Научная статья на тему 'Особенности самоактуализации студентов технического направления подготовки в вузе'

Особенности самоактуализации студентов технического направления подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мережников Андрей Петрович, Степанова Ольга Павловна

В статье представлены результаты эмпирического исследования выраженности уровня самоактуализации студентов технических направлений вуза во взаимосвязи с ценностными ориентациями, уровнем субъективного контроля и смысложизненными ориентациями. Студенты технического направления обучения склонны переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, видят свою жизнь целостной. Они достаточно независимы в своих поступках, принимают себя такими, как есть, креативны. Независимость ценностей и поведения от воздействия извне коррелирует с высокой общей интернальностью, высокой общей осмысленностью жизни, ориентированностью на высокий социальный статус и управление людьми, творческой направленностью личности, принятия себя таким, как есть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of self-actualization of students of technical directions of preparation in high school

The article presents the results of an empirical study of the level of self-actualization of students of technical directions of the University in conjunction with value orientations, the level of subjective control and life-like orientations. Students of technical direction of education tend to experience the present moment of their life in its entirety, see their life as a whole. They are quite independent in their actions, accept themselves as they are, creative. The independence of values and behavior from external influence correlates with high General internality, high General meaning of life, focus on high social status and management of people, the creative direction of the individual, the acceptance of themselves as they are.

Текст научной работы на тему «Особенности самоактуализации студентов технического направления подготовки в вузе»

сфер, как «Социальная активность», «Здоровье», «Развитие», «Высокое образование», «Наличие хороших и верных друзей».

ЛИТЕРАТУРА

1. Наговицын, Р.С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения / Р. С. Наговицын // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 11-14.

2. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. - М. : МЕД-пресс, 2001. - 432 с.

3. Каширский, Д.В. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи / Д .В. Каширский // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 1. - C. 119-123.

4. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость-патология XXI века / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000. - № 1. - С. 11-13.

REFERENCES

1. Nagovitsyn, R.S. (2014), "Conceptual framework of formation of personal physical culture of student based on mobile learning", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 10-14.

2. Mendelevich, V.D. (2001), Psychology of addictive behavior, MED-press, Moscow.

3. Kashirskii, D.V. (2014), "Dynamics of the value orientations of the Russian young people", Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki iprava, No.1, pp. 119-123.

4. Loskutova, V.A. (2000), "Internet-addiction - the pathology of the XXI century", Voprosy mentalnoj mediciny i ekologii, No. 1, pp. 11-13.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 26.03.2018

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Андрей Петрович Мережников, кандидат психологических наук, доцент, Ольга Павловна Степанова, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), г. Магнитогорск

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования выраженности уровня самоактуализации студентов технических направлений вуза во взаимосвязи с ценностными ориентациями, уровнем субъективного контроля и смысложизненными ориентациями. Студенты технического направления обучения склонны переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, видят свою жизнь целостной. Они достаточно независимы в своих поступках, принимают себя такими, как есть, креативны. Независимость ценностей и поведения от воздействия извне коррелирует с высокой общей интернальностью, высокой общей осмысленностью жизни, ориентированностью на высокий социальный статус и управление людьми, творческой направленностью личности, принятия себя таким, как есть.

Ключевые слова: самоактуализация личности, интернальность, осмысленность жизни, ценности, субъективный контроль.

FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS OF TECHNICAL DIRECTIONS OF PREPARATION IN HIGH SCHOOL

Andrey Petrovich Merezhnikov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Olga Pavlovna Stepanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk

Annotation

The article presents the results of an empirical study of the level of self-actualization of students of technical directions of the University in conjunction with value orientations, the level of subjective control and life-like orientations. Students of technical direction of education tend to experience the present moment of their life in its entirety, see their life as a whole. They are quite independent in their actions, accept themselves as they are, creative. The independence of values and behavior from external influence correlates with high General internality, high General meaning of life, focus on high social status and management of people, the creative direction of the individual, the acceptance of themselves as they are.

Keywords: self-actualization of personality, internality, meaningfulness of life, values, subjective

control.

ВВЕДЕНИЕ

Период профессионального становления на этапе обучения в вузе сопровождается существенными изменениями, как в самосознании студентов, так и в личности в целом. А. Маслоу определял, что цель образования - это помощь человеку в полной мере реализовать его возможности, это его самоактуализация [4, с.180].

Самоактуализация представляет собой комплекс системных качеств, способствующих раскрытию внутреннего потенциала человека в процессе его социальной индивидуализации через осознание и осмысленность собственной жизни. Результатом процесса самоактуализации является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал в общественно значимой деятельности.

Проблема самоактуализации личности студентов является одной из актуальных в отечественной психологии [1, 2, 3].

Цель исследования состоит в выявлении особенностей самоактуализации студентов технического направления подготовки в вузе во взаимосвязи с ценностными ориентаци-ями, уровнем субъективного контроля и смысложизненными ориентациями.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось среди студентов Института горного дела и транспорта и Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университет им. Г.И. Носова. В исследовании принимали участие 149 человек: 71 студент технического и 78 студентов гуманитарного направления обучения в возрасте 19-22 лет.

В исследовании были использованы следующие методики: «Самоактуализацион-ный тест» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз); тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев); «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Го-лынкин, Л.М. Эткинд.); методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориента-ций личности С. С. Бубнова». При обработке результатов применялись методы математической статистики: t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов по базовым шкалам (Шкала Компетентности во времени и Шкала Поддержки) опросника «Самоактуализационный тест» (САТ) показывает, что нет значимых различий по данным показателям в группах студентов технического и гуманитарного направления обучения (таблица 1). В целом, мы можем утверждать, что студенты технического направления обучения склонны переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, видеть свою жизнь целостной и в общей оценке уровня

самоактуализации они мало чем отличаются от студентов гуманитариев. Они относительно независимы в своих поступках, свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию.

Анализ отдельных аспектов самоактуализации показывает, что самые высокие значения отмечены по шкале Самоуважения и Самопринятия. Это проявляется в способности ценить свои достоинства, уважать себя за них. Характеризует высокую степень принятия себя такими, как есть.

Таблица 1 - Средние значения по методике САТ

Техническое направление Гуманитарное направление t-критерий

Шкала Компетентности во времени (Тс) 49,08 49,64 0,40

Шкала Поддержка (I) 48,32 49,56 0,75

Шкала Ценностных ориентации (SAV) 45,96 52,60 3,76**

Шкала Гибкости поведения (Ех) 44,32 51,36 5,33**

Шкала Сензитивности к себе (Fr) 45,92 49,80 2,57*

Шкала Спонтанности (S) 48,24 49,16 0,50

Шкала Самоуважения (Sr) 58,16 59,28 0,90

Шкала Самопринятия (Sa) 54,12 54,96 0,53

Шкала Представлений о природе человека (Nc) 51,52 51,68 0,09

Шкала Синергии (Sy) 46,32 51,48 4,07**

Шкала Принятия агрессии (А) 49,36 51,68 1,37

Шкала Контактности (С) 48,72 54,68 3,17**

Шкала Познавательных потребностей (Cog) 55,24 57,32 1,31

Шкала Креативности (Сг) 52,56 53,20 0,38

Примечание: уровень значимости по t-критерию Стьюдента: * - р<0,05; ** - р<0,01

Достаточно высокие баллы по шкалам Креативности и Познавательных потребностей диагностируют высокий уровень творческой направленности студентов двух изучаемых выборок.

Значимо ниже выражены у студентов технического направления ценности самоактуализирующейся личности и гибкость в реализации этих ценностей в поведении, а также способность к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми и целостность в восприятии мира и людей.

Для выявления взаимосвязей в группе студентов технической направленности был использован корреляционный анализ, который позволил установить статистически значимые корреляции (на 5% и 1% уровне значимости) между шкалами опросника САТ и шкалами методик «Смысложизненные ориентации» (СЖО), «Уровень субъективного контроля» (УСК) и ценностными ориентациями.

Между шкалами теста САТ и СЖО выявлено 23 прямые корреляционные связи. Наибольшее количество взаимосвязей имеют самоактуализационные шкалы Поддержки и Самоуважения. Степень независимости ценностей и поведения студентов от воздействия извне и самоуважение тесно связаны, как с общей осмысленностью жизни, так и с разными аспектами, придающими смысл жизни.

Между шкалами теста САТ и ценностными ориентациями отмечено 20 корреляционных связей. Более высокий уровень независимости ценностей и поведения связан с более низким уровнем выраженности материального благосостояния как ценности. Чем выше степень принятия себя, тем выше выражены такие ценностные ориентации, как отдых и наслаждение прекрасным, социальная активность. Творческая направленность, способность ценить свои достоинства, ценности, присущие самоактуализирующимся студентам тем выше, чем сильнее выражено чувство любви. Стремление к познанию нового взаимосвязано с творческой направленностью. Чем выше стремление достичь высокого социального статуса, тем больше выражены независимость, самоуважение, самопринятие.

Таким образом, студенты технической направленности самоактуализируются стремясь повысить свой социальный статус, материальная сторона жизни не является

определяющей для студентов данной группы. В самоактуализации данной выборки в большей степени имеют место такие ценности, как любовь, наслаждение прекрасным, познание нового, что подтверждается и в других исследованиях [5].

Между шкалами методик САТ и УСК отмечено 15 прямых корреляционных связей. Более высокий уровень независимости ценностей и поведения самоактуализирующегося студента определяется более высокими значениями общей интернальности, интернально-сти в области достижений, производственных и межличностных отношений. Более высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями связан с более высоким уровнем самоуважения и самопринятия, стремлением развития творческого потенциала. Чем выше уровень субъективного контроля студентов данной группы в своем продвижении, тем выше их самоуважение и самопринятие, а также развитие творческого потенциала.

ВЫВОДЫ

В целом, студенты технического направления обучения в вузе склонны переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, видеть свою жизнь целостной. Они достаточно независимы в своих поступках, свободны в выборе. Способны ценить свои достоинства, уважать себя за них и принимать себя такими, как есть. Они креативны и стремятся к реализации своих познавательных потребностей.

Базовая шкала самоактуализации, проявляющаяся в независимости ценностей и поведения от воздействия извне, определяется высокой общей интернальностью, высокой общей осмысленностью жизни, ориентированностью на высокий социальный статус и управление людьми, творческой направленности личности, принятия себя таким, как есть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркаева, И. Л. Самоактуализация личности студентов в процессе обучения в вузе / И. Л. Баркаева, В.Б. Андреев // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2014. - № 1. - С. 82-85.

2. Гаджиева, У.Б. Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки / У.Б. Гаджиева // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 4. - № 10. - С. 182-184.

3. Кусраева, И.М. Самоактуализация студентов в условиях высшего профессионального образования / И.М. Кусраева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 72-75.

4. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу - СПб. : Евразия, 1999. - 432 с. - ISBN 5-8071-0018-2.

5. Слепухина, Г.В. Ценностные ориентации студентов вуза / Г.В. Слепухина, О.П. Степанова // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем высшего образования : монография. - Уфа : Аэтерна, 2015. - С. 94-135.

REFERENCES

1. Burkaeva, I.L. and Andreev, V.B. (2014), "Self-actualization of students personality in the process of studying at the University", Baltiyskay gosudarstvennay akademiya rybopromyslovogo flota, No. 1, pp. 82-85.

2. Gadzhiyeva, U.B. (2016), "Self-updating: features and specific signs", Progress of modern science and education, Vol.4, No. 10, pp. 182-184.

3. Kusrayeva, I.M. (2009), "Self-actualization of students in higher professional education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 72-75.

4. Maslow, A.G. (1999). The farther reaches of human nature, Eurasia, St. Petersburg.

5. Slepukhina, G.V. and Stepanova, O.P. (2015), "Value orientations of University students", Psychological and pedagogical aspects of the study of higher education: monograph, Aeterna, Ufa, pp. 9 -135.

Контактная информация: mapmasu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.