УДК 374+784 ББК 71.4+85.314
Тараканов Борис Игоревич,
художественныйруководителъ и главный дирижёр Академического большого хора РГГУ, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 г.Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОР. СОВОКУПНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
Аннотация: Исследование хорового искусства, как исторически первой формы музыкальной культуры, занимает важное место в культурологии. Современное изучение аспектов хорового дела продиктовано естественной потребностью человека разобраться в смысловых основах совместного пения. Благодаря универсализму хоровой культуры, открытой для всех социальных страт, этносов и конфессий, благодаря её возможностям и масштабам распространения, сегодня основанных в том числе и на новейших информационных технологиях, хоровое творчество среди непрофессионалов (любителей) приобретает всё более востребованный и актуальный характер, в частности, как инструмент межличностного взаимодействия. Хор же, как первоформа сохранения и передачи музыкальной информации, как механизм формирования культурных ментальных установок по-прежнему выполняет свои социокультурные функции, воспроизводя как старые парадигмы, так и создавая новые, обусловленные уже современными потребностями, а именно ценностными установками массового музыкального творчества. Естественно, вызывают научный интерес культурологические и музыкально-педагогические технологии сохранения и укрепления любительского хорового искусства и хорового дела в современных социально-экономических условиях, а также трансформация традиций и инноваций в процессе формирования хоровой культуры нового поколения.
Ключевые слова: массовая культура, музыкальная культура, хоровая культура, хоровое творчество, хороведение, традиция, инновация, хор, музыка, педагогика, культурология.
В педагогической формуле профессора Б. В. Баранова («Курс хороведения», 1991, [1]) представлено определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих:
© Тараканов Б.И., 2015
• хорового творчества (создание репертуара);
• хорового исполнительства (реализация репертуара);
• хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству и исполнительству).
В работе непрофессиональных, любительских (в современной терминологии «некоммерческих») хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство любительским хором — сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжёлым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного культурологического и музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьётся заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.
В последние несколько лет обоснованно возрос интерес к хоровому делу среди непрофессионалов. Однако на фоне пресыщенного сегодняшнего хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академическом большом хоре Российского государственного гуманитарного университета, выявило ряд «узких мест» в процессе функционирования типового любительского хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации такого рода хоров является низкое качество культурного, эруди-ционного уровня самих руководителей и форм музыкально-педагогической работы, т. е. факторов, имеющих не только обучающее, воспитательное, но и культурологическое значение. С одной стороны, в ряде любительских коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в базовом контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны, недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы культурно-просветительского и психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.
Общеизвестно, что человеческие отношения внутри отдельно взятого творческого коллектива являются одним из определяющих начал его нормального функционирования и творческого развития. Известный американский учёный, хоровой дирижёр Роберт Шоу сказал на одной из конференций по музыкальным аспектам культурологии хорового дела: «...если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным» [5].
Это утверждение вызывает немало споров среди сегодняшних культурологов и теоретиков хорового искусства, однако научная и педагогическая практика автора работы не раз заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.
Целью настоящей статьи является обобщение ранее описанных и наиболее близких автору методов «расшивки узких мест» в культурологической, музыкально-педагогической и психологической работе в любительских хоровых коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать прикладные вопросы культурологии и хоровой педагогики в отрыве от организационных особенностей функционирования хорового коллектива, так как оба этих гибких явления неразрывно связаны между собой и подвержены значительному взаимному влиянию.
Описываемые методы были изучены и успешно опробованы в Академическом большом хоре РГГУ, где автор с 2004 г. работает в должности художественного руководителя и главного дирижёра.
Руководитель любительского хора как культуролог, психолог и педагог-организатор. Наиболее сложной частью работы руководителя любительского хора является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе одна из основных задач — воспитание общего культурного уровня и уважительных отношений между его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого является хоровое пение. Подлинная увлечённость хоровым пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив: совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха, диспуты по различным проблемам культурной жизни и т.д. Во всей этой работе значение руководителя хора трудно переоценить. Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива как совокупного объекта современной художественной культуры невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю. Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им другом. Он должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива и повышением культурного уровня, посвящать этой работе всего себя.
На начальном этапе существования хора в задачу его руководителя хора входит:
• подбор и адаптация репертуара (функция культуролога);
• музыкально-педагогическая деятельность (функция педагога);
• организация и проведение репетиционной работы (функция организатора);
• концертно-исполнительская деятельность (функция артиста-исполнителя);
• организация творческих встреч с различными любительскими и профессиональными коллективами (функция общественного деятеля);
• организация и осуществление гастрольных поездок хора (функция логистика);
• деловые и креативные контакты (функция интегратора).
Из этого списка мы видим, что в задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них нового культурного уровня, хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству, а также исследовательская работа, психологические, логистические и интеграционные
задачи. Перечисленная проблематика усложняется тем, что руководителю приходится работать с достаточно неоднородной культурной средой, а именно с людьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня.
Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя любительского хора требует от него не только знаний, умений и навыков в области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и культурологической образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески активным исследователем, психологом, педагогом и организатором. Для этого необходимы большие знания в области культурологии, литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии, вопросов экономики и менеджмента сценических искусств. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли: работа с любительским хором требует большой работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора. Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, по существу, профессиональными качествами руководителя любительского хорового коллектива.
Особенности организации любительского хора. Любительские хоры создаются при различных учреждениях: вузах, домах и дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д. Как было сказано выше, организационная работа (в современной терминологии — «менеджмент») теснейшим образом связана с работой педагогической и осуществляется на протяжении всей деятельности коллектива.
Руководитель хора как генератор культурных традиций. Важнейшим организационно-педагогическим вопросом в работе хорового коллектива является создание традиций. Без интересных, разнообразных, крепких традиций деятельность любительского хорового коллектива недолговечна. Главнейшей традицией хорового коллектива должна быть дружба его участников, творческая атмосфера его деятельности. Традиции могут создаваться в различных нормах: организация совместных вечеров отдыха, поездки за город, поздравления с днём рождения участников хора, творческая дружба с любительскими и профессиональными хоровыми коллективами, а также с композиторами и известными артистами и т.д.
Организация занятий и методология освоения репертуара. Любительский хор должен заниматься регулярно в течение 10-11 месяцев в году. Основной вид занятий хора — репетиция. В неделю проводится не менее двух репетиций, каждая по 2-3 часа с 10-15-минутным перерывом, в точно намеченное время, обычно после основной работы участников хора. Нередко выбор времени для репетиций осложняется сменной работой артистов хора. В таком случае одна репетиция в неделю может проводиться разновременно, с учётом сменной работы участников хора, а вторая репетиция обязательно должна проводиться в выходной день, когда артисты хора могут собраться все вместе. Иногда они проводятся в обеденный перерыв или между сменами. Такие репетиции должны быть исключением, так как они изначально обладают невысоким педагогическим потенциалом и не могут обеспечить значительного роста исполнительского мастерства хора. Каждое занятие хора еле-
дует чётко организовывать и планировать с учётом долговременных творческих задач хорового коллектива.
Педагогика сотрудничества. Репетировать с хоровым коллективом нужно интенсивно, эмоционально, энергично, но не суетливо, чётко реагируя на реакцию хора. Хормейстер, работая с любительским хором, обязан всегда помнить, что он занимается с людьми, добровольно и бескорыстно отдающими своё время любимому искусству.
В работе с хором недопустима грубость, раздражительность, невыдержанность. Наряду с требовательностью хормейстеру нужно уметь доброй шуткой, мягким юмором смягчить порой напряжённую репетиционную работу хорового коллектива. Один из популярных принципов декларации статуса руководителя любительского хора — «старший среди равных». При этом в деятельности хора должна доминировать аксиома: и дирижёр, и артисты хора делают одно дело, все заинтересованы сделать его хорошо.
Психолого-педагогические особенности расположения хора. Успешная творческая деятельность хора во многом зависит от правильного расположения его участников на репетициях и концертной эстраде. В любительских хорах участвуют певцы, имеющие не только различные вокальные данные, но и неодинаковую музыкальную подготовку и опыт пения в хоре. Помимо этого, они различаются по возрасту, образованию, роду основной трудовой деятельности, коммуникабельности, психологической адаптивности и культурному уровню. Успех репетиционной работы хорового коллектива определяется не только вокально-хоровым мастерством его участников, но и психологической атмосферой в хоровом коллективе. Особенно это относится к артистам хора, находящимся на репетиции и концертной эстраде рядом друг с другом. Они в первую очередь должны ощущать дружескую эманацию внутри хоровой партии. Это необходимо учитывать руководителю хора при расположении певцов внутри каждой хоровой партии. Непонимание руководителем исключительной важности этого аспекта приносит коллективу множество неприятностей. При нахождении хотя бы пары певцов в отношении конфликта руководителю следует принять все меры для его погашения или вынесения за пределы хорового коллектива. Если в данный момент времени это не представляется возможным, то в процессе репетиции или концерта конфликтующие певцы не должны располагаться в зоне «личного пространства» друг друга. «Собака не виновата, что она собака. Кошка не виновата, что она кошка. Просто не следует сажать их в один ящик», — пишет Р. Шоу в своей педагогической монографии «Хор. Маленькие инструкции» [5]. Безусловно, маэстро утрирует, но в этом высказывании заложен один из принципов, которым должен руководствоваться руководитель любительского хора в подобных ситуациях. Кроме психологического аспекта, при взаимном размещении артистов хора нужно руководствоваться их вокальными данными. Голоса рядом находящихся певцов должны быть предельно органичны между собой по тембру и силе. При расположении певцов в хоровой партии следует учитывать не только вокально-хоровые умения и навыки, но и музыкальную грамотность участников хора. Хороший результат получается, когда вместе собрана группа
певцов с хорошими певческими и хоровыми навыками, но при этом не должны быть изолированы и начинающие, малоопытные артисты хора.
С целью успешного и наиболее скорого преодоления отставания одних певцов от других в любительских хорах распространена система наставничества. К опытному, музыкально грамотному певцу прикрепляются один-два начинающих артиста хора. На репетиции они должны располагаться вместе. Такое размещение певцов в хоровой партии создаёт благоприятные условия для активного процесса самообучения участников хора, способствует не только ускоренному изучению репертуара, но, что особенно важно, росту вокально-хорового мастерства малоопытных участников хора.
В начинающих хорах случается так, что опытных певцов очень мало или их нет совсем. В этих случаях следует наиболее способных, голосистых певцов располагать вместе, учитывая и их товарищеские интересы. Это будет способствовать быстрому созданию прочной основы хора. Нередко новичков, пришедших в опытный хоровой коллектив, располагают с краю с тем, чтобы в первое время они, находясь в хоре, больше вслушивались в пение своих опытных товарищей и постепенно входили в исполнительский процесс. Необходимо, чтобы участники хора располагались на репетициях и концертной эстраде в строго определённом руководителем хора порядке. Все перемещения певцов осуществляются только с разрешения и по указанию руководителя хора. На концертной эстраде следует вместе располагать артистов, хорошо спевшихся друг с другом в процессе репетиций. Наиболее квалифицированные певцы с хорошими вокальными данными размещаются в центре хорового коллектива.
Особенности музыкально-педагогической работы е любительском хоре. Под музыкально-педагогической работой в любительском хоре подразумеваются:
• занятия по постановке голоса (хоровой вокал);
• обучение нотной грамоте;
• обучение пению по нотам;
• общая музыкальная эрудиция.
Артисты большинства любительских хоров слабо знают нотную грамоту и плохо умеют петь по нотам. Исключение составляют артисты хора, имеющие специальное музыкальное образование. Наиболее высоких творческих результатов возможно добиться с хором, когда его участники умеют петь по нотам и владеют основами элементарной теории музыки. Любители хорового пения чаще всего неохотно занимаются овладением музыкальной грамотой, так как это требует дополнительных усилий; поэтому руководителю хора следует находить такие формы и методы обучения нотной грамоте и элементарной теории музыки, которые бы носили интересный, увлекательный, а не скучный, изнурительный характер.
Существуют различные педагогические приёмы и методы обучения музыкальной грамоте и пению по нотам. В нашей стране широкую известность получила венгерская система относительного сольмизирования, основоположником которой является известный композитор и педагог 3. Кодай; болгарская система — «столбица», созданная ещё в 1920-е гг. Б. Тричковым; чешская (пальцевая) система
профессора Ф. Лысека; немецкая школа К. Орфа, создавшего систему всеобщего детского музыкального воспитания1. Немало различных пособий по методике обучения пению по нотам и нотной грамоте создано и в нашей стране. Однако перечисленные системы и методы обучения главным образом рассчитаны на детское музыкальное воспитание и плохо отвечают требованиям в работе с взрослыми коллективами.
В большинстве случаев рекомендуется незамысловатая, но достаточно эффективная система овладения навыками пения по нотам, заключающаяся в том, что каждое разучиваемое с хором произведение на каждой репетиции нужно петь по нотным партиям (а лучше — по партитурам) с самого начала создания любительского хорового коллектива. Участникам хора раздаются на каждой репетиции нотные партии или партитуры (желательно отпечатанные) изучаемых хоровых произведений (нельзя начинать работать с хором по плохо написанным нотным партиям). Первое время певцам, не знающим нотной грамоты, хоровые партии (или партитуры) помогают следить за линеарным движением мелодической линии, быстрее осваивать литературный текст. Реальное освоение музыкального материала на начальном этапе происходит только с голоса хормейстера или с помощью музыкального инструмента. В дальнейшем, по мере приобретения артистами хора музыкально-слухового опыта и овладения начальными певческими навыками, можно отказаться от дублирования хоровых партий на музыкальном инструменте. Однако совсем отказываться от подыгрывания на инструменте в процессе разучивания особенно сложных элементов хоровых сочинений не следует.
«Фундамент музыкальности» или музыкальное обучение артистов хора. Помимо разучивания хорового репертуара по нотным партиям, необходимо отводить специальное время для изучения базовых музыкальных дисциплин. Традиционно проблематика музыкальной педагогики в любительских хоровых коллективах нацелена на формирование у артистов хора «фундамента музыкальности», включающего:
• музыкальный слух;
• чувство ритма;
• нотную грамоту;
• ориентацию в музыке (первичная эрудиция);
• вокально-хоровое исполнительство и хоровой вокал (индивидуальная постановка голоса при коллективной форме обучения).
Занятия по базовым дисциплинам (элементарной теории музыки, сольфеджио, хоровому вокалу и т.д.) можно проводить после распевания хора, отводя для этого 10-15 мин. репетиционного времени. Участники хора должны усвоить, что нотная запись фиксирует высоту и длительность звука. Их следует познакомить с основами метроритма, понятиями лада, тональности, интервалами и др. Теоретические сведения необходимо систематически подкреплять пением, чтобы как можно
1 Методики 3. Кодаи, К. Орфа, Б. Тричкова и др., их анализ и выявление взаимовлияния, подробно описаны в книге музыковеда К. Певзнера «Современные системы массового музыкального воспитания», см.: [6].
скорее накопить минимальный запас слуховых ощущений, соотношений звуков по высоте и ритму.
Для обучения нотной грамоте вновь приходящих в хоровой коллектив следует использовать знания и опыт старших участников хора (в педагогической терминологии — наставничество). Эту работу нужно проводить корректно и последовательно.
Музыкально-педагогическая работа должна осуществляться в хоровом коллективе систематически на протяжении всей его творческой деятельности. Очень важно, чтобы она не носила наукообразный характер, а преследовала чисто практические цели, особенно на начальном этапе. Каждый участник и коллектив в целом должны реально ощущать от такой работы практическую пользу.
В процессе освоения хором сложных по фактуре хоровых сочинений следует углублять музыкально-теоретические знания его участников, знакомя их с основами гармонии и полифонии. Исполнение произведений, изложенных в различных музыкальных структурах, требует от участников хора знаний из области музыкальной формы. Исполняя произведения различных эпох и народов, артисты хора должны иметь представление о стилистических особенностях и жанрах музыки и т.д. Следует подчеркнуть, что самым важным навыком для артиста хора является умение чисто петь по нотам (сольфеджио) и со словами. Совершенствовать этот навык необходимо постоянно в процессе работы над хоровым репертуаром и специальными упражнениями.
Большую практическую пользу в развитии гармонического, ладофункцио-нального слуха и мышления участников любительского хора приносят специальные упражнения с элементами хорового (гармонического) сольфеджио. Различные несложные упражнения по хоровому сольфеджио для постепенного развития у участников гармонического и ладофункционального слуха и мышления могут (при необходимости) составить для своих коллективов сами руководители любительских хоров.
Занятия по постановке голоса (хоровой вокал) должны проходить по классической методике пения, с академическими стандартами: диапазон, сила, тембр, неутомляемость. Постановка голоса требует определённого времени, что позволяет одновременно осваивать предметы музыкально-теоретического цикла на смысловом уровне и тем самым решить проблему формирования «фундамента музыкальности» артистов хора.
Концертно-исполнителъская деятельность и её значение. Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Любительские артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора.
Каждое концертное выступление хора должно быть тщательно подготовлено. Плохо подготовленное выступление хора, малое количество слушателей в концертном зале порождает разочарование участников хора, неудовлетворённость деятельностью хорового коллектива. Неудачное выступление приносит глубокие переживания его участникам, а иногда приводит и к распаду коллектива.
Концертно-исполнительская деятельность хора является одним из активных средств музыкально-эстетического воспитания широкой слушательской аудитории, поэтому очень важно, чтобы во время концерта хора концертный зал не пустовал. Для этого следует проводить большую организационную работу. Распространение билетов, организация рекламы концертных выступлений — важнейшая часть работы совета хора. Этому должен уделять большое внимание и руководитель хора.
Особенности концертных выступлений. Виды концертных выступлений хорового коллектива могут быть различными как по объёму выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространённым видом выступления хора является участие его в сводном концерте наряду с другими творческими силами, когда хор исполняет 2-3 произведения. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссёра. Часто сборные концерты посвящаются какому-то событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хора нужно добиваться того, чтобы репертуар хора в таких концертах не был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать в концертных выступлениях. Нередко хору приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах-встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях хору также важно иметь успех, своё творческое лицо.
Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт хора в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 мин. В самостоятельном концерте хор исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых произведений, контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю изложения и т.д. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих её произведений. Руководитель хора при составлении программы должен иметь в виду, что интерес у слушателей к выступлению хора должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы хору следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам слушателей в конце концерта. Особенно понравившееся слушателям произведение из концертной программы (продолжительные аплодисменты, скандирование «бис») можно повторить в том случае, если дирижёр уверен, что при повторении оно прозвучит не хуже первого исполнения. Поведение дирижёра хора на сцене, его артистичность, обаяние в значительной степени влияют на успех концерта.
За 10-15 мин. до выхода на сцену желательно провести стоя в концертных костюмах короткую 5-7-минутную настройку хора, во время которой следует спеть одно-два упражнения, настраивающие хор на начало концерта, а главное, сосредоточить внимание коллектива на выходе на сцену, снять излишнее напряжение, естественно возникающее у певцов перед началом концерта. Концертно-исполнитель-скую деятельность хора следует планировать. Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара. Нельзя выступать на концертной эстраде с недоученными или плохо «впетыми» произведениями. Малое количество концертных вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что подготовленный любительский хор должен выступать не более 10-12 раз в год. Каждое концертное выступление хора должно анализироваться, обсуждаться с хоровым коллективом. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности.
Выводы. Работа дирижёра любительского академического хора сложна и многогранна. Руководитель хора должен быть не только высококвалифицированным, одарённым хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем. В противном случае он не добьётся ощутимых художественных результатов, если не сумеет создать дружный, увлечённый коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью.
Главной особенностью работы с любительским хоровым коллективом является творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания и организации. В этом разрезе культурологическую, педагогическую и психологическую образованность руководителя любительского хора невозможно переоценить.
Нынешний этап развития любительского хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям — культурный, экономический, социальный и в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не только профессиональные качества руководителя, но и его умение организовать коллектив, сделать из него сообщество действительно культурных людей, вывести его на должный исполнительский уровень и удержать от распада.
Всё это представляет собой проблемы прежде всего культурологического характера: нужно донести до людей понятие «хор», научить их петь в хоре, понимать хор, любить хор и, главное, не предавать свой хор ни при каких обстоятельствах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Баранов Б. В. Курс хороведения. М.: ПОП Музфонда, 1991.58 с.
2 Чесноков П. Г. Хор и управление им. М.: Музгиз, 1961. 240 с.
3 Суханова Э.МПедагогика как наука и искусство воспитания: лекция. М.: МГУКИ, 1997. 42 с.
4 Тараканов Б. И., Федоров А. Хор вам в помощь! Или занимательное хороведение. М.: Издат. дом «Сталинград», 2014. 409 с.
5 Show Robert Lauson. CHORUS. Little instruction book. New York: Music Press Inc., 1975.
6 Певзнер К. Б. Современные системы массового музыкального воспитания. М.: Музыка, 2005. 118 с.
7 Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие. М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002. 712 с.
8 Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 544 с.
* * *
Tarakanov Boris Igorevich,
Artistic Director and ChiefConductor Academic Choir ofRSUH, Russian State Universityfor the Humanities, Miusskayasq. 6, 125993Moscow, RussianFederation
E-mail: [email protected]
MODERN AMATEUR CHOIR. THE COMBINED ASPECTS OF CULTURAL STUDIES, PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND PHILOSOPHY
Abstract: The study of choral art, as historically the first form of musical culture, occupies an important place in cultural studies. The modern study of choral works aspects is motivated by the natural human need to understand the semantic foundations of joint singing. Thanks to the universalism of choral culture that is open to all social strata, ethnic groups and religions, thanks to its capacity and scale of distribution today, including those based on the latest information technology, choral arts among amateurs (singing-lovers) are becoming increasingly popular and relevant in nature, in particular, as a tool of interpersonal interaction. Chorus as a primary form of preserving and transmitting musical information, as the mechanism of formation of cultural mental attitudes continues to fulfil its socio-cultural functions, reproducing old paradigms and creating new ones, due to the modern requirements, namely, the value orientation of mass musical creativity. It is only natural, that cultural and musical-pedagogical technologies of preservation and strengthening of amateur choral works in the modern socio-economic conditions are of scientific interest, as well as the transformation of tradition and innovation in the formation ofthe choral culture ofthe new generation. Keywords: mass culture, musical culture, choral culture, choral arts, choir conducting, tradition, innovation, choir, music, pedagogy, cultural studies.
REFERENCES
1 Baranov B. V. Kurs khorovedeniia [The chorus art course]. Moscow, POP Muzfonda Publ., 1991. 58 p.
2 Chesnokov P. G. Khor i upravlenie im [Chorus and its management]. Moscow, Muzgiz Publ., 1961. 240 p.
3 Sukhanova E. M. Pedagogika kak nauka i iskusstvo vospitaniia: lektsiia [Pedagogy as the science and art ofeducation: lectures]. Moscow, MGUKI Publ., 1997. 42 p.
4 Tarakanov B. I., Fedorov A. Khor vam v pomoshch'! Ili zanimatel'noe khorovedenie [Chorus to help you! Or entertaining choral conducting], Moscow, Izdat. Dom «Stalingrad» Publ., 2014. 409 p.
5 Show Robert Lauson. CHORUS. Little instruction book. New York, Music Press Inc. Publ., 1975.
6 Pevzner K. B. Sovremennye sistemy massovogo muzykal'nogo vospitaniia [The modern system ofmusical education], Moscow, Muzyka Publ., 2005. 118 p.
7 Bystrova A. N .Mir kul'tury (Osnovy kul'turologii): ucheb. posobie [The World of culture (Foundations of cultural studies). Teaching manual]. Moscow, Izd. Fedora Koniukhova Publ.; Novosibirsk, IuKEA Publ., 2002. 712 p.
8 Emokhonova L. G. Mirovaia khudozhestvennaia kul'tura: ucheb. posobie [World Art: teaching manual]. Moscow, AkademiiaPubl., 2001. 544 p.