Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СМЫСЛ / МОТИВ / ОТНОШЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / УСТАНОВКА / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакушкин И. А., Ильичева И. М.

Рассмотрены теоретические аспекты ценностей и ценностных ориентаций. Приведены результаты их эмпирического исследования у студентов 1-3 курсов вузов,обучающихся по направлению подготовки «Педагогика». Обсуждаются различные подходы к пониманию ценностей и ценностных ориентаций, их классификации в отечественной и зарубежной психологии, место ценностей в структуре личности, а также значимость ценностей в структуре личности и потребность выделения в отдельную группу приоритетных ценностей - общечеловеческих. Представлены результаты эмпирического исследования терминальных и инструментальных ценностей (методика М. Рокича в модификации Д. Леонтьева). Выделены группы обучающихся по особенностям ценностных ориентаций, проанализированы сходство и различия в предпочитаемых и наименее предпочитаемых терминальных и инструментальных ценностях у различных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT COMPONENTS OF STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS

The article considers theoretical aspects of values and value orientations. The paper gives results of their empirical research among 1st-3rd year students learning pedagogy. The authors discuss various approaches to the understanding of values and value orientations, their classification in domestic and foreign psychology, the place of values in the structure of the individual, as well as the significance of values in the structure of the individual and the need to allocate a separate group of priority values - universal values. The study presents the results of an empirical study of terminal and instrumental values (the M. Rokich method in the modification of D. Leont’ev). The paper highlights groups of students depending on value orientations, analyses similarities and differences in most important and less desirable terminal and instrumental values, which different groups have.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ»

УДК 159.99

Бакушкин Иван Анатольевич

аспирант, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-1485-5512 e-mail: ioann_85@mail.ru

Ильичева Ирина Михайловна

д-р психол. наук, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0003-4929-3302 e-mail: irina.psyhologduh@yandex. ru

Ivan A. Bakushkin

Postgraduate Student, State Social and Humanitarian University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-1485-5512 e-mail: ioann_85@mail.ru

Irina M. Ilyicheva

Dr. Sci (Psy.), State Social and Humanitarian University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4929-3302 e-mail: irina.psyhologduh@yandex. ru

DOI10.26425/1816-4277-2021-3-168-176

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Рассмотрены теоретические аспекты ценностей и ценностных ориента-ций. Приведены результаты их эмпирического исследования у студентов 1-3 курсов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогика». Обсуждаются различные подходы к пониманию ценностей и ценностных ориентаций, их классификации в отечественной и зарубежной психологии, место ценностей в структуре личности, а также значимость ценностей в структуре личности и потребность выделения в отдельную группу приоритетных ценностей - общечеловеческих. Представлены результаты эмпирического исследования терминальных и инструментальных ценностей (методика М. Рокича в модификации Д. Леонтьева). Выделены группы обучающихся по особенностям ценностных ориентаций, проанализированы сходство и различия в предпочитаемых и наименее предпочитаемых терминальных и инструментальных ценностях у различных групп. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, смысл, мотив, отношение, потребность, установка, субъектно-деятельностный подход

Для цитирования: Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов//Вестник университета. 2021. № 3. С. 168-176.

CONTENT COMPONENTS OF STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS

Abstract. The article considers theoretical aspects of values and value orientations. The paper gives results of their empirical research among 1st-3rd year students learning pedagogy. The authors discuss various approaches to the understanding of values and value orientations, their classification in domestic and foreign psychology, the place of values in the structure of the individual, as well as the significance of values in the structure of the individual and the need to allocate a separate group of priority values - universal values. The study presents the results of an empirical study of terminal and instrumental values (the M. Rokich method in the modification of D. Leont'ev). The paper highlights groups of students depending on value orientations, analyses similarities and differences in most important and less desirable terminal and instrumental values, which different groups have.

Keywords: values, value orientations, terminal values, instrumental values, meaning, motivation, attitude, demand, setting, subject-activity approach

For citation: Bakushkin I.A., Ilyicheva I.M. (2021) Content components of students' value orientations. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 168-176. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-168-176

Введение

В условиях стремительных изменений всех сторон жизни общества, модернизации современного российского образования одной из важнейших задач является повышение духовно-нравственной культуры обучающихся, обеспечивающее эффективную социализацию, успешное решение жизненных и профессиональных проблем не только с учетом знаний, опыта, но и ценностных ориентаций. Поэтому проблема изучения и воспитания ценностей учащейся молодежи является необходимым условием, лежащим в основе эффективного профессионального становления и индивидуально-личностного развития студентов в период обучения в вузе, формирования серьезных взглядов, осмысленной позиции и ценностного

© Бакушкин И.А., Ильичева И.М., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Bakushkin I.A., Ilyicheva I.M., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

отношения ко всем сторонам жизнедеятельности человека. Особую значимость ценности личности приобретают в профессиональной подготовке к педагогической деятельности. Учитель, будучи важнейшим субъектом образовательного пространства, выступает связующим звеном между культурно-историческим опытом и обучающимися. Цель данной статьи - описание ценностей и ценностных ориентаций студентов университета - будущих учителей.

Под ценностями стоит понимать понятие, «используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов» [5, с. 34]. Ценность - «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [6, с. 1481]. Ценности - это то, «что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл» [4, с. 683]. Ценностные ориентации представляют собой способ дифференции объектов индивидом по степени их субъективной значимости [1].

Многие исследователи (Ш. А. Амонашвили, М. В. Богуславский, С. С. Бубнова, Л. В. Гирфанова, В. П. Зин-ченко, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Н. С. Розов, Л. Н. Столович, Р. Шейерман, З. К. Шнекендорф и др.) выделяют общечеловеческие ценности в отдельную категорию, считая их приоритетными в жизни и деятельности каждого отдельного человека, и всего общества в целом .

Детальным изучением личностных ценностных ориентаций занимались: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Особенно значимым является вопрос определения ценностей в рамках субъектно-деятельностного подхода, рассматривающего данное понятие в контексте личностного развития человека, существующей взаимосвязи между «действующим субъектом» и деятельностью (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Некоторые авторы особое внимание уделяют изучению ценностей сквозь призму их личностного смысла (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, И. А. Джидарьян, В. Н. Дружинин, А. А. Кроник и др.).

В отечественной науке рассмотрению ценностных ориентаций соответствует три направления. Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов и другие рассматривали ценностные ориентации как направленность личности на ценности. А. Г. Здравомыслов, Ш. А. Надирашвили, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов и другие представляли ценностные ориентации как высший уровень фиксированных установок личности. К. А. Абдульханова-Славская, А. А. Бодалев, Б. С. Братусь, В. Ф. Ломов, В. И. Слободчиков и другие рассматривали ценностные ориентации как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости [8].

Содержательные классификационные системы ценностей подразделяются на основе их социальной и личностной значимости. В отечественной науке социальное основание явилось основополагающим для большинства известных типологий ценностей: предмет естественный и социальный (О. Г. Дробницкий); материальные, социально-политические и духовные ценности (В. П. Тугаринов); духовные, интеллектуальные, социальные ценности (В. С. Соловьев); ценности-нормы и ценности-объекты (В. Л. Оссовский) и др.

В зарубежных ценностных классификационных системах утверждается личностная значимость ценностей, их роль в самоутверждении и самореализации человека. Среди таких типологий можно отметить системы ценностей В. Брожика, Ф. Патаки, М. Рокича, В. Франкла, Э. Фромма, Ш. Шварца [7].

Ценностные ориентации в виде направленностей присутствуют во всех моделях личности (С. С. Бубнова, В. Ф. Глушков, И. В. Дубровина, Е. М. Дубовская, М. С. Каган, Б. С. Круглов, Н. Г. Ратанова, В. И. Слободчиков, П. М. Якобсон и др.). Проблема ценностей активно изучалась в психологии во взаимосвязи с различными психологическими феноменами: смыслом (Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Г. Ол-порт, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.); потребностями (А. Адлер, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, Э. Эриксон и др.); отношением (В. Н. Мясищев); мотивами (С. Л. Рубинштейн) и другими феноменами [3].

Благодаря ценностным ориентациям происходит психическая регуляция общественной деятельности человека (Г. Белицкая, М. Бобнева, А. Донцов, Б. Круглов, В. Ядов и др.). В процессе жизни у человека могут меняться ценностные отношения в зависимости от того, как меняются личностные ценностные ориентации (С. С. Бубнова, Н. В. Иванова, А. Л. Лихтарников, В. В. Марченко и др.).

Методология и методы исследования

В исследовании приняли участие 400 студентов 1-3 курсов - будущих педагогов. Для изучения ценностных ориентаций студентов была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева [2; 9]. Математические методы анализа включали описательную статистику, кластерный анализ, сравнительный анализ (Т-критерия Стьюдента).

Результаты исследования

Кластерный анализ позволил выделить две отдельные группы респондентов (кластера).

В таблице 1 отражены результаты эмпирического исследования терминальных ценностей испытуемых первого кластера: представлена иерархия терминальных личностных ценностей студентов из группы «Кластер 1» от наиболее значимой к наименее значимой. Среди приоритетных первые две ценности относятся к конкретным личностным ценностям и четыре остальных - к абстрактным личностным ценностям.

Таблица 1

Иерархия терминальных ценностей в группе «Кластер 1»

Терминальные ценности Среднее значение в группе «Кластер 1» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Здоровье 4,129 ± 3,409 0,402 0,689

Счастливая семейная жизнь 5,2 ± 4,793 -2,133 0,035

Развитие 5,686 ± 2,942 -2,763 0,007

Любовь 6,614 ± 4,502 0,634 0,527

Жизненная мудрость 7,714 ± 4,216 -0,181 0,856

Уверенность в себе 7,829 ± 4,32 0,939 0,35

Познание 7,943 ± 4,32 -1,355 0,178

Свобода 8,5 ± 4,478 -0,565 0,573

Активная деятельная жизнь 8,786 ± 4,86 -0,491 0,624

Продуктивная жизнь 8,9 ± 4,341 -1,47 0,144

Наличие хороших и верных друзей 9,4 ± 3,629 2,026 0,045

Интересная работа 9,914 ± 3,717 0,275 0,784

Материально обеспеченная жизнь 10,829 ± 4,232 0,226 0,822

Общественное признание 12,629 ± 3,808 -0,39 0,697

Счастье других 13,229 ± 4,996 0,442 0,659

Творчество 14,043 ± 4,268 1,878 0,063

Развлечения 14,7 ± 3,028 1,638 0,104

Красота природы и искусства 14,7 ± 3,872 1,113 0,268

Составлено авторами по материалам исследования

В таблице 2 отражены результаты эмпирического исследования терминальных ценностей испытуемых второго кластера: представлена иерархия терминальных личностных ценностей студентов из группы «Кластер 2» от наиболее значимой к наименее значимой. Среди приоритетных первая и третья ценности относятся к конкретным личностным ценностям, вторая, четвертая, пятая и шестая - к абстрактным личностным ценностям.

Таблица 2

Иерархия терминальных ценностей в группе «Кластер 2»

Терминальные ценности Среднее значение в группе «Кластер 2» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Здоровье 3,945 ± 3,714 0,402 0,689

Любовь 6,242 ± 4,223 0,634 0,527

Счастливая семейная жизнь 6,576 ± 5,389 -2,133 0,035

Развитие 6,827 ± 3,942 -2,763 0,007

Уверенность в себе 7,291 ± 4,492 0,939 0,35

Жизненная мудрость 7,815 ± 4,264 -0,181 0,856

Наличие хороших и верных друзей 8,415 ± 3,989 2,026 0,045

Познание 8,718 ± 4,484 -1,355 0,178

Свобода 8,833 ± 4,499 -0,565 0,573

Активная деятельная жизнь 9,1 ± 4,881 -0,491 0,624

Продуктивная жизнь 9,758 ± 4,842 -1,47 0,144

Интересная работа 9,779 ± 3,846 0,275 0,784

Материально обеспеченная жизнь 10,7 ± 4,726 0,226 0,822

Общественное признание 12,824 ± 3,822 -0,39 0,697

Счастье других 12,942 ± 4,538 0,442 0,659

Творчество 12,985 ± 4,342 1,878 0,063

Развлечения 14,006 ± 4,005 1,638 0,104

Красота природы и искусства 14,136 ± 3,726 1,113 0,268

Составлено авторами по материалам исследования

В таблице 3 отражены результаты эмпирического исследования инструментальных ценностей испытуемых первого кластера: представлена иерархия инструментальных личностных ценностей студентов из группы «Кластер 1» от наиболее значимой к наименее значимой. Среди приоритетных первые две относятся к личностным ценностям общения, третья и шестая к этическим ценностям, а четвертая и пятая - к личностным ценностям дела.

Таблица 3

Иерархия инструментальных ценностей в группе «Кластер 1»

Инструментальные ценности Среднее значение в группе «Кластер 1» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Воспитанность 4,114 ± 3,61 -3,411 0,001

Честность 6,229 ± 4,384 0,277 0,782

Ответственность 7,014 ± 3,801 0,65 0,517

Аккуратность 7,543 ± 4,736 -2,816 0,006

Образованность 7,786 ± 4,833 0,413 0,68

Самоконтроль 7,986 ± 4,169 0,217 0,829

Рационализм 8 ± 4,472 -0,909 0,366

Жизнерадостность 9,271 ± 5,522 1,76 0,082

Окончание табл. 3

Инструментальные ценности Среднее значение в группе «Кластер 1» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Терпимость 9,314 ± 4,484 -0,33 0,742

Исполнительность 9,543 ± 4,775 -2,305 0,023

Широта взглядов 9,586 ± 3,918 1,893 0,061

Твердая воля 9,8 ± 5,233 -0,144 0,886

Чуткость 10,229 ± 4,524 1,616 0,109

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 10,429 ± 4,918 0,32 0,75

Независимость 10,686 ± 4,172 -0,356 0,723

Эффективность в делах 10,971 ± 4,054 1,618 0,109

Высокие запросы 15,6 ± 3,155 0,548 0,585

Непримиримость к недостаткам в себе и других 16,6 ± 2,601 1,708 0,09

Составлено авторами по материалам исследования

В таблице 4 отражены результаты эмпирического исследования инструментальных ценностей испытуемых второго кластера: представлена иерархия инструментальных личностных ценностей студентов из второй группы «Кластер 2» от наиболее значимой к наименее значимой. Среди приоритетных первые две и шестая ценность относятся к личностным ценностям общения, третья и пятая к этическим ценностям, а четвертая -к личностным ценностям дела.

Таблица 4

Иерархия инструментальных ценностей в группе «Кластер 2»

Инструментальные ценности Среднее значение в группе «Кластер 2» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Воспитанность 5,83 ± 4,698 -3,411 0,001

Честность 6,07 ± 4,233 0,277 0,782

Ответственно сть 6,688 ± 3,885 0,65 0,517

Образованность 7,524 ± 4,675 0,413 0,68

Самоконтроль 7,867 ± 4,207 0,217 0,829

Жизнерадостность 8,012 ± 5,017 1,76 0,082

Рационализм 8,53 ± 4,241 -0,909 0,366

Широта взглядов 8,582 ± 4,524 1,893 0,061

Чуткость 9,245 ± 5,069 1,616 0,109

Аккуратность 9,333 ± 5,261 -2,816 0,006

Терпимость 9,509 ± 4,51 -0,33 0,742

Твердая воля 9,897 ± 4,584 -0,144 0,886

Эффективность в делах 10,097 ± 4,349 1,618 0,109

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 10,224 ± 4,54 0,32 0,75

Независимость 10,885 ± 4,616 -0,356 0,723

Окончание табл. 4

Инструментальные ценности Среднее значение в группе «Кластер 2» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Исполнительность 10,985 ± 4,651 -2,305 0,023

Высокие запросы 15,364 ± 3,801 0,548 0,585

Непримиримость к недостаткам в себе и других 15,997 ± 3,041 1,708 0,09

Составлено авторами по материалам исследования

Обсуждение результатов

В результате анализа терминальных ценностей выделены две иерархические группы ценностных ориента-ций студентов. Выявлены значимые различия между группами «Кластер 1» и «Кластер 2» по ценностям «развитие» (Т = -2,763, р < 0,01) и «наличие хороших и верных друзей» (Т = 2,026,р < 0,05). Приоритетные места в системе терминальных ценностей студентов из первой («Кластер 1») и второй («Кластер 2») групп занимают идентичные ценности, но их иерархия различна (см. табл. 1, 2). В первой и второй группах студенты поставили ценность здоровья на первое место. В первой группе студенты придают большее значение счастливой семейной жизни, развитию, любви, жизненной мудрости и уверенности в себе. Во второй группе студенты придают большее значение любви, счастливой семейной жизни, развитию, уверенности в себе и жизненной мудрости.

Средний интервал терминальных ценностей студентов из первой и второй групп занимают идентичные ценности, но их иерархия различна. В первой группе студенты придают среднее значение: познанию, свободе, активной деятельной жизни, продуктивной жизни, наличию хороших и верных друзей. Во второй группе студенты придают среднее значение: наличию хороших и верных друзей, познанию, свободе, активной деятельной жизни, продуктивной жизни. В первой и второй группе студенты поставили ценность интересная работа на последнее место в среднем интервале терминальных ценностей.

Иерархия наименее предпочитаемых терминальных ценностей студентов из первой и второй группы идентична: материально обеспеченная жизнь, общественное признание, счастье других, творчество, развлечения, красота природы и искусства.

Распределение терминальных ценностей на основании критерия, выделенного Д. А. Леонтьевым, по конкретным и абстрактным ценности следующее: обе группы студентов в качестве приоритетных выбирают здоровье, счастливую семейную жизнь, в среднем интервале - наличие хороших и верных друзей, активную деятельную жизнь, продуктивную жизнь, интересную работу и наименее предпочитаемые ценности - материально обеспеченную жизнь, общественное признание, развлечения [2]. Среди абстрактных ценностей приоритетными выступают любовь, развитие, уверенность в себе, жизненная мудрость; в среднем интервале - познание, свобода и наименее предпочитаемые ценности - счастье других, творчество, красота природы и искусства.

По критерию «ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни», испытуемые обоих групп в качестве приоритетных выбирают развитие, в среднем интервале - активную деятельную жизнь, продуктивную жизнь, интересную работу и наименее предпочитаемой является ценность «общественное признание» [2]. Среди ценностей личной жизни приоритетными являются любовь, счастливая семейная жизнь; в среднем интервале ценностей - свобода, наличие хороших и верных друзей и наименее предпочитаемая ценность - развлечения.

Были выявлены значимые различия между двумя исследуемыми группами по ценностям «воспитанность» (Т = -3,411, р < 0,001), «аккуратность» (Т = -2,816, р < 0,01) и «исполнительность» (Т = -2,305, р < 0,05).

Приоритетные места в системе инструментальных ценностей студентов занимают различные ценности (см. табл. 3, 4). В обеих группах студенты поставили воспитанность, честность, ответственность на первое, второе и третье места соответственно. В первой группе в иерархию приоритетных ценностей была включена аккуратность, которой в иерархии второй группы придавалось среднее значение. Во второй группе в иерархию приоритетных ценностей была включена жизнерадостность, которой в иерархии первой группы придавалось среднее значение. В первой группе студенты придают большее значение аккуратности, образованности и самоконтролю. Во второй группе студенты придают большее значение образованности, самоконтролю и жизнерадостности.

Средний интервал инструментальных ценностей студентов двух групп занимают различные ценности. В обеих группах студенты поставили рационализм и твердую волю на первое и последнее место соответственно. В первой группе студенты придают среднее значение исполнительности, которой в иерархии второй группы придается значение наименее предпочитаемой ценности. Во второй группе студенты придают среднее значение чуткости, которой в иерархии первой группы придается значение наименее предпочитаемой ценности. В первой группе студенты придают среднее значение жизнерадостности, терпимости, исполнительности, широте взглядов. Во второй группе студенты придают среднее значение широте взглядов, чуткости, аккуратности, терпимости.

Иерархия наименее предпочитаемых инструментальных ценностей студентов из первой и второй групп различна. В обеих группах студенты поставили смелость в отстаивании своих взглядов, независимость, высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других на второе, третье, пятое и последнее места соответственно. В первой группе студенты наименее предпочитают такие инструментальные ценности, как чуткость, смелость в отстаивании своих взглядов, независимость и эффективность в делах. Во второй группе наименее предпочитаемыми инструментальными ценностями являются эффективность в делах, смелость в отстаивании своих взглядов, независимость и исполнительность.

Распределение инструментальных ценностей на основании критерия, выделенного Д. А. Леонтьевым, по этическим ценностям, ценностям общения и ценностиям дела в обеих группах таково, что в качестве приоритетных выступают ответственность и самоконтроль, в среднем интервале ценностей - широта взглядов, и наименее предпочитаемыми являются независимость и высокие запросы [2]. В распределении ценностей общения среди приоритетных воспитанность и честность; в среднем интервале ценностей - терпимость и наименее предпочитаемые - непримиримость к недостаткам. Среди ценностей общения жизнерадостность отнесена в первой группе к среднему интервалу, во второй группе - к приоритетным; чуткость в первой группе является наименее предпочитаемой ценностью, а во второй группе отнесена к среднему интервалу. Ценности дела - образованность - в обеих группах среди приоритетных; в среднем интервале ценностей -рационализм, твердая воля и наименее предпочитаемые ценности - смелость в отстаивании своего мнения, эффективность в делах. Аккуратность занимает в первой группе приоритетное место, а во второй группе относится к среднему интервалу ценностей; исполнительность отнесена в первой группе к среднему интервалу ценностей, а во второй - к наименее предпочитаемой ценности.

Распределение ценностей на основании критерия, выделенного Д. А. Леонтьевым, по индивидуалистическим, конформистским и альтруистическим следующее: в обеих группах в среднем интервале рационализм, твердая воля; наименее предпочитаемые - смелость в отстаивании своего мнения, независимость, непримиримость к недостаткам. В распределении конформистских ценностей в обеих группах среди приоритетных ценностей находятся воспитанность, самоконтроль, в среднем интервале - широта взглядов. В распределении альтруистических ценностей в обеих группах в среднем интервале расположены терпимость; чуткость отнесена в первой группе к наименее предпочитаемым ценностям, а во второй - к среднему интервалу ценностей.

Распределение ценностей на основании критерия ценности самоутверждения и ценности принятия других в обоих кластерах: среди приоритетных - образованность, в среднем интервале - твердая воля, наименее предпочитаемые ценности - смелость в отстаивании своего мнения, эффективность в делах, независимость, высокие запросы, непримиримость к недостаткам. В распределении ценностей принятия других в обоих группах среди приоритетных - честность, самоконтроль; в среднем интервале ценностей - широта взглядов, терпимость; чуткость отнесена в первой группе к наименее предпочитаемым ценностям, а во второй группе к среднему интервалу ценностей.

Представленная иерархия ценностных ориентаций является усредненной, в индивидуальном ранжировании присутствует значительный разброс.

Выводы

1. В результате анализа терминальных ценностей, было выделено две иерархические группы ценностных ориентаций студентов. В первую группу вошли такие терминальных ценности, как: здоровье, счастливая семейная жизнь, развитие, любовь, жизненная мудрость, уверенность в себе, познание, свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, материально

обеспеченная жизнь, общественное признание, счастье других, творчество, развлечения, красота природы и искусства. Во второй группе иерархия терминальных ценностей имеет вид: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, развитие, уверенность в себе, жизненная мудрость, наличие хороших и верных друзей, познание, свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, счастье других, творчество, развлечения, красота природы и искусства.

2. В результате анализа инструментальных ценностей выделены две иерархические группы ценностных ориентаций студентов. В первой группе иерархия инструментальных ценностей имеет вид: воспитанность, честность, ответственность, аккуратность, образованность, самоконтроль, рационализм, жизнерадостность, терпимость, исполнительность, широта взглядов, твердая воля, чуткость, смелость в отстаивании своих взглядов, независимость, эффективность в делах, высокие запросы, непримиримости к недостаткам в себе и других. Во второй группе инструментальные ценности расположены в следующем порядке: воспитанность, честность, ответственность, образованность, самоконтроль, жизнерадостность, рационализм, широта взглядов, чуткость, аккуратность, терпимость, твердая воля, эффективность в делах, смелость в отстаивании своих взглядов, независимость, исполнительность, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других.

3. Выявлены значимые различия в двух иерархических группах терминальных ценностей студентов. В первой группе ценность «развитие» находится значительно выше в иерархии ценностей, чем во второй группе. Во второй группе ценность «наличие хороших и верных друзей» находится значительно выше в иерархии ценностей, чем в группе один.

4. Выявлены значимые различия в двух иерархических группах инструментальных ценностей студентов. В первой группе ценности «исполнительность» и «аккуратность» находятся значительно выше в иерархии ценностей, чем во второй группе. В первой группе ценность «воспитанность» имеет более приоритетный показатель значимости в иерархии ценностей, чем во второй группе.

5. Выявлена однородность распределения терминальных ценностей в обоих группах на основании критериев, выделенных Д. А. Леонтьевым: конкретные ценности и абстрактные ценности; ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни.

6. Выявлены различия в распределении инструментальных ценностей в обоих группах на основании критериев, выделенных Д. А. Леонтьевым. Студенты первой группы высоко оценивают «аккуратность», затем следует «исполнительность» (ценности дела). Во второй группе эти показатели получают оценку на интервал ниже. Среди ценностей общения в первой группе, наименее предпочитаемой является чуткость, во второй наиболее предпочитаемой - жизнерадостность, далее чуткость.

7. Выявлены значимые различия между группами студентов по показателям воспитанность, развитие, аккуратность и исполнительность (1 группа), жизнерадостность, наличие хороших и верных друзей и чуткость (2 группа).

8. У студентов первой группы приоритетными терминальными и инструментальными являются: воспитанность, здоровье, счастливая семейная жизнь, развитие, честность, любовь, ответственность, аккуратность, жизненная мудрость, образованность, уверенность в себе, самоконтроль. У студентов второй группы: здоровье, воспитанность, честность, любовь, счастливая семейная жизнь, ответственность, развитие, уверенность в себе, образованность, жизненная мудрость, самоконтроль, жизнерадостность.

Заключение

Исследование ценностных ориентаций позволяет выявить направленность личности обучающихся и роль образования в формировании социально востребованных качеств будущего учителя, в частности таких как чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других и счастье других (они по результатам исследования оказались наименее предпочитаемыми). Основные направления дальнейших исследований целесообразно проводить и в контексте изучения взаимосвязи волевой сферы личности и ее ценностных ориентаций.

Библиографический список

1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: 1985. - 431 с.

2. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.

3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 4-е изд., испр. и доп. -

М.: Смысл, 2019. - 584 с.

4. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 688 с.

5. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

6. Советский энциклопедический словарь. - 2-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 1600 с.

7. Федосова, И. В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и смыслы. - 2009. - №. 2. - С. 75-92.

8. Ярина, Е. В. Теоретический анализ понятий «Ценности» и «Ценностные ориентации» // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2014. - № 5 (61). - С. 160-162.

9. Rokeach, M. The nature of human values. - N.Y.: The Free Press, 1973. - 438 p.

References

1. Short Psychological Dictionary, edited by A. V Petrovskii, M. G. Yaroshevskii, Moscow, 1985, 431 p. (In Russian).

2. Leont'ev D. A. Methodology for studying value orientations, Moscow, Smysl, 1992, 17 p. (In Russian).

3. Leont'ev D. A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality, 4-th edition, reviewed and added, Moscow, Smysl, 2019, 584 p. (In Russian).

4. Nemov R. S. Psychology: A textbook for students of higher pedagogical educational institutions, in 3 books, 4-th edition, Book 1: General foundations of psychology, Moscow, Gumanitarnyi izdateFskii tsentr VLADOS, 2003, 688 p. (In Russian).

5. Psychological lexicon. Encyclopedic dictionary in six volumes, Ed. A. V. Petrovskii, Moscow, PER SE, 2005, 251 p. (In Russian).

6. Soviet Encyclopedic Dictionary, 2nd edition, Editor-in-chief A. M. Prokhorov, Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya, 1983, 1600 p. (In Russian).

7. Fedosova I. V. The problem of value orientations in the scientific literature, Values and Meanings, 2009, no. 2, pp. 75-92. (In Russian).

8. Yarina, E. V. Theoretical analysis of "Values" and "Valuable orientations" concepts, Scientific Notes of Orel State University, 2014, vol. 5, no. 61, pp. 160-162. (In Russian).

9. Rokeach M. The nature of human values, N.Y., The Free Press, 1973, 438 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.