Научная статья на тему 'Характеристика валеологической установки у юношей Прибайкалья'

Характеристика валеологической установки у юношей Прибайкалья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / STUDENTS / HEALTH / COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL COMPONENT / BEHAVIORAL COMPONENT / MOTIVATIONAL COMPONENT / VALEOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Амбарцумян Рима Агасовна

Представлена на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях самосознания характеристика внутренней картины здоровья студентов Иркутского национального исследовательского технического университета. У большей части студентов установлено положительное отношение к своему здоровью, достаточно высокая степень приверженности опрошенных здоровому образу жизни и двигательной активности, связанной со здоровьем. Вместе с тем выявлены студенты с низким уровнем мотивации на поддержание здоровья, у некоторых отмечается ошибочная ориентация на получение профессиональной помощи при недомогании, установлено потребительское отношение к своему здоровью. Результаты исследования позволяют разработать и применить в физическом воспитании студентов личностно-ориентированные здоровьесберегающие программы валеологических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Амбарцумян Рима Агасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF VALEOUSTANOVKI IN THE YOUTHS OF THE BAIKAL REGION

The characteristic of the internal picture of the health of the students of Irkutsk national research technical university is represented at the cognitive, emotional and behavioral levels of self-consciousness. In the larger part of the students is established positive relation to their health, sufficiently high degree of the adherence of those interrogated to the healthy means of life and engine activity, connected with the health. Students with the low level of motivation for the maintenance of health are at the same time revealed, the faulty orientation to obtaining of professional aid with the indisposition is noted in some, consumer relation to its health is established. The results of a study make it possible to develop and to use in the physical training of students the personaloriented health saving programs of valeological occupations.

Текст научной работы на тему «Характеристика валеологической установки у юношей Прибайкалья»

10. Топоркова, О. В. Особенности взрослого учащегося и их учёт в организации процесса обучения (на материале дополнительного образования взрослых Великобритании) [Электронный ресурс] / О. В. Топоркова. Режим доступа: www.elib.vstu.ru . Дата обращения: 15.07.2018.

Педагогика

УДК 37.042; 37.04-053

доктор медицинских наук, доцент Колокольцев Михаил Михайлович

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск); старший преподаватель Амбарцумян Рима Агасовна

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск)

ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ У ЮНОШЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ

Аннотация. Представлена на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях самосознания характеристика внутренней картины здоровья студентов Иркутского национального исследовательского технического университета. У большей части студентов установлено положительное отношение к своему здоровью, достаточно высокая степень приверженности опрошенных здоровому образу жизни и двигательной активности, связанной со здоровьем. Вместе с тем выявлены студенты с низким уровнем мотивации на поддержание здоровья, у некоторых отмечается ошибочная ориентация на получение профессиональной помощи при недомогании, установлено потребительское отношение к своему здоровью. Результаты исследования позволяют разработать и применить в физическом воспитании студентов личностно-ориентированные здоровьесберегающие программы валеологических занятий.

Ключевые слова: студенты, здоровье, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, мотивационный компонент, валеологическая подготовка.

Annotation. The characteristic of the internal picture of the health of the students of Irkutsk national research technical university is represented at the cognitive, emotional and behavioral levels of self-consciousness. In the larger part of the students is established positive relation to their health, sufficiently high degree of the adherence of those interrogated to the healthy means of life and engine activity, connected with the health. Students with the low level of motivation for the maintenance of health are at the same time revealed, the faulty orientation to obtaining of professional aid with the indisposition is noted in some, consumer relation to its health is established. The results of a study make it possible to develop and to use in the physical training of students the personal- oriented health saving programs of valeological occupations.

Keywords: students, health, cognitive component, emotional component, behavioral component, motivational component, valeological preparation.

Введение. Считается, что здоровье человека является глобальной составляющей его существования [13]. По определению ВОЗ понятие «здоровье» подразумевает полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней [5]. Поступательное движение общества к благосостоянию во многом определяются гармоничным развитием физического, соматического, психического и нравственного здоровья его граждан [3].

Многогранность здоровья, в той или иной мере, рассматривается в педагогике, психологии, социологии, экологии, физической культуре и др. гуманитарных науках. Возникающие у людей проблемы в состоянии здоровья традиционно решаются клинической медициной. На состояние здоровья человека влияют разнообразные внешние (социально-бытовые условия проживания, профессия, качество здравоохранения, экология и др.) и внутренние факторы (образ жизни, компетентность человека в вопросах валеологии, мотивация к укреплению своего здоровья) [1, 7]. Внутренняя картина здоровья относится к числу первостепенных и наиболее значимых психологических компонентов здоровья и изучение вопроса отношения человека к своему здоровью продолжает оставаться актуальными [9].

Уровень устойчивости организма человека к воздействию негативных факторов внешней и внутренней среды в значительной мере может зависеть от его мотивации к ведению здорового образа жизни [5, 11].

Как отмечает Р.А. Березовская, отношение к здоровью определяется как «система избирательных связей индивида с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или угрожающих здоровью людей, а также отражающее определенную оценку человеком своего физического и психического состояния» [1].

По определению И.В. Журавлевой отношение к здоровью рассматривается как социокультурный феномен, как механизм совершенствования здоровья на уровне индивида, группы и общества [6].

Неслучайно, особое место занимают вопросы индивидуальной ответственности человека за состояние своего здоровья [6, 9]. Это закреплено в статье 27 закона Российской федерации от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации», где указано, что обязанностью граждан является забота о своем здоровье.

Многими отечественными исследователями отмечается низкий уровень физического и соматического здоровья современной молодежи [8, 15]. По состоянию здоровья студентов можно отнести в группу риска [12]. Это связано со сложностью адаптации организма к новым условиям обучения и проживания, значительными учебными и психоэмоциональными нагрузками [8], низкой двигательной активностью [14], нарушением режима труда и отдыха, широким распространением социально-негативных явлений в молодежной среде [4] и др. факторами.

В отечественной валеологии вопросы о психологических механизмах отношения человека к своему здоровью и методических принципах обучения эффективным стратегиям здоровьеформирования разработаны недостаточно [1, 12]. Поэтому, считаем, что формирование валеоустановки у молодежи, в частности, студентов способствует повышению качества жизни и профессионального долголетия. Неполная информация об особенностях внутренней картины здоровья студентов технического вуза Прибайкалья определили выбор темы данного исследования.

Изложение основного материала статьи. Цель работы. Дать характеристику валеостатуса студентов технического вуза Прибайкалья на когнитивном, эмоциональном, ценностно-мотивационном и поведенческом уровнях самосознания.

Материал и методы исследования.

В 2018 г. опрошено 203 студента 3 курса разных направлений обучения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ). В качестве психодиагностического инструментария использовали опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской [2], включающий 10 вопросов для оценки по шкалам когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностно-мотивационного компонентов здоровья юношей.

Для интерпретации полученных данных использовался метод подсчета количества баллов, полученных по каждому ответу на вопросы четырех шкал опросника. Затем определялось процентное количество студентов, давших ответ с определенной суммой баллов.

Первым вопросом, относящимся к когнитивной шкале, является определение понятия «здоровье». Наибольшее количество юношей (24,6%) здоровье понимают, как «нормальное физическое состояние организма человека», 24,0% опрошенных здоровье связывают с отсутствием болезней. Давая характеристику психического уровня здоровья человека 10,9% студентов, выделяют как «благополучие и оптимизм», 4,9% «хорошее самочувствие», 2,2% «хорошая выносливость», 1,6% «счастье». Как состояние полного физического и духовного благополучия отметили 14,7% опрошенных студентов. Таким образом, результаты анализа представлений студентов о здоровье свидетельствуют о том, что данное понятие связывается, прежде всего с психическим и физическим благополучием человека.

Следующим компонентом когнитивной шкалы является анализ источников информации студентов в области здоровья. Более половины испытуемых (53,2%) высоко оценили информацию, полученную от медицинских работников, от друзей и знакомых - 34,4%. На источники информации о здоровье, полученную по радио и телевидению указали 33,4% студентов. Более 25% студентов высоко оценили информацию о здоровье, полученную из научно-популярных книг о здоровье, 17,2% получают информацию при чтении газет и журналов.

К факторам, оказывающим существенное влияние на состояние здоровья, 85,5% опрошенных относят вредные привычки, образ жизни - 82,2%, особенности питания - 82,7%. На качество медицинского обслуживания, состояние экологии региона и на недостаточную заботу о личном здоровье указывают более 68% юношей в каждом из ответов. О влиянии на здоровье будущей профессиональной деятельности указали 46,8% юношей.

Эмоциональная шкала сферы личности включает вопросы, связанные с оценкой чувств студентов при разных состояниях здоровья. Если со здоровьем все благополучно, то 87,1% считают себя спокойными, 84,6% счастливы, 83,7% чувствуют себя свободными и 81,8% юношей находятся в гармонии с состоянием своего организма. Более 74% считают себя радостными, 79,9% испытывают уверенность в себе, а чувство внутреннего удовлетворения испытывают 65,0% опрошенных. Безразличие, указанное 20,6% юношами свидетельствует о том, что вопросы здоровьесбережения актуальны для большинства современной молодежи.

При ухудшении состояния своего здоровья 25,6% респондентов реагируют спокойно, 27,6% испытывают сожаление, 34,9% юношей считают себя озабоченными в такой ситуации и 12,3% опрошенных испытывают чувство вины. Треть всех опрошенных юношей (30,5%) расстроены, а 20,2% респондентов испытываю страх, 25,6% раздражены, 17,7% чувствуют себя подавленно, а 20,1% юношей встревожены и сильно нервничают. Всего 14,3% опрошенных юношей испытывают в такой момент чувство стыда.

На вопрос поведенческой шкалы, «что необходимо делать для поддержания своего здоровья», 64,0% юношей ответили, что избегают вредные привычки, 53,2% стараются больше ходить пешком. Спортивные секции посещают 37,9% юношей, 15,2% практикуют оздоровительные системы (ушу, йога и др.), 14,6% выполняют утреннюю гимнастику. Для поддержки своего здоровья в хорошем состоянии 34,9% юношей соблюдают режим учебы и отдыха, 26,0% следят за весом, 21,0% придерживается диеты. Выполняют закаливающие процедуры - 13,8% опрошенных, 11,3% юношей посещают врача. Ответ «ничего не делаю» и «другое» дали более 30% юношей.

На вопрос о действиях студентов при недомогании, 23,6% опрошенных юношей обращаются к врачу, 44,8% обращаются за советом к друзьям, а 63,5% высоко оценили ответ «сами принимаю меры», 12,6% стараются не обращать внимания на плохое самочувствие, 29,0% выбрали ответ «другое».

Для определения места понятия «здоровье» в системе ценностей студентов было задано 7 вопросов ценностно-мотивационной шкалы. В ответах у 82,7% студентов «здоровье» было приоритетным и важным. У 90,1% опрошенных важной указана позиция «верные друзья», у 83,2% «материальное благополучие», у 82,6% «независимость», у 79,9% «счастливая семейная жизнь», у 74,8% «интересная работа». Для 52,7 % студентов важным оказались «признание и уважение окружающих».

Для выяснения важности условий, позволяющих добиться успеха в жизни, был предложен еще вопрос ценностно-мотивационного компонента. На упорство, как важное условие, указали 94,0%, наличие способностей - 85,1% и иметь хорошее образование - 68,4% респондентов. На важность здоровья, как условие успешной жизни, указали 68,9% опрошенных студентов.

К ценностно-мотивационной сфере личности отнесен вопрос о причинах недостаточной или нерегулярной заботы о своем здоровье. Более 21% юношей считают себя здоровыми и поэтому им не следует заботиться о своем здоровье. У 37,4% студентов не хватает силы воли для заботы о своем здоровье, а у 33,9% опрошенных юношей нет на это времени.

Более трети опрошенных студентов считают, что для поддержания своего здоровья необходимы большие материальные затраты, 26,1% ответили как «есть более важные дела». Каждый пятый опрошенный ответил «одному скучно» и «не хочу себя ни в чем ограничивать», а 19,2% респондентов не знают мер, которые могут поддержать здоровье.

Выводы. В основном представление студентов о понятии «здоровье» связано, прежде всего, с психическим и физическим благополучием человека. Полное определение понятия «здоровье», схожее с определением ВОЗ, дают всего 14,7% опрошенных студентов.

Более половины юношей важное значение придают информации о здоровье, полученной от врачей-специалистов (53,2%), друзей и знакомых (34,4%) и 33,4% получают знания из средств массовой информации.

Установлено, что для трети студентов понятие здоровья не является одним из условий для достижения успеха в жизни.

У юношей присутствует положительная мотивация к здоровому образу. Более 85% юношей высоко оценили влияние на здоровье вредных привычек, образа жизни (82,2%), особенности питания (82,7%).

Когда со здоровьем все благополучно, считают себя спокойными 87,1% опрошенных юношей. Однако, когда узнают об ухудшении своего здоровья спокойными чувствуют лишь 25,6% из них. Эти показатели свидетельствуют о том, что вопросы собственного здоровья актуальны для молодежи.

Для поддержания здоровья 64,0% юношей ответили, что избегают вредных привычек, а более половины из них стараются больше ходить пешком, более трети посещают спортивные секции, 15,2% практикуют оздоровительные системы (ушу, йога и др.), а 14,6% используют утреннюю гимнастику. Чтобы поддержать состояние своего здоровья юноши используют другие правила ЗОЖ: контроль массы тела, соблюдение режима учебы, сна и отдыха и т.д. Медицинские учреждения посещает только 11,3% юношей, а при возникновении заболевания к врачам обращается только 23,6%.

К основным причинам недостаточной заботы о здоровье большинство юношей отнесли такие пункты, как «нет силы воли», «есть более важные дела». Это может говорить о том, что юноши все же не до конца понимают всю важность и первостепенность профилактической заботы о состоянии своего здоровья.

Таким образом, изучение внутреннего здоровья и мотивации студентов к ведению здорового образа жизни позволяет педагогическому коллективу вуза разработать и применить в физическом воспитании личностно-ориентированные здоровьесберегающие программы валеологических занятий.

Литература:

1. Березовская Р.А. Отношение к здоровью / Р.А. Березовская // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - С. 100-110.

2. Березовская Р.А. Отношение к здоровью // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2013. 400 с.

3. Больных М.А. Отношение к здоровью студентов-первокурсников медицинского вуза (на примере факультета клинической психологии) / М.А.Больных // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2015. - № 6(33). URL: http://sibac.info/archive/guman/6(33).pdf (дата обращения: 23.12.2018).

4. Волохова Н.П. Особенности влияния социального окружения студента на приобщение к здоровому образу жизни / Н.П.Волохова // В мире научных открытий. - 2011. - №9. 1 (21). - 399-407

5. Сайт Всемирной организации здравоохранения. Проект Руководства по осуществлению глобальных ускоренных действий по охране здоровья подростков (AA-HA!) https://www.who.int/matemal_child_adolescent/topics/adolescence/framework-accelerated-action/ru/

6. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М., 2006. - 238 с.

7. Знаменок О.Н. Критерии определения здорового образа жизни у современной молодежи / О.Н.Знаменок // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11-6. - С. 854-857; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9494 (дата обращения: 23.12.2018).

8. Колокольцев М. М. Соматотипологическая оценка студентов-юношей с разным уровнем функционального состояния / М. М.Колокольцев // Гигиена и санитария. 2017. - №5. - С. 478-483.

9. Корнилова Д.С. Отношение к здоровью у сотрудников полиции Приморского края / Д.С.Корнилова, Ю.И.Петрова, О.Б.Асриян, И.И.Черемискина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www.science-education.ru/121-19585 (дата обращения: 01.01.2019)

10. Кузнецова Л.Б. Динамика внутренней картины здоровья студентов / Л.Б. Кузнецова; НИУ БелГУ // Психология обучения. - 2011. - №7. - С. 54-68.

11. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во Института практической психологии; -Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. - 356 с.

12. Островский А.М. Особенности отношения к своему здоровью у белорусской молодежи / А.М.Островский // Журнал SCI-ARTICLE.RU. - №2 (октябрь). - 2013.

13. Рахимова Е.А. Отношение к здоровью учащейся молодежи / Е.А.Рахимова // Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - 9 (91). - C. 134-139

14. Iermakov S.S. Features of motivation of students to application of individual programs of physical selfpreparation / S.S.Iermakov, P.I.Ivashchenko, V.V.Guzov // Physical Education of Students. - 2012. - Vol. 4. -P. 59-61.

15. Kopylov Yu.A. The concept of structure and content of health-related trainings for higher educational establishments' students / Yu.A.Kopylov, L.N.Jackowska, M.D.Kudryavtsev, V.A.Kuzmin, I.A.Tolstopyatov, & S. S. Iermakov // Physical Education Of Students. - 2015. - 19(5). - 23-30. doi:10.15561/20755279.2015.0504.

Педагогика

УДК 796.894

магистрант Кондратюк Андрей Иванович

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск),

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

доцент Клепцова Татьяна Николаевна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, (г. Красноярск);

доцент Иванов Игорь Анатольевич

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Галимова Алена Геннадьевна

Восточно - Сибирский институт МВД России (г. Иркутск)

ФИТНЕС КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ОЗДОРОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. На сегодняшний день мир спорта предлагает большое разнообразие увлечений, благодаря которым улучшается здоровье человека и сопротивляемость организма разным заболеваниям. Одним из этих увлечений является фитнес. Фитнес - программы предлагают большой выбор разновидностей тренировок каждой категории граждан, в том числе и студентам. Данная статья содержит материал, который раскрывает целевую направленность и характеристику влияния на организм современных фитнес - программ.

Ключевые слова: фитнес, фитнес - программы, фитнес - клуб, групповые тренировки, оздоровление студентов, оздоровление населения.

Annotation. Today the world of sports offers a wide variety of Hobbies, which improves human health and body resistance to various diseases. One of these Hobbies is fitness. Fitness programs offer a wide range of types of training for each category of citizens, including students. This article contains material that reveals the target orientation and characteristics of the impact on the body of modern fitness programs.

Keywords: fitness, fitness programs, fitness club, group training, health improvement of students, health improvement of the population.

Введение. В настоящее время становится абсолютно очевидным, что фитнес - это улучшение силовых характеристик своего тела, правильное функционирование организма, воспитание внутренней дисциплины посредством собственных волевых усилий, стремление к совершенствованию, к снятию физического напряжения и психологической нагрузки. Путь к реализации вышеуказанных направлений включает в себя понятие «современный фитнес». В данной работе обосновывается практическая польза занятий фитнесом, как основного современного средства для оздоровления населения в целом и студенческой молодёжи, в частности [5].

Формулировка цели статьи. Целью данной работы является определение самого понятия «фитнес»; выявление основных потенциальных клиентов фитнес-клубов в молодёжной среде; определение видов тренировок; раскрытие основных направлений в фитнесе с позиции показаний к занятиям и некоторых ограничений к занятиям этим видом оздоровительной физической культуры.

Изложение основного материала статьи. Современный фитнес включает в себя множество различных видов тренировок. Каждый человек сможет найти или разработать, необходимую именно для него, систему тренировок. Как правило, в фитнес клубах есть 3 зоны: бассейн, тренажёрный зал и место для проведения групповых программ тренировок. В каждом подразделении есть состав опытных тренеров, с которыми можно заниматься индивидуально и получить высококвалифицированную консультацию [1, 4]. Людей, приходящих в фитнес - клуб можно разделить на несколько групп:

1. Люди, занимающиеся спортом давно, приходящие с конкретной целью увеличить показатели силы и выносливости;

2. Люди, которые приходят для приведения тела в форму к праздникам и открытию купального сезона;

3. Люди, приходящие для удовлетворения социальных потребностей в общении;

4. Пожилые люди, желающие поддержать функции тела и организма в работоспособном состоянии как можно дольше.

Если с тренажерным залом и бассейном все понятно, то в групповых программах спектр физических нагрузок значительно шире: занятия с собственным весом, с различного рода утяжелителями; упражнения на ковриках, в гамаках; направленные на развитие всех групп мышц или на конкретные, отдельно взятые, а также танцы, растяжка или аквааэробика [2].

Условно можно разделить все виды групповых тренировок на несколько направлений:

* Аэробные тренировки;

* Силовые тренировки;

* Смешанные тренировки (кардио + сила);

* Танцевальные тренировки;

* Низкоударные тренировки.

Групповые программы разработаны с учётом множества особенностей человеческого тела, позволяющих без вреда для организма улучшать показатели работоспособности своего тела, выраженных в характеристиках силы и выносливости и поддерживать оптимальное функционирование всего организма [1, 3].

Сразу стоит оговорить общие ограничения для занятий фитнесом:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.