК 37 ; 784

Александрова Елена Владимировна

доцент

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Данная статья рассматривает самодеятельный хоровой коллектив в срезе проблемы социокультурного воспитания учащейся молодежи. Предпринята попытка изучить хоровую самодеятельность исходя из современных позиций коллективной деятельности, ее социокультурного и социально-педагогического потенциала. Самодеятельное хоровое творчество рассматривается как определяющий фактор в социокультурном воспитании молодого поколения в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: образование, личность, социокультурное воспитание, социокультура, самодеятельный хоровой коллектив.

Социокультурное воспитание личности является одной из актуальных проблем современного общества. Особую остроту данная проблема приобретает у учащейся молодежи, так как сегодня процесс формирования системы ценностей (социокультуры) не дает положительный результат. Наметился резкий разрыв между социальной подготовкой, знаниями, умениями, навыками учащейся молодежи и недостаточно высоким уровнем их культуры, что проявляется в бессодержательности жизни, духовной пассивности некоторой части студенчества [2, с. 3].

Первой причиной снижения уровня культуры в молодежной среде можно назвать неустойчивость социально-ролевого положения студенчества в обществе, особенности развития их психики.

Второй причиной - изменения, происшедшие в ценностных ориентациях нынешнего поколения: потеря нравственных ориентиров и обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме, что затрудняет социокультурное воспитание и толерантное отношение в социуме [3, с. 1].

Третьей причиной является многолетнее игнорирование огромного значения музыки, которая является важнейшим социокультурным институтом в становлении духовности, нравственных ориентиров. Недооценка роли музыки и музыкальной культуры в жизнедеятельности молодежи привела к нарушению механизма передачи им моральных ценностей и, неизменно, сказалось на проблемах социализации, социального поведения и социокультурного воспитания. Универсальность музыки и признание последней универсумом бытия, ее динамика и воздействие музыкальной ткани на социум и человека столь велики, что поставить точку в этих исследованиях вряд ли удастся [1, с. 1].

В связи со сложившейся ситуацией по проблеме социокультурного воспитания современной молодежи, необходимо пересмотреть и требования

к образованию. Изучив современную ситуацию в системе высшего образования России, условия ее социальной модернизации и трансформации, мы видим отсутствие четко определенных критериев социокультурного воспитания студентов, которые должны быть направлены, прежде всего, на возвращение в образовательную среду и жизнь музыкального творчества как социокультурного аспекта. Для этого необходимо использовать все многообразие музыкального воздействия на студентов, которое предполагает вводить в практику работы учебных заведений все известные формы и средства музыкального воспитания.

Музыкальное творчество как аспект музыкальной культуры - это система субъективных смыслов и ценностных ориентаций, которая обладает способностью формировать человеческую личность, передавать ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим потребностям, так и потребностям данной социальной среды. В музыкальном творчестве фундамент формирования и развития личностной системы ценностей составляет именно эмоциональный уровень, уровень переживаний и проживаний. Поэтому музыкальное творчество должно рассматриваться как определяющий фактор в социокультурном воспитании, как путь воздействия на социальное поведение молодежи. Поскольку творческая деятельность всегда активна, она является эффективным средством самореализации творческого и духовного потенциала личности, механизмом формирования социально-позитивной системы ценностей, важным фактором формирования способности социального взаимодействия.

Одним из разновидностей музыкального творчества является музыкальное самодеятельное творчество. Именно самодеятельность, являясь самым массовым и доступным видом, позволяет охватить максимальное число учащейся молодежи. Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, в придании им острой идейно-нравственной направленности.

214

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Александрова Е.В., 2016

Самодеятельный хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания учащейся молодежи

В образовательных учреждениях музыкальное самодеятельное творчество традиционно осуществляется студенческими клубными учреждениями и различными ее видами. Однако сейчас она переживает не лучшие времена. В чем это выражается? Во-первых, это проблемы связанные с финансированием (нехватка помещений, отсутствие материальной поддержки музыкальных коллективов). Во-вторых, падение престижа музыкального образования. Следствием этих условий, становится сокращение занятий самодеятельным музыкальным творчеством. В-третьих, самоликвидация самодеятельных коллективов происходит в связи с низким качеством музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы.

Поэтому сегодня необходимо рассмотрение вопроса массового возрождения самодеятельных музыкальных коллективов в общеобразовательных учреждениях. Однако данная проблематика изучается минимально. Особенно мало этих исследований в области одного из видов коллективной художественной самодеятельности - самодеятельном хоровом пении.

Хоровое пение является такой формой деятельности, где слиты воедино музыка и коллектив, поэтому здесь воздействие на социальное поведение молодежи, социальное взаимодействие студенчества происходит наиболее эффективно. Не зря классики отечественной социальной педагогики (А.И. Донцов, И.П. Иванов, В.А. Караков-ский, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик и др.) одним из основных критериев социокультурного воспитания личности считают коллектив (воспитательный коллектив). Однако в современной теории и практике происходит охлаждение интереса к данной концепции. А ведь именно коллектив, как целостно-ориентированное единство людей, является для человека сферой формирования его ценностных ориентаций. В коллективе человек усваивает социальные нормы, реализует естественную потребность в общении, совместной деятельности, обменивается жизненным опытом, ценностями, находит понимание, помощь и защиту от внешней агрессии. В коллективе формируется черта личности, получившая название «коллективизм».

В хоровом коллективе руководитель, прививая участникам определенную сумму вокально-хоровых навыков на основе коллективных занятий и выступлений, незаметно формирует у них коллективное сознание. Эту особенность хорового искусства, верно подметил известный русский педагог Д. Ушинский: «Какое могучее педагогическое средство - хоровое пение... В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу» [4, с. 141]. Именно в специфике хорового пения Д. Ушинский усматривал действенное педагогическое средство.

Также характерной специфической чертой самодеятельного хорового коллектива является его демократичность и доступность. Эти особенности, вытекающие из самих организационных основ хорового любительства, открывают широкую возможность участия в хоровом коллективе людей, желающих петь. Участие певца-любителя в хоре не регламентируется строгими профессиональными требованиями, так как для этого ему достаточно обладать элементарно развитым голосом и музыкальным слухом. А поскольку, как утверждал знаменитый пианист и педагог А.Б. Гольденвейзер, «абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко», то участие любителя пения в непрофессиональном хоре в большинстве своем зависит от его собственного желания. Широкая возможность участия в работе хора открывается перед человеком еще и тем обстоятельством, что зачатки творческой силы существуют почти у всех, и маленьких и больших людей, надо лишь создать для ее проявления подходящие условия, ибо «одаренность определяет только возможность для успешной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания, навыки и умения» [1, с. 285].

Любительскому хоровому коллективу как стабильной досуговой группе свойственна функциональная взаимосвязь и взаимозависимость певцов его образующих. Поэтому участие в самодеятельных хоровых коллективах помогает воспитанию молодежи в духе коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности и организованности. В хоровом коллективе можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений и выстроить ее с позиции социальной справедливости.

В данной концепции самодеятельный хоровой коллектив выступает как важная форма организации духовно-нравственного воспитания. В нее входит целый спектр важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства; интеллигентности; дружелюбности и доброжелательности; толерантности. Также хоровой коллектив, как мощный педагогический инструмент, является одним из основных субъектов формирования и развития гуманистической, коллективно-ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность.

В этом смысле самодеятельное хоровое искусство является своеобразным социальным и социально-психологическим полем для самоутверж-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

215

дения человека, удовлетворения потребностей молодежи студенческого возраста в самоопределении и самореализации.

Пропаганда хорового искусства, выраженная общественно полезной концертной деятельностью учащейся молодежи, способствует развитию их творческой активности, побуждает к расширению музыкальных знаний и навыков, заставляет систематически развиваться и совершенствоваться. Здесь происходит освоение хорового репертуара как системы художественно-эстетических ценностей.

Также хоровое искусство, как носитель положительного социального опыта, охватывает все способы духовной регуляции развития личности, является надежным и испытанным средством нравственного воспитания и образования народных масс, повышения общей культуры подрастающего поколения.

Хоровое искусство всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение это приро-досообразная (сообразная природе человека) воспитательная технология формирования в человеке гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является основой строительства в человеке его человеческой сути, его нравственно-

го сознания, его социально значимых качеств, его личности.

В настоящее время хоровое искусство обогащается новым идейным содержанием, развивает и совершенствует свои формы и жанры, методы и приемы. В целом сейчас наблюдается подъем хоровой культуры на качественно новую ступень. Хоровая самодеятельность активно включается в самые различные формы воспитания как социокультурного и педагогического процесса. Поэтому приобщение молодежи к хоровой культуре средствами самодеятельного хорового коллектива должно являться неотъемлемой частью образовательных учреждений.

Библиографический список

1. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. - М.: Советский композитор, 1969. - 447 с.

2. Ильчук М.В. Феномен музыки в системе гуманизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Тамбов, 2003. - 18 с.

3. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 184 с.

4. Фомина О.Е. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования: Электр. науч. журн. - М., 2012. - № 5. - С. 6.

5. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. Т. 1. -М.: Учпедгиз, 1939. - С. 341-342.

216

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.