Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал региональной школьной художественной самодеятельности в советский период ХХ века'

Воспитательный потенциал региональной школьной художественной самодеятельности в советский период ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
291
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / КОММУНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕПЕРТУАРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осина Валентина Николаевна, Юстус Ирина Викторовна

В данной статье раскрываются воспитательный потенциал школьной художественной самодеятельности Симбирской губернии, Ульяновской области в советский период, и основные педагогические направления ее работы. В статье прослеживается непосредственная зависимость развития школьной художественной самодеятельности от общественно-политического развития страны и региона в советский период. Также раскрываются количественные изменения в процессе развития школьной художественной самодеятельности Симбирской губернии и отслеживаются основные тенденции данного процесса. Затрагивается проблема роли школьной художественной самодеятельности в воспитательной системе школ рассматриваемого периода, и отслеживается развитие различных форм школьной художественной самодеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал региональной школьной художественной самодеятельности в советский период ХХ века»

история педагогической науки и практики

УДК371. 89 (470. 42)

Осина Валентина Николаевна

Старший преподаватель кафедры актерского искусства факультета культуры и искусства Ульяновского Государственного университета, vel-osina@ mail.ru, Ульяновск

Юстус Ирина Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского Государственного университета, Ульяновск

воспитательный потенциал региональной школьной художественной самодеятельности

в советский период хх века

Аннотация. В данной статье раскрываются воспитательный потенциал школьной художественной самодеятельности Симбирской губернии, Ульяновской области в советский период, и основные педагогические направления ее работы. В статье прослеживается непосредственная зависимость развития школьной художественной самодеятельности от общественно-политического развития страны и региона в советский период. Также раскрываются количественные изменения в процессе развития школьной художественной самодеятельности Симбирской губернии и отслеживаются основные тенденции данного процесса. Затрагивается проблема роли школьной художественной самодеятельности в воспитательной системе школ рассматриваемого периода, и отслеживается развитие различных форм школьной художественной самодеятельности.

Ключевые слова: школьная художественная самодеятельность, идеологическое воспитание, агитационно-пропагандистское направление, просветительское направление, досуговое направление, коммунистическое мировоззрение, идейная направленность репертуара.

Osina Valentina Nikolaevna

Senior Lecturer, the Chair of Dramatics, Faculty of Culture and Arts, Ulyanovsk State University, postgraduate student, the Chair of Pedagogics, Faculty of Humanities and Social Technologies, vel-osina@ mail.ru, Ulyanovsk

Yustus Irina Viktorovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, the Chair of Pedagogics, Faculty of Humanities and Social Technologies, Ulyanovsk State Universit, Ulyanovsk

educational potential of regional school amateur performances during the soviet era (20th century)

Abstract. The article examines the educational potential of school amateur performances in Sim-birk province - Ulyanovsk region during the Soviet era and pays attention to its main pedagogical peculiarities. The author underlines the direct relationship between the development of school amateur performances and socio-political situation in the country and in the region during the Soviet era.

Keywords: school amateur performances, ideological upbringing, agitation and propaganda movement, educational movement, leisure movement, communist ideology, ideological orientation of the repertoire.

Октябрьская революция положила начало проведению широкомасштабного социально-педагогического эксперимента, целью которого было коренное изменение всей системы школьного образования на основе

совершенно новых методологических подходов и идеологических принципов. В связи с этим сразу после революции была разработана и начала активно осуществляться концепция школьных реформ, главной за-

дачей которых было создание новой универсальной модели школьной системы, объединяющей начальную и среднюю школы, которая вошла в историю образования как концепция единой трудовой школы [18, с. 9]. В первое десятилетие советской власти в Симбирске выстроилась сложная, разветвленная система управления и контроля школьной жизни, которая позволяла своевременно и неукоснительно реагировать на постановления и указы советского правительства, проводить в жизнь планируемые Наркомпросом, Губернским комитетом ВЛКСМ (ранее - РКСМ), руководством губернии, руководителями коммунистической партии мероприятия. Открылись новые воспитательные возможности художественной самодеятельности. Спектр основных педагогических направлений работы в художественной самодеятельности был расширен и подчинен идеологическому воспитанию. Школьная художественная самодеятельность Симбирской губернии, осуществлялась в русле идеологического воспитания, по следующим направлениям: агитационно-пропагандистскому, просветительскому и досуговому. В агитационно-пропагандистском направлении происходит членение на более узкие сферы деятельности, которые наряду с тремя основными направлениями определенно заслуживают внимания со стороны педагогической науки.

В Симбирской губернии преобладало агитационно-пропагандистское направление педагогической работы. Об этом свидетельствуют директивные и отчетные архивные документы губернского и областного комитета РКСМ (позднее ВЛКСМ), находящиеся на хранении в архиве Новейшей Истории Ульяновской области. С 1917 по 1919 гг. в деревенских школах губернии, повсеместно создавались политические и драматические кружки, выступления которых носили явную агитационную и пропагандистскую направленность. В 1920-1923 гг. годах репертуар самодеятельных школьных кружков носил не только агитационно-пропагандистский, но и революционный характер. Происходило это на фоне острой классовой борьбы. Власть пользовалась всеми возможными рычагами воздействия на сознание людей. Школьная художественная самодеятельность в смысле социально-политического

воздействия на личность стала опосредованным, но мощным средством революционной борьбы.

В 1920 - 30-е гг. существовала агитационно-пропагандистская система - система органов и учреждений в Советской России (СССР), цель деятельности которых заключалась в распространении идей для воздействия на сознание, настроение и общественную активность масс, в формировании на основе этих идей определенного мировоззрения. Агитационно-пропагандистская система осуществляла свою деятельность по нескольким направлениям, которые в официальных документах обозначались как политическая, производственная и культурная пропаганда. Первая подразумевала разъяснение политики партии и государства и формирование общественного мировоззрения в соответствии с идеологическими установками. Производственная пропаганда была направлена на повышение производительности труда, организацию социалистических соревнований и должна была способствовать решению очередных экономических задач. Культурная пропаганда подразумевала повышение культурно-образовательного уровня разных социальных групп советского общества. В первой половине 1920-х гг. наиболее значимыми ее направлениями были антирелигиозная пропаганда и ликвидация неграмотности. Агитационно-пропагандистская система партийных и государственных органов выполняла также функцию контроля над общественным сознанием, выявляя мнения и настроения людей, информируя о них.

Работа по художественной самодеятельности, в частности школ, велась под пристальным контролем Симбирского отдела агитации и пропаганды РКСМ. Основные направления деятельности агитационно-пропагандистской системы явились составной частью работы школьной художественной самодеятельности. Важные, знаменательные даты жизни страны, такие как пятая годовщина октябрьской революции (1922 г.) и 25-летие РКП (б) (1923 г.), сопровождались в Симбирске активным участием самодеятельных школьных коллективов [8, с. 13]. Пьесы, спектакли и концертные номера упомянутых выше мероприятий были пропитаны революционным и по-

литическим содержанием. Однако повсеместно осуществляется и просветительское направление работы школьной художественной самодеятельности. Под пристальным контролем губернских властей происходит количественное увеличение культурно-просветительных кружков, в том числе в школах всех уездов губернии. Об этом свидетельствует постановление 2-го Сенгилеевского уездного съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О культурно-просветительской работе и народном образовании» от 21-27 марта 1918 г. В тексте постановления говорится о немедленной организации культурно-просветительных кружков во все школах уезда, если таковые отсутствуют, и о расширении просветительской деятельности по организации лекций и спектаклей [Там же. С. 19].

Губернский комитет РКП(б) в первое десятилетие советской власти принимал активное участие в развитии советской школы, в развитии культурно-просветительной работы среди школьников, уделяя особое внимание селам губернии. Возросла сеть школ, увеличилось количество учеников в них [Там же. С. 7]. После начавшейся вместе с реформой образовательной сферы культурной революции культурно-просветительная работа в советскую эпоху имела следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание, организация художественной самодеятельности, организация отдыха и развлечений.

Анализ архивных материалов показывает, что культурно-просветительная работа, осуществляемая с помощью художественной самодеятельности в школах губернии, представляла систему мероприятий, содействующих коммунистическому и идеологическому воспитанию учащихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга.

Художественная самодеятельность явилась составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, осуществляемой с помощью профсоюзов и комсомола.

Основной поддерживающей силой идеологической деятельности в школах явилась пионерская организация. Созданная в 1922 году (19 мая) Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, повсеместная организация пионерских дружин и отрядов в школах поспособствовали расцвету воспитательных возможностей школьной художественной самодеятельности повсеместно. В Симбирской губернии с 20-х годов наблюдается значительный подъем развития школьной художественной самодеятельности. Это характеризуется в основном количественными изменениями. В пионерских дружинах создаются такие формы самодеятельности, как ансамбли и театры. Свыше 2000 концертов проведено пионерскими агиткультбригадами на предприятиях, стройках, колхозах и совхозах [Там же. С. 9]. В рамках концертов реализо-вывались и агитационно-пропагандистское, и просветительское, и досуговое направления педагогической работы школьной художественной самодеятельности. Однако о ведущей роли агитационно-пропагандистского направления педагогической работы свидетельствуют следующие материалы. О повсеместной пропаганде музыкального воспитания гласит резолюция, посвященная развитию музыкального дела в Симбирской губернии от 1919 года, принятая на губернском съезде заведующих уездными отделами народного образования. В ней говорится о принятии всех необходимых мер по развитию музыкальной самодеятельности в городской и сельской местностях и организации самодеятельных хоров при культурно-просветительных кружках в школах и домах культуры. В этом же году вводятся меры контроля обязательного и систематического преподавания пения и музыки в Трудовой школе. Контроль и назначение компетентных преподавателей музыки осуществляется с помощью музыкальной секции Внешкольного подотдела. Деревенские музыкальные секции обеспечили снабжение сельских школ музыкальными инструментами (рояль, пианино, гармонь) [1, л. 156]. В документах Карсунской уездной конференции партии коммунистов-большевиков по вопросу о культуре от 19 февраля 1919 г. говорится о повсеместной постановке пьес революционного содержания, в том числе

в школах губернии. Поскольку революционная пропаганда, осуществляемая на митингах и в периодических изданиях, считалась недостаточной, партией было принято решение об использовании всех зрелищных форм художественной самодеятельности для усиления пропагандистской работы [5, л. 12]. 50-летняя годовщина со дня рождения В. И. Ленина, в 1920-м году, ознаменовалась привлечением всех сил художественной самодеятельности, в том числе школьной, для участия во многочисленных митингах и спектаклях, с целью агитации и ознакомления масс с личностью В. И. Ленина [6, л. 14, 15]. Инструкция комиссии по оказанию помощи фронту Мелекесского укома РКП(б) о деятельности театрально-художественной подсекции агитотдела, в дни проведения «Недели помощи фронту» от 28 октября 1920 г., гласит об обязательной организации ряда спектаклей, концертов-митингов, художественных вечеров во всех театрах, клубах, школах и удобных для проведения концертов помещениях, в период с 1 по 15 ноября. Репертуар должен быть агитационно-пропагандистской и художественной направленности с пролетарской идеологией [7, л. 16].

В 1921 году в циркулярах и инструкциях ЦК РКСМ по культурной работе среди молодежи и школьников даны указания по проведению полезного досуга и реализации досугового направления. В связи с этим рекомендовалось обратить пристальное внимание на выбор репертуара в школах [4, л. 21]. С 1924 года популярность в губернии приобрели «пионерские костры», завершающие учебный год (или полугодие) и являющиеся уникальной формой проведения полезного досуга. В этих «кострах» традиционно задействовались все известные виды школьной художественной самодеятельности: хоровая, музыкальная, танцевальная, театральная, художественное сочинительство и др.

Пионерские отряды, организованные в 1920-30-х гг., выступили новой формой коммунистического воспитания в школах. Эти отряды начали вести планомерную и систематическую борьбу с общественными пороками и развернули агитационную деятельность, направленную на формирование любви к труду. Безусловно, одну из ве-

дущих ролей в работе пионерских отрядов и дружин играла школьная художественная самодеятельность. Агитбригады отрядов систематически выступали с концертами и постановками, высмеивающими и осуждающими пьянство, курение, хулиганство. 14 октября 1928 г. пионеры чердаклинского уезда поставили пьесу, агитирующую за применение новых удобрений и агротехники.

К концу 1930-х - началу 1940-х гг. количество участников школьной художественной самодеятельности значительно увеличилось. Например, еще к началу 30-х годов количество детей, принимающих участие в смотрах, составляло менее 16 тысяч человек, уже к 1935 году количество, принявших участие в смотрах школьной художественной самодеятельности губернии, возросло до 36 тысяч [8, с. 44]. Олимпиада детского творчества, проходившая с 5 марта по 1 апреля 1941 года, охватила все школы города. Во внутришкольных смотрах приняли участие 5 тысяч школьников, в городском смотре 1500, в заключительном - 500. Было просмотрено 34 средние школы, 4 детских дома, школа глухонемых, Заволжский Дом Пионеров, Дворец Пионеров [2, л. 9].

Период Великой Отечественной войны и два первых послевоенных десятилетия ознаменовались патриотической направленностью работы, контролируемой отделом агитации и пропаганды обкома ВЛКСМ. Военные предприятия и госпитали поддерживались силами художественной самодеятельности, в том числе школьной. Несмотря на тяжелое положение, в условиях войны ежегодные смотры художественной самодеятельности в области были подготовлены и проведены. В 1943 году при Ульяновском Областном Отделе по делам Искусств организован Областной Дом Народного творчества, взявший на учет всю художественную самодеятельность области [3, л. 22]. Постановки школьных спектаклей были пропитаны тематикой героизма Красной Армии. Вся самодеятельность области была подчинена нуждам фронта и победе над врагом. Школьные концерты на предприятиях, в домах культуры и в госпиталях были ежемесячными. В послевоенное время улучшается качество репертуара школьной художественной самодеятельности и продолжается агитационно-пропагандистская работа патриотиче-

ской и просветительской направленности.

С 1960-х гг. до распада СССР на первый план выходит просветительское направление работы школьной художественной самодеятельности. Ежегодные смотры школьной художественной самодеятельности организуются с целями повышения массовости творчества, повышения идейной направленности репертуара, повышения уровня художественного и исполнительского мастерства, повышения уровня культуры и культурного обслуживания. Художественная самодеятельность становится массовым явлением, все школы городов и деревень принимают в ней участие.

Проанализировав ключевые изменения в развитии школьной художественной самодеятельности Симбирской губернии, Ульяновской области рассмотренного периода, можно сделать вывод, что все направления педагогической работы школьной художественной самодеятельности сыграли значимую роль в деле воспитания личности.

Библиографический список

Архивные источники

1. Государственный архив Новейшей Истории Ульяновской области (далее ГАНИУО) - Ф. 1. -Оп. 1. - Д. 38. - Л. 156.

2. ГАНИУО. - Ф. 13.- Оп. 1. - Д. 1925. - Л. 9.

3. ГАНИУО. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 210. - Л. 22.

4. ГАНИУО. - Ф. 43. - Оп. 1. - Д. 70. - Л. 21.

5. ГАНИУО. - Ф. 57. - Оп. 1. - Д. 257. - Л. 12.

6. ГАНИУО. - Ф. 113. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 14, 15.

7. ГАНИУО. - Ф.1196. - Оп. 1. - Д. 108. - Л.16.

Литературные источники

8. Достояние культуры - народу. Культурное строительство в ульяновской области (1917-1975 гг.): документы и материалы / Научно-справочная библиотека ОГУ «ГАНИОУ» - Саратов. : При-

волжское книжное издательство, ульяновское отделение, 1979. - 128 с.

9. Игнатьев И. А. Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 21 с.

10. Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе : учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984. - 224 с.

11. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: история, теория, практика: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988. - 144 с.

12. Культура Симбирского - Ульяновского края : сборник документов. - Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2014. - 368 с.

13. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников : учеб. пособие. - М. : Педагогика, 1999. - 322 с.

14. Мудрик А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М. : Академия, 2004. - 304 с.

15. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М. : Академия, 2002. - 200 с.

16. Пашкина А. Г. Обзор документов ОГУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области» по проблеме развитие системы школьного образования Симбирской губернии - Ульяновской области периода 1918-1975 гг. в их кратком изложении. [Электронный ресурс]. URL: http:// centrarhiv.narod.ru/ page1.html (дата обращения : 09.04. 2014)

17. Смагин А. И. Организация художественного творчества : курс лекций / А. И. Смагин. - ИСЗ, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://irkipedia.ru/content/smagin_vita (дата обращения: 09.04. 2014)

18. Шумкова Л. Г. Становление системы школьного образования на примере Симбирской губернии (1917-1928гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, Ульяновский Государственный университет, 2006. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.