Научная статья на тему 'Народная музыка в репертуаре любительского студенческого хорового коллектива'

Народная музыка в репертуаре любительского студенческого хорового коллектива Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
323
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хоровой любительский студен- ческий коллектив / репертуарная политика / фольк- лор / концертно – исполнительская практика. / аmateur choir / student band / repertoire policy / folklore / concert and performance practice.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Косибород Ольга Львовна

В данной статье рассматриваетсяпроблема репертуарной политики студенческогоколлектива и вопросы использования народнойпесни в концертно – исполнительской практике.Поставленная цель предполагает рассмотрениенекоторых теоретических аспектов связанных спрактикой применения фольклора в сфере люби-тельского хорового творчества. Методологиче-ской основой данной статьи явились теоретиче-ские исследования отечественных ученых и прак-тическая деятельность автора. Народная песнябыла, есть и будет одним из важнейших компо-нентов музыкальной культуры и, естественно,наличие в репертуаре студенческого коллективапроизведений этого жанра является важнейшейсоставляющей для осуществления всех социо-культурных функций, присущих любительскомуколлективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK MUSIC IN THE REPERTOIRE OF THE AMATEUR STUDENT CHOIR

This article considers the problem of repertoire policy of the student community and the use of folk songs in concert and performance practice. The goal involves the consideration of some theoretical aspects associated with the practice of the use of folklore in the field of amateur choral art. The methodological basis of this article is theoretical researches of domestic scientists and practical activity of the author. Folk song was, is and will be an essential component of musical culture and, of course, the presence in the repertoire of the student team works on this genre is the most important component for the implementation of all social and cultural functions inherent in the amateur team.

Текст научной работы на тему «Народная музыка в репертуаре любительского студенческого хорового коллектива»

УДК 378

Косибород Ольга Львовна

кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, институт культуры и искусств. gofman_choir@mail.ru

Народная музыка

В РЕПЕРТУАРЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Ol’ga L. Kosiborod

candidate of pedagogical Sciences, associate professor.

Moscow City Pedagogical University, Institute of Culture and Arts gofman_choir@mail.ru

Folk music in

THE REPERTOIRE OF THE AMATEUR STUDENT CHOIR

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема репертуарной политики студенческого коллектива и вопросы использования народной песни в концертно - исполнительской практике. Поставленная цель предполагает рассмотрение некоторых теоретических аспектов связанных с практикой применения фольклора в сфере любительского хорового творчества. Методологической основой данной статьи явились теоретические исследования отечественных ученых и практическая деятельность автора. Народная песня была, есть и будет одним из важнейших компонентов музыкальной культуры и, естественно, наличие в репертуаре студенческого коллектива произведений этого жанра является важнейшей составляющей для осуществления всех социокультурных функций, присущих любительскому коллективу.

Ключевые слова: хоровой любительский студенческий коллектив, репертуарная политика, фольклор, концертно - исполнительская практика.

Annotation. This article considers the problem of repertoire policy of the student community and the use of folk songs in concert and performance practice. The goal involves the consideration of some theoretical aspects associated with the practice of the use of folklore in the field of amateur choral art. The methodological basis of this article is theoretical researches of domestic scientists and practical activity of the author. Folk song was, is and will be an essential component of musical culture and, of course, the presence in the repertoire of the student team works on this genre is the most important component for the implementation of all social and cultural functions inherent in the amateur team.

Keywords: аmateur choir, student band, repertoire policy, folklore, concert and performance practice.

Студенческие хоры существуют практически во всех высших учебных заведениях мира. Очень часто их уровень практически сравним с профессиональным, но это может быть и просто объединение молодых людей, которые в нашем быстро меняющимся современном мире находят удовольствие в одном из проявлений творческого начала - в совместном пении. В каждом творческом коллективе всегда очень остро стоит проблема репертуара. Народная музыка, народное творчество в очень многих любительских коллективах не всегда занимает достойное место, хотя отрицать значение, роль и влияние фольклора на все аспекты деятельности хорового коллектива невозможно.

В данной работе мы хотели бы еще раз подчеркнуть актуальность включения народной песни в репертуар любительского студенческого коллектива, показать необходимость использования народной песни в хоровой работе. Используя теоретические работы мастеров хорового пения, искусствоведов, опираясь на большой практический опыт, мы попытались осветить некоторые вопросы фор-

мирования репертуара, отбора произведений, проблем исполнительского характера.

Народное музыкальное творчество - уникальное явление художественной культуры социума, в котором закрепляются эстетические ценности и отражается национальное художественное сознание того или иного народа.

Любительские хоровые коллективы - это специфическая форма деятельности людей, в которой соединяется и массовое движение, и эстетическая сущность, яркой чертой современного любительского хора является сочетание массовости приобщения певцов к хоровому искусству, с одной стороны, с высоким уровнем исполнительского мастерства, с другой.

Наиболее яркой чертой любительского хорового искусства является его демократичность, доступность и добровольность, что выражается в особых взаимоотношениях участников любительского коллектива, где главными являются нравственно -этические проблемы и особая ценностная ориентация певцов. Георгий Струве писал: «Хорошо из-

164

вестно, что пение, особенно хоровое - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением [3, с. 3].

Нет необходимости в этой работе говорить о значении народной песни, темах, мелодике, жанрах, интонационном и гармоническом строе, а вот место народной песни в репертуарной политике любого любительского коллектива, пожалуй, стоит определить особо. Конечно, это определяется, прежде всего, профессиональным уровнем дирижера, его вкусом, художественным музыкальным кругозором, умением поставить и решить организационно - творческие задачи. Но как бы ни позиционировал себя дирижер, какую бы художественную задачу ни провозглашал, народная песня удивительным образом вписывается в любую концепцию.

В высших учебных заведениях, о которых идет речь в данной работе, существует несколько видов хорового любительского пения - хоры первичных форм работы; повышенного типа; приближенные к профессиональным.

В каждом из этих типов хоровых коллективов использование в репертуаре народной музыки, на наш взгляд, является оправданным и необходимым.

На первом этапе (в хоре первого вида) создания коллектива, когда у художественного руководителя, кроме чисто технических учебных организационных целей, есть еще и необходимость сделать посещение хора приятным и увлекательным - подбираются произведения, способные быстро завоевать сердце исполнителя. И что бы мы ни придумывали - хоровые шлягеры, современная эстрадная песня, спиричуэлс, ультрасовременные композиции - попытка исполнить народную песню приводит к удивительно положительным результатам.

Правильно подобранная на первом этапе народная песня действительно является иногда луч-

Литература:

1. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. М., 1961. 236 с.

2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М. : Владос, 2003. 270 с.

3. Струве Г.А. Когда запоет школа? : статья. М. : Мозаика, 2002.

шим материалом и для учебной работы, т.к. именно в этих песнях можно найти все необходимые элементы для работы не только над техническим оснащением хора и отработкой средств музыкальной выразительности, но и в работе над созданием художественного образа, она может, как это ни странно, стать и первым концертным произведением, ибо правильно выбранная (в зависимости от установок дирижера) может нести в себе все черты будущего художественно творческого лица хора [1, с. 89].

Когда уже определилась направленность работы, появилась некая техническая свобода, расширились музыкально художественные средства выразительности, народная песня и здесь незаменима. Когда хор достигает определенного высокого уровня исполнительского мастерства -тогда наличие народной музыки в его программах - это почти всегда стопроцентная удача.

Теперь уже дирижер может ставить самые сложные технические и художественные задачи, и народная песня вновь будет в этом случае необходима. При этом необходимо предостеречь руководителей и от излишнего увлечения популярными обработками и пьесами народного характера. Многие из них исполняются всеми коллективами, ансамблями, перестают нести элемент новизны открытия, быстро «заигрываются». И если в репертуаре много известных часто исполняемых народных песен, которые составляют основу репертуара, он может показаться устаревшим, неинтересным, однообразным. Тогда возникают значительные трудности при составлении концертных программ.

Если руководитель коллектива использует произведения народной музыки, он должен знать о закономерных связях между исполнительской формой и жанрово - стилевыми особенностями песни, он должен быть знаком с закономерностями национальных певческих традиций, по возможности учитывать особенности мужского и женского исполнительства.

Literature:

1. Egorov A.A. Theory and practice of work with choir. Moscow, 1961. 236 p.

2. Zhivov V.L. Choral performance. Theory. Methods. Practice. M. : VLADOS, 2003. 270 p.

3. Struve G.A. When school will sing? : article. M. : Mosaic, 2002.

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.