УДК 37 ; 784
Александрова Елена Владимировна
доцент
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Данная статья рассматривает самодеятельный хоровой коллектив в срезе проблемы социокультурного воспитания учащейся молодежи. Предпринята попытка изучить хоровую самодеятельность исходя из современных позиций коллективной деятельности, ее социокультурного и социально-педагогического потенциала. Самодеятельное хоровое творчество рассматривается как определяющий фактор в социокультурном воспитании молодого поколения в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: образование, личность, социокультурное воспитание, социокультура, самодеятельный хоровой коллектив.
Социокультурное воспитание личности является одной из актуальных проблем современного общества. Особую остроту данная проблема приобретает у учащейся молодежи, так как сегодня процесс формирования системы ценностей (социокультуры) не дает положительный результат. Наметился резкий разрыв между социальной подготовкой, знаниями, умениями, навыками учащейся молодежи и недостаточно высоким уровнем их культуры, что проявляется в бессодержательности жизни, духовной пассивности некоторой части студенчества [2, с. 3].
Первой причиной снижения уровня культуры в молодежной среде можно назвать неустойчивость социально-ролевого положения студенчества в обществе, особенности развития их психики.
Второй причиной - изменения, происшедшие в ценностных ориентациях нынешнего поколения: потеря нравственных ориентиров и обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме, что затрудняет социокультурное воспитание и толерантное отношение в социуме [3, с. 1].
Третьей причиной является многолетнее игнорирование огромного значения музыки, которая является важнейшим социокультурным институтом в становлении духовности, нравственных ориентиров. Недооценка роли музыки и музыкальной культуры в жизнедеятельности молодежи привела к нарушению механизма передачи им моральных ценностей и, неизменно, сказалось на проблемах социализации, социального поведения и социокультурного воспитания. Универсальность музыки и признание последней универсумом бытия, ее динамика и воздействие музыкальной ткани на социум и человека столь велики, что поставить точку в этих исследованиях вряд ли удастся [1, с. 1].
В связи со сложившейся ситуацией по проблеме социокультурного воспитания современной молодежи, необходимо пересмотреть и требования
к образованию. Изучив современную ситуацию в системе высшего образования России, условия ее социальной модернизации и трансформации, мы видим отсутствие четко определенных критериев социокультурного воспитания студентов, которые должны быть направлены, прежде всего, на возвращение в образовательную среду и жизнь музыкального творчества как социокультурного аспекта. Для этого необходимо использовать все многообразие музыкального воздействия на студентов, которое предполагает вводить в практику работы учебных заведений все известные формы и средства музыкального воспитания.
Музыкальное творчество как аспект музыкальной культуры - это система субъективных смыслов и ценностных ориентаций, которая обладает способностью формировать человеческую личность, передавать ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим потребностям, так и потребностям данной социальной среды. В музыкальном творчестве фундамент формирования и развития личностной системы ценностей составляет именно эмоциональный уровень, уровень переживаний и проживаний. Поэтому музыкальное творчество должно рассматриваться как определяющий фактор в социокультурном воспитании, как путь воздействия на социальное поведение молодежи. Поскольку творческая деятельность всегда активна, она является эффективным средством самореализации творческого и духовного потенциала личности, механизмом формирования социально-позитивной системы ценностей, важным фактором формирования способности социального взаимодействия.
Одним из разновидностей музыкального творчества является музыкальное самодеятельное творчество. Именно самодеятельность, являясь самым массовым и доступным видом, позволяет охватить максимальное число учащейся молодежи. Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, в придании им острой идейно-нравственной направленности.
214
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Александрова Е.В., 2016
Самодеятельный хоровой коллектив как социокультурная среда воспитания учащейся молодежи
В образовательных учреждениях музыкальное самодеятельное творчество традиционно осуществляется студенческими клубными учреждениями и различными ее видами. Однако сейчас она переживает не лучшие времена. В чем это выражается? Во-первых, это проблемы связанные с финансированием (нехватка помещений, отсутствие материальной поддержки музыкальных коллективов). Во-вторых, падение престижа музыкального образования. Следствием этих условий, становится сокращение занятий самодеятельным музыкальным творчеством. В-третьих, самоликвидация самодеятельных коллективов происходит в связи с низким качеством музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы.
Поэтому сегодня необходимо рассмотрение вопроса массового возрождения самодеятельных музыкальных коллективов в общеобразовательных учреждениях. Однако данная проблематика изучается минимально. Особенно мало этих исследований в области одного из видов коллективной художественной самодеятельности - самодеятельном хоровом пении.
Хоровое пение является такой формой деятельности, где слиты воедино музыка и коллектив, поэтому здесь воздействие на социальное поведение молодежи, социальное взаимодействие студенчества происходит наиболее эффективно. Не зря классики отечественной социальной педагогики (А.И. Донцов, И.П. Иванов, В.А. Караков-ский, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик и др.) одним из основных критериев социокультурного воспитания личности считают коллектив (воспитательный коллектив). Однако в современной теории и практике происходит охлаждение интереса к данной концепции. А ведь именно коллектив, как целостно-ориентированное единство людей, является для человека сферой формирования его ценностных ориентаций. В коллективе человек усваивает социальные нормы, реализует естественную потребность в общении, совместной деятельности, обменивается жизненным опытом, ценностями, находит понимание, помощь и защиту от внешней агрессии. В коллективе формируется черта личности, получившая название «коллективизм».
В хоровом коллективе руководитель, прививая участникам определенную сумму вокально-хоровых навыков на основе коллективных занятий и выступлений, незаметно формирует у них коллективное сознание. Эту особенность хорового искусства, верно подметил известный русский педагог Д. Ушинский: «Какое могучее педагогическое средство - хоровое пение... В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу» [4, с. 141]. Именно в специфике хорового пения Д. Ушинский усматривал действенное педагогическое средство.
Также характерной специфической чертой самодеятельного хорового коллектива является его демократичность и доступность. Эти особенности, вытекающие из самих организационных основ хорового любительства, открывают широкую возможность участия в хоровом коллективе людей, желающих петь. Участие певца-любителя в хоре не регламентируется строгими профессиональными требованиями, так как для этого ему достаточно обладать элементарно развитым голосом и музыкальным слухом. А поскольку, как утверждал знаменитый пианист и педагог А.Б. Гольденвейзер, «абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко», то участие любителя пения в непрофессиональном хоре в большинстве своем зависит от его собственного желания. Широкая возможность участия в работе хора открывается перед человеком еще и тем обстоятельством, что зачатки творческой силы существуют почти у всех, и маленьких и больших людей, надо лишь создать для ее проявления подходящие условия, ибо «одаренность определяет только возможность для успешной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания, навыки и умения» [1, с. 285].
Любительскому хоровому коллективу как стабильной досуговой группе свойственна функциональная взаимосвязь и взаимозависимость певцов его образующих. Поэтому участие в самодеятельных хоровых коллективах помогает воспитанию молодежи в духе коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности и организованности. В хоровом коллективе можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений и выстроить ее с позиции социальной справедливости.
В данной концепции самодеятельный хоровой коллектив выступает как важная форма организации духовно-нравственного воспитания. В нее входит целый спектр важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства; интеллигентности; дружелюбности и доброжелательности; толерантности. Также хоровой коллектив, как мощный педагогический инструмент, является одним из основных субъектов формирования и развития гуманистической, коллективно-ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность.
В этом смысле самодеятельное хоровое искусство является своеобразным социальным и социально-психологическим полем для самоутверж-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
215
дения человека, удовлетворения потребностей молодежи студенческого возраста в самоопределении и самореализации.
Пропаганда хорового искусства, выраженная общественно полезной концертной деятельностью учащейся молодежи, способствует развитию их творческой активности, побуждает к расширению музыкальных знаний и навыков, заставляет систематически развиваться и совершенствоваться. Здесь происходит освоение хорового репертуара как системы художественно-эстетических ценностей.
Также хоровое искусство, как носитель положительного социального опыта, охватывает все способы духовной регуляции развития личности, является надежным и испытанным средством нравственного воспитания и образования народных масс, повышения общей культуры подрастающего поколения.
Хоровое искусство всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение это приро-досообразная (сообразная природе человека) воспитательная технология формирования в человеке гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является основой строительства в человеке его человеческой сути, его нравственно-
го сознания, его социально значимых качеств, его личности.
В настоящее время хоровое искусство обогащается новым идейным содержанием, развивает и совершенствует свои формы и жанры, методы и приемы. В целом сейчас наблюдается подъем хоровой культуры на качественно новую ступень. Хоровая самодеятельность активно включается в самые различные формы воспитания как социокультурного и педагогического процесса. Поэтому приобщение молодежи к хоровой культуре средствами самодеятельного хорового коллектива должно являться неотъемлемой частью образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. - М.: Советский композитор, 1969. - 447 с.
2. Ильчук М.В. Феномен музыки в системе гуманизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Тамбов, 2003. - 18 с.
3. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 184 с.
4. Фомина О.Е. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования: Электр. науч. журн. - М., 2012. - № 5. - С. 6.
5. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. Т. 1. -М.: Учпедгиз, 1939. - С. 341-342.
216
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22