Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/32PSMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Успенская, О. А. Ценностные ориентации и самореализация студентов факультета «Управление персоналом» Сибирского государственного университета путей сообщения / О. А. Успенская // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN622.pdf
For citation:
Uspenskaya O.A. Value orientations and self-realization of students of the Faculty of Personnel Management of the Siberian State University of Railway Engineering. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 32PSMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Успенская Оксана Александровна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Социальная психология управления» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=662278
Ценностные ориентации и самореализация студентов факультета «Управление персоналом» Сибирского государственного университета путей сообщения
Аннотация. В статье рассматриваются особенности ценностных и смысложизненных ориентаций, а также уровень самоактуализации студентов, обучающихся по направлению «Управление персоналом». Проанализированы терминальные и инструментальные ценности студентов. Показано, что в системе ценностных ориентаций студентов-будущих управленцев, обучающихся на втором курсе, наиболее значимыми являются ценности межличностных отношений, а также ценности, относящиеся к профессиональной сфере.
Выявлено, что в профессиональной деятельности для студентов значимы такие человеческие качества, как образованность, воспитанность, независимость. Вместе с тем, для молодых людей значение имеют и конкретные жизненные ценности: любовь, здоровье, семья, интересная работа. Однако общение для них имеет не самое большое значение.
Получены количественно сопоставимые данные об особенности представлений и отношения молодых людей к себе и другим на осознаваемом уровне. Показано, что студенты с высокой самоактуализацией способны позитивно оценивать свои достоинства, положительные качества, уважают себя за них, а также принимают себя такими, какие есть, независимо от мнения и оценки их другими людьми, а возможно, и вопреки последним. Их собственное мнение является для них самодостаточным и часто основным. В ходе исследования установлено, что студенты являются самоактуализирующимися личностями. Половина выборки студентов имеют реальные цели в жизни и стремятся к их достижению.
Делается вывод, что в целом, система ценностей студентов по своему характеру конструктивна и представляет собой вполне благоприятную основу для дальнейшего воспитания и личностного развития.
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; терминальные ценности; инструментальные ценности; смысложизненные ориентации; самоактуализация; самореализация
Введение
Актуальность данной темы является несомненной, так как ценностные ориентации студентов оказывают воздействие на деятельность, связанную с достижением цели, выполняют функцию ориентира поведения [1-4].
Цель нашего исследования: экспериментальным путем определить ценностные и смысложизненные ориентации, а также выявить уровень самоактуализации студентов, обучающихся по направлению «Управление персоналом».
Общее число выборки: студенты второго курса в количестве 55 человек, девушки в возрасте 18-19 лет.
Анализ результатов тестирования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
Получив результаты методики «Ценностные ориентации» М. Рокича [5; 6], мы выделили ценности, имеющие наименьшие ранги (от 1 до 3), которые оценивались студентами как наиболее значимые и как максимально реализованные, и ценности, имеющие ранги от 16 до 18, которые, по мнению молодежи, являются наименее значимыми и минимально реализованными.
В таблице 1 приведен список терминальных ценностей студентов.
Таблица 1
Терминальные ценности студентов, %
Место Название ценности Проценты
1 Любовь 23
2 Здоровье 6
2 Счастливая семейная жизнь 14
3 Интересная работа 9
16 Красота природы и искусства 9
16 Общественное признание 6
17 Счастье других 9
18 Развитие 0
Составлено автором
Выяснилось, что для студентов-управленцев значимыми являются ценности, относящиеся к сфере здоровья и близких межличностных отношений. На первое место студенты ставят «Любовь» — 23 %, на второе-«Здоровье» — 6 % и на третье — «Счастливую семейную жизнь» — 14 %. Выбор вышеперечисленных высоко значимых ценностных ориентаций может объясняться возрастной группой, к которой относятся студенты второго курса, это юношеский возраст, более того, эти ценности являются общечеловеческими.
Априорно можно предположить, что существует наличие определенных отличий, по крайней мере, относительно семьи и в социальных установках, среди лиц мужского и женского пола. Обратим внимание, что 100 % опрошенных — женщины. Именно женщина является «хранительницей» домашнего очага в общепринятом представлении. Семья находится в основе традиционных ценностей, ориентированных на сохранение и воспроизводство. По нашему мнению, высокая значимость ценности «Счастливая семейная жизнь» может быть связана с тем фактом, что подавляющее число девушек факультета «Управление персоналом» живут с
родителями, и замужество воспринимается ими как реализация себя, как обретение независимости от «родительской опеки».
Из таблицы 1 видно, что «Интересная работа» ставится студентами на третье место — 9 %. Профессиональная деятельность представляется будущим управленцам значимой, хотя и не рассматривается как непосредственный источник материальных благ (ценность «Материальная обеспеченность жизни» не присутствует в списке наиболее значимых ориентаций). Для студентов направления обучения «Управление персоналом» важнее получать моральное удовлетворение от работы, именно интерес к работе является основным критерием при выборе их профессиональной деятельности.
В ходе анализа полученных данных студентов мы обнаружили, что студентов-управленцев более всего волнует сфера межличностных отношений, при этом их практически не интересуют окружающие люди, что, на наш взгляд, является алогичным, так как для студентов общение является ценностью, но не обладают ценностью его участники. Ценность «Общественное признание» стоит на 16 месте (6 %). Видимо, студенты-управленцы настолько самодостаточны, что их не интересует мнение других людей об их деятельности, поступках. «Счастье других» занимает 17 место в списке ценностей (9 %). При высокой значимости таких ценностей, как «Любовь», «Счастливая семейная жизнь», счастье других людей практически не рассматривается в качестве ценности-цели.
Основываясь на полученных результатах методики «Ценностные ориентации», мы можем сказать, что участники тестирования являются довольно эгоцентричными людьми, слишком поглощенными удовлетворением своих собственных потребностей, ставящими собственные интересы выше интересов других людей.
Интересно отметить, что ценности, относящиеся к сфере внутренней жизни личности и саморазвитию, также имеют наименьшие ранги. «Красота природы и искусства» стоит на 16 месте (9 %), «Развитие» на 18 месте (0 %). Мы считаем, что этот факт объясняется общим культурным развитием современной молодежи. Современные условия жизни заставляют молодых людей быть энергичными и активными, а новейшие технологии позволяют получать информацию, не выходя из дома. Основным источником развития, самосовершенствования для молодежи является Интернет, который заменил походы в библиотеки, на выставки, в музеи. Огромный выбор развлечений, предоставленный современной молодежи (ночные клубы, кино, кафе) стал альтернативой походам в картинные галереи, музеи, театры, прогулкам на природе.
Проанализировав список терминальных ценностей студентов, обучающихся по направлению «Управление персоналом» на втором курсе, можем сказать, что наиболее важной ценностью для них является налаживание личной жизни, планирование создания семьи, а основным критерием при выборе профессии они считают интерес к работе. Намечая цели, студенты зачастую игнорируют мнения о них окружающих людей, ставя тем самым себя выше других. Также студенты уделяют недостаточное внимание саморазвитию, видимо, считая себя и так достаточно образованными людьми.
Нам представляется интересным проанализировать более детально ценности-цели, которыми обладают студенты разных групп второго курса. Рассмотрим таблицу 2.
Погрупповой анализ терминальных ценностей студентов показал, что, хотя приоритеты молодых людей остаются прежними («Семья», «Здоровье», «Любовь»), на первое место 45 % студентов группы № 2 поставили «Материальное обеспечение жизни». Данные студенты реально оценивают ситуацию, понимая, что достойная жизнь возможна лишь при наличии хорошего материального обеспечения. Поступая на престижный факультет, выбрав направление «Управление персоналом» в качестве будущей профессии, молодые люди ожидают получить высокооплачиваемую работу в будущем.
Таблица 2
Терминальные ценности студентов разных групп, %
Место Название ценности Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3
(%) (%) (%)
1 Любовь 17 0 0
1 Материальное обеспечение жизни 0 45 0
1 Здоровье 0 0 42
2 Активная деятельная жизнь 0 0 0
2 Здоровье 0 0 0
2 Счастливая семейная жизнь 0 0 25
3 Интересная работа 0 18 8
16 Красота природы и искусства 8 0 0
16 Общественное признание 0 9 0
16 Познание 0 0 8
17 Хорошая обстановка в стране 17 0 0
17 Самостоятельность как независимость в суждениях 0 18 0
17 Равенство 0 0 8
18 Равенство 0 0 0
18 Познание 0 0 0
18 Творчество 0 0 25
Примечание: % — процент от общего количества человек в группе, выбравших ту или иную ценность. Составлено автором
Значимость ценности «Материальное обеспечение жизни» может также объясняться тем фактом, что молодые люди делают первые шаги к самостоятельной жизни и при этом экономическая независимость становится чрезвычайно значимым моментом.
Для группы № 3 самой значимой ценностью оказалось «Здоровье», 42 % студентов считают, что «здоровье не купишь» и предпочитают позаботиться о нем смолоду.
Из таблицы 2 видно, что, по единодушному мнению студентов всех групп, ценность «Интересная работа» достойна занимать третье место в списке терминальных ценностных ориентаций. При этом отношение к данной ценности у студентов разных групп неодинаковое.
Все студенты считают, что интерес к работе определяет ее выбор. Однако 0 % студентов группы 1, всего 8 % студентов в группе № 3 и 18 % студентов в группе № 2 находят будущую профессию интересной. И это учитывая тот факт, что студенты второго курса уже должны иметь достаточно полное представление о своей будущей профессии.
Возможно, интерес к работе у студентов появится в ходе практики, когда им представится возможность применить полученные теоретические знания.
Данные таблицы 2 подтвердили наше предположение о том, что альтруизм у современной молодежи не в моде, забота о себе вышла на первый план.
Забота о благе страны, общества, помощь слабым отошли на задний план. 17 % студентов группы № 1 поставили «Хорошую обстановку в стране, обществе» только на 17 место.
Собственные интересы студенты ставят выше интересов общества, однако собственному развитию молодые люди уделяют недостаточное внимание. «Познание» занимает 16 место среди студентов группы № 3 (8 %) и 18 место среди студентов группы № 2 (0 %).
Самостоятельность студенты-управленцы рассматривают как независимость в суждениях, поступках, но не как экономическую независимость. Мы считаем, это связано с тем, что, являясь студентами, они находятся на попечении родителей и, как правило, не работают,
так как программа обучения на факультете достаточно сложная и практически не допускает совмещения с трудовой деятельностью. И, несмотря на то, что вокруг так много соблазнов и за все надо платить, родители готовы оказывать материальную поддержку своим детям и не лишать их возможности наслаждаться одним из прекраснейших периодов жизни — студенчеством.
Представлен список наиболее и наименее значимых инструментальных ценностей студентов. Так как инструментальные ценности детерминируют средства достижения поставленных задач, выясним, какие качества личности лежат в основе нравственных принципов студентов и какие качества, по их мнению, помогут им в достижении целей. Рассмотрим таблицу 3.
Таблица 3
Инструментальные ценности студентов, %
Место Название ценности Проценты
1 Жизнерадостность 23
2 Воспитанность 6
3 Независимость 6
3 Образованность 14
16 Аккуратность 9
17 Рационализм 9
18 Непримиримость к недостаткам в себе и других 46
Составлено автором
Наиболее значимыми для себя ценностями — средствами достижения поставленной цели студенты назвали «Жизнерадостность» (1 место — 23 %), «Воспитанность» (2 место — 6 %), «Независимость» (3 место — 6 %), «Образованность» (3 место — 14 %). Студенты высоко оценивают классические добродетели, присущие традиционному обществу.
Как и большинство молодых людей, студенты-управленцы отличаются жизнерадостностью, они не «зациклены» на учебе, живут интересной жизнью, умеют радоваться.
Существует распространенное мнение, что студент университета должен отличаться воспитанностью и образованностью, тем более это утверждение относится к будущим управленцам.
На факультете «Управление персоналом» большое внимание уделяется образовательному и воспитательному аспектам обучения (проводятся культурные мероприятия, преподаватели являются примером воспитанности и образованности).
Наименее значимыми для студентов оказались такие качества, как «Аккуратность» (16 место — 9 %), «Рационализм» (17 место — 9 %), «Непримиримость к недостаткам в себе и других» (18 место — 46 %).
Возможно, студенты считают ценности «Аккуратность», «Рационализм» наименее значимыми, так как они и так обладают этими качествами.
В целом можно сказать, что человеческие качества, наиболее значимые для студентов, в то же время являются профессионально значимыми качествами для управленцев.
Характеристики, связанные с профессиональной деятельностью, имеют особую значимость в оценке студентками самих себя.
Рассмотрим, отличаются ли списки инструментальных ценностей студентов по группам в таблице 4.
Таблица 4
Инструментальные ценности студентов, %
Место Название ценности Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3
(%) (%) (%)
1 Независимость 17 0 0
1 Широта взглядов 0 27 0
1 Жизнерадостность 0 0 25
2 Жизнерадостность 8 0 0
2 Образованность 0 9 0
2 Воспитанность 0 0 8
3 Широта взглядов 17 0 0
3 Эффективность в делах 0 9 0
3 Независимость 0 0 0
16 Аккуратность 8 0 0
16 Высокие запросы 0 9 0
16 Твердая воля 0 0 8
17 Рационализм 25 0 0
17 Исполнительность 0 9 0
17 Эффективность в делах 0 0 8
18 Непримиримость к недостаткам в себе и других 50 55 33
Примечание: % — процент от общего количества человек в группе, выбравших ту или иную ценность. Составлено автором
Оказалось, что «Широта взглядов» является очень важным качеством, по мнению будущих управленцев. Так считают 27 % студентов группы № 2, которые поставили эту ценность на первое место, и 17 % студентов группы № 1 (третье место).
17 % студентов группы № 1 поставили ценность «Независимость» на первое место. Для студентов этой группы также важны «Активная деятельная жизнь» и «Интересная работа». Молодые люди здесь больше остальных стремятся к независимости, чтобы получить возможность вести активную жизнь и посвятить себя профессии.
К наименее значимым человеческим качествам 9 % студентов группы № 2 отнесли «Высокие запросы». Студенты данной группы не отличаются высокими запросами к качеству обучения, к себе, к окружающим людям. Однако они предъявляют высокие запросы к материальному обеспечению жизни, которое они ставят на первое место в списке терминальных ценностей.
Большинство студентов всех трех групп достаточно терпимы к недостаткам в себе и других. Они поставили инструментальную ценность «Непримиримость к недостаткам в себе и других» на 18 место. Так как студенты — будущие управленцы являются людьми достаточно эгоцентричными, не отличаются заботой о других людях, они проявляют терпение к недостаткам окружающих. Спокойное отношение к своему собственному несовершенству свидетельствует о высоком уровне самодостаточности, уверенности в себе.
Проанализировав терминальные и инструментальные ценности студентов-управленцев, мы можем сказать, что здесь обучаются молодые люди, основными ценностями-целями которых являются семья, а только потом профессия. Студенты живут «в ногу со временем» и прекрасно понимают, что значимость материальной обеспеченности тоже важна. Средствами ее достижения могут стать интересная работа, ведение активной деятельной жизни и наличие таких качеств личности, как жизнерадостность, образованность, воспитанность, широта взглядов. Такие ценности, как «Ответственность» и «Творчество» не обнаружены в качестве приоритетных. Для студентов более значимыми являются ценности, относящиеся к сфере межличностных отношений.
Анализ результатов тестирования по методике определения уровня самоактуализации личности Э. Шострома (тест САТ)
В нашем исследовании мы также использовали методику определения уровня самоактуализации личности Э. Шострома в модификации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроз и др. (тест САТ) [7], которая позволяет получить количественно сопоставимые данные об особенности представлений и отношения молодых людей к себе и другим на осознаваемом уровне. Тест самоактуализации измеряет, прежде всего, социально обусловленные качества респондентов.
Анализ базовых шкал этого теста — шкалы компетентности во времени (А) и шкалы внутренней поддержки (В) — поможет нам понять особенности психологического времени студентов-управленцев, определить, способны ли студенты ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, насколько они независимы от внешних воздействий, способны ли опираться на себя в принятии решений. Дополнительные шкалы методики «САТ» — шкала познавательных потребностей (М) и шкала креативности (N) — позволят нам выявить, стремятся ли студенты к приобретению знаний об окружающем мире, являются ли они познающими, ищущими личностями.
Анализ результатов студентов по методике «САТ» показал, что групповые средние баллы ни по одной шкале не достигают высокого уровня самоактуализации (55-65 баллов). Рассмотрим таблицу 5.
Таблица 5
Средние баллы студентов по методике «САТ»
Шкала компетентности во времени(А) Шкала внутренней поддержки (В) Шкала познавательных потребностей (М) Шкала креативности (N)
51 50 50 54
Составлено автором
Общие средние баллы свидетельствуют о том, что студенты ориентированы лишь на один из отрезков временной шкалы. Они не живут «здесь и сейчас», а пребывают либо в психологическом прошлом, либо рисуют в своем воображении нереальные картины будущего. Молодые люди с низкой самоактуализацией отличаются ощущением абсолютной беспомощности, страхом перед окружающим миром, боязнью своей несостоятельности. Такие люди живут по принципу удовольствия и панически боятся трудностей.
Однако средние баллы по шкале познавательных потребностей (М) не обязательно свидетельствуют о низком интеллектуальном уровне. Низкий уровень самоактуализации может быть обусловлен неуверенностью в собственных возможностях, знаниях.
Основываясь на данных, полученных по методике «Ценностные ориентации», мы можем сказать, что для студентов наиболее значимыми являются так называемые «семейные ценности» (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, интересная работа).
Такие жизненные ценности, как «Развитие», «Интересная работа», «Познание», «Творчество», «Уверенность в себе», «Свобода как независимость в действиях и поступках» для студентов имеют низкую значимость, но при этом, вероятно, они полагают, что в будущем такие ценности легко достижимы. Отказ от этих ценностей также может свидетельствовать об отказе от самостоятельности. Студентам-управленцам свойственно представление о себе как о людях, обладающих лучшими качествами, чем другие. Этим объясняется недостаточное внимание к ценностям «Счастье других», «Общественное признание», что свойственно личностям с низкой самоактуализацией.
Самый высокий средний балл по шкале креативности (N) у студентов равен 54. Он условно стремится к нижнему порогу уровня высокой самоактуализации (55-65 баллов).
Таким образом, можно сказать, что общие средние баллы студентов свидетельствуют о том, что молодые люди испытывают серьезные трудности с личностным самоопределением.
Из общего количества студентов мы выбрали студентов, имеющих показатели по шкалам в промежутке от 55 до 65 баллов, что свидетельствует об их высоком уровне самоактуализации. Рассмотрим таблицу 6.
Таблица 6
Данные о самоактуализирующихся личностях, баллы
№ Название Шкала компетентности Шкала внутренней Шкала познавательных Шкала
шкалы во времени (А) поддержки (В) потребностей (М) креативности (N)
1 Среднее значение 60 55 57 58
2 Количество человек 13 14 17 17
3 Проценты 37 40 49 49
Составлено автором
Самоактуализирующихся студентов отличает достаточно высокая способность воспринимать целостность своей жизни в сочетании с чрезвычайно высокой «опорой на себя». 37 % будущих управленцев видят свою жизнь целостной. Высокий уровень независимости ценностей и поведения от воздействий извне свидетельствует о стремлении руководствоваться собственными целями, ценностями, убеждениями, принципами. 40 % студентов обладают высокой степенью независимости своих ценностных ориентаций от мнения окружающих.
Студенты с высокой самоактуализацией способны позитивно оценивать свои достоинства, положительные качества, уважают себя за них, а также принимают себя такими, какие есть, независимо от мнения и оценки их другими людьми, а возможно, и вопреки последним. Их собственное мнение является для них самодостаточным и часто основным. Отсюда недостаточное внимание к интересам, мнениям других людей, выявленное ранее.
Ценности «Здоровье», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь» и «Материально обеспеченная жизнь» являются для данных студентов высоко значимыми. Молодые люди стремятся стать обладателями всего набора жизненных благ (в первую очередь общечеловеческих, а потом материальных). Внимание уделяется и таким ценностям как «Наличие хороших и верных друзей», «Интересная работа» и «Свобода как независимость в действиях и поступках».
Подробный анализ результатов, полученных по методике «Самоактуализация», показал, что 49 % студентов обладают высокими познавательными потребностями. Очевидно, что на 15 % больше студентов стремятся к приобретению знаний об окружающем мире.
Рассмотрим, как в группах студентов второго курса проявляются интересующие нас показатели, в таблице 7.
Таблица 7
Количество самоактуализирующихся студентов в группах, %
Название шкалы № 1 № 2 № 3 Управление персоналом
Шкала компетентности во времени (А) 50 36 17 34
Шкала внутренней поддержки (В) 50 55 25 43
Шкала познавательных потребностей (М) 58 36 50 48
Шкала креативности (Ы) 58 64 67 63
Составлено автором
Как видно из таблицы 7, в группе № 1 проценты по всем четырем шкалам находятся в пределах от 50 до 58 %. 58 % студентов в группе одинаково креативны и эрудированны (шкалы N). 58 % студентов в группе обладают тягой к познанию (шкала М). «Широта взглядов» является одной из наиболее приоритетных ценностей, 3 место — 17 %). 50 % обладают компетентностью во времени (шкала А). Только 36 % студентов группы № 2 отличаются тягой к познанию (шкала М), такое же количество студентов (36 %) видят свою жизнь целостной (шкала А), при этом студенты этой группы отличаются независимостью в принятии решений (55 %) (шкала В) и 64 % студентов используют свои креативные способности (шкала N).
Всего 17 % студентов группы № 3 живут настоящим и ощущают его неразрывность с прошлым и будущим (шкала А). У студентов группы № 3 слабее всего выражена независимость в поступках, суждениях (25 % по шкале В). Недостаточно высокую способность целостно воспринимать мир, управлять своим временем, быть самостоятельными в принятии решений студенты этой группы компенсируют наличием у них самых высоких творческих способностей (шкала N — 67 % студентов). Следует отметить тягу к познанию, развитию (шкала М-50 %) в данной группе.
Обобщая, мы можем сказать, что протестированные студенты являются достаточно самоактуализирующимися личностями. Мы считаем, что самоактуализация означает для студентов стремление быть индивидуальностью, жить по своим критериям, оформить свою жизнь в соответствии со своими желаниями и потребностями [8; 9].
Если обратиться к методике М. Рокича, мы увидим, что ценностные ориентации во многом тесно связаны с уровнем самоактуализации. Для наших респондентов самоактуализация — это возможность реализоваться в личной жизни («Семья» занимает 2 место — 14 %), в профессиональной сфере («Интересная работа» занимает 3 место — 9 %) и быть независимыми от других («Независимость» на третьем месте — 6 %). Шкала креативности N показывает, что студенты являются творческими людьми, они не только преобразуют получаемую информацию, но и преобразуют ее.
Анализ результатов тестирования по методике «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева
Изучение показателей осмысленности жизни (тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [10]) является очень важным моментом для того, чтобы определить, является ли личность самоактуализирующейся, обладает ли единой смысловой системой, в которой слиты представления о себе и о мире [11]. Стремление молодых людей к поиску и реализации смысла своей жизни является основным двигателем поведения и развития личности, тесно связано с ценностными ориентациями [12].
Нас интересовали показатели студентов по двум шкалам теста «СЖО»: по I шкале — Цели в жизни и III шкале — Результат жизни, так как эти шкалы дают наиболее полную информацию о том, способны ли студенты ставить реальные цели и достигать их. Рассмотрим таблицу 8.
Таблица 8
Результаты методики «СЖО», баллы
Шкалы Цели в жизни Результат жизни
Баллы 33 26
Составлено автором
Средние баллы студентов по шкалам I и III соответствуют стандартным показателям методики «СЖО», то есть среднестатистический студент способен ставить реальные цели и достигать их.
Мы разделили всех студентов на две группы: группа 1 имеет средний балл по шкалам ниже стандартного уровня показателей, а группа 2 — средний балл по шкалам выше стандартного уровня показателей. Результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9
Количество студентов, имеющих по шкалам «Цели в жизни» и «Результат жизни» средние баллы выше и ниже стандартного уровня показателей, %
Название шкалы Уровень Количество студентов
Цели в жизни ниже стандартного 14
Цели в жизни выше стандартного 29
Результат жизни ниже стандартного 6
Результат жизни выше стандартного 40
Составлено автором
14 % студентов ставят изначально нереальные, несбыточные цели и 6 % молодых людей стремятся к их достижению.
Только 57 % студентов имеют средние баллы, соответствующие стандартным показателям, которые говорят о том, что студенты имеют реальные цели, зачастую полагая, что все у них в будущем. Наличие больших надежд, которые студенты связывают со своим будущим, объясняется тем, что молодые люди еще не обладают прошлым опытом, по которому можно было бы судить об успешности самореализации. 54 % студентов достигают целей, тем самым укрепляя веру в себя, доказывая окружающим, что они являются целеустремленными и «пробивными» людьми.
Выводы
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В системе ценностных ориентаций студентов-будущих управленцев, обучающихся на втором курсе, наиболее значимыми оказались ценности межличностных отношений, такие, как «Любовь», «Семья», а также ценности, относящиеся к профессиональной сфере, играют немаловажную роль. «Активную деятельную жизнь» и «Интересную работу» студенты не считают источником отсутствия материальных проблем, но для них они важны как возможность самореализации помимо профессиональной сферы. Респонденты являются образованными, жизнерадостными людьми, бесспорно, обладают творческим потенциалом.
2. В целом студенты являются самоактуализирующимися личностями.
3. Половина выборки студентов имеют реальные цели в жизни и стремятся к их достижению.
4. На наш взгляд, среднестатистический студент-управленец достаточно позитивно относится к себе: ощущает собственную ценность, уверен в себе, готов к изменениям. Он вполне уверен в осмысленности собственной жизни, удовлетворен настоящим, и будущее видит осмысленным, так как убежден в возможности и собственной способности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения. Можно предположить, что он считает себя хозяином своей жизни. Он достаточно активен, ориентирован на полное использование своих сил, возможностей и способностей, на полноту и эмоциональную насыщенность жизни. При этом инструментом достижения своих целей он в меньшей степени
считает развитие, познание, свободу и постоянное самосовершенствование, что нами рассматривается как проявление инфантилизма, социальной и личностной незрелости.
5. Для респондентов очень важна учеба, которая должна быть интересной сама по себе, без особого их активного усилия, это еще раз подтверждает их высокое требование к качеству обучения, но в требованиях к себе они очень лояльны.
6. В профессиональной деятельности для студентов значимы такие человеческие качества, как образованность, воспитанность, независимость. Вместе с тем, для молодых людей значение имеют и конкретные жизненные ценности: любовь, здоровье, семья, интересная работа. Однако общение для них имеет не самое большое значение.
7. В целом, система их ценностей по своему характеру конструктивна и представляет собой вполне благоприятную основу для дальнейшего воспитания и личностного развития [13-15]. Система ценностных ориентаций студентов в большей степени определена возрастными особенностями, хотя экономические, политические и другие факторы оказывают свое влияние.
8. Необходимость учета ценностных и смысложизненных ориентаций студентов в целом не вызывает сомнений. Основываясь на результатах нашего исследования, выпускающая кафедра «Социальная психология управления» может разрабатывать мероприятия по оптимизации учебного процесса.
9. Наша работа может стать началом многоэтапной исследовательской деятельности по изучению ценностных ориентаций студентов нескольких наборов с целью отслеживания динамики изменений ценностных ориентаций в период обучения на факультете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абишева А.К. О понятии «ценность» / А.К. Абишева // Вопросы философии. — 2002. — № 3. — С. 139-146.
2. Беляев Г.Ю. Ценности и смыслы / Г.Ю. Беляев // Диалог с современностью. — 2012. — № 1. — С. 46-49.
3. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С. 1729.
4. Риккер, Г.О. О системе ценностей / Г.О. Риккер. — Москва: Логос. — 1994. — С. 182.
5. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т. 1. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2000. — С. 25-29.
6. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. — Нью-Йорк, -1973. — 651 с.
7. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. — М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 43 с.
8. Маслоу А. Самоактуализация. — СПБ.: Питер принт., 2003. — 413 с.
9. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность. — М.: Логос,2008. — 158 с.
10. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
11. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2020. — № 1. — С. 14-37.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк// Сфера общего образования. — М.: Просвещение, 2009.
13. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности / Голуб А.М // Социально-педагогическая работа. — 2009. — № 4. — С. 53-57.
14. Корявая С.М. Ценностные предпочтения молодёжи / С.М. Корявая // Индукция и воспитание. — 2006. — № 10. — С. 150-156.
15. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социол. исслед. — 2007. — № 4. С. 37-43.
32PSMN622
Uspenskaya Oksana Aleksandrovna
Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=662278
Value orientations and self-realization of students of the Faculty of Personnel Management of the Siberian State University of Railway Engineering
Abstract. The article deals with the features of value and meaning-life orientations, as well as the level of self-actualization of students studying in the direction of "Personnel Management". Terminal and instrumental values of students are analyzed. It is shown that in the system of value orientations of students-future managers studying in the second year, the most significant are the values of interpersonal relations, as well as values related to the professional sphere.
It is revealed that in the professional activity for students such human qualities as education, good manners, independence are significant. At the same time, specific life values are also important for young people: love, health, family, interesting work. However, communication is not the most important for them.
Quantitatively comparable data on the features of the ideas and attitudes of young people to themselves and others at a conscious level are obtained. It is shown that students with high self-actualization are able to positively assess their merits, positive qualities, respect themselves for them, and also accept themselves as they are, regardless of the opinion and evaluation of them by other people, and possibly in spite of the latter. Their own opinion is self-sufficient and often the main one for them. The study found that students are self-actualizing individuals. Half of the sample of students have real goals in life and strive to achieve them.
It is concluded that, in general, the system of values of students is constructive in nature and represents a completely favorable basis for further education and personal development.
Keywords: values; value orientations; terminal values; instrumental values; meaning-life orientations; self-actualization; self-realization