Научная статья на тему 'Формирование интереса к музыке и ее исполнению в любительском хоровом коллективе немузыкального вуза'

Формирование интереса к музыке и ее исполнению в любительском хоровом коллективе немузыкального вуза Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОМЕРНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аликина Екатерина Владимировна

Статья посвящена проблеме формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности у студенческой молодежи в процессе репетиций хора с учетом закономерностей музыкальной и музыкально-исполнительской выразительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса к музыке и ее исполнению в любительском хоровом коллективе немузыкального вуза»

118 КультУРиая жизнь Юга России "

т 3 (32), 2009

N. E. VORONKOVA. EURHYTHMY: NATURE AND STRUCTURE OF THE SPIRITUAL ORGANIZATION

OF CULTURAL SPACE

The article is dedicated to eurhythmy which is considered as universal category in various spheres of social life. Key words: eurhythmy, spirituality, musical space.

Е. Б. АЛИКИНА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЮ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ НЕМУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА

Статья посвящена проблеме формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности у студенческой молодежи в процессе репетиций хора с учетом закономерностей музыкальной и музыкально-исполнительской выразительности.

Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, любительский хоровой коллектив, хоровое исполнительство, закономерности музыкальной выразительности.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, в школьном и, тем более, в вузовском образовании уже невозможно делать ставку на усвоение определенной суммы сведений. Сегодня перед школой и вузом стоит задача активизации познавательной деятельности учащихся, способствующей формированию таких качеств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, непрерывно пополнять и обновлять знания, применять их для творческого преобразования действительности. И здесь немалую роль может сыграть эстетическое воспитание, имеющее наибольший интеграционный потенциал. Именно оно готовит человека к активному и максимально полному эмоционально-чувственному и интеллектуальному включению в реальную жизнь современного социума, обеспечивая взаимодействие психических процессов, инициирующих саморазвитие и самореализацию личности, обогащение ее духовного мира, активизацию образного мышления.

Это относится и к музыкальному воспитанию, и к музыкальному обучению. До сегодняшнего дня и в школе, и вузе доминировала практика передачи знаний как некой суммы рецептов, которые учащимся следует заучить. Кроме того, технология, техническое совершенство часто становятся самоцелью, преобладая над художественно-со-держательной стороной обучения и воспитания

Причина данной ситуации состоит в том, что методика целостного анализа музыкального произведения, охватывающая все элементы музыкальной речи в их взаимодействии и неразрывной связи с образным содержанием сочинения, начала разрабатываться только в 30-е годы XX века, когда утвердилась Методология комплексного анализа. Поэтому многие педагоги-исполнители, сформировавшиеся задолго до того, как непосредственные связи между образно-эмоциональным строем музыки и художественными средствами были тео-

ретически изучены и освоены, просто не могли использовать эти достижения музыкознания в своей исполнительской и педагогической практике.

Педагоги и дирижеры-хормейстеры, работающие руководителями хоровых коллективов, должны владеть умениями и навыками, которые дают возможность «подходить к раскрытию содержания произведения главным образом через содержательную сторону самой музыкальной формы и музыкальных средств» [1]. Поскольку, в отличие от музыкантов-исполнителей инструментальных жанров, они имеют отношение к музыкальным произведениям с поэтическим текстом, им необходимо уметь анализировать музыку и поэтический текст в их единстве.

Между тем сравнительный, или сопоставительный, анализ музыки и поэтического текста в их соподчиненности является одним из побудителей и движущих сил самостоятельного мышления исполнителя, поскольку именно на его основе решается вопрос о художественном замысле и образной драматургии вокально-хорового произведения.

Музыкальное сознание общества отражает уровень и меру существования музыки в объективной действительности, уровень духовной культуры общества. Поэтому подчеркнем, что уровень эффективности музыкально-эстетичес-кого воспитания общества зависит не от количества «потребляемой» музыки, а от ее качества, от идеологии, стратегии и тактики музыкального воспитания.

Характерная примета нашего времени - перенасыщенность разнообразной звуковой информацией. Ее обилие, порой назойливое, влияет на общественное музыкальное сознание чаще в негативном, чем в позитивном плане.

Другая особенность нынешнего музыкального быта - стилистическая пестрота звуковых потоков, обрушивающихся сегодня на современного слушателя и, хотим мы того или нет, формирующих его музыкальное сознание, вкусы, пристрас-

M 3 (32), 2009

жизнь Юга России "

-119

тия. Напротив, музыка классической традиции не имеет места в повседневной жизни, она почти не звучит по радио, ее нет на телеэкране, который стал центром быта современного общества. Приобщение к классической музыке очень важно для становления морального облика молодого человека. Поэтому важнейшая задача сегодня - воспитание у молодого поколения вкуса и тяги к подлинному искусству. В своем исследовании, являющемся обобщением многолетней практики, мы предприняли попытку теоретически обосновать один из возможных эффективных путей ее решения.

Современный университет (как гуманитарный, так и технический) - это комплекс учебной, на-учно-исследовательской и воспитательной работы. Но если первые две функции вписываются в структуру университетских дисциплин, то последняя в большей мере принадлежит к эстетическому развитию учащейся молодежи, традиционно осуществлявшемуся студенческими клубными учреждениями, в недрах которых до сих пор кое-где существуют художественные любительские коллективы (хоровые, танцевальные, театральные и др.). Сейчас, в период утраты этических и эстетических критериев и ориентиров, как никогда, велика роль и миссия художественных любительских коллективов. Традиционно они носят название художественной самодеятельности, хотя оно не совсем точно отражает суть явления, ибо неверно понимать под ним только самостоятельную деятельность. Во-первых, любительские кружки, как правило, создаются при каких-то организациях или учреждениях, а их работа контролируется администрацией. Во-вторых, участники коллективов занимаются обычно под руководством специалистов-профессионалов, отвечающих как за учебно-педагогический процесс в целом, так и за репертуар и художественно-эстетический уровень создаваемых с их помощью произведений [2].

Следовательно, художественная самодеятельность представляет собой явление, сочетающее в себе массовое просветительство любителей под руководством профессионалов и искусство. Профессионалов и любителей не следует ни противопоставлять, ни приравнивать друг к другу. Любители являются творческим резервом профессионального искусства, а мастерство профессионалов - эталон, с которым они сверяют свои достижения.

По социальному статусу участники самодеятельности - это любители, поскольку они имеют другую основную профессию. Но, относясь к художественной деятельности, как к своей второй, дополнительной профессии, постоянно пополняя знания и совершенствуя мастерство, они могут достичь в искусстве подлинного профессионализма.

Участие студенческой молодежи в исполнительской деятельности хорового коллектива вуза создает предпосылки активного приобщения ее к искусству и культуре, росту музыкального сознания и восприимчивости, воспитывает потребность слушания музыкальной классики. Однако руководитель хора достигнет этой цели, если осознает, что его задача не только и не столько доставить удовольствие слушателям, сколько быть могучим орудием музыкального просвещения, музыкального образования студентов - участников возглавляемого им коллектива [3].

В контексте нашей работы, представляющей собой исследование процесса не столько обучения, сколько воспитания, следует подчеркнуть, что мы имеем дело с взрослыми людьми, как правило, сознательно пришедшими в хоровой коллектив и, следовательно, испытывающими потребность в музыкальной деятельности.

Основой такого общения является обоюдный интерес, совместная работа дирижера и участников хора по осознанию выразительного, изобразительного и формообразующего действия художественных средств и проверки эффективности их применения, которая должна стать предпосылкой создания творческой атмосферы на репетиции и в конкретных выступлениях.

По нашему мнению, исследование мотивации, форм и методов активизации интереса к музыке и ее исполнению у участников хорового коллектива представляет собой важную и актуальную проблему, решение которой будет способствовать не только повышению уровня музыкально-хоровой культуры общества, но и совершенствованию его музыкального сознания.

Литература

1 .Мазелъ Л. А. Строение музыкальных произведений. М., 1960. С. 4.

2. Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. С.205-206.

3. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980. С.150-151.

E. V. ALIKINA. THE FORMATION OF INTEREST FOR MUSIC AND ITS PERFORMANCE IN AMATEUR CHORAL COLLECTIVE OF NON-MUSICAL HIGH SCHOOL

The article is dedicated to the problem of formation of the steady interest to music activities among the students in the process of choir rehearsal with the regularities of musical expressiveness and expressiveness of musical performance.

Key words: musical-aesthetic education, amateur choir collective, choral performance, regularities of musical expressiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.