Научная статья на тему 'Потребности и интересы студентов с ослабленным здоровьем в области физической культуры'

Потребности и интересы студентов с ослабленным здоровьем в области физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / STUDENTS / HEALTH / PHYSICAL TRAINING / NEEDS / INTERESTS / VALUES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Страхова Ирина Борисовна

В статье рассматриваются элементы мотивационного механизма занятий физической культурой у студентов с ослабленным здоровьем. Представлены результаты социологического исследования по изучению отношения к здоровью, мотивации занятий физической культурой, использования средств физической культуры в повседневной жизнедеятельности студенческой молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICALLY FRAGILE STUDENTS’ NEEDS AND INTERESTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL TRAINING

The paper looks at some elements of the motivation mechanism of medically fragile students’ involvement in physical training. The results of sociological research on their attitude towards health, motivation for physical training, use of physical training in everyday life of this category of young generation are presented.

Текст научной работы на тему «Потребности и интересы студентов с ослабленным здоровьем в области физической культуры»

УДК 378

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ирина Борисовна Страхова

Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и социологии управления, тел. (383)243-95-01

В статье рассматриваются элементы мотивационного механизма занятий физической культурой у студентов с ослабленным здоровьем. Представлены результаты социологического исследования по изучению отношения к здоровью, мотивации занятий физической культурой, использования средств физической культуры в повседневной жизнедеятельности студенческой молодёжи.

Ключевые слова: студенты, здоровье, физическая культура, потребности, интересы, ценности, мотивация.

MEDICALLY FRAGILE STUDENTS' NEEDS AND INTERESTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL TRAINING

Irina B. Strakhova

Novosibirsk State University of Economy and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, Ka-menskaya Street 52, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department of Social Communications & Management Sociology, tel. (383)243-95-01

The paper looks at some elements of the motivation mechanism of medically fragile students' involvement in physical training. The results of sociological research on their attitude towards health, motivation for physical training, use of physical training in everyday life of this category of young generation are presented.

Key words: students, health, physical training, needs, interests, values, motivation.

Внимание к проблеме здоровья определяется его значением для развития, как отдельного человека, так и общества в целом. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия, в конечном счете, определяются уровнем здоровья. Современное студенчество является одной из наиболее уязвимых групп населения в отношении сохранения и укрепления здоровья. Результаты научных исследований свидетельствуют о низком уровне здоровья студенческой молодёжи, неадекватном отношении к здоровью и сниженной мотивации занятий физической культурой [3,5,6]. Это означает, что наиболее активная и трудоспособная часть общества испытывает трудности в построении и реализации жизненных планов и перспектив.

Условием и предпосылкой социальной активности человека является здоровый образ жизни (ЗОЖ), который предполагает целенаправленное формирование сознания и поведения в соответствии с требованиями здоровья. Среди факторов ЗОЖ особым образом выделяется такой фактор как двигательная ак-

тивность, от которого в значительной степени зависят уровень физического развития и гармоничность морально-волевых и ценностно-мотивационных качеств личности. Значение физической культуры как формы организованной двигательной активности состоит в том, что она позволяет соединить социальное и биологическое в развитии человека. Мотивация физической активности -особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности, работоспособности и устойчивого психоэмоционального состояния. Низкий уровень мотивации занятий физической культурой у студентов связан не только с трудностями организационного характера, но, прежде всего, с необходимостью учета потребностно-мотивационной сферы личности, её ценностных ориентаций, интересов, индивидуальных свойств и особенностей.

Актуальность исследования мотивационного механизма личности, который включает в себя потребности, интересы молодежи в области физической культуры, ценности здоровья и ЗОЖ, мотивы физической активности определила цель проведенного нами в 2015 году социологического исследования по изучению отношения студентов с ослабленным здоровьем к физической культуре. Реализация цели потребовала решения следующих задач: изучить отношение студентов к здоровью; определить мотивацию занятий физической культурой; изучить использование средств физической культуры в повседневной жизнедеятельности студентов; определить факторы, влияющие на отношение студентов к физической культуре. В анкетном опросе приняли участие 134 студента специальной медицинской группы 1, 2 и 3 курсов обучения Сибирского института управления - филиала РАНХиГС.

По результатам нашего исследования здоровье занимает одну из лидирующих позиций (29%) в системе ценностей молодежи наряду с ценностями семьи (38%), материального благополучия (26%) и образования (18%). По самооценке примерно поровну респондентов считают своё здоровье хорошим (43%) и удовлетворительным (44%) и 13% - плохим. В ответах на вопрос о наличии заболеваний студенты чаще других указывают патологии опорно -двигательного аппарата (59%), заболевания органов зрения (32%), лор-органов и дыхательной системы (19%). Нередко в студенческом возрасте юноши и девушки имеют по 2-3 хронических заболевания, которые являются болезнями образа жизни, потому что к их появлению приводит неправильное поведение в отношении здоровья, в частности недостаток двигательной активности.

Вместе с тем, только пятая часть респондентов (19%) отметили, что «здоровье - это самое главное в жизни». По мнению большинства «здоровьем можно пожертвовать ради достижения материального благополучия» (52%), «для реализации жизненных целей сила характера важнее, чем здоровье» (26%). Стоит отметить, что только 15% студентов считают свой образ жизни здоровым, почти четвертая часть (23%) оценивают его как нездоровый и 62% - как «здоровый в какой-то степени». При наличии свободного времени менее трети студентов (29%) предпочитают различные виды физической активности, большинство встречаются с друзьями, пользуются интернетом, слушают музыку. В

качестве причин отказа от заботы о здоровье респонденты традиционно называют нехватку времени (56%), волевых качеств (23%), недостаток денежных средств (16%). На наш взгляд, отсутствие реальных действий свидетельствует о декларативном характере отношения студентов с ослабленным здоровьем к его сохранению и укреплению и несформированной потребности заботиться о здоровье в повседневной жизни.

Неоднократно отмечалось, что для большинства студентов двигательная активность является одним из основных факторов ЗОЖ [3,5]. Так, 73% опрошенных для укрепления здоровья регулярно посещают занятия по физической культуре, пятая часть студентов (19%) ходят на занятия «иногда, по настроению». Потребности в физической культуре лежат в основе мотивационного механизма и являются побудительной и регулирующей силой поведения личности. Их многообразие включает в себя потребности в движениях и физических нагрузках, в общении и контактах, в играх, развлечениях и отдыхе, в самоутверждении и укреплении позиций своего Я, в познании, в эстетическом наслаждении и др. Мы проанализировали мотивацию студентов занятий физической культурой в ситуации сниженного уровня здоровья. Логичным представляется тот факт, что основным мотивом занятий является «сохранение и укрепление здоровья» (67%), более половины опрошенных (52%) занимаются «для улучшения внешних данных», 33% - «чтобы снять психоэмоциональное напряжение». Обращает на себя внимание низкая доля профессиональных и социально значимых мотивов. Только 11% опрошенных занимаются физической культурой для «подготовки к будущей профессиональной деятельности», 7% - чтобы «развиваться как личность, самосовершенствоваться», 5% - чтобы «быть социально активным». Традиционно высокой остаётся доля мотива «долженствования»: около трети студентов (31%) занимаются «для получения зачета», и, скорее всего, прекратили бы ходить на занятия в случае его отмены.

Одним из основных факторов, которые влияют на изменение мотивации занятий физической культурой, является курс обучения студентов (табл. 1).

Таблица 1

Мотивация занятий физической культурой студентов разных курсов

(% от числа опрошенных)

Курс обучения Мотивы занятий физической культурой

сохранить, укре- улучшить внешние снять психоэмоциональное

пить здоровье данные напряжение

1 91 39 39

3 39 71 61

Данные таблицы свидетельствуют о различии оздоровительных и психолого-значимых мотивов у студентов разных курсов обучения. Так, у студентов 1 -го курса очень высока значимость мотива «сохранение и укрепление здоровья»,

к 3-му курсу его доля снижается и возрастает значимость мотивов «улучшение внешних данных» и «снятие психоэмоционального напряжения».

Важным фактором, определяющим мотивацию студентов, является уровень организации и условия занятий на кафедре физической культуры. В ходе исследования мы проанализировали удовлетворённость студентов условиями и организацией занятий на кафедре физической культуры (табл. 2).

Таблица 2

Удовлетворенность студентов условиями и организацией занятий на кафедре физической культуры (% от числа опрошенных)

Показатели Баллы

1 2 3 4 5

Оснащение спортивных залов инвентарем и оборудованием 22 33 45

Санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов 13 33 53

Доступность учебной и методической литературы по физической культуре 3 5 18 32 42

Процесс обучения на кафедре в целом 17 40 43

По данным таблицы большая часть студентов (83%) оценивают процесс обучения на кафедре физической культуры на 4 и 5. Студенты высоко оценили санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов и оснащение их спортивным инвентарем и оборудованием. Четверть респондентов (26%) высказали претензии к уровню доступности учебной и методической литературы по физической культуре. Кроме того, по нашим данным, 28% студентов не довольны расписанием занятий, 25% не удовлетворены объемом физической нагрузки. Вместе с тем, более половины студентов (57%) отметили, что обучение на кафедре физической культуры способствует здоровому образу жизни молодёжи.

По результатам опроса большинство студентов (89%) выразили положительное отношение к физической культуре. Однако, только пятая часть респондентов (22%) регулярно занимаются физическими упражнениями самостоятельно, около половины (43%) занимаются «когда позволяет время», почти треть (28%) занимаются «от случая к случаю», 7% - не занимаются совсем. Выбор видов физических упражнений для самостоятельных занятий свидетельствует об интересах студентов в области физической культуры. Так, для самостоятельных занятий 38% студентов с ослабленным здоровьем выбирают занятия в тренажерном зале, 26% - активные виды отдыха, 12% - фитнес, 10% - йогу и восточные методики, 8% - занятия в бассейне, 5% считают, что можно ограничиться утренней зарядкой.

На наш взгляд, недостаток у студентов знаний о ЗОЖ, об особенностях воздействий физической нагрузки на здоровье и организации самоконтроля снижает мотивацию самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самооценка знаний в области физической культуры показала, что только пятая

часть студентов (20%) оценивают свои знания как «достаточные для оздоровительной деятельности», 77% указали наличие таких знаний «в какой-то степени». Это подтверждает наши выводы о низкой валеологической грамотности студентов [5,6]. Отметим, что для 47% респондентов интерес представляют знания об «особенностях образа жизни при наличии заболевания», для 34% - о самоконтроле при организации самостоятельных занятий, для 28% - об оптимальной двигательной активности и комплексах упражнений с учетом состояния здоровья.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о неадекватном отношении студентов к здоровью и сниженной мотивации занятий физической культурой при достаточно высокой оценке физической культуры как способа укрепления здоровья. Вместе с тем, формирование физической культуры личности и мотивации сохранения здоровья способствует реализации не только биологической, но, в первую очередь, социальной сущности человека. Это предполагает учет не только физических возможностей студентов, но, прежде всего, ценностных ориентаций, направленности и степени развития интересов и потребностей молодёжи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Журавлева И.В. Здоровье подростка: социологический анализ / И.В. Журавлева. — М.: Издательство института социологии РАН, 2002. — 240 с.

2. Идрисова Р.И. Изучение потребностей и интересов студентов в сфере физической культуры и здорового образа жизни / Р.И. Идрисова, Н.А. Линькова-Даниел // Физическая культура и спорт - основа здоровья нации: материалы IV студенческой заочной Международной научной конференции, посвященной 85-летию образования ИрГТУ, г. Иркутск, 27-29 апреля 2015 г. в 2 т. - Иркутск : ФГБОУ «Иркутский национальный исследовательский технический университет», 2015. — Т.1. — С. 87-89.

3. Казначеев С.В. Физическая культура и её роль в воспитании студентов нефизкультурного вуза / С.В. Казначеев, И.Б. Страхова, О.В. Лопатина // Образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 156-164.

4. Коршунова О.С. Векторы развития дисциплины «физическая культура» в высшей школе / О.С. Коршунова // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь,

2014. — С. 161-163.

5. Страхова И.Б. Валеологическое образование как фактор восстановления здоровья студентов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. -С.176-178.

6. Страхова И. Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодёжи // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ,

2015. Т. 2. - С. 168-173.

7. Щедрина А.Г. Научные основы физического воспитания студентов / А.Г. Щедрина [и др.]; Сиб. гос. ун-т путей сообщ. — Новосибирск : СГУПС, 2010. — 95 с.

© И. Б. Страхова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.