Научная статья на тему 'Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей'

Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ценности / ценностные ориентации / терминальные ценности / инструментальные ценности / смысложизненные ориентации / ориентация во времени / самоактуализация / студенты / Values / value orientations / terminal values / instrumental values / life-purpose orientations / orientation in time / self-actualisation / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакушкин Иван Анатольевич, Ильичева Ирина Михайловна

В статье представлены результаты изучения ценностных и смысложизненных ориентаций, а также самоактуализации учащейся молодежи. Выявлены две группы студентов по иерархической структуре ценностных ориентаций, отличающихся особенностями смысложизненных ориентаций и аспектов самоактуализации. Исследование проводилось на базе Государственного социально-гуманитарного университета. В нем приняло участие большое количество студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях. Анализ ценностей осуществлялся с помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича, аспектов самоактуализации – с помощью самоактуализационного теста Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза и М.В. Латинской, анализ смысложизненных ориентаций – с использованием теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Было эмпирически доказано, что ценностные ориентации, будучи общей осмысленностью жизни, связаны с ее восприятием как целостного процесса и с такими особенностями самоактуализации, как цели, убеждения, установки и принципы. В результате у первой группы студентов поведение и ценности зависели от внешней оценки и руководства, а так как отношения к ценностям формируются в определенный момент времени и в определенных условиях, то учащиеся в качестве субъектов не могут контролировать свою жизнь. У второй группы студентов реализуется феномен самоактуализации как самостоятельность, желание руководствоваться в жизни и поведении собственными ценностями, которые интегрированы в структуру личности, и учащиеся, являясь субъектами, могут осуществлять этот контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бакушкин Иван Анатольевич, Ильичева Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-actualisation and life-purpose orientations of students with different hierarchy of values

The article presents the results of exploring value and life-purpose orientations along with self-actualisation of studying youth. Two groups of students were identified according to the hierarchical structure of value orientations that have different features of life-purpose orientations and aspects of self-actualisation. The study was conducted on the basis of the State University of Social Sciences and Humanities. А large number of students of the humanities specialties participated in it. The analysis of values was performed with the methodology of value orientations proposed by M. Rokeach, the analysis of self-actualisation aspects – with a self-actualisation test suggested by L.Y. Gozman, M.V. Kroz and M.V. Latiskaya. The examination of life-purpose orientations was based on the test of life-purpose orientations developed by D.A. Leontiev. It was empirically proved that value orientations being a general meaningfulness of life are associated with its perception as a holistic process and with such features of self-actualisation as goals, beliefs, attitudes, and principles. Consequently, in the first group of students, behaviour and values depended on external evaluation and guidance, and due to the fact that attitudes to values are formed at a given time and in certain conditions, students being the subjects cannot control their life. The second group of students realises the phenomenon of self-actualisation as independence, the desire to follow their own values in life and behaviour, which are integrated into the personality structure, and the youth being the subjects can exercise this control.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.99 DOI 10.26425/1816-4277-2024-1-204-210

Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей

Бакушкин Иван Анатольевич1'2

Председатель Отдела по миссионерской работе и делам молодежи1, аспирант2 ORCID: 0000-0003-1485-5512, e-mail: [email protected]

Ильичева Ирина Михайловна2

Д-р психол. наук, проф. каф. психологии ORCID: 0000-0003-4929-3302, e-mail: [email protected]

1Коломенская епархия Русской православной церкви (Московского патриархата), г. Коломна, Россия Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты изучения ценностных и смысложизненных ориентаций, а также самоактуализации учащейся молодежи. Выявлены две группы студентов по иерархической структуре ценностных ориентаций, отличающихся особенностями смысложизненных ориентаций и аспектов самоактуализации. Исследование проводилось на базе Государственного социально-гуманитарного университета. В нем приняло участие большое количество студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях. Анализ ценностей осуществлялся с помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича, аспектов самоактуализации — с помощью самоактуализационного теста Л.Я. Гоз-мана, М.В. Кроза и М.В. Латинской, анализ смысложизненных ориентаций — с использованием теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Было эмпирически доказано, что ценностные ориентации, будучи общей осмысленностью жизни, связаны с ее восприятием как целостного процесса и с такими особенностями самоактуализации, как цели, убеждения, установки и принципы. В результате у первой группы студентов поведение и ценности зависели от внешней оценки и руководства, а так как отношения к ценностям формируются в определенный момент времени и в определенных условиях, то учащиеся в качестве субъектов не могут контролировать свою жизнь. У второй группы студентов реализуется феномен самоактуализации как самостоятельность, желание руководствоваться в жизни и поведении собственными ценностями, которые интегрированы в структуру личности, и учащиеся, являясь субъектами, могут осуществлять этот контроль.

Ключевые слова

Ценности, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, смысложизненные ориентации, ориентация во времени, самоактуализация, студенты

Для цитирования: Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей//Вестник университета. 2024. № 1. С. 204—210.

© Бакушкин И.А., Ильичева И.М., 2024.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

CURRENT TRENDS IN PSYCHOLOGY

Self-actualisation and life-purpose orientations of students with different hierarchy of values

Ivan A. Bakushkin12

Chairman of the Missionary Work and Youth Affairs Department1, Postgraduate Student2 ORCID: 0000-0003-1485-5512, e-mail: [email protected]

Irina M. Ilicheva2

Dr. Sci. (Psy.), Prof. at the Psychology Department ORCID: 0000-0003-4929-3302, e-mail: [email protected]

1The Kolomna Diocese of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate), Kolomna, Russia 2State University of Social Sciences and Humanities, Kolomna, Russia

Abstract

The article presents the results of exploring value and life-purpose orientations along with self-actualisation of studying youth. Two groups of students were identified according to the hierarchical structure of value orientations that have different features of life-purpose orientations and aspects of self-actualisation. The study was conducted on the basis of the State University of Social Sciences and Humanities. A large number of students of the humanities specialties participated in it. The analysis of values was performed with the methodology of value orientations proposed by M. Rokeach, the analysis of self-actualisation aspects — with a self-actualisation test suggested by L.Y Gozman, M.V. Kroz and M.V Latiskaya. The examination of life-purpose orientations was based on the test of life-purpose orientations developed by D.A. Leontiev. It was empirically proved that value orientations being a general meaningfulness of life are associated with its perception as a holistic process and with such features of self-actualisation as goals, beliefs, attitudes, and principles. Consequently, in the first group of students, behaviour and values depended on external evaluation and guidance, and due to the fact that attitudes to values are formed at a given time and in certain conditions, students being the subjects cannot control their life. The second group of students realises the phenomenon of self-actualisation as independence, the desire to follow their own values in life and behaviour, which are integrated into the personality structure, and the youth being the subjects can exercise this control.

Keywords

Values, value orientations, terminal values, instrumental values, life-purpose orientations, orientation in time, self-actualisation, students

For citation: Bakushkin I.A., Ilicheva I.M. (2024) Self-actualisation and life-purpose orientations of students with different hierarchy of values. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 204—210.

© Bakushkin I.A., Ilicheva I.M., 2024.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Изучение ценностей молодежи является главным условием, лежащим в основе эффективного воспитания, профессионального становления и индивидуально-личностного развития, а в глобальном масштабе и исторической перспективе — необходимым для создания позитивного будущего России. Открытый мир с доступной информацией, часто формируемой узкой группой лиц с определенными целями, приводит молодежь, которая еще не умеет ориентироваться в противоречивой информации, к отсутствию нацеленности на какие-либо ценности и главные жизненные смыслы. Первые в таких условиях не усваиваются, не переходят в личные ценностные ориентации, что приводит к дезориентации, когда не формируется правильное отношение к явлениям и объектам окружающего мира. Традиционная картина мира, все чаще отвергаемая в угоду либеральной ценностной индифферентности, приводит к отсутствию устойчивого мировоззрения, основанного на относительно стабильных убеждениях о способах поведения, конечных целях и смыслах существования. Ценностные ориентации выступают пространством, в котором общее соединяется с индивидуальным, придавая ему цельность. Ценностно-ориентационная активность делает возможным оценку ценностей, ориентацию в них, построение картины мира с ценностными ориентациями.

Потребность в данной активности приводит к выявлению противоречивых или конкурирующих ценностей. Подбирая доводы в пользу выбора и дальнейшего их закрепления как личных ценностных ори-ентаций, человек включает все их разнообразие в процесс своего мышления.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данной статьи — анализ особенностей самоактуализации и смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарных специальностей с различной иерархией ценностей.

Исследование проводилось на базе Государственного социально-гуманитарного университета. В нем приняли участие 400 студентов 1-3-х курсов, обучающихся на гуманитарных специальностях. Средний возраст респондентов — 19 лет (от 17 до 23 лет), 90 % из них — девушки, 10 % — юноши. С помощью кластерного анализа обследованных студентов было выделено две группы (два кластера): в первую вошли 17,5 %, во вторую — 82,5 %. Сравнительный анализ осуществлялся посредством кластерного анализа (t-критерия Стьюдента). В первой группе возраст студентов — 19,557± 1,699 лет, во второй — 19,23+1,575 лет. Эмпирическое значение критерия — 1,48, уровень значимости — 0,142.

Представление ценностных ориентаций как иерархии является показателем определенного количества взаимосвязанных ценностей [1]. При их анализе мы используем усредненный результат, который может отличаться от индивидуального ранжирования. Для исследования ценностных ориентаций студентов была использована методика ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева [2], для изучения аспектов самоактуализации — самоактуализационный тест, САТ (англ. children's apperception test — детский апперцептивный тест), (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская) [3], для исследования смысложизненных ориентаций — тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [4].

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

По результатам нашего исследования [5] онтологическая позиция всех студентов выражается в выборе такой терминальной ценности, как здоровье, в чем выражается ценность своей жизни и жизни каждого человека.

Тонкие различия в иерархии ценностей, когда формируется их индивидуальная система, отражающая цели, смыслы и содержания психической направленности личности, выражаются в приоритете одних ценностей над другими. Сравнивая терминальные ценности первой группы студентов (счастливая семейная жизнь, развитие, любовь, жизненная мудрость и уверенность в себе) и второй (любовь, счастливая семейная жизнь, развитие, уверенность в себе и жизненная мудрость), видим отчетливую тенденцию в появлении счастья в семейной жизни, а потом любви или любви как причины счастья в семейной жизни.

В первой группе студентов возможно проследить тренд к тому, что только после получения внешних подкреплений, таких как счастливая семейная жизнь, развитие, любовь, жизненная мудрость, студент сможет быть уверенным в себе.

Во второй группе иерархия ценностей раскрывает временную перспективу, видение студентами своей жизни: давать любовь другому, жить счастливой семейной жизнью, развиваться, быть уверенным в себе и достичь жизненной мудрости.

По итогам нашей работы [5] общими для двух групп студентов являются инструментальные ценности: воспитанность, честность и ответственность.

В первой группе в иерархию приоритетных инструментальных ценностей была включена аккуратность, отражающая актуальный, социально одобряемый способ функционирования — качественное исполнение учебной деятельности. Во второй группе — жизнерадостность как оптимистичное отношение к учебе и жизни.

В первой группе иерархия инструментальных ценностей имеет вид: аккуратность, образованность и самоконтроль. В такой иерархии качественное выполнение учебной деятельности приведет к образованности и только потом к самоконтролю. Во второй группе инструментальные ценности расположены в следующем порядке: образованность, самоконтроль, жизнерадостность, где образованность приводит к самоконтролю, а образованность и самоконтроль придает жизни оптимистический настрой в любых обстоятельствах.

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Исследование, проведенное с помощью теста смысложизненных ориентаций [4], позволило выявить следующее:

— студенты в первой группе находят направленность жизни как цель на будущее в сегодняшнем или вчерашнем дне (будущее), менее удовлетворены процессом своей жизни в настоящем (настоящее) и результатом прожитой части жизни (прошлое);

— студенты во второй группе имеют выраженные цели, сосредоточенные на будущем (будущее), живут интересными и эмоционально насыщенными процессами в сегодняшнем дне (настоящее), оценивают результаты прожитой части жизни как продуктивные, осмысленные и удовлетворены своей самореализацией (прошлое) [6].

Данные тестирования учащихся в первой группе отражают убеждение в том, что невозможно контролировать свою жизнь, и они как субъекты не могут осуществлять этот контроль, а во второй группе сведения демонстрируют убеждение в том, что контроль над жизнью возможен.

Для студентов из второй группы характерна большая осмысленность жизни и удовлетворенность ею в настоящем, а также более высокая, по сравнению со студентами из первой группы, оценка продуктивности пройденного пути, а также убежденность в возможности свободно принимать решения и реализовывать свои планы.

Учащихся первой группы с низкими показателями осмысленности жизни характеризует меньшая удовлетворенность ею в прошлом и настоящем, убеждение в невозможности ее контролировать.

Учащихся второй группы с высокими показателями осмысленности жизни характеризует наличие более выраженных целей, высокая эмоциональная насыщенность жизни и оценка прожитой ее части как продуктивной и осмысленной.

Самоосуществление как реализация задуманных жизненных целей (то, что человек хочет воплотить в своей жизни), адекватное самоуправление и саморегуляция в их осуществлении [7], преодоление жизненных обстоятельств и внутренних трудностей, концентрация усилий для реализации задуманного, образ будущего и себя в будущем (то, что человек может воплотить в своей жизни) выражаются в понятии самоактуализации.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

В одном из наших исследований студентов [8] с помощью методики самоактуализационного теста [3] были выявлены две тенденции.

Первая группа студентов ориентируется во временной перспективе своей жизни дискретно, ориентация во времени в настоящем происходит на прошлое или будущее. Прошлое трудно поддается осмыслению и анализу, а цели на будущее не выходят за границы настоящего или являются регрессией в прошлое. Невозможность прожить и осмыслить настоящий момент своей жизни приводит к пассивным жизненным позициям, выражающимся в преодолении жизненных обстоятельств через приспособление и подчинение им. Студенты являются несамостоятельными, извне направляемыми личностями, их ценности и поведение зависят от внешней оценки и руководства. Субъектность, проявляющаяся в руководстве собственной жизнью и рефлексии над ней на основе личных ценностных ориентаций, развита слабо.

Вторая группа студентов ориентируется во временной перспективе своей жизни целостно, ориентация во времени в настоящем происходит во всей его полноте и взаимосвязи этапов прошлого, настоящего

и будущего. Субъектность данной группы студентов выражается в поступках и независимом руководстве собственной жизнью, основанных на личных ценностных ориентациях. Их ценности и поведение не зависят от воздействия извне, и они как самоактуализирующиеся личности ощущают их и рефлексируют над ними.

Результаты всех студентов из данного исследования показали, что они разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности (приверженность своим принципам, оценкам, понимание своих и чужих достоинств и недостатков, принятие себя и других, доверие к себе и людям), но не способны в полной мере реализовывать их в поведении, реагировать на ситуацию с учетом своих ценностей. Изучаемые студенты воспринимали жизнь как сложный процесс и поэтому проявляли слабое стремление к его познанию и творческой деятельности. По этой же причине установление эмоциально-насыщен-ных контактов с людьми и субъект-субъектное общение требовали от них больших усилий. Учащиеся не принимали свои негативные эмоционально-поведенческие реакции как свойственные человеку, не могли начать работать с ними, а следовательно, не принимали себя в своем актуальном состоянии, но были способны выразить свои чувства, видели положительные свойства своего характера и черт личности.

Корреляционный анализ шкал самоактуализации выявил зависимость соотнесения поведения студентов с ценностями и самооценкой и более выраженной независимостью поведения от воздействия извне; соотнесения самооценки и положительной картины мира с усилением проявления принципов самоактуализирующейся личности; соотнесения эмоциально-насыщенных контактов со следованием личным ценностным ориентациям; соотнесения принятия себя с адекватной самооценкой.

Ценностные ориентации в первой группе студентов присутствуют в форме фрагментарных отголосков всего того, что их окружает. Данная ситуация не формирует целостной связи представлений о ценностях и соблюдения их, а отражается в отношении к ценностям в определенный момент времени и в определенных условиях, в зависимости от воздействия извне, следования внешней оценке и руководству.

Посредством когнитивной развертки, раскрытия, актуализации и присвоенных ценностей через их воздействие на человека в процессе познания, а также эмоционального отношения к ним студенты второй группы репрезентируют ценности, исходя из их интегрированности в структуру личности — ценностные ориентации личности с учетом внутриличностного конфликта, своих способностей и возможностей к их волеизъявлению.

Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица

Самоактуализация и смысложизненные ориентации студентов с различной иерархией ценностей

Критерии Первая группа (первый кластер) студентов Вторая группа (второй кластер) студентов

Прожитая часть жизни (результат), прошлое Не удовлетворены своей самореализацией, не могут осмыслить прожитую часть жизни Удовлетворены своей самореализацией, относятся к прожитой части жизни как к продуктивной и осмысленной

Жизнь в настоящем (процесс), настоящее Не удовлетворены своей самореализацией, ищут смысл жизни в прошлом или будущем Живут интересным и эмоционально насыщенным сегодняшним днем

Цели на будущее (цель), будущее Живут сегодняшним или вчерашним днем Наличие целей на будущее придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу

Ориентация на ценности Поведение и ценности зависят от внешней оценки и руководства, отношение к ценностям в определенный момент времени и в определенных условиях; убеждены в невозможности контролировать свою жизнь, и они как субъекты не могут осуществлять этот контроль Реализуется феномен самоактуализации как самостоятельность, желание следовать в жизни и поведении собственным ценностям, интегрированным в структуру личности; убеждены в возможности контролировать свою жизнь, и они как субъекты могут осуществлять этот контроль

Окончание табл. 1

Критерии Первая группа (первый кластер) студентов Вторая группа (второй кластер) студентов

Ценностные ориентации Воспитанность, развитие, аккуратность, исполнительность, ценности дела Наличие хороших и верных друзей, жизнерадостность, чуткость, ценности общения, принятия других, альтруистические ценности

Самоактуализация и смысло-жизненные ориентации Ценности, в которые включен другой человек и чувства по отношению к нему; более глубокие эмоциональные контакты с другими позволяют сильнее соизмерять поведение с ценностями и самооценкой; дают исследуемым удовлетворенность своей самореализацией в прошлом и настоящем; наличие целей на будущее приводит к убежденности в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать свои планы в практической деятельности

Составлено авторами по материалам исследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В иерархической структуре ценностных ориентаций первой группы студентов более высокие места занимают такие ценности, как воспитанность, развитие, аккуратность и исполнительность, две последние входят в категорию ценностей дела, на которую данная группа студентов предпочтительно ориентируется.

В первой группе учащихся смысложизненные ориентации проявляются слабо, что выражается в том, что они живут сегодняшним или вчерашним днем, не удовлетворены своей настоящей и прожитой жизнью, которую они не могут осмыслить, убеждены в невозможности осуществлять над ней контроль, свободно принимать решения и реализовывать свои планы.

В первой группе студентов самоактуализация реализуется слабо, что выражается в несамостоятельности, слабом руководстве в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.

В иерархической структуре ценностных ориентаций второй группы учащихся более высокое место занимает ценность «наличие хороших и верных друзей». Данная группа предпочтительно ориентируется на категории ценностей общения, принятия других, альтруистические ценности и те, что относятся к перечисленным категориям жизнерадостности и чуткости.

Во второй группе реализуется феномен смысложизненных ориентаций, который выражается в наличии целей на будущее, в том, чтобы жить интересным и эмоционально насыщенным сегодняшним днем, в удовлетворенности своей самореализацией и в отношении к прожитой части жизни как продуктивной и осмысленной, в убежденности в том, что возможно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать свои планы.

Во второй группе учащихся реализуется феномен самоактуализации как независимость, желание руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками, целями, принципами.

На практике было доказано, что ценностные ориентации как общая осмысленность жизни связаны с тем, что жизнь воспринимается как целостный процесс, а также с целями, убеждениями, установками и принципами, особенностями самоактуализации. У студентов первой группы поведение и ценности зависят от внешней оценки и руководства, а отношения к ценностям формируются в конкретный временной период и в конкретных условиях, поэтому они как субъекты не могут контролировать жизнь. Напротив, у студентов второй группы реализуется феномен самоактуализации как независимость, желание руководствоваться в поведении и жизни своими ценностями, интегрированными в структуру личности. Соответственно, они как субъекты могут осуществлять контроль над собственной жизнью.

Самоактуализация и смысложизненные ориентации раскрываются в нашем исследовании как ценности, в которые включен другой человек и чувства по отношению к нему. Более глубокие эмоциональные контакты с людьми позволяют сильнее соизмерять поведение с ценностями и самооценкой, помогают учащимся почувствовать удовлетворение от своей самореализации в прошлом и настоящем. Наличие целей на будущее приводит к уверенности в способности контролировать собственную жизнь, беспрепятственно принимать решения и воплощать поставленные цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенческий возраст является периодом активной деятельности и развития, которое как процесс изменения приводит к реконсолидации ценностных ориентаций. Человеку необходимо выработать, особенно в период профессионального становления, центровзвешенную позицию, являющуюся направленностью в выборе в наличествующей иерархии ценностей, соизмерения и соотнесения себя с ними, с постоянным действием по выработке привычки ориентации на выбранные ценности и отказа от того, что ей мешает. Различная иерархия ценностных ориентаций отличается особенностями самоактуализации и смысложизненными ориентациями.

Список литературы

1. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press; 1973. 438 p.

2. Леонтьев ДА. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл; 1992. 17 с.

3. Гозман ЛЯ., КрозМ.В., ЛатинскаяМ.В. Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство; 1995. 43 с.

4. Леонтьев ДА. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл; 1992. 18 с.

5. Бакушкин ИА, Ильичева И.М. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов. Вестник университета. 2021;3:168-176. http://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-168-176

6. Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Содержательные компоненты смысложизненных ориентаций студентов. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021;2(62):86-92.

7. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл; 2019. 584 с.

8. Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Исследование самоактуализации современных студентов. Психолого-педагогический поиск. 2021;3(59):55-65. https://doi.org/10.37724/RSU.2021.59.3.006

References

1. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press; 1973. 438 p.

2. Leontev DA. Methodology of studying value orientations. Moscow: Smysl; 1992. 17 p. (In Russian).

3. Gozman L.Ya, KrozM.V., LatinskayaM.V. Self-actualisation test. Moscow: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo; 1995. 43 p. (In Russian).

4. Leontev DA. Test of life-purpose orientations. Moscow: Smysl; 1992. 18 p. (In Russian).

5. Bakushkin LA, Ilyicheva I.M. Content components of students' value orientations. Vestnik universiteta. 2021;3:168-176. (In Russian). http://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-168-176

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bakushkin I.A., H'icheva I.M. Content components of students' life sense orientations. Innovation in psychological and pedagogical studies. 2021;2(62):86-92. (In Russian).

7. Leontev DA. Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of semantic reality. Moscow: Smysl; 2019. 584 p. (In Russian).

8. Bakushkin IA, Ilyicheva I.M. Investigating modern students' self-actualization. Psychological and Pedagogical Search. 2021;3(59):55-65. (In Russian). https://doi.org/10.37724/RSU.2021.59.3.006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.