УДК 159.923.2
доктор педагогических наук, профессор Шипилина Людмила Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ НЕРВНО-
ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию ценностно-смысловой сферы у студентов педагогического университета в зависимости от уровня их нервно-психической устойчивости. Продиагностированы уровень нервно-психической устойчивости, локус контроля, особенности самоотношения и расстановки приоритетов в ценностных ориентациях у студентов, а также их смысложизненные ориентации и особенности проявления характерных признаков самоактуализации. Выявлены различия в ценностно-смысловой сфере у студентов с разным уровнем нервно-психической устойчивости. Обоснована актуальность целенаправленной воспитательной деятельности в вузе по повышению уровня нервно-психической устойчивости студентов.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, локус контроля, уровень нервно-психической устойчивости.
An^a^n. The article is devoted to the study of the value-semantic sphere of pedagogical university students depending on the level of their neuropsychic stability. The level of neuropsychic stability, the locus of control, the peculiarities of self-attitude and prioritization in value orientations of students, as well as their life orientations and the peculiarities of the manifestation of characteristic signs of self-actualization are diagnosed. The differences in the value-semantic sphere of students with different levels of neuropsychic stability are revealed. The relevance of purposeful educational activities at the university to increase the level of neuropsychic stability of students is substantiated.
Keywords: value-semantic sphere of personality, value orientations, life-meaning orientations, locus of control, level of neuropsychic stability.
Введение. Современный человек живет в постоянно меняющемся мире. В этом мире темп жизни все больше ускоряется, цифровые средства общения все чаще заменяют непосредственное человеческое общение, все большую роль играют средства массовой информации, а сам поток этой информации постоянно преумножается и далеко не всегда ориентирован на духовно-нравственные основания. Все это способствует размыванию устоявшихся ценностей общества и границ личного пространства каждого человека, делает человека уязвимым и легко поддающимся массированному воздействию извне. Современный человек часто сталкивается с растущим нервно-психическим напряжением и часто находит ему неадекватный выход, в том числе в агрессии и аутоагрессии. К сожалению, эти тенденции не могут не касаться и студенческой среды.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается, что «Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям» [5]. Все это обуславливает актуальность организации своевременной и целенаправленной воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, направленной как на формирование личности с устойчивой ценностно-смысловой сферой, так и способной преодолевать нарастающее нервно-психическое напряжение.
В психологии и психофизиологии накоплен большой опыт изучения проблем психической устойчивости человека в разных ее аспектах - эмоциональной устойчивости (М.И. Дьяченко, Л.М. Аболин, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Пономаренко и др.), психологической устойчивости (Б.С. Басаров, П.А. Корчемный, А.П. Елисеев, В.В. Варваров и др.), нервно-психической устойчивости (Ф.Д. Горбов, В.И. Лебедев, А.Г. Маклаков и др.), устойчивости личности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова, В.Э. Чудновский и др.) и т.д. И тем не менее, количество работ, посвященных проблеме психической устойчивости человека, с каждым годом продолжает расти.
Таким образом, современные научные и социальные тенденции обуславливают актуальность проводимого нами исследования.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось весной 2021 года среди студентов бакалавриата факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма Омского государственного педагогического университета. В нем приняли участие 49 из 53 студентов очного отделения, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение (Экономика и управление)».
Для изучения ценностно-смысловой сферы студентов, а также их нервно-психической устойчивости использовались следующие методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» [3], Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда) [6], методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [4], Опросник А. Шостром «Самоактуализация личности» [3], Тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р. Пантелеев) [1], Тест смысложизненных ориентаций (адаптация Д.А. Леонтьева) [2].
Применение Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» показало, что лишь 14,3% опрошенных студентов имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости, т.е. для них низка вероятность нарушений психической деятельности в ситуациях напряжения, тревоги, стресса; характерны адекватное восприятие и быстрая ориентация в действительности, более длительное сохранение работоспособности на должном уровне; и как следствие всего вышеперечисленного - более успешная адаптация к среде, деятельности, коллективу. 44,9% опрошенных студентов характеризуются средним уровнем нервно-психической устойчивости. И достаточно большая часть респондентов - 40,8% студентов, участвующих в исследовании, показали низкий уровень нервно-психической устойчивости, т.е. имеют склонность к нервно-психическим срывам в ситуациях напряжения, тревоги, стресса, имеют низкую работоспособность, хуже ориентируются в изменяющихся условиях жизнедеятельности и, как следствие, - затруднения в адаптации.
Данные по уровню субъективного контроля у студентов с разной нервно-психической устойчивостью (НПУ) представлены в таблице №1.
Сопоставление локуса контроля и уровня нервно-психической устойчивости (в%)
Области интернальности Локус контроля Высокий уровень НПУ Средний уровень НПУ Низкий уровень НПУ
Общая интернальность экстерналы 14,3 22,73 60
интерналы 85,7 77,27 40
Достижения экстерналы - 13,64 30
интерналы 100 86,36 70
Неудачи экстерналы 28,57 50 40
интерналы 71,43 50 60
Семейные отношения экстерналы - 40,9 45
интерналы 100 59,1 55
Производственные отношения экстерналы 14,3 45,45 65
интерналы 85,7 54,55 35
Межличностные отношения экстерналы 14,3 22,73 35
интерналы 85,7 77,27 65
Здоровье и болезни экстерналы 57,15 36,36 75
интерналы 42,85 63,64 25
Как показывает анализ данных таблицы №1, с понижением уровня интернальности понижается и уровень нервно-психической устойчивости. Практически во всех областях, кроме здоровья, высокий уровень нервно-психической устойчивости более характерен для лиц с интернальным локусом контроля. То есть более психически устойчивы те, кто считают самих себя ответственными за ход и события своей жизни, активно пытаются управлять ею, считают свои успехи и неудачи следствием собственных побуждений, действий и усилий во всех сферах своей жизни, касается ли это семейных или производственных отношений, или межличностных отношений в целом.
Представляет интерес ранжирование ценностных ориентаций, выполненное представителями разного уровня нервно-психической устойчивости. Данные представлены в таблицах №2 и №3.
Таблица №2
Сопоставление рейтинга терминальных ценностных ориентаций и уровня нервно-психической устойчивости
ранг Высокий уровень НПУ Средний уровень НПУ Низкий уровень НПУ
1. Счастливая семейная жизнь Здоровье Здоровье
2. Здоровье Развитие Свобода
3. Любовь Материально обеспеченная жизнь Материально обеспеченная жизнь
4. Материально обеспеченная жизнь Любовь Уверенность в себе
5. Активная деятельная жизнь Уверенность в себе Любовь
6. Интересная работа + Свобода Счастливая семейная жизнь Активная деятельная жизнь
7. Наличие хороших и верных друзей Продуктивная жизнь Счастливая семейная жизнь
8. Уверенность в себе Свобода Развитие
9. Продуктивная жизнь Активная деятельная жизнь + Интересная работа Наличие хороших и верных друзей + Удовольствия
10. Развитие Наличие хороших и верных друзей + Познание Продуктивная жизнь
11. Познание Жизненная мудрость Интересная работа
12. Жизненная мудрость + Удовольствия Удовольствия Познание
13. Счастье других Творчество Жизненная мудрость
14. Общественное признание Счастье других Счастье других
15. Творчество Красота природы и искусства Творчество
16. Красота природы и искусства Общественное признание Красота природы и искусства
17. - - Общественное признание
Как видим, с понижением уровня нервно-психической устойчивости все большее значение приобретают такие ценностные ориентации, как уверенность в себе, свобода, удовольствия и развитие; менее значимыми становятся счастливая семейная жизнь, интересная работа, наличие хороших и верных друзей. Или, наоборот, снижение значимости ценностей счастливой семейной жизни, интересной работы и дружбы ведет к падению нервно-психической устойчивости.
Сопоставление рейтинга инструментальных ценностных ориентаций и уровня нервно-психической
устойчивости
ранг Высокий уровень НПУ Средний уровень НПУ Низкий уровень НПУ
1. Воспитанность Честность Честность
2. Ответственность Воспитанность Воспитанность
3. Образованность Образованность Самоконтроль
4. Аккуратность Эффективность в делах Ответственность
5. Независимость Ответственность Жизнерадостность
6. Самоконтроль Самоконтроль Рационализм
7. Жизнерадостность Жизнерадостность + Рационализм Широта взглядов
8. Терпимость Независимость Терпимость
9. Честность Широта взглядов + Твердая воля Независимость
10. Рационализм Чуткость Образованность
11. Чуткость Терпимость Смелость в отстаивании своего мнения
12. Эффективность в делах Смелость в отстаивании своего мнения Чуткость
13. Широта взглядов Аккуратность Эффективность в делах
14. Исполнительность Исполнительность Твердая воля
15. Смелость в отстаивании своего мнения Высокие запросы Аккуратность
16. Твердая воля Непримиримость к недостаткам в себе и других Исполнительность
17. Высокие запросы - Высокие запросы
18. Непримиримость к недостаткам в себе и других - Непримиримость к недостаткам в себе и других
Как показывают данные таблицы №3, студенты с низким уровнем нервно-психической устойчивости менее ценят ответственность, образованность, аккуратность, независимость, исполнительность. Зато чаще выбирают для себя в качестве инструментов достижения целей честность, самоконтроль, рационализм, широту взглядов, смелость в отстаивании своего мнения. То есть в учебно-профессиональной и внеучебной деятельности от них можно ожидать следующего: они меньше заинтересованы в получении образования, на них не всегда можно воздействовать апелляцией к чувству долга, они мало заинтересованы в четком следовании установленным правилам организации образовательного процесса в целом и правилам внешней дисциплины в частности; они более способны понять и уважать чужую точку зрения, стремятся принимать обдуманные решения, смело и искренне отстаивают свое мнение, имеют свое понимание самодисциплины, но при этом у них далеко не всегда получается решительно и самостоятельно действовать в соответствии с высказываемым мнением.
В связи с таким распределением ценностных ориентаций вызывает интерес, насколько присущи студентам с высокой/низкой нервно-психической устойчивостью характеристики самоактуализирующейся личности. По шкалам Опросника А. Шостром «Самоактуализация личности» обнаружены следующие значимые тенденции. Студенты с низким уровнем нервно-психической устойчивости чаще характеризуются низкими баллами по шкале «ориентация во времени» (50% против 14,3% в группе с высоким уровнем устойчивости), т.е. живут преимущественно прошлым (в воспоминаниях, раскаянии, обидах и т.п.) или будущим (строя планы и мечты, идеализируя их достижение и тем самым удовлетворяя потребности в любви и признании). Зато они имеют более высокую оценку по шкале «сензитивность», чем студенты с высоким уровнем нервно-психической устойчивости (42,8% против 15%), т.е. им свойственно более глубоко и тонко ощущать самих себя, свои потребности и переживания. Проблема здесь видимо в том, чтобы найти своевременный и адекватный выход этим своим потребностям и переживаниям. Студенты с высоким уровнем нервно-психической устойчивости гораздо чаще (85,7% против 25%) демонстрируют высокий уровень самоуважения, т.е. высоко ценят свои сильные стороны, объективно оценивая свои достижения. Они также характеризуются более высоким уровнем самопринятия (85,7% против 15%): ценят себя целостно, вместе со всеми своими слабостями и недостатками. Студенты с высоким уровнем нервно-психической устойчивости менее способны (85,7% против 40%) принимать свою агрессивность как природное свойство человека, они предпочитают ее скрывать или подавлять вместо того, чтобы находить для нее адекватный выход. Студенты с низким уровнем нервно-психической устойчивости чаще (30% против 14,3%) испытывают сложности в общении с другими, им труднее устанавливать более близкие и глубокие взаимоотношения с людьми, требуется на это больше времени и усилий. У них также менее выражены познавательные потребности, чем у студентов с высоким уровнем нервно-психической устойчивости (50% низкого уровня развития познавательных потребностей против 14,3%).
Перечисленные выше тенденции подтверждаются данными, полученными с помощью Теста-опросника самоотношения (В.В.Столин, С.Р. Пантелеев). Студенты с высоким уровнем нервно-психической устойчивости отмечают у себя высокий уровень самоуважения (100% против 45%), высокий уровень аутосимпатии (85,7% против 50%), высокий уровень самопоследовательности (71,4% против 45%). Для них характерна гораздо большая самоуверенность и самопонимание (71,4% против 10% по обеим шкалам). Они имеют низкие показатели по шкале самообвинения (71,4% против 20%), т.е. им преимущественно не свойственно относиться к самим себе с раздражением, презрением, издевкой и т.п. Высокие баллы по шкале самообвинения имеют 0% студентов с высоким уровнем нервно-психической устойчивости и 30% - с низким уровнем нервно-психической устойчивости.
Представления студентов об осмысленности своей жизни в целом и своей роли в ней исследовались с помощью Теста смысложизненных ориентаций (адаптация Д.А. Леонтьева).
Сопоставление смысложизненных ориентаций и уровня нервно-психической устойчивости (в %)
Шкалы Баллы Высокий уровень НПУ Средний уровень НПУ Низкий уровень НПУ
Цели в жизни высокие 57,15 9,1 10
средние 42,85 81,8 55
низкие - 9,1 35
Процесс жизни высокие 57,15 9,1 10
средние 42,85 81,8 65
низкие - 9,1 25
Результативность жизни высокие 57,15 50 10
средние 42,85 40,9 65
низкие - 9,1 25
Локус контроля - Я высокие 71,4 13,6 10
средние 28,6 86,4 65
низкие - - 25
Локус контроля -жизнь высокие 57,15 45,45 15
средние 42,85 45,45 65
низкие - 9,1 20
Как видим из данных таблицы, у студентов с высоким уровнем нервно-психической устойчивости нет низких баллов ни по одной шкале теста. Для них в целом характерно восприятие своей жизни как осмысленной, целенаправленной, имеющей временную перспективу, а также интересной и эмоционально-насыщенной. В целом они довольны уже прожитым периодом своей жизни, оценивают его как достаточно продуктивный. Им свойственно отношение к себе как к сильной личности, способной управлять собой и своей жизнью, самой принимать важные решения и следовать этим решениям, воплощать свои потребности и цели в жизнь.
Как минимум четверть испытуемых с низким уровнем нервно-психической устойчивости не имеют четкого представления о своих целях в жизни или эти цели не являются личностно значимыми и принятыми. Они демонстрируют неудовлетворенность как своей жизнью в настоящем, так и продуктивностью уже пройденного отрезка жизни, часто не считают себя достаточно способными повлиять на ход своей жизни.
Выводы. Результаты проведенного исследования ценностно-смысловой сферы и нервно-психической устойчивости у студентов обуславливают целесообразность организации воспитательной деятельности в вузе в следующих направлениях. Прежде всего необходима деятельность по повышению общего уровня нервно-психической устойчивости у студентов. В работе со студентами с низким уровнем нервно-психической устойчивости следует направить усилия на 1) развитие интернальности во всех сферах их жизнедеятельности; 2) построение жизненных перспектив и целей, которые были бы личностно значимыми и принятыми; 3) повышение значимости получаемого образования в целом и развитие познавательных потребностей в частности; 4) нахождение личной, внутренне мотивированной, заинтересованности в приобретаемой профессии; 5) повышение общего уровня уверенности в себе через развитие самоуважения, аутосимпатии, самопринятия, самопоследовательности; 6) научение построению более близких, доверительных взаимоотношений с другими людьми. В работе со студентами с высоким уровнем нервно-психической устойчивости внимание следует сосредоточить на 1) развитии их познавательных потребностей; 2) развитие адекватного уровня уверенности в себе вместо иногда излишней самоуверенности; 3) смещение приоритетов с просто активной и деятельной жизни на продуктивность и эффективность в делах, развитие интереса к приобретаемой профессии.
Литература:
1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие - 2-е изд., переруб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 216 с.
2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. - 18 с.
3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.
4. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 496 с.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 15.10.2021)
6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с.