ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ХОР КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В. Л. Живов, Е. В. Аликина,
Московский городской педагогический университет
Аннотация. Наиболее доступной и действенной формой приобщения студенческой молодежи к музыкальному искусству, как известно, является активное участие в учебно-репетиционной и концертно-исполнительской деятельности любительских студенческих хоровых коллективов. Между тем возможности, особенности и значение студенческого хора в воспитании эстетически, духовно и нравственно развитой личности не стали на сегодняшний день объектом научного исследования, к чему и пытаются привлечь внимание авторы статьи.
Ключевые слова: любительский студенческий хор, совместные согласованные действия, антипод индивидуализма, общие интерес.
Summary. It is known for quite a long time that the most popular and effective form of giving the students youth access to the musical art is the participation of amateur students choruses in educational, rehearsal, concert and performance activities. Whereas at present there are no scientific researches dedicated to the possibilities, features and importance of students chorus as a means of esthetical, spiritual and moral education of a person - and that is what the authors of the article try to draw the attention to.
Keywords: amateur students chorus, joint coordinated actions, individualism antipode, 99 common interests. -
Если сопоставить современное состояние отечественного музыкознания и хороведения, то придётся признать, что хороведение явно проигрывает. За последние 50 лет содержание этой дисциплины практически не изменилось. Как и прежде, оно ограничивается достаточно узким кругом технологических проблем: вопросами организации хорового коллектива, вокально-хоровым воспитанием певцов, методиками работы над звуком, строем, ансамблем, дикцией. Очень мало внимания уделяется истории
отечественной и зарубежной хоровой культуры, осмыслению накопленного веками вокально-хорового опыта, вопросам становления и развития хорового исполнительства в различных жанрах и формах, истории и теории хорового исполнительства - как отечественного, так и зарубежного.
Задача данной статьи - обратить внимание на ещё одну незаслуженно остающуюся в тени проблему хороведе-ния: раскрытие особенностей, возможностей и значения в жизни общества любительского студенческого хора.
100
Сегодняшний университет в современном его понимании (независимо от того, гуманитарный он или технический) - это комплекс учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы. Последняя в большой мере ложится на досуговую систему эстетического воспитания, традиционно осуществляемую студенческими клубными учреждениями и действующими в них художественными любительскими коллективами (хоровыми, танцевальными, театральными и пр.).
Любительские исполнительские коллективы обычно назывались (да и сейчас называются) художественной самодеятельностью. Однако это название неточно отражает суть явления, ибо деятельность их не совсем самостоятельна. Во-первых, любительские кружки, как правило, создаются при каких-то организациях или учреждениях, работа которых контролируется администрацией. А, во-вторых, участники коллективов занимаются обычно под руководством специалистов-профессионалов, отвечающих как за учебно-педагогический процесс в целом, так и за репертуар и художественно-эстетический уровень исполняемых этими коллективами произведений.
Последнее обстоятельство следует подчеркнуть особо, поскольку, когда речь идёт о художественной деятельности, именно эстетическая ценность является критерием её эффективности. Поэтому, оценивая эффективность эстетического и нравственного воспитания (а ведь именно это цель художественной самодеятельности), нельзя забывать, что она определяется в первую очередь уровнем сформированных с их помощью художественно-эстетических и нравственных крите-
риев. Другое дело, что любительство относится к досуговым видам деятельности, т. е. к таким, которыми человек занимается в свободное от основной работы время.
Таким образом, художественная самодеятельность представляет собой явление, сочетающее в себе на равных массовое просветительство любителей под руководством профессионалов и искусство. Что же касается взаимоотношений между людьми, профессионально занимающимися искусством, и любителями, то их не следует ни противопоставлять, ни приравнивать. Они обладают разными возможностями для совершенствования своего таланта, перед ними стоят разные цели и задачи, ими движут разные мотивы.
Основная функция профессионального музыкального исполнительства - музыкальное просвещение и воспитание слушателей. Главная же задача самодеятельности (наряду с указанной функцией) - приобщение к музыкальной культуре самих участников коллективов, формирование их художественных вкусов, культурных потребностей. Поэтому основным по значимости для любителей является сам учебно-воспитательный процесс, который, в отличие от деятельности профессионалов, строится с учётом их интересов и потребностей. Различается и количество времени, затрачиваемое любителями и профессионалами на занятия искусством.
Однако есть два критерия, которые на качественном уровне определяют принадлежность человека к любителям или профессионалам, - это отношение к искусству и степень серьёзности занятия им. По своему социальному статусу участники самодеятельности являются любителями, поскольку
имеют, как правило, иную основную профессию. Но, относясь к художественной деятельности как к своей второй, дополнительной, профессии, постоянно пополняя знания и совершенствуя мастерство, они могут достичь в искусстве подлинного профессионализма.
Известно, какую популярность в студенческой среде всегда имело хоровое пение. Издавна ни одно студенческое собрание не обходилось без совместного пения. Причин такой популярности этого вида музицирования несколько. Во-первых, в пении непосредственно и наиболее органично выражается душа народа, а в многочисленных песенных жанрах (песни лирические, шуточные, игровые, застольные, свадебные, военные и т. д.) проявляются разные оттенки человеческих чувств и переживаний. Во-вторых, пение, в том числе и хоровое, - самый доступный вид музицирования. В отличие от других его видов оно не требует ни серьёзной специальной подготовки, ни инструмента. Инструмент пения - голос -всегда в распоряжении исполнителей, а абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко. Кроме того, в хоровом жанре сливаются воедино музыка и слово, благодаря чему возможность проникновения в эмоционально-образную сферу произведения и у исполнителя, и у слушателя значительно упрощается. Эмоциональное воздействие усиливает и то, что хоровое исполнительство - жанр коллективный. А коллектив, как известно, является средой, наиболее эффективно формирующей общественную идеологию. Уточним в этой связи, что хор составляют не голоса (как часто можно встретить в методической
литературе), а обладатели этих голосов - живые мыслящие и чувствующие люди, вступающие в процессе творческой деятельности в определённые отношения как друг с другом, так и с дирижёром.
Этот момент очень важен, поскольку именно он определяет специфику и хорового «инструмента», и хорового исполнительства: ведь качество хора зависит не только от звучания голосов, но и от того, как относятся певцы друг к другу и своему руководителю; насколько сходны их эстетические потребности, интересы, мотивы, устремления; какова творческая, нравственная, эстетическая атмосфера в хоре; насколько едино у его участников понимание художественных требований дирижёра.
Хор - это определённая своеобразная система отношений между людьми, которая воспитывает не солистов-индивидуалистов, а членов относительно больших или малых музыкальных сообществ: хоровых партий, хора в целом. От того, насколько соответствуют принципы, положенные в её основу, этическим, нравственным, моральным ценностям общества в целом, в немалой степени зависит как творческое развитие певческого коллектива, так и его психологическое состояние. Стать членом хорового коллектива - значит стать человеком общественным, homo communis.
Коллективный характер, коллективный принцип хорового пения пронизывает все стороны учебно-педагогического процесса работы с хором и концертного хорового исполнительства. В хоре успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Поэтому именно здесь наиболее наглядно, понятно и убеди-
101
тельно воспитывается чувство ответственности каждого за общий художественный результат. Конечно, это не означает, что у каждого его члена не может быть личных интересов. Но они не должны противостоять интересам коллектива.
В хоровом (ансамблевом, по сути) исполнительстве принципиально важными качествами являются умение слушать партнёра, соотносить своё исполнительское «Я» с художественной индивидуальностью другого, обуздание личных амбиций ради общей цели - достижения музыкально-поэтической гармонии. Хоровой певец испытывает особое удовольствие от совместного пения, от согласованных действий, «чувства локтя», «чувства аккорда», от того, что вместе со всеми он может создать то, что одному ему не под силу. Совместное пение позволяет людям избавиться от изолированности, отчуждения и безразличия по отношению друг к другу, воспитывает такие качества, как коллективизм, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, обязательность, надёжность, бескорыстие.
Известно, что по своему социальному статусу хоровые коллективы значительно различаются. Существуют хоры профессиональные, где артисты за свою вокальную деятельность получают заработную плату; хоры учебные (музыкальных и музыкально-педагогических колледжей и вузов), участники которых обязаны посещать занятия согласно учебному плану. В любительские же хоры люди приходят добровольно, по желанию, по зову души, исключительно из любви к музыке, к искусству, из потребности к самовыражению, к творчеству.
Видимо, поэтому Б. В. Асафьев видел в любительском хоре прообраз
идеального социума. По его мнению, подобно монашеской общине, хор представляет собой большую «многодетную семью» во главе с дирижёром, воплощающим одновременно и строгого, властного отца, и любящую, заботливую мать. Как и в монастыре, родство здесь не кровное, а духовное; как и в монастыре, в основе братства -свободный личный выбор каждого, добровольное и радостное служение высшему началу: там - Богу, здесь - Музыке. Здесь нет места конкуренции. В этой «многодетной семье» царят принципы подлинного равенства и братства, где старшие помогают младшим, сильные - более слабым; где ценится не «иметь», а «уметь». Здесь уважают профессионализм, мастерство. Здесь плохо выполнить работу - значит подвести всех, подвести коллектив. Причём, в отличие от монашеской общины, братство членов студенческого любительского хора, благодаря тому что они вместе проводят досуг, вечера отдыха, «капустники», отмечают дни рождения и праздники, ходят в походы, отправляются в концертные поездки, распространяется далеко за его пределы. Здесь возникает подлинная дружба - не просто коллег или сокурсников, волею судеб соединённых в одном коллективе, а людей с близкими художественными вкусами, ценностными ориентирами, которые могут выслушать, понять, подсказать, посоветовать, помочь в беде. Именно поэтому в студенческих хорах рождается так много крепких семей.
Но происходит всё это лишь тогда, когда руководитель хора и его помощники-хормейстеры озабочены не только формированием вокально-хоровых навыков и расширением хо-
рового репертуара, но и культурным, художественно-эстетическим, нравственным воспитанием участников коллектива. При этом сами они обязаны быть образцом нравственного поведения, честности, объективности, порядочности, справедливости, дисциплинированности, организованности, ответственности, бескорыстия...
Помимо вышесказанного, занятия хоровым исполнительством имеют массу не оценённых пока в должной мере достоинств, благотворно влияющих на эмоциональное, интеллектуальное и духовное развитие личности: хоровое пение развивает творческое мышление, воображение, наблюдательность, память; формируются разносторонние элементы сознания, способные оказывать влияние на развитие творческих способностей и поступки в других сферах деятельности. Специалисты утверждают, что люди, занимающиеся хоровым пением, по сравнению с теми, кто далек от творческой деятельности, более эрудированны, открыты, общительны, коммуникативны, обладают большей способностью к нешаблонному мышлению.
Главное же - живое ощущение музыки, рождающееся из участия в коллективном музицировании, - даёт то подлинное осмысление музыкального произведения, которого, по справедливому замечанию Б. В. Асафьева, нельзя добиться с помощью одних пояснительных речей. «Только тогда, когда человек ощутит изнутри материал, которым оперирует музыка, яснее почувствует он течение музыки вовне. ибо нельзя воспринять всем существом, а не рассудком только творческих достижений, если хоть на миг, на малый момент жизни
не почувствовать себя творцом или соучастником-носителем чьих-либо творческих замыслов, т. е. исполнителем» [1, с. 150-151].
Это безусловно так. Но как продлить этот миг? Как превратить, например, работу по разучиванию репертуара, порой очень трудную, требующую выдержки, настойчивости, дисциплины, усердия, в увлекательную деятельность, развивающую интеллектуально и духовно, приносящую радость и удовлетворение?
Сделать это можно, на наш взгляд, только одним способом - создав на хоровых занятиях атмосферу истинного творчества, приобщения к Прекрасному, зародить у студентов уверенность в том, что знания, умения и опыт, приобретённые здесь, помогут им в жизни. А это, в свою очередь, станет возможным, если руководитель хора отчётливо сознаёт, что его миссией и сверхзадачей является не привитие вокально-хоровых навыков и не разучивание какого-то определённого числа произведений, а воспитание творческой личности, подлинного любителя музыки, обладающего, по возможности, хорошим вкусом, умеющего различать в искусстве подлинные и мнимые ценности. Вот тогда человек, поющий в хоре, переживает ощущения, подобные тем, что испытал будущий композитор Родион Щедрин, певший мальчиком в хоре Московского хорового училища: «Когда человек поёт в хоре, всё мелкое, недостойное, вся корысть, суетность из него выходят, он словно воспаряет. Если бы существовали некие этические «счётчики Гейгера», они в момент пения устанавливали бы наивысшее накопление прекрасного в шкале душевного состояния» [2].
103
104
Вышесказанное подтверждает, что участие студентов в исполнительской деятельности хорового коллектива вуза может создать предпосылки к активному приобщению молодежи к искусству и культуре, к росту её музыкального сознания, музыкальной восприимчивости, и будет способствовать тому, чтобы слушание музыкальной классики и посещение филармонических концертов стало для неё потребностью. Другое дело, что эти предпосылки будут «работать» лишь в том случае, если руководитель хора осознаёт, что его задача - не только и не столько доставить удовольствие слушателям, сколько быть могучим орудием музыкального просвещения, музыкального образования студентов -участников возглавляемого им коллектива. Ибо хоровое пение является мощным источником информации о составляющих музыкального искусства и, как следствие, действенным инструментом формирования музыкального мышления, музыкального сознания, эстетических критериев, художественного вкуса, индивидуальной музыкальной среды, интереса к музыкальной классике. Реализация этих потенциальных возможностей зависит прежде всего от того, как организован процесс хорового обучения, насколько высоки художественно-эстетические критерии руководителя коллектива.
Там, где хоровые певцы механически осваивают репертуар, не задумываясь о его содержании и причинах художественного воздействия, исполнительский процесс, как правило, идёт вяло, без вдохновения. И, напротив, там, где певцы ясно представляют исполнительский замысел руководителя и свою роль в его реализации,
мы становимся свидетелями разворачивающегося перед нами подлинно творческого акта: видим живые лица, подлинную увлечённость и интерес.
Новые студенческие хоры создаются в столице ежегодно. Однако статистика неумолимо свидетельствует, что из пяти вновь создаваемых любительских хоров до следующего учебного года доживают максимум два. Да и те чаще всего вскоре исчезают. Главная причина - отсутствие интереса к деятельности коллективов у самих участников. А это значит, что они, по всей вероятности, не удовлетворены процессом и результатами работы, их ожидания не оправдались, желания не осуществились. Как же сделать так, чтобы интерес к пению в хоре в студенческой среде не иссякал; чтобы петь в хоре было бы так же престижно, как и участвовать в рок-группе; чтобы хоров-однодневок становилось всё меньше, а хоров-долгожителей больше; чтобы главным стимулом участия в работе хорового коллектива стало само содержание его репетиционно-концертной деятельности?
На наш взгляд, ответ на эти вопросы очевиден. Он состоит в том, что сверхзадачей занятий в хоре должно стать не выучивание какого-то количества произведений, не создание из его участников некоего идеального хорового «инструмента» и даже не «игра» на этом «инструменте» дирижёра - его создателя, а прежде всего воспитание из них художников-творцов, сознательно реализующих свой потенциал в процессе исполнения. А эта задача подразумевает, что в процессе репетиций руководитель хора должен научить певцов чувствовать, понимать и исполнять музыку, воздействуя на их чувства и активизируя их интеллект.
Тезис «я не обучаю музыке, я обучаю игре на фортепиано», который приводит в своей книге Г. Г. Нейгауз в качестве типичного, но совершенно неприемлемого постулата музыкальной педагогики, увы, ещё очень популярен в вокально-хоровой среде. Многие руководители хоров требуют от певцов беспрекословного выполнения того или иного исполнительского приёма, не утруждая себя объяснением и аргументацией его правомерности, отказывая им тем самым в праве на активное участие в творческом процессе. Такие руководители справедливо рассматривают хор как свой «инструмент». Но при этом они часто упускают из виду важнейшую деталь: из всех музыкальных инструментов только хор является живым - думающим, чувствующим, одухотворённым. Это собрание людей, из которых можно и нужно создать коллектив единомышленников, где каждый его участник -исполнитель-творец, воплощающий дирижёрский замысел интерпретации и осознающий свою личную ответственность за качество этого воплощения. А потому он должен понимать мотивы рождения замысла, причины для предпочтения того или иного исполнительского приёма, которые может обеспечить только знание закономерностей музыкальных и музыкально-исполнительских выразительных и формообразующих средств. Тем более что в студенческом любительском хоре руководитель коллектива имеет дело со взрослыми людьми, как правило, сознательно пришедшими в хоровой коллектив и, следовательно, испытывающими потребность к музыкальной деятельности или, как минимум, имеющими к ней интерес. (Подчёркиваем это по-
тому, что и в общеобразовательной, и в музыкальной школе обучение музыке чаще всего происходит не по желанию школьника, а по желанию его родителей.)
То, что участники любительских хоров посещают хоровые занятия не по обязанности, а по желанию, очень важно, ибо известно, что уровень эффективности усвоения материала зависит не только от качества преподавания, но и от качества учения как «встречной» работы обучаемого.
Возраст от 17-18 до 23-24 лет, на который приходятся годы обучения в вузе, согласно возрастной периодизации, принятой в современной психологии, называют периодом поздней юности или ранней взрослости. Этот период является этапом социализации личности и характеризуется переходом от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого. Он сопряжён не только с выбором профессии, но и с изменением мотивационной сферы поведения и выбором самого образа жизни. Основное значение в эти годы приобретает ценностно-ориентированная активность, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой. В этот период развивается личностная рефлексия, строятся жизненные планы, осознаются перспективы. Это пора самооценки, самоутверждения, самоопределения, поисков и надежд, интеллектуального и нравственного развития, изменения ценностных ориентиров, этических норм поведения.
Именно в этот период юноши и девушки часто осознают ограниченность своего «Я», стремятся открыть новые источники духовного обогащения, важнейший из которых - пере-
105
живание прекрасного. Одновременно с интеллектуальным и нравственным взрослением в этом возрасте появляется интерес к истинным художественным ценностям, который часто становится стимулом к занятиям искусством.
Ещё один момент, который необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания, это особенности мышления современного студенчества, и в частности студентов технических вузов. Сегодня неудержимо развивается научное знание, которое требует соответствующего типа мышления - рассудочного, логического, опосредованного, иначе говоря - дискурсивного. Этот тип мышления, как свидетельствуют ученые, в значительной степени присущ студентам технических вузов, так как в современных условиях развитие науки и техники вызывает стремление к доказательности, строгости и последовательности в цепи рассуждений [3; 4; 6 и др.]. Существующий учебный процесс способствует формированию у студентов именно такого типа мышления. В ряде 106 работ выказывается озабоченность этим обстоятельством как фактором, способным привести к его некоторой односторонности и однобокости. В противовес этому авторы предлагают развивать и усиливать в обучении интуитивный элемент, развивать ассоциативные способности и способности к синтетическому восприятию. А в качестве инструмента борьбы с креном в дискурсивное мышление они предлагают занятия искусством, развивающим фантазию, эмоциональность, эвристическое мышление, т. е. способности, которые в равной степени необходимы и для научно-технической деятельности. Как отме-
чает известный эстетик и музыковед М. К. Михайлов, «Эмоциональное воздействие музыкального искусства приводит к активизации интеллектуальных процессов эмоционального предвосхищения, ассоциации, интуиции и т. д. Искусство тем самым способствует формированию творческого мышления, развитию познавательных способностей, воображения» [5, с. 12].
Вот тут-то и выходит на первый план личность педагога-воспитателя, наставника, руководителя коллектива, куда добровольно, сознательно, движимый желанием к самосовершенствованию приходит молодой человек. Именно от педагога (руководителя хора) зависит, чтобы ожидания этого юноши или девушки оправдались, чтобы интерес к музыке, который привёл их в коллектив, не только не угас, но и стал бы устойчивым, постоянным, а занятия в хоре стали важной составляющей его жизни.
Как уже отмечалось выше, в любительском хоровом коллективе любителями являются только его участники. Руководитель же, как правило, - профессионал. В идеале он должен быть профессионалом с большой буквы - авторитетным музыкантом, который обладает высокими художественными, нравственными, этическими критериями и которого участники коллектива уважают, ценят и любят. В противном случае административно установленное право на руководство мгновенно «рассыпается». Руководить людьми, а тем более молодыми, добровольно и бескорыстно использующими свой досуг на занятия в твоём коллективе, движимыми желанием стать лучше, -это прежде всего большая ответственность. Ведь мастерство профессио-
налов, да и их нравственный облик, всегда были и остаются эталоном, по которому любители сверяют свои достижения в искусстве и жизни.
К сожалению, в наши дни (судя по сомнительной «продукции», извергаемой радио и телевидением) эту ответственностью сознают далеко не все музыканты, называющие себя профессионалами. Тем важнее и актуальнее изучение и осмысление роли и значения любительского хора в формировании основ культуры и нравственности современного студенчества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. В. Хор как воспитатель слушателя // Б. Асафьев. О хоровом искусстве. -Л.: Музыка, 1980.
2. Щедрин Р. К. Извечная ценность музыки. - Правда. - 1988. - 16 сентября.
3. Егоров А. Г. Научно-техническая революция и искусство // А. Г. Егоров. Проблемы эстетики. - М.: Советский писатель, 1974.
4. Мейлах Б. С. На рубеже науки и искусства. - Л.: Наука, 1971.
5. Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке. -Л.: Музыка, 1975.
6. Томашевская Т. Г. Самодеятельное художественное творчество в процессе гармонического развития личности: Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1983.
107