Научная статья на тему 'Взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре комплекса предпосылок и коррелятов стратегии профессионального развития'

Взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре комплекса предпосылок и коррелятов стратегии профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / STRATEGIES FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MOTIVATIONAL SPHERE / VALUES / SELF-REALIZATION / LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малова Ольга Владимировна, Мироненко Ирина Анатольевна

Проводилось исследование индивидуально-психологических предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития. В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационной сферы личности, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля, самореализации личности. Результаты корреляционного анализа подтверждают гипотезу о наличии взаимосвязанного комплекса свойств, которые выступают в качестве индивидуально-психологических предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития и включают характеристики интернальности-экстернальности, смысложизненных ориентаций и самореализации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малова Ольга Владимировна, Мироненко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlations of psychological preconditions of productive and nonproductive strategies of professional development

The article deals with the problem of interrelations of professional development strategies and individual psychological characteristics of the motivational sphere of personality, values, level of subjective control and self-realization.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре комплекса предпосылок и коррелятов стратегии профессионального развития»

УДК 159.923 : 316.477 : 316.628

О. B. Малова, И. А. Мироненко

Взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре комплекса предпосылок и коррелятов стратегии

профессионального развития

Проводилось исследование индивидуально-психологических предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития. В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационной сферы личности, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля, самореализации личности. Результаты корреляционного анализа подтверждают гипотезу о наличии взаимосвязанного комплекса свойств, которые выступают в качестве индивидуально-психологических предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития и включают характеристики интернальности-экстернальности, смысложизненных ориентаций и самореализации человека.

The article deals with the problem of interrelations of professional development strategies and individual psychological characteristics of the motivational sphere of personality, values, level of subjective control and self-realization.

Ключевые слова: стратегии профессионального развития, мотивационная сфера, смысложизненные ориентации, уровень субъективного контроля, самореализация, корреляционный анализ.

Key words: strategies for professional development, motivational sphere, values, self-realization, level of subjective control.

Нами проводилось исследование индивидуальнопсихологических свойств, выступающих в качестве предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития [7-9]

В нашем исследовании мы опирались на наиболее распространенную в литературе и теоретически обоснованную дихотомической классификацию стратегий профессионального развития, выделяя два типа стратегий: активная (продуктивная) и пассивная (непродуктивная) [5; 10; 12].

В литературе доминирует мнение, что с выбором той или иной стратегии профессионального развития связаны определенные индивидуально-психологические особенности личности, лежащие в сфере ценностных ориентаций, в мотивационной сфере личности, особенности локуса контроля, которые можно рассматривать как предпосылки и корреляты избираемой стратегии профессионального развития [1; 2; 5; 6, 10-13].

© Малова О. B., Мироненко И. А., 2014

51

В настоящей работе мы стремились проверить данное предположение в современном российском социуме, а также выявить характер взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности с активной - пассивной стратегией профессионального развития.

Для осуществления эмпирического исследования особенностей лиц с различными стратегиями профессионального развития оказалось необходимым сформировать выборку, включающую в себя две группы взрослых: с пассивной стратегией и с активной стратегией профессионального развития. Мы использовали для формирования выборки объективные показатели: для пассивной стратегии профессионального развития состояние «хронической безработицы», понимаемое как отсутствие работы в течение длительного периода времени. В литературе неоднократно указывалось на то, что хронически безработные отличаются использованием пассивных стратегий профессионального развития [3; 6].

Нами была сформирована выборка, включающая в себя 94 женщины и 87 мужчин (средний возраст - 36 лет), на протяжении последних 1,5 лет постоянно или с редкими перерывами числившиеся как нуждающиеся в трудоустройстве, при этом последние 46 месяцев они состояли на учете в Центре занятости и нигде не работали. Эти мужчины и женщины имели среднее или среднеспециальное образование и не посещали дополнительные курсы, в том числе, по повышению квалификации или переквалификации.

В качестве группы людей с активными стратегиями профессионального развития мы избрали группу работающих жителей того же региона, совмещающих свою профессиональную деятельность с получением высшего образования на базе имеющего среднеспециального (студенты заочного обучения), 109 женщин и 86 мужчин (средний возраст - 32 года).

Данным группам были присвоены условные названия «Продуктивные» и «Непродуктивные».

Для выявления индивидуально-психологических предпосылок и коррелят стратегий профессиональгого развития нами использовались Тест уровня субъективного контроля (УСК), Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) и тест самоактуализации (САТ).

Результаты обследования респондентов с различными стратегиями профессионального развития по опроснику УСК представлены в табл. 1 и на рис. 1.

Средние показатели по тесту УСК для групп с различными стратегиями профессионального развития

3* Продуктивные Непродуктивные

Ио 7,38 3,81*

Ид 7,57 4,10*

Ин 7,38 4,10*

Ис 7,53 4,16*

Ип 6,11 4,10*

Им 7,30 3,81*

Из 6,99 3,58*

* - различия значимы по ^критерию Стьюдента на уровне 0,01

Ряд 1 - продуктивные Ряд 2 - непродуктивные

Рис. 1. Уровень субъективного контроля: продуктивные и непродуктивные

По результатам, представленным в табл. 1 и на рис. 1, мы видим, что по всем семи шкалам опросника УСК между продуктивными и непродуктивными имеются существенные, статистически значимые различия. Ио - общая интернальность - высокий показатель свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Ид - интернальность в области достижений - высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Ин - интернальность в области неудач - развитое чувство субъективного контроля над отрицательными событиями и ситуациями. Ис - интернальность в семейных отношениях - ответственность за события семейной жизни. Ип - интернальность в области производственных отношений - че-

53

ловек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности. Им - интернальность в области межличностных отношений - контроль над неформальными отношениями с другими людьми. Из - интернальность в области здоровья и болезни - ответственность за свое здоровье.

То, что по всем шкалам между продуктивными и непродуктивными имеются существенные различия, соответствует ожиданиям. А.А. Бодалев и В.В. Столин утверждают, что большую роль локус контроля играет в трудовой деятельности. Интерналы больше, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа ведет к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способствует получению высокого вознаграждения. Их общая удовлетворенность трудом значительно выше, чем у экстерналов [6].

Продуктивные мужчины и женщины отличаются высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, чувствуют ответственность за эти действия. Непродуктивные мужчины и женщины считают себя неспособными контролировать события своей жизни, приписывают успехи скорее внешним обстоятельствам. В профессиональной деятельности более важное значение придается руководству, коллегам по работе, везению-невезению.

Результаты исследования по тесту СЖО представлены в табл. 2 и на рис. 2.

Таблица 2

Результаты исследования смысложизненных ориентаций людей с различными стратегиями профессионального развития

Шкалы СЖО Продуктивные Непродуктивные

Общий ОЖ 128,06 86,04*

Цели 41,08 27,77*

Процесс 37,64 26,79*

Результат 32,25 23,56*

Локус контроля - Я 32,37 22,26*

Локус контроля - жизнь 37,95 26,06*

* - различия значимы по ї-критерию Стьюдента на уровне 0,01

Ряд 1 - продуктивные Ряд 2 - непродуктивные

Рис. 2. Результаты исследования смысложизненных ориентаций людей с различными стратегиями профессионального развития

По результатам, представленным в табл. 2 и на рис. 2, можно видеть, что показатели продуктивных выше, чем непродуктивных. По всем шкалам теста были получены статистически значимые различия.

По данным методики СЖО продуктивных мужчин и женщин можно характеризовать как целеустремленных, нацеленных на свою жизненную перспективу людей. Эти люди относительно удовлетворены своей жизнью, они наполняют ее смыслом. Можно говорить о том, что им интересен сам процесс жизни. Они представляют себя сильной личностью, способной управлять своей жизнью, контролировать те события, которые в ней происходят.

Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили гипотезы о том, что для людей с различными стратегиями профессионального развития характерны специфические индивидуальнопсихологические особенности, такие как локус субъективного контроля (люди с продуктивной стратегией отличаются значимо большей интернальностью по всем показателям теста УСК), а также особенности ценностно-мотивационной сферы. Все показатели выполнения теста СЖО у людей с продуктивной стратегией значимо выше, чем у непродуктивных.

Результаты обследования по тесту САТ представлены в табл. 3 и на рис. 3.

Результаты исследования особенностей самореализации людей с различными стратегиями профессионального развития

Шкалы САТ Продуктивные Непродуктивные

Ориентации во времени (I) 10,28 6,32*

Поддержки (II) 55,95 40,88*

Ценностной ориентации (1) 14,33 6,89*

Г ибкости поведения (2) 13,11 8,44*

Сенситивности (3) 7,60 6,15*

Спонтанности (4) 8,45 5,79*

Самоуважения (5) 10,81 5,30*

Самопринятия (6) 12,11 7,00*

Представлений о природе человека(7) 7,41 4,38*

Синергии (8) 5,04 3,29*

Принятия агрессии (9) 8,94 4,95*

Контактности (10) 10,93 6,29*

Познавательных потребностей (11) 7,34 5,09*

Креативности (12) 9,02 5,94*

* - различия значимы по ї-критерию Стьюдента на уровне 0,01

Ряд 1 - продуктивные Ряд 2 - непродуктивные

Рис. 3. Результаты исследования особенностей самореализации людей с различными стратегиями профессионального развития

По результатам, представленным в табл. 3 и на рис. 3, можно видеть, что уровень самоактуализации продуктивных по всем шкалам опросника статистически значимо выше уровня непродуктивных. Существенная разница показателей имеет место по базовым шкалам опросника: по шкале I - шкала поддержки, которая измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздей-

56

ствия извне («внутренняя-внешняя поддержка»), и по шкале Тс (Шкала ориентации во времени). Шкала Тс характеризует, во-первых, способность субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя -внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию.

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта, внешнем локусе контроля.

Также обращают на себя внимание большие различия показателей по шкалам Sav - шкала ценностных ориентаций, Sr - шкала самоуважения, Sa - шкала самопринятия, А - шкала принятия агрессии, С - шкала контактности

Таким образом, результаты исследования полностью подтвердили наше предположение о том, что людям с продуктивными стратегиями профессионального развития свойственны более высокие уровни самореализации, чем тем, кто не стремится к профессиональной карьере.

Ниже представлены результаты анализа корреляционных взаимосвязей изучаемых характеристик. При анализе использовался корреляционный критерий Пирсона. В процессе обработки результатов исследования были получены корреляционные матрицы, показывающие взаимосвязи между показателями использованных нами тестов.

Как и предполагалось, исследованные характеристики осмысленности жизни, интернальности - экстернальности и самореализации тесно связаны между собой и вместе составляют единый симптомокомплекс свойств, выступающих в качестве индивидуально-психологических предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития.

В табл. 4 представлены корреляции между показателями тестов СЖО и УСК.

Таблица 4

Корреляции между показателями тестов СЖО и УСК

3* Шкалы СЖО

ОЖ Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля - Я Локус контроля -жизнь

ИО 0,52 0,42 0,41 0,48 0,36 0,44

ИД 0,47 0,37 0,42 0,51 0,42 0,46

ИН 0,24 0,22 0,24 0,26 - 0,27

ИС 0,26 - 0,19 0,30 - 0,22

ИП 0,32 0,31 0,28 0,22 0,19 0,35

ИМ 0,19 - 0,18 - - 0,29

ИЗ 0,21 - 0,22 - - 0,21

ш Показаны только статистически значимые корреляции (р < 0,05).

Как видно из табл. 4, все показатели осмысленности жизни имеют высокую взаимосвязь с показателем общей интернальности (ИО), а все показатели интернальности значимо связаны с показателем общей осмысленностьи жизни (ОЖ), причем наиболее высокие показатели имеют общая интернальность (ОИ) и интернальность достижений (ИД).

Когда предметом корреляционного анализа становятся заведомо в высокой степени взаимосвязанные характеристики, особого внимания заслуживают не только высокие положительные показатели корреляционных связей, но и, в первую очередь, отрицательные показатели взаимосвязи переменных и факты отсутствия значимых связей между переменными.

В табл. 4 представлено, что в наименьшей степени связаны с показателями осмысленности жизни показатель интернальности межличностных отношений (ИМ) и показатель интернальности здоровья и болезни (ИЗ). Представляется, что возможным объяснением может быть специфика нашей выборки, где представлены люди с выраженной специфичностью стратегий профессионального развития, люди с активной стратегией и пассивные. Возможно, то, что данные сферы жизни, здоровье и межличностные отношения, в меньшей степени связаны со стратегиями профессионального развития и карьерными планами людей, проявляется в том, что показатели ИМ и ИЗ теста УСК относительно слабее связаны в нашей выборке с показателями осмысленности жизни, находятся на периферии корреляционной плеяды.

Интересным представляется факт весьма дифференцированной связи показателя «Локус контроля - Я» из теста СЖО с показателями интернальности. Этот показатель имеет высокие степени

58

взаимосвязи с показателями общей интернальности (ОИ) и - особенно - интернальности в области достижений (ИД), умеренно связан с показателем интернальности в области производственных отношений (ИП), а с прочими показателями интернальности значимых взаимосвязей не выявлено. Как и в случае, описанном выше, в качестве объяснения можно предложить специфику выборки исследования, которая акцентирует проявления фактора отношений и поведения людей именно в сфере труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как и ожидалось, различные аспекты самоактуализации личности обнаружили прямые взаимосвязи с высокими показателями осмысленности жизни (табл. 5).

Таблица 5

Корреляции между показателями тестов СЖО и САТ

Шкалы СЖО

Шкалы САТ ОЖ Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля - Я Локус контроля -жизнь

I - - - 0,20 - 0,29

II 0,23 - 0,19 0,25 - 0,28

1 0,45 0,33 0,39 0,41 0,37 0,42

2 - - 0,20 - - 0,21

5 0,40 0,31 0,37 0,34 0,33 0,43

7 0,26 - 0,20 0,24 - 0,28

8 0,25 0,23 0,19 0,23 0,19 0,25

11 0,19 0,19 0,18 - - 0,20

12 - - - - - 0,24

* Указаны только статистически значимые корреляции (р < 0,05).

Так, высокий уровень компетентности во времени (шкала I САТ) значимо коррелирует с высокой осмысленностью прошлого (результат жизни) и управляемостью жизнью («Локус контроля -жизнь»). Степень независимости ценностей и поведения человека от воздействий извне («изнутри направляемая личность», шкала II «внутренняя - внешняя поддержка») напрямую связана с высокой осмысленностью жизни и способностью контролировать свою жизнь. Показатели шкал ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности (1), самоуважения (5) и синергии (8) имеют значимые связи с высоким уровнем всех аспектов осмысленности.

Представляет интерес тот факт, что для шкал САТ 3 (сенси-тивность), 4 (спонтанность), 6 (самопринятие), 9 (принятие агрессии), 10 (контактности) не было выявлено значимых корреляционных связей с показателями осмысленности жизни. В качестве гипотезы можно предположить нелинейный характер имеющих место зависимостей.

Различные аспекты самоактуализации личности также, как и ожидалось, обнаружили прямые взаимосвязи с показателями ин-тернальности (таблица 6).

Таблица 6

Корреляции между показателями тестов УСК и САТ

Шкалы САТ Шкалы УС К

ОИ ИД ИН ИС ИП ИМ ИЗ

I 0,18 0,18 - - - 0,18 -

II 0,18 0,19 - - 0,26 - -

1 0,27 0,19 - 0,22 0,26 0,18 -

2 - - -0,20 -0,22 - - -

3 - - - - 0,18 - -

4 - 0,25 - 0,18 0,19 - -

5 0,31 0,27 - - - 0,18 0,20

6 - 0,19 - - - 0,24 -

7 0,32 0,34 - 0,26 - - 0,18

8 0,18 0,18 - - 0,18 0,20 -

9 - - -0,27 - -0,18 - -

10 - - - - 0,28 - -

11 0,33 0,31 - 0,18 - - 0,21

12 - - - - - - 0,20

* Указаны только статистически значимые корреляции (р < 0,05).

Из табл. 6 видно, что в наибольшей степени связаны с показателями самореализации такие показатели интернальности-экстернальности, как ИО (общая интернальность) и ИД (интерналь-ность достижений). Также в существенной степени проявилась связь с показателями самореализации показателя ИП (интернальность в производственных отношениях). Эти же показатели интер-нальности в нашем исследовании оказались и в наибольшей степени взаимосвязаны с показателями осмысленности жизни, как было сказано выше. Можно полагать, что причиной этого также является характер нашей выборки, поляризованной в отношении стратегий профессионального развития. Те показатели использованных тестов, которые в большей степени относятся к сфере производственных отношений, закономерно оказываются в центре корреляционной плеяды, а те показатели, которые относятся к прочим сферам жизни, оказываются на периферии плеяд. В целом же, как уже неоднократно отмечалось, исследованные свойства, относящиеся к особенностям самореализции, интернальности-экстернальности, осмысленности жизни, существенным образом взаимосвязаны и образуют в соответствии с гипотезой нашего исследования целостный комплекс индивидуально-психологических свойств, выступающих в качестве предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития.

Представляется интересным факт наличия отрицательных корреляций при отсутствии положительных связей с показателями интернальности-экстернальности показателя принятия агрессии по САТ (9 шкала) и наличия отрицательных корреляций при отсутствии положительных связей с показателями самореализации показателя интернальности неудач (ИН). Можно высказать гипотезу о том, что в данном случае имеет место нелинейная взаимосвязь, возможно, опосредованная влиянием факторов, выходящих за пределы нашего исследования.

В целом корреляционный анализ подтвердил гипотезу о наличии взаимосвязанного комплекса свойств, которые выступают в качестве индивидуально-психологических предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития, и включают в себя характеристики интернальности-экстернальности, смысложизненных ориентаций и самореализации человека.

Ядро общей корреляционной плеяды (рис. 4) образуют тесно взаимосвязанные показатели: ОИ (общая интернальность), ИД (ин-тернальность достижений), ИП (интернальность производственных отношений), ОЖ (общая осмысленность жизни), Процесс жизни, Ло-кус контроля - жизнь и показатели ценностных ориентаций и самоуважения (1 и 5) САТ.

Рис. 4. Ядро корреляционной плеяды индивидуально-психологических предпосылок и коррелятов стратегий профессионального развития

Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили гипотезу о том, что для людей с различными стратегиями профессионального развития характерен специфический комплекс индивидуально-психологических особенностей, таких как локус субъективного контроля, особенности ценностно-мотивационной сферы, особенности самореализации, и позволяют дополнить существующие представления о структуре данного комплекса свойств.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Акмеология / под ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

3. Бендюков М.А. Психология профессионального кризиса у безработных: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2009.

4. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. - СПб., 2002.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005.

7. Малова О.В. Особенности самореализации людей с продуктивной и непродуктивной стратегиями профессионального развития / Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2012. - Психология. - № 3. - Т. 5. - С. 81-92.

8. Малова О.В. К вопросу о классификации стратегий профессионального развития // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 201з. - Психология. - № 3. - Т. 5. -С. 59-69.

9. Малова О.В., Мироненко И.А. Индивидуально-психологические предпосылки и корреляты активной (продуктивной) и пассивной (непродуктивной) стратегий профессионального развития // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2012. - Психология. - № 4. - Т. 5. - С. 16-30.

10. Мамаева В.Ю. Социальная адаптация женщин в условиях формирования рыночных отношений // Экология и труд: сб. науч. тр. - Вып. II. - Омск, 1998. - С.118-125.

11. Маринов М.Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2008.

12. Митина Л.М., Брендакова Л.В., Вачков И.В., Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие; под ред.

Л.М. Митиной. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Флинта, 1998.

13. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). - М.: Ин-т человека РАН, Независимый ин-т гражд. об-ва, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.