УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО
ПРОФИЛЯ
Андрей Петрович Мережников, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Аннотация
В статье представлены результаты практического исследования выраженности уровня самоактуализации студентов-гуманитариев во взаимосвязи с уровнем субъективного контроля, ценностными и смысложизненными ориентациями. Проведенное исследование позволяет констатировать, что базовые характеристики самоактуализации близки в выборках студентов гуманитарного и технического профиля. Студенты-гуманитарии показывают более высокие и значимые различия по шкалам ценностных ориентаций, гибкости поведения, сензитивности к себе, синергии и познавательных потребностей. В структуре самоактуализации студентов-гуманитариев обнаруживается большая взаимосвязь с интернальностью, ценностными и смысложизненными ориентациями. Полнота жизни в настоящем определяется общими показателями интернальности и осмысленности жизни.
Ключевые слова: самоактуализация, ценности, интернальность, субъективный контроль, смысл жизни.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.405-407
FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS OF HUMANITARIAN
PROFILE
Andrey Petrovich Merezhnikov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University
Abstract
The article presents the results of the practical study of the level of self-actualization of the students of humanities in relation to the level of the subjective control, value and life orientations. The study allows us to state that the basic characteristics of self-actualization are similar in the samples of students of humanitarian and technical profile. Humanist students show higher and more significant differences in the scales of value orientations, behavioral flexibility, self-sensitivity, synergy, and cognitive needs. In the structure of the self-actualization of students in the humanities found a great relationship with internality, values and life guiding orientations. The general indicators of internality and meaningfulness of life determine the completeness of life in the present.
Keywords: self-actualization, values, internality, subjective control, meaning of life.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных показателей результативности высшего образования является формирование способности человека самостоятельно обустраивать свою жизнь во всем многообразии ее сфер и сторон, нести ответственность за свои решения и действия [4]. Самостоятельность, ответственность являются составляющими характеристиками самоактуализации. Образование способствует человеку в полной мере реализовать его возможности, самоактуализироваться [2]. Актуальность проблемы самоактуализации личности студентов проявляется в исследовании её разных сторон и взаимосвязей [1, 5].
Цель исследования: выявить особенности самоактуализации студентов гуманитарного профиля во взаимосвязи с уровнем субъективного контроля, ценностными и смысло-жизненными ориентациями.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборку исследования составили 78 студентов гуманитарного (Институт гуманитарного образования) и 71 студент технического профиля (Институт горного дела и
транспорта) Магнитогорского государственного технического университет им. Г.И. Носова. Возраст испытуемых 19-22 года.
Методики исследования: самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз); уровень субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинда; методика «Диагностика реальной структуры ценностных ори-ентаций личности» С.С. Бубновой; смысложизненные ориентации (СЖО) Д. А. Леонтьева. Методы математической статистики: корреляционный анализ Пирсона, ^критерий Стью-дента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследования выборок студентов гуманитарного и технического профиля подготовки в вузе были определены уровень сформированности и качественное своеобразие самоактуализации в зависимости от специфики профессионального образования. Значимых различий по показателям базовых шкал поддержки и компетентности во времени опросника САТ, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, не обнаружилось [3]. Однако, выявились качественные и количественные различия по дополнительным шкалам САТ. Студенты-гуманитарии показывают более высокие результаты по всем шкалам самоактуализационного опросника. Значимые различия, по ^критерию Сть-юдента (р<0,05, р<0,01), выявлены по шкалам ценностных ориентаций, гибкости поведения, сензитивности к себе, синергии и познавательных потребностей.
Студентам-гуманитариям присущи ценности самоактуализирующейся личности, в реализации своих ценностей они проявляют гибкость поведения, ориентированы на взаимодействие с окружающими людьми. Они более рефлексивны к себе, более целостно воспринимают окружающий мир и людей, для них характерна потребность к приобретению знаний. Корреляционный анализ выявил статистически значимые взаимосвязи между шкалами САТ и шкалами опросников СЖО, УСК и ценностными ориентациями в группе студентов-гуманитариев (р<0,05, р<0,01). В выборке студентов гуманитарного профиля между шкалами САТ и СЖО отмечено 36 значимых прямых корреляционных связей (студенты технического профиля - 23); с методикой структуры ценностных ориентаций - 31 прямая корреляционная связь (студенты технического профиля - 20); с методикой УСК -18 прямых корреляционных связей (студенты технического профиля - 15). Более высокие уровни самоактуализации определяются большим количеством взаимосвязей. Таким образом, в структуре самоактуализации студентов-гуманитариев обнаруживается большая взаимосвязь с интернальностью, ценностными и смысложизненными ориентациями.
Шкала Поддержки значимо взаимосвязана с интегральными шкалами Общей интер-нальности (УСК) и Интегральным показателем осмысленности жизни (СЖО) в выборках испытуемых. Отличие наблюдается во взаимосвязи другой базовой шкалы Компетентности во времени. У студентов-гуманитариев присутствует значимая взаимосвязь данной шкалы с интегральными шкалами Общей интернальности (УСК) и Общим показателем осмысленности жизни (СЖО). В выборке студентов технического профиля данных взаимосвязей нет. Неразрывность прошлого, настоящего и будущего студентов-гуманитариев определяется общей интернальностью и общей осмысленностью жизни.
Еще одно значимое отличие в выборке студентов-гуманитариев во взаимосвязи ценностей Любви и Познания с большинством шкал самоактуализации. Студенты-гуманитарии с ориентацией на ценности любви и познания в большей степени независимы от воздействий извне, разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности, проявляют большую гибкость, самоуважение, самопринятие, контактны и креативны.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет констатировать, что базовые характеристики самоактуализации близки в выборках студентов гуманитарного и технического профиля
обучения в вузе. Студенты-гуманитарии показывают более высокие и значимые различия по шкалам гибкости поведения, ценностных ориентаций, сензитивности к себе, синергии и познавательных потребностей. В структуре самоактуализации студентов-гуманитариев обнаруживается большая взаимосвязь с интернальностью, ценностными и смысложизнен-ными ориентациями. Полнота жизни в настоящем определяется общими показателями ин-тернальности и осмысленности жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кусраева, И.М. Самоактуализация студентов в условиях высшего профессионального образования // И.М. Кусраева / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54).
- С. 72-75.
2. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 432с.
3. Мережников, А.П. Особенности самоактуализации студентов технического направления подготовки в вузе / А.П. Мережников, О.П. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). С. 399-403.
4. Орехова, Т.Ф. О некоторых проблемах современного образования и возможностях их разрешения // Т.Ф. Орехова, Т.В. Кружилина / Гуманитарно-педагогические исследования. - 2017. - Т. 1
- № 1. - С. 37-45.
5. Ященко, Е.Ф. Исследование уровня сформированности и качественного своеобразия самоактуализации студентов технических и экономических направлений подготовки классического университета // Е.Ф. Ященко, В.В. Козлов / Здравоохранение, образование и безопасность. - 2017. -№ 1 (9). - С. 55-69.
REFERENCES
1. Kusraeva, I.M. (2009), "Self-actualization of students in conditions of higher professional education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No 8, pp. 72-75.
2. Maslow, A.G. (1999), The farther reaches of human nature, Eurasia, St. Petersburg.
3. Merezhnikov, A.P. and Stepanova, O.P. (2018), "Features of self-actualization of students of technical directions of preparation in high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No 4, pp. 399-402.
4. Orekhova, T.F. and Kruzhilina, T. V. (2017), "Some problems of modern education and the possibility of their solution", Humanitarian and pedagogical research, Vol. 1, No 1, pp. 37-44.
5. Yashchenko, E.F. and Kozlov, V.V. (2017), "Study of the level of formation and qualitative singularity of self-actualization of students of technical and economic directions of preparation of a classical university", Healthcare, education and security, Vol. 9, No 1, pp. 55-69.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2019
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА
РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Надежда Петровна Носенко, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар;
Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский
государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у обучающихся 9 и 11 классов общеобразовательной школы на разных этапах обучения. Результаты корреляционного анализа в группе учеников 9 класса свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между показателями