Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / ATTITUDE TO HEALTH / VALUE ORIENTATIONS / LOCUS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипилина Вероника Васильевна

Статья посвящена исследованию отношения к здоровью у студентов педагогического университета. Проанализирована специфика понимания студентами здорового образа жизни. Продиагностированы локус контроля студентов в сфере здоровья и особенности ценностного, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к здоровью. Выявлена внутренняя противоречивость между компонентами отношения к здоровью. Обоснована актуальность целенаправленной воспитательной деятельности в вузе по формированию осознанного и ответственного отношения студентов к своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE RELATIONSHIP TO HEALTH IN FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article is devoted to the study of attitude to health among students of pedagogical University. The specificity of students ' understanding of a healthy lifestyle is analyzed. The locus of control of students in the sphere of health and features of valuable, emotional, cognitive and behavioral components of the relation to health are diagnosed. The internal inconsistency between the components of the attitude to health is revealed. The relevance of purposeful educational activities in the University to form a conscious and responsible attitude of students to their health is substantiated.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

6. Зинько Е.В. Характеристики самооценки и уровня притязаний и их соположение. Самооценка и ее параметры / Е.В. Зинько // Психологический журнал. - 2006. - №3. - с. 18-30.

7. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика Арифулина Р.У., Батюта М.Б., Белова Е.А., Деменева Н.Н., Занозин Д.А., Киселева Е.С., Князева Т.Н., Лебедева И.В., Николина В.В., Папуткова Г.А., Перевощикова Е.Н., Прохорова О.Н., Родионова Е.Л., Сафонова О.А., Слепенкова Е.А., Шабанова Т.Л., Шилова Г.А., Федоров А.А., Фролова С.В., Фомина Н.В. и др.Монография / Мининский университет. Нижний Новгород, 2014.

8. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 56-79.

9. Прихожан А.М. Психология тревожности:дошкольный и школьный возраст. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2009. - 192 с.

10. Психология современного подростка / под. ред. Л.А. Регуш. СПб: Речь, 2005. - 400 с.

11. Савина, Н.Н. Социально-психологический портрет современных подростков // Воспитание школьников. - 2010. - № 8. - С. 28-33.

12. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Белаш Н.И. Особенности Я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7, №2 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/991

13. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 149-157.

Психология

УДК:159.923.2

кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию отношения к здоровью у студентов педагогического университета. Проанализирована специфика понимания студентами здорового образа жизни. Продиагностированы локус контроля студентов в сфере здоровья и особенности ценностного, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к здоровью. Выявлена внутренняя противоречивость между компонентами отношения к здоровью. Обоснована актуальность целенаправленной воспитательной деятельности в вузе по формированию осознанного и ответственного отношения студентов к своему здоровью.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью, ценностные ориентации, локус контроля.

Annоtation. The article is devoted to the study of attitude to health among students of pedagogical University. The specificity of students ' understanding of a healthy lifestyle is analyzed. The locus of control of students in the sphere of health and features of valuable, emotional, cognitive and behavioral components of the relation to health are diagnosed. The internal inconsistency between the components of the attitude to health is revealed. The relevance of purposeful educational activities in the University to form a conscious and responsible attitude of students to their health is substantiated.

Keywords: health, healthy lifestyle, attitude to health, value orientations, locus of control.

Введение. Несомненно, здоровье - одна из базовых ценностей человека и одно из основных условий, определяющих качество его жизнедеятельности. Поэтому, естественно, что сохранение здоровья является одним из приоритетных направлений как государственной социальной политики в целом, так и в работе с детьми и молодежью, в частности. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» первым пунктом в разделе «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» обозначена необходимость формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни [4].

Согласно уставу Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5]. Данное определение охватывает не только сферу личных интересов человека, но также и сферу его профессиональной деятельности.

Проблемы сохранения профессионального здоровья и долголетия находят все большее отражение в современных психологических исследованиях (Г.С. Никифоров, А.Г. Маклаков, Е.Ю. Коржова, В.И. Шостак, В.Г. Белов, Е.К. Веселова, Р.А. Березовская и др.). Данные проблемы актуальны для любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической. В частности, Л.М. Митина отмечает: «частным видом педагогической компетентности является, по нашему мнению, компетентность учителя в области здоровья» [3, с. 41]. А.К. Маркова включает способность позаботиться о своем профессиональном здоровье в такой вид профессиональной компетентности педагога как индивидуальную компетентность [2].

Все вышесказанное обуславливает актуальность целенаправленной воспитательной деятельности со студентами - будущими педагогами по формированию у них ответственного отношения к своему здоровью, а также исследования в этой сфере.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма Омского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 40 студентов из 47, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение (экономика и управление)». Возраст испытуемых составляет 19-22 года.

Для изучения отношения будущих педагогов профессионального обучения к своему здоровью использовались следующие методики: Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда) [6], опросник «Отношение к здоровью»

Р.А. Березовской [1], методика «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо и В. Ясвина [1], а также студентам предлагалось сформулировать собственное определение понятия «здоровый образ жизни».

По результатам проведения методики УСК 55% опрошенных имеют интернальный локус контроля в сфере здоровья, т.е. считают себя ответственными за состояние своего здоровья, а болезнь или недомогание -результатом собственных действий или наоборот бездействия в определенных жизненных ситуациях. Остальные 45% соответственно характеризуются экстернальным локусом контроля, т.е. перекладывают ответственность за свое здоровье/болезнь на других: врачей, родственников, условия жизни, обстоятельства и т.п.

На просьбу сформулировать определение понятию «здоровый образ жизни» было получено большое разнообразие ответов. Чаще всего ответы включали в себя целый набор характеристик или действий человека, необходимых в сумме. Так, 50% студентов, т.е. половина (!), определяют здоровый образ жизни как отсутствие/отказ от вредных привычек. 35% включили в свое определение здорового образа жизни «правильное (качественное, сбалансированное и т.п.) питание». Еще 32,5% считают необходимым «занятие спортом или физкультурой». Эти три параметра - отказ от вредных привычек, правильное питание и спорт -занимают ведущие позиции в понимании студентами здорового образа жизни. Представляется, что на такую расстановку приоритетов в сознании студентов значительное влияние оказывают современные СМИ с их количеством и разнообразием передач и рекламы, посвященных именно этим аспектам здорового образа жизни. Далее, с большим отрывом, добавляются такие параметры как «отслеживание состояния своего здоровья, усилия по его поддержанию» (20%), «соблюдение режима дня» (17,5%), «здоровый сон» и «гармония с самим собой» (по 7,5%). В 5% случаях встречаются такие слагаемые здорового образа жизни, как «поддержание психического здоровья», «активный образ жизни», «прохождение медицинских осмотров», «соблюдение правил гигиены», и «осознанное формирование повседневности с учетом состояния собственного организма и психики». Остальные слагаемые здорового образа жизни, предлагаемые испытуемыми, носят единичный характер.

Если сопоставить полученные ответы с определением здоровья, которое дает в своем уставе Всемирная Организация Здравоохранения, то видим, что перечисленные студентами характеристики здорового образа жизни далеко не являются исчерпывающими и не отвечают за укрепление и сохранение здоровья во всех его аспектах.

Обращает на себя внимание разница в определении здорового образа жизни, предлагаемого студентами с экстернальным и интернальным локусом контроля в сфере здоровья. Так, экстерналы сосредотачивают свое внимание преимущественно на «отсутствии вредных привычек», «отслеживании своего состояния здоровья» и «правильном питании». Интерналы к этому перечню добавляют многообразие составляющих: «режим дня», «здоровый сон», «гармония с самим собой и миром», «хорошее самочувствие», «поддержание своего организма в тонусе», «активный образ жизни», «соблюдение правил гигиены», «прохождение медицинских осмотров», «увлечения, которые оказывают положительное влияние на здоровье», «здоровье как ценность», «гармония между физическим и душевным здоровьем».

С помощью методики «Индекс отношения к здоровью» были выявлены уровни и особенности отношения студентов - будущих педагогов к своему здоровью. Методика включает в себя четыре шкалы проявления отношения к здоровью: эмоциональную, познавательную, практическую и шкалу поступков.

Эмоциональная шкала определяет чувствительность человека к своему организму, восприимчивость к эстетическим аспектам здоровья, способность получать удовольствие как от собственно состояния здоровья, так и от усилий, прикладываемых к его поддержанию.

Познавательная шкала показывает готовность человека воспринимать информацию, посвященную проблемам сохранения здоровья, а также стремление человека искать или получать такую информацию.

Практическая шкала диагностирует готовность человека заботиться о своем здоровье, т.е. участвовать в разнообразных практических действиях, направленных на укрепление, поддержание здоровья.

Шкала поступков выявляет стремление человека влиять на свое окружение (от друзей и членов своей семьи до общества в целом), изменять его в соответствии со своим пониманием ценности здоровья.

Данные, полученные в целом по всей выборке испытуемых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Диагностические данные по методике «Индекс отношения к здоровью» (в%)

Шкала Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Эмоциональная шкала 22,5 50 27,5

Познавательная шкала 20 22,5 57,5

Практическая шкала 40 25 35

Шкала поступков 17,5 42,5 40

Интенсивность 17,5 52,5 30

Как видим из данных таблицы 1, для преподавателей вуза и кураторов студенческих групп, принявших участие в исследовании, есть достаточно широкое поле для воспитательной деятельности по изменению имеющегося отношения к своему здоровью у будущих педагогов.

Так, данные полученные по познавательной шкале методики говорят о том, что больше половины опрошенных студентов (57,5%) в лучшем случае готовы лишь воспринимать информацию по проблемам здоровья, но не проявлять инициативу по ее поиску и переработке.

Примерно равное количество студентов оказалось на высоком и низком уровнях отношения к здоровью по данным практической шкалы применяемой методики исследования, т.е. лишь 40% опрошенных активно заботятся о своем здоровье (посещают спортивные секции, занимаются оздоровительными процедурами, ведут здоровый образ жизни и т.п.); примерно столько же студентов не готовы включаться в активную заботу о своем здоровье и крайне редко предпринимают активные самостоятельные действия в этом направлении.

Только 17,5% опрошенных активно заинтересованы как-то влиять на отношение к своему здоровью у окружающих людей, стимулировать их вести активный, здоровый образ жизни, в том числе и личным примером (шкала поступков).

Наконец, шкала интенсивности показывает, что почти треть опрошенных студентов (30%) находится в «зоне риска», т.е. имеет место высокая степень вероятности, что они не будут целенаправленно вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье.

Распределение диагностических данных об отношении к здоровью у студентов в зависимости от их локуса контроля представлены в таблице 2.

Таблица 2

Специфика отношения к здоровью у студентов в соответствии с их уровнем субъективного

контроля (в%)

Шкала Интернальный локус контроля Экстернальный локус контроля

Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.

Эмоциональная шкала 27,3 50 22,7 16,7 50 33,3

Познавательная шкала 27,3 22,7 50 11,1 22,2 66,7

Практическая шкала 50 18,2 31,8 27,7 33,3 39

Шкала поступков 31,8 36,4 31,8 0 50 50

Интенсивность 22,7 54,6 22,7 11,1 50 38,9

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что по всем показателям отношения к здоровью экстерналы имеют большее количество значений, характерных для низкого уровня. Т.е. они меньше склонны прислушиваться к различным проявлениям своего организма, меньше заинтересованы в активном поиске информации по вопросам здоровья, реже предпринимают самостоятельные действия по укреплению своего здоровья, не стремятся влиять на свое окружение и в соответствии со всем этим больше находятся в «зоне риска» возникновения различных проблем со здоровьем. И наоборот, если сопоставить столбцы таблицы, отвечающие за высокий уровень проявления отношения к своему здоровью, то по всем показателям будут выше значения у лиц с интернальным локусом контроля.

Методика «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской построена как опросник, содержащий вопросы закрытого и открытого типа, и помогает углубить представления о том, как проявлены когнитивный, эмоциональный, поведенческий и ценностно-мотивационный компоненты отношения к здоровью у наших респондентов. Поскольку методика предполагает одновременное наличие сразу нескольких возможных вариантов ответа на каждый ее вопрос каждым испытуемым, приведем средние данные по обследуемой выборке студентов.

Данные, полученные по вопросам ценностно-мотивационного блока методики позволяют судить о месте здоровья в иерархии ценностных ориентаций студентов, а также о возможных причинах недостаточной заботы о своем здоровье. Так, в иерархии терминальных ценностей студенты распределили ценности в следующем порядке: 1) здоровье; 2) счастливая семейная жизнь; 3) материальное благополучие; 4) интересная работа; 5) независимость (свобода); 6) верные друзья; 7) признание и уважение окружающих.

Что касается иерархии инструментальных ценностей, то для достижения успеха в жизни студенты считают необходимыми прежде всего проявления упорства и трудолюбия, а затем способностей. Состояние здоровья занимает третье место в рейтинге «инструментов» достижения жизненного успеха. Далее по убывающей идут ценности «хорошее образование», «материальный достаток», «поддержка друзей и знакомых» и «везение».

На первый взгляд, данное соотношение терминальных и инструментальных ценностей свидетельствует о том, какое важное место в своей жизни студенты отводят вопросам сохранения и укрепления здоровья. Однако, распределение ответов на вопрос о причинах недостаточной или нерегулярной заботы о своем здоровье, дает повод усомниться в этом. Распределение получилось следующим в порядке убывания значимости: 1) «у меня нет на это времени»; 2) «не хватает силы воли»; 3) «есть более важные дела»; 4) «необходимы большие материальные затраты»; 5) «в этом нет необходимости, так как я здоров(а)»; 6) «нет соответствующих условий»; 7) «нет компании (одному скучно)»; 8) «нет необходимых знаний для этого»; 9) «не хочу себя ни в чем ограничивать».

Как мы видим, за исключением недостаточного уровня силы воли, большинство выбранных в порядке важности причин носит «объективный» характер: время, дела, деньги и т.д. Таким образом, можно предположить либо тенденцию перекладывать ответственность за состояние собственного здоровья с себя на других, либо все-таки еще недостаточный уровень осознанной значимости здоровья: здоровье является провозглашаемой ценностью («социально приветствуемой»), но еще не стало личностно значимой.

Эмоциональный блок методики с помощью ранжирования средних значений выявляет особенности эмоциональных переживаний, связанных с состоянием здоровья. В качестве наиболее часто испытываемых эмоциональных переживаний в ситуации, когда со здоровьем все благополучно, студенты назвали следующие из 10 предлагаемых (в порядке убывания): спокойствие, счастье, внутреннее удовлетворение, радость и отсутствие угрозы. Интересно, что на предпоследнем, девятом, месте оказалось «чувство уверенности в себе».

Что касается возможных сдвигов в эмоциональном состоянии в ситуации ухудшения здоровья, то студенты отметили следующие (в порядке убывания): 1) «я озабочен»; 2) «я расстроен»; 3) «я чувствую себя подавленно»; 4) «мне страшно»; 5) «я встревожен и сильно нервничаю».

Не характерными для данной группы испытуемых в случае ухудшения здоровья оказались такие эмоциональные состояния, как раздражение, сожаление, чувство вины, стыд и спокойствие.

Как видим, возникновение проблемных ситуаций со здоровьем вызывает достаточно сильную эмоциональную реакцию у респондентов, что еще раз свидетельствует о значимости здоровья как ценности для них. Но характер этих эмоциональных реакций снова говорит нам о недостаточной степени развития интернальности в сфере здоровья. Так как страх, тревога, состояние подавленности и т.п. являются чаще ответом на «внешние» по отношению к человеку «угрозы». В то время, как стыд, вина, сожаление заставляют задуматься о собственной роли в происходящих событиях.

Когнитивный блок методики диагностирует представления человека об основных факторах, влияющих на его состояние здоровья, а также помогает определить значимость различных источников информации, формирующих эти самые представления.

Ранжирование средних значений по вопросу о факторах, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние здоровья, показало следующие результаты в студенческой выборке (в порядке убывания значимости): 1) образ жизни; 2) особенности питания; 3) недостаточная забота о своем здоровье; 4) экологическая обстановка; 5) качество медицинского обслуживания; 6) вредные привычки; 7) профессиональная деятельность.

Анализ результатов ранжирования по этому вопросу показывает наличие двух интересных фактов. Первый: несмотря на то, что половина студентов (50%) формулируют понятие здорового образа жизни как отсутствие вредных привычек, сами эти вредные привычки занимают в их сознании лишь шестое, предпоследнее, место среди факторов, определяющих состояние их здоровья... Второй: профессиональная деятельность занимает последнее место в получившемся перечне факторов. Это при том, что исследование проводилось на группе студентов - будущих педагогов профессионального обучения и на момент исследования все его участники в соответствии с учебным планом их подготовки уже изучили учебные дисциплины, раскрывающие закономерности профессиональной деятельности человека (в том числе проблемы кризисов профессионального развития, внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения, профессиональных деструкций личности, профессионального «выгорания», профессионального здоровья и т.п.). Эти два факта, на наш взгляд, также свидетельствуют о еще недостаточно осознанном, внутренне противоречивом, подверженном влиянию социальных стереотипов отношении студентов к здоровью.

Что касается источников своей осведомленности в области здоровья, студенты расставили приоритеты в следующем порядке: врачи; друзья и знакомые; радио и ТВ; научно-популярные книги о здоровье; газеты и журналы.

Поведенческий блок методики характеризует особенности связанного со здоровьем поведения, выявляет приверженность здоровому образу жизни. И здесь мы снова видим противоречие. В данном случае противоречие между когнитивным и поведенческим аспектами отношения к здоровью. В частности, при ответе на вопрос о действиях в случае недомогания вариант «обращаюсь к врачу» занял третье место из четырех возможных. В первом приоритете студенты выбрали «самостоятельно принимаю меры, исходя из своего прошлого опыта», во втором - «обращусь за советом к друзьям, родственникам, знакомым». Это при том, что, как сказано выше, мнение врачей является по мнению респондентов самым авторитетным для них.

Данные, зафиксированные в таблице 3, отражают регулярность предпринимаемых студентами действий для поддержания своего здоровья.

Таблица 3

Действия студентов по поддержанию своего здоровья (в%)

Действия Постоянно Часто Периодически Редко Никогда

Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег и т.п.) 12,8 56,4 7,7 20,5 2,6

Придерживаюсь диеты 10,3 20,5 20,5 28,2 20,5

Забочусь о режиме сна и отдыха 18 33,3 7,7 15,4 25,6

Закаляюсь 2,6 10,3 0 41 46,1

Посещаю врача с профилактической целью 7,7 18 18 28,2 28,2

Слежу за своим весом 15,4 41 10,3 15,4 18

Хожу в баню (сауну) 23,1 28,2 7,7 15,4 25,6

Избегаю вредных привычек 48,7 28,2 10,3 10,3 2,6

Посещаю спортивные секции 23,1 25,6 2,6 23,1 25,6

Практикую специальные оздоровительные системы (йога и др.) 5,2 20,5 2,6 25,6 46,1

Данные таблицы 3 подтверждают ранее отмеченные тенденции: приоритетным способом поддержания здоровья студенты считают избегание вредных привычек и занятие физическими упражнениями, а также отслеживание изменения своего веса; большинство опрошенных (56,4%) редко или никогда не посещают врачей с профилактической целью (еще раз видим отмеченное ранее противоречие между поведенческим и когнитивным компонентами отношения к здоровью). Из редко применяемых или совсем не используемых способов поддержания здоровья выделяются два: закаливание и специальные оздоровительные системы.

Выводы. Проблема сохранения и поддержания здоровья является актуальной на всех уровнях ее проявления: государственном, социальном, профессиональном, личном. Особую важность вопросы осознанного и ответственного отношения к своему здоровью приобретают в юношеском возрасте - периоде личностного самоопределения, когда выстраивается иерархия ценностных ориентаций и жизненных смыслов человека. Отношение к здоровью складывается из четырех компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного, эмоционального и поведенческого. Проведенное исследование на выборке испытуемых -будущих педагогов профессионального обучения показало, как общую осознанную значимость для студентов ценности здоровья, так и внутреннюю противоречивость между компонентами отношения к здоровью и недостаточный уровень развития интернальности в сфере здоровья, что обуславливает целесообразность целенаправленной воспитательной деятельности в вузе в этих направлениях.

Литература:

1. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

3. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=180402&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0 .25650848400645043#02958994536381496 (дата обращения: 17.11.2019)

5. Устав Всемирной Организации Здравоохранения URL: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/constitution (дата обращения: 17.11.2019)

6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с.

Психология

УДК:159.9.01

кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород);

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Шутенко Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Освещаются актуальные научные аспекты проблемы самореализации в современных условиях. Представлены основные направления и парадигмы исследования данной проблемы в отечественной и западной психологической науке. Предложена и раскрыта совокупность ведущих подходов для продуктивной разработки проблемы самореализации личности с учетом современных общенаучных тенденций. Показано назначение и роль высшей школы как института самореализации студентов в условиях глубоких трансформаций социальной ситуации развития.

Ключевые слова: самореализация, научные подходы, высшая школа, личность, цивилизационные трансформации, социокультурная парадигма.

Annotation. The article highlights the topical scientific aspects of the problem of self-realization in the current conditions. The authors present the main directions and paradigms of the study of this problem in domestic and Western psychological science. They offer and disclose a set of leading approaches for productive development of the problem of personal self-realization, taking into account modern general scientific trends. Show the mission and the role of higher education as an institution of students' self-realization in conditions of deep transformations of the social situation of development.

Keywords: self-realization, scientific approaches, higher school, personality, civilizational transformations, sociocultural paradigm.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-01151 «Самореализация студенческой молодежи как показатель и фактор ее психологического здоровья в условиях социокультурных вызовов российскому обществу» на 2018-2020 годы

Введение. В современных условиях глубокой трансформации и обострения гуманитарных и психологических проблем возникает необходимость переосмысления и серьезной научной рефлексии фундаментально-экзистенциальных основ становления и целостного развития человека, включенного в новые, немыслимые прежде, информационно событийные и десоциализирующие потоки, во многом деформирующие традиционную цивилизационную матрицу полноценного психологического развития [2; 11; 17]. Вопрос о том, сможет ли современный человек, и прежде всего молодежь, обрести полноценное самосознание, возможность раскрытия и реализации внутренних физических и духовных сил выходит на первый план социально-гуманитарного и психологического сознания [12].

Развитие личности неотрывно от процесса образования. Именно в сфере обучения и воспитания закладываются основы ментального строя и внутренний мир будущих поколений. Особое место в этом становлении занимает высшая школа. Она вводит молодого человека в мир профессии, открывает высоты научного познания, опыта культуры мышления и понимания реальности, формирует картину мира и своего места в нем [4]. В онтогенетическом измерении обучение в высшей школы выпадает на юношеский возраст, в котором закладываются важнейшие структуры личности ее самосознания, ценностные ориентации, убеждения и пр. От устойчивой и эффективной работы высшей школы во многом зависит устойчивость и культурная дееспособность личности. Неслучайно текущий кризис высшей школы как социокультурного и воспитательного института обусловил кризисные процессы в молодежном сообществе, теряющем свою ценностную устойчивость, культурную идентичность, способность к творчески-созидательной деятельности и пр. [12].

Несомненно, что институт высшей школы нуждается в своем укреплении и совершенствования с точки зрения возможностей для полноценного развития личности студента, внедрения гуманитарных стандартов и методов измерения качества вузовского образования. Сегодня успешная подготовка в вузе должна создавать условия для самореализации студентов, способствовать их разностороннему развитию как субъектов разнообразных форм деятельности: (образовательная, научно-исследовательская, инновационная, профессиональная, гражданская, спортивная, волонтерская и др.) [19].

Изложение основного материала статьи. Проблема самореализации активно разрабатывается учеными различных отраслей гуманитарной науки. Исследование этой проблемы как самостоятельной междисциплинарной сферы складывается на трех уровнях научного поиска - философском, социологическом и психологическом [8]. Если на первом и последнем уровнях объектами изучения выступают соответственно человек как род и человек как вид (индивид), то на втором уровне объектом является социум как конкретная общественная структура, представляющая совокупность условий самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.